Ребриков Денис Владимирович
В жизни мне невероятно повезло, ведь моим Учителем был Лев Абрамович Остерман. В 1992-1993 годах в Московской гимназии на Юго-Западе (№ 1543) Лев Абрамович вёл у нас физику и (факультативно) спецкурс по физико-химическим методам биологических исследований (на занятия регулярно ходили человек 7-8, треть класса).
И это были два совершенно разных предмета (и, в каком-то смысле, два преподавателя). На физике Лев Абрамович частенько ссылался на параграф в учебнике, не видя смысла его пересказывать (сами прочтёте, ничего там сложного нет), а взамен рассказывал личность-формирующие истории из жизни, читал стихи или давал задачки на сообразительность (из отдельной тетради с его коллекцией хитроумных задач). До сих пор помню разбор задачи про «как поезд поворачивает, если колёса вращаются одинаково, а путь проходят разный?» - класс упорно настаивал на версии проскальзывания. Лев Абрамович был единственным преподавателем, использовавшим разноцветные мелки (насколько я помню, привезённые ему из-за границы, – не было таких в СССР)! Это были интересные уроки, на физику хотелось ходить.
Но ещё больше хотелось ходить на методы биологических исследований, где Лев Абрамович, с невероятной дотошностью, детальнейшим образом растолковывал нам глава за главой свои без преувеличения выдающиеся учебники: Методы исследования белков и нуклеиновых кислот: электрофорез и ультрацентрифугирование. М.: Наука, 1981; Исследование биологических макромолекул электрофокусированием, иммуноэлектрофорезом и радиоизотопными методами. М.: Наука, 1983; Хроматография белков и нуклеиновых кислот. М.: Наука, 1985. На этих уроках Учитель был другим: он находился в своём молекулярном мире, и бескомпромиссно настаивал на осознании нами всех методических тонкостей. Настолько бескомпромиссно, что мы, десятиклассники, кажется, и четверти сказанного не понимали. Но понимали, что это очень крутая «прокачка» мозгов (кстати, большая часть этих занятий проходила у Льва Абрамовича дома, в пяти минутах от гимназии, под чай с плюшками).
Андрей (Остерман) попросил меня рассказать, почему эти книги оказались столь популярны и полезны? Потому что они методически идеально выверены, ничего лишнего и ничего пропущенного. Это не «поваренные книги» молекулярного биолога (как, например, «Маниатис»). Это не User Manual с микролитрами. По каждому техническому нюансу автор разъясняет, на каких биофизических принципах базируется данный элемент методики и как именно описываемый параметр влияет на результат. Книги (и наши факультативные занятия) давали ПОНИМАНИЕ происходящего на молекулярном уровне. Думаю поэтому они и стали бестселлерами не только в русскоязычной научной среде, но и после перевода на английский в Springer-verlag. Оказалось, что до выхода книг Остермана никому в мире не пришло в голову разъяснить исследователю биофизические нюансы молекулярно-биологических методов. Исследователям понравился такой дотошный и честный подход.
Уверен, именно на этих занятиях (и этих учебниках) я сформировался как исследователь. Лев Абрамович задал методическое направление моей научной траектории.
Ребриков Денис Владимирович,
директор Института трансляционной медицины,
доктор биологических наук, профессор