Хлеб, вино и велосипед
Израиль. Май 2017 года |
|
Второй раз в Израиле уже лучше понимаешь, что главное правило при посещении любых святых мест – это не идти за всеми, не следовать указателям, сходить с натоптанных дорожек и оглядываться по сторонам. Если пугают и отталкивают бесчисленные экскурсанты, зеваки, паломники, попрошайки, продавцы и покупатели, то просто возьми и отойди в сторону, благо всегда есть, куда отойти. Отойди и оглянись, останься один на один с природой, и окажется, что совсем несложно представить себе, как здесь все было две тысячи лет назад.
|
|
#1 ИЕРУСАЛИМ Довольно долго ходили о стенам Старого города от Яффских до Цветочных ворот, безуспешно искали античные акведуки Вифезды, была закрыта почему-то церковь св. Анны со знаменитой акустикой, зато подземные «копи царя Соломона» за Дамасскими воротами – лучший способ прийти в себя непривычным к палестинскому солнцу москвичам. Еще, кажется, ходили смотреть «Цветочную могилу». Так что до Елеонской горы, главной нашей цели в Иерусалиме, добрались только к закату и не слишком уже бодро поднимались по ее крутым склонам. Машины тут несколько мешают, зато вдоль подъема почти нет жилых домов – только стены монастырей и пустыри. Пустыри интересней. На одном из них среди камней и выжженной травы паслось небольшое стадо овец, что в косых закатных лучах несколько ретушировало по горизонту все многоэтажки этого многотысячелетнего города. Наверху горы дорога уходит направо на самую известную смотровую площадку Иерусалима, а нам налево – там в обычном арабском квартале где-то между обшарпанной панельной пятиэтажкой и продуктовым магазином узкий проход к русскому православному Вознесенскому монастырю. Понимаем, что надо спешить – уже 7-8 вечера, монастырь закроется, но как его найти неясно – никаких указателей нет. В прошлый раз и Сашу, и меня сюда приводили, теперь же мы ищем проход сами, и gps-навигация тут не сильно помогает, особенно, когда мы упираемся в запертые ворота, на которых написано, что мы нашли верно, но все-таки опоздали. А ведь больше всего в Иерусалиме нам нужно было именно сюда – там за первым масличном садом и храмом с высокой колокольней есть еще и другой, внутренний сад, в котором начинается тропинка, сбегающая мимо молодых оливковых деревьев на другую сторону горы, прочь от Города, куда-то в неизвестность, и по этой тропинке семь лет назад перед самым отлетом я успел сделать только пару шагов, и теперь очень важно было пройти по ней уже вместе и чуть дальше. Если была бы возможность позвонить в звонок или по телефону, как-то вызвать кого-то изнутри, мы бы наверняка смогли объяснить, как нам важно оказаться внутри хотя бы на 15 минут, но никаких звонков нет. Растерянный взгляд друг на друга, машинально тяну на себя калитку еще раз, и в этот момент легкий щелчок щеколды с той стороны – и глаза в глаза маленький арабский мальчик лет пяти. Кто сказал, что ангелы должны быть белокожими? Заходим внутрь. Оказывается, калитка эта общая для русского монастыря и обычного многоквартирного палестинского дома. Пьем холодную воду из колодца. На дорожках сада и в храме в этот предзакатный час действительно нет ни одного постороннего, ни одного туриста. В монастыре вроде бы есть люди – кто-то моет в храме пол, кто-то идет с лейками к клумбам, но их как будто и нет. Нам никто не то, чтобы не сказал ни одного слова про наш неурочный визит, но даже не посмотрел косо. Мы с Сашей проходим по той самой тропе дальше, как я и хотел. И тут Саша вспоминает, что была не просто в самом Вознесенском монастыре, а именно на этой же самой тропе с мамой и одной паломницей в 2011 году – тогда же, когда и я, и что и ей тогда тоже это место показалось самым лучшим во всем Иерусалиме. Мы еще не были знакомы, но, оказывается, не только годами ходили по одним и тем же коридорам и лестницам гимназии 1543, но и выбирали одни и те же тропы и в других областях мира. Потом мы еще часа полтора сидели на траве среди оливковых деревьев, глядя на красные от заката холмы Иудейской пустыни, читая «Сына Человеческого» Александра Меня. Совершенно одни. В этом было, конечно, что-то от потерянного человеком Рая. «А в городе том сад – все травы да цветы…»
В ночи пили вино в долине Кедрона (там, где «обрывался млечный путь») и шли обратно от Львиных до Яффских ворот лабиринтом улиц ночного Старого города, впервые совершенно пустого – ни одного торговца, ни одного туриста.
|
Иерусалим. Стены Старого города |
|
|
#2 ИОРДАН Почти по всей длине реки проходит государственная граница Израиля, поэтому доступ к историческому месту Крещения Христа закрыт, и всех туристов возят на автобусах в Ярденит – месту, где Иордан вытекает из Галилейского моря. Там у небольшой запруды оборудованы купальни, устроены удобные спуски в воду, поручни, а на берегу магазины, рестораны, стена евангельских цитат о Крещении на всех языках мира, за ней большая удобная парковка. Я слышал от людей, которые здесь бывали, о том, как это плоско, буднично, как приезжаешь за чудом, а находишь самый обычный балаган. Это наверное общее впечатление при первом паломничестве на Святую землю. Но при втором ведь не будешь опять наступать на те же грабли. В Галилею мы приехали на 4 дня и остановились в Тверии (Тивериада). Оттуда до Ярденита 15 минут на обычном городском автобусе (номер 5, кажется). В полседьмого вечера здесь уже почти никого – последние экскурсионные автобусы отъезжают в Иерусалим и Тель-Авив, куда еще часа три пути, и магазины с ресторанами тоже вслед за ними закрываются. И даже тут, среди выстроенных купален, почти уже ничего не мешает сидеть и смотреть на эту медленную зеленоватую воду, различать на глубине очертания рыб. Но ведь можно пойти и дальше, куда не проедет экскурсионный автобус, куда можно дойти только пешком. Мы пересекли небольшое поле и пошли по правому берегу Иордана вниз по течению. Справа поля кукурузы и заросли камыша выше человеческого роста, а слева петляет в начинающихся сумерках загадочная изумрудная река, со стволов платанов и пальм свисают длинные лианы, и кажется, что ты уже не в Израиле, а в Лаосе на «берегу безымянной реки». Ширина тут метров семь. Кажется, совсем несложно по стволу упавшего дерева перебежать на ту сторону. Удерживаю бесстрашную Сашу от этого порыва. Стремительно темнеет – это мы не рассчитали, конечно. Минут через сорок пути небольшая плотина, по которой мы переходим на левый берег, где не сразу, но находим проход в заборе, огораживающем колхозные поля кибуца Дгания, и выходим через это жнивье обратно к шоссе уже в полной темноте, где на том же пятом автобусе уезжаем в Тверию. (Дгания – чуть ли не первый еврейский кибуц, основанный за полвека до образования государства Израиль. Перед въездом него в качестве памятника стоит подбитый в 1948 году сирийский танк, размером со средний современный джип). На следующий день мы взяли велосипеды и поехали из Тверии в противоположную сторону, на север, через все описанные в Евангелии топоноимы – Магдалу, Капернаум, Вифсаиду до места впадения Иордана в Галилейское море. Это получилось 20 км туда, 20 км обратно – по подмосковным меркам смешно, но гористый рельеф местности, палящее солнце и, главное, масса впечатлений и переживаний превратили для нас этот маршрут в настоящее испытание. Иордан выше озера совсем другой. Легкий прозрачный веселый поток. Больше всего напоминает реку Великую под Лавровским мостом. Так что даже захотелось поменять велосипед на байдарку.
|
Ярденит. Купальни на Иордане
|
|
|
#3 ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ Это была многолетняя мечта. Особенно после Иерусалима в 2011. Мне там показалось, что невиданная мной Галилея должна быть полной противоположностью этому торгующему святынями городу, его монументальным раскаленным камням. И когда в 2016-ом в Риме я, стоя посреди самого величественного в мире собора смотрел в его грандиозный купол, думая о том, что вся эта мощь выстроена во имя простого галилейского рыбака, вот тогда я понял, как действительно сильно хочу именно в Галилею. Подальше от соборов, колонн, икон, статуй и фресок. Туда, где это озеро. Где все было по-настоящему, без преломлений через призму культуры двадцати столетий. Галилейское море оказалось ровно таким, каким мы себе его и представляли. И там очень хорошо. Пожалуй, это самый главный итог, который можно сформулировать. Остальные итоги глубоко внутри, и не очень легко описываются словами.
Чтобы выйти к берегу в пустынном месте, от Тверии, где расположены все гостиницы, придется довольно далеко отойти. Если на север, то ближе, но там сперва очень промышленно, а потом дорога уходит резко вверх и проход вдоль воды становится совсем диким. Если на юг, то там бесконечные платные пляжи под вечер безлюдные и наглухо закрытые – в Израиле озеро называют Кинерет и любят ездить туда на курорт, но, видимо, с нашими майскими праздниками эти поездки не совпадают. Мы прошли, наверное, километра два вдоль этих заборов, прежде чем удалось найти не занятый никем участок берега. Там мы долго сидели у воды – ели хлеб, пили красное галилейское вино, читали. Удивительно, что горы на той стороне озера под вечер действительно становятся фиолетовыми, как написано в книге Александра Меня и как изображают на фресках. Все основные достопримечательности на северо-западном берегу. В IV веке при Елене были назначены и отмечены места Нагорной проповеди, дома Петра в Капернауме, чуда разделения хлебов и другие, возведены на этих местах храмы, затем после падения Византии столетия разрушений и войн стерли их все с лица земли, и только в конце XIX века бенедектинцы, доминиканцы и францисканцы принялись их заново искать. По изображениям на мозаиках полов византийских базилик, раскопанных после долгих годов поисков, они устанавливали, что именно за евангельское событие с точки зрения царицы Елены здесь произошло, потом выкупали у Османской империи землю и строили те монастыри, куда сегодня в обязательном порядке заезжают автобусы с туристами, желающими осмотреть Галилею. Есть и православный греческий монастырь – он в довольно тихом уединенном месте, не претендующем на особую историческую значимость. И автобусов рядом с ним меньше. Но отчего-то из пяти храмов разных христианских конфессий и орденов, через которые мы проехали в этот день, только в нем шла служба. А еще в кибуце Гиносар есть целый многоэтажный музей, построенный ради всего одного объекта, зато какого! В конце 80х годов прошлого века два парня из этого поселка обнаружили в многометровой толще ила на дне озера остов большой деревянной рыбацкой лодки, ее бережно откопали, реставрировали, ученые датировали возраст находки примерно I-III веками, и теперь все паломники заезжают в Гиносар на нее посмотреть. В других залах история кибуца, в кафе прохладный фруктовый мусс. Мы тоже заехали. Нам понравилось. Не хуже базилик с мозаичными полами. Лодка хорошая, человек двенадцать поместятся. Но главное там, конечно, не это. Дело не в отдельных точках, а в том, что между ними, в общей протяженности, в непрерывности ощущений. Это трудно почувствовать, глядя из окон огромного икаруса. По этой земле нужно ходить пешком. Хотя бы чуть-чуть. Здесь есть удивительные проселки, на которых время как будто остановилось. Такому восприятию способствует и отсутствие современной застройки, как в городах, и малонаселенность окрестностей, особенно север побережья дик и безлюден. Такое впечатление, что за 2000 лет население Галилеи порядком уменьшилось – на месте больших рыбацких поселков Копернаума и Вифании только раскопки и храмы, здесь никто не живет. Видимо, это заповедник или приграничная с Сирией конфликтная зона, начало «Голанских высот». Чуть южнее, в районе Гиносара и Магдалы, родины Марии, жизнь бьет ключом – поселки и отдельные коттеджи, виноградники, пальмовые рощи, плантации персиков и бананов, кемпинги с мороженым на берегу и прочая хозяйственная деятельность современного человека.
|
|
|
|
В одном из таких мест мы остановились на обед, привязав велосипеды на парковке рядом с очередным монастырем, кажется, как раз «преломления хлебов», вышли на берег Галилейского моря, перелезли через невысокую стену камней, отделяющих туристическое место от остального мира, достали из рюкзака все нехитрые припасы – хлеб, вино, хумус. Хумус, видимо, вместо рыбы. А рыбы в воде так много, и она так близко подходит к берегу, что кажется протяни руку и коснешься. Ветер, волны – красота. Вот куда мы мечтали попасть столько лет, вот та гладь, которая была как твердь под Его легкой поступью… И тут восторженный взгляд опускается от голубизны неба и вод в зелень прибрежных камышей, где внезапно упирается в качаемый волнами пакет, бутылку, какой-то пластиковый красный таз с отломанными ручками и прочий обычный поселковый мусор. Там, в туристической зоне, за оградой, его, наверное, убирают, а здесь не так, чтобы прямо помойка – нет, просто нагнало ветром несколько предметов, сдуло откуда-то, но ощущение сказки исчезает. Особенно этот нелепый красный тазик… Исчезает ощущение сказки, и тут ты понимаешь, что мусор этот нарушает только внешнюю гармонию, но он не может нарушить внутреннюю, потому что это и не сказка, потому что вот именно так все и было – было жарко, и люди устали, им хотелось есть, они много часов слушали Учителя, но есть им все равно хотелось, потому что они люди, и надо было их накормить, а вокруг наверняка точно также валялись пакеты, битое стекло, красные тазики, и если их не изображают на иконах, это не значит, что всего этого не было. Евангелие от Марка (6:32): «И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много,- отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?» И вот когда ты в том же самом месте только полчаса назад сам думал – не нужно ли поискать здесь магазин или хватит остатков вот этих, купленных еще позавчера в Хайфе, лепешек, то эта история вдруг превращается из притчи в совершенно понятную, бытовую, естественную ситуацию. Только тогда и обращаешь внимание на эти совершенно третьестепенной важности «двести динариев», мимо которых глаз пробегает мимо при чтении священного текста. Все это настоящее – вино, хлеб, плеск волн. И это очень сложно ощутить, выходя лишь на 15 минут из огромных кондиционированных автобусов. Когда добираешься до всего сам, то, может, успеваешь охватить за день и не так много по количеству, зато качество совсем иное, потому что ты успеваешь пережить в этих местах чисто человеческие ощущения. Как трудно идти в гору. Как жарко и хочется пить. Как хочется найти тень. Как хочется срезать путь до вон той далекой скалы, пройдя его не по дороге, а по воде… Так этот случайный мусор в волнах открыл какой-то совсем новый угол зрения на евангельский текст, на его непритушеванную простоту, на его дневниковость. То, что никогда не получается ни в каких апокрифах и стилизациях, то, что так сложно подделать, хотя кажется очень простым и незатейливым. Это и в поэзии на евангельские темы редко получается. Пожалуй, только у Пастернака, который писал о великом просто и бытово. Именно так, как написаны сами Евангелия.
|
|
|
|
"ПРОГУЛКИ
ПО ЗЕМЛЕ"
Текст об Израиле 2017 Александры Бассель Текст
об Израиле 2011 Текст
об Италии 2016
|