Школа № 635

Лев Абрамович Остерман вел математику в женской школе № 635 Свердловского района в 1953-1954 гг. Год основания школы: 1935. В 1941-1954 г. это были 2 школы - женская и мужская.

Школа 1278

Сейчас это школа № 1278 (является подразделением школы № 2054) — московская школа с углублённым изучением английского языка, математики и физики, её адрес: ул. Петровка 23/10 стр. 21.

Читать в Википедии…

Класс 1953 г.

Татьяна Денисова (Цейтлин)

Дорогой Лев Абрамович!

Очень давно, больше 70 лет назад я познакомилась с Вами. Вы пришли в нашу 635-ю девчачью школу учить нас математике. Для меня это был и раньше любимый предмет. Но вы открывали мне удивительную стройность и логику математических построений, всю её красоту. Из отвлечённого школьного предмета показали и научили осознавать всеохватывающее значения математики в любом деле - в науке, в инженерии, да и просто в жизни.

Но Вы учили нас не только математике.

Это были сложные годы – извращения в науке, отрицание новых направлений, в том числе кибернетики, гонения на учёных и писателей, бесконечные аресты. Потом – смерть Сталина. Для многих, в том числе для нас, хотя и старшеклассников, но совсем ещё не опытных девчонок, сначала шок, и далеко не сразу и не для всех наступало понимание всей неправедности, которая нас окружала. В те очень непростые годы Вы, дорогой Лев Абрамович, находили нужные слова для прозрения.

Большинство в нашем классе росли без отцов – кто-то погиб на фронте (в том числе мой отец), чьи-то отцы были арестованы, и в семьях не знали про их судьбы. Вы для нас были не только учителем, но и отцом. Отцом, с которым можно поговорить обо всём, даже о личном, получить поддержку или увидеть свою неправоту.

Вы на долгие годы оставались моим любимым учителем. К сожалению, не часто, но мы встречались в Вашем гостеприимном доме, и каждый раз, как в школе, хотелось рассказать о себе. Вы не давали прямых оценок и советов, но один-два встречных вопроса заставляли подумать в нужном направлении.

Вас уже давно нет с нами. Но навсегда осталась память о том, что в моей жизни был большой человек среди людей - МОЙ УЧИТЕЛЬ!

Л.С. Шишова (Шлеппи)

Каждому человеку важно попасть в школе к хорошему учителю. От этого во многом зависит его будущее. Мне повезло: в шестом классе к нам пришёл новый учитель математики Лев Абрамович Остерман. Учителя у нас в школе были хорошие, но для нас они были слишком «взрослые», мы учили, «зубрили», для отметки в дневнике.

А уроки математики были другие. Лев Абрамович превращал урок в творчество, чтобы мы не просто решали задачи, а искали свои новые решения. Начинался урок с устного счёта. Спасибо Льву Абрамовичу, я до сих пор считаю в уме! Иногда Лев Абрамович начинал урок с чтения стихов поэта, чей был день рождения. Я полюбила стихи

Из дневника 19 декабря 1953 года

Юбилейный вечер. Лев Абрамович читал Пушкина и Блока. Лев Абрамович создал школьную газету, всё было по-настоящему: редакторы, корреспонденты. Я была корреспондентом, он учил нас как подавать материал.

Когда заболела наши ученица Тамара Эстрина, не мы, а он Лев Абрамович приходил к ней, утешал родителей, когда её не стало.

Из дневника 23 мая 1954 года

Школьный вечер Лев Абрамович говорил о том, как мы часто не очень внимательны к человеку, а он оказывается очень хороший, что мы должны помнить Тамару Эстрину.

Лев Абрамович в 9, 10 классе был нашим классным руководителем и оставался им до самой своей смерти. После окончания школы он продолжал «будить» наши души, собирал у себя дома, читал стихи, знакомил с отрывками из своих сочинений. Спасибо, учитель, что вы были в нашей жизни!

И.В. Пиунова

Лев Абрамович пришёл к нам преподавать математику в седьмом классе, когда мы начали изучать алгебру и геометрию. Среди параллельных классов наш 7ой “Г” был далеко не лучшим по успеваемости и дисциплине. Обычно в наш класс переводили всех второгодников и направляли детей, приехавших в Москву с родителями из других городов. Именно этот класс директор школы Анна Константиновна Щуровская в качестве эксперимента поручила бывшему ученику нашей школы №635 Льву Абрамовичу Остерману, не имевшему педагогического образования, а учившемуся после демобилизации на заочном отделении физфака МГУ имени Ломоносова.

Итак, в начале учебного года в нашем классе появился новый молодой учитель в военной форме, но без знаков различия. Свой первый урок он начал необычно, а именно с обсуждения - зачем нужно изучать математику людям самых разных специальностей, а не только тем, кто собирается связать свою деятельность техническими науками и производством.

Вывод был такой - математика развивает логическое мышление человека. Вот этому и будут посвящены наши занятия.

Очень скоро мы поняли, что нашему классу повезло, что у нас появился такой учитель, и математика для многих в классе сделалось любимым предметом. Конечно, Лев Абрамович был преподаватель, как говорится, “от Бога”. Он умел так объяснить самые сложные вещи, что они прочно укладывались в наши не слишком умные головы.

Если же это не получалось с первого раза, то после уроков оставался с нами на дополнительные занятия. Всё его преподавание было неформальным и направлено на то, чтобы увлечь и заинтересовать учеников своим предметам. Мы чувствовали, что ему не безразличны наши неудачи и успехи.

Он охотно и щедро хвалил нас, если замечал старания и успехи. Так, однажды, он поставил мне за контрольную работу по геометрии не пятёрку, а шестёрку!! Отметив таким способом, что работа была безукоризненно логично обоснована. Хотя задача не была особенно сложной, и не была решена как-то оригинально - это было где-то в начале учебного года.

В начале изучения курса геометрии Лев Абрамович уделял большое внимание умению ученицы доказывать теоремы. Вызывал ученицу к доске, и надо было перед всем классом выполнить доказательство, за что ставилось оценка в журнал. Это воспитывало умение чётко, последовательно строить логическую цепочку доказательства. А это необходимо при решении геометрических задач.

Второе требование - знать наизусть, как стихи, формулировки всех пройденных теорем, казалось ненужным, необязательным. Лев Абрамович потребовал от нас завести отдельную тетрадь, выписывать в неё только формулировки всех пройденных теорем и зубрить, зубрить, зубрить. В начале урока он устраивал устные опросы по несколько человек на знание формулировок с занесением оценок в журнал.

Только когда приступили к решению задач, мы оценили, как пригодилась нам эта зубрёжка. Потому что при обдумывании решения задачи у тебя в голове как-то сама собой вдруг всплывала нужная теорема, это было подсказкой к решению. Отпадало необходимость мучительно долго вспоминать, какие же теоремы мы уже проходили.

В седьмом классе мы перешли от арифметических решений задач про движение поездов, наполнение бассейна водой и прочему, к алгебраическому способу решения - через составление алгебраического уравнения и его решение. Наибольшая трудность в начале обучения состояла в том, чтобы словесные условия задачи перевести на язык алгебры, то есть составить уравнение, связывающее между собой все компоненты условия задачи. Легко было только обозначить неизвестную величину. Мне лично очень помогла такая подсказка Льва Абрамовича — найдите в условии задачи самую длинную фразу, в которой упоминается больше всего известных величин и описано, как эти величины соотносятся между собой. И эта фразу и нужно превратить в уравнение.

Необычно проходили у нас контрольные работы. Обычно учитель писал на классной доске два варианта одинаковых по сложности. Ученицы, сидящие на партах с левой стороны, решали первый вариант, сидящие справа-решали второй вариант. Преподаватель находился в классе в течение всего урока. Лев Абрамович писал на классной доске три варианта контрольной работы разной сложности. При полностью правильном решении первого варианта можно было заработать только “тройку”, при втором варианте-максимально “четвёрку”, и только при решении третьего варианта можно было получить “пятёрку”.

Какой решать вариант каждый ученица выбирала самостоятельно. После написания вариантов на доске Лев Абрамович покидал класс до конца урока, и мы были предоставлены сами себе. Выбор варианта предоставлял некоторую трудность, потому что, не решив третий вариант можно было заработать тройку. Слишком длительный выбор сокращал время на решение контрольной работы. По звонку с урока Лев Абрамович входил в класс и собирал работы на проверку. Не помню точно, но кажется можно было, если закончил работу до конца урока, положить контрольную работу на стол учителя и выйти из класса. Уверена, что на таких контрольных не было списывания прежде всего потому, что Льва Абрамовича мы уважали и его доверие нам было очень ценно для всех.

Не уверена, что дирекция одобрила сразу такой способ проведения контрольных работ, потому что на одной контрольной работе у нас появился заведующий учебной частью Александр Александрович и просидел в течение всего урока. Но видимо результаты этой контрольной работы были не хуже, чем остальных, поэтому отмены не последовало. За время преподавания Льва Абрамовича в классе действительно улучшились результаты успеваемости по математике. Без каких-то особых мер при Льве Абрамовиче в классе на его уроках все занимались математикой, не болтали и не занимались посторонними предметами. Выполняли домашние задания. Всё это дало свои результаты.

Когда в восьмом классе Лев Абрамович не смог у нас преподавать - он закончил в этот год университет - это было для нас просто трагедией. Ученики всегда распознают в учителе Личность. Уважают такого учителя, высоко ценят и любят.

Н.Н. Абрамова

21 февраля 2023 года. Сегодня родилась Лина Львовна Эпштей. Ей девяносто пять. И в этом году было бы сто лет Льву Абрамовичу Остерману. Он родился 20 октября 1923 года.

Про эту волшебную пару можно было бы написать роман, поэму, сагу. «Сто лет одиночества» Маркеса меркнет.

Школа 635, та, что почти напротив краснокирпичного филиала МХАТа. И появляются в восьмом Лина и Лёва. С тех пор они не исчезает из нашей жизни.

Лёва, дорогой Лёва. Он неотразим. Неотразим во всём. Он учитель математики, и он наш классный руководитель. Он воин-освободитель. Он так хорош собою! Вмиг уплыли в небытие Тарзаны, Кларки Гейблы.

Он недосягаемый образец мужественности, талантов (а их не перечесть). И… внимание к нам, неоперившимся девицам четырнадцати–пятнадцати лет, едва способных раскрыть на уроке литературы образ Онегина, выучить первый закон Ньютона, отличить гипотенузу от катета. Безоглядно влюбляюсь в алгебру, геометрию, тригонометрию, во все эти таинственные формулы.

А Лина. Преподаватель логики. Это воплощение женственности, это «Песнь песней». Веснушки на нежнейшей розовой коже, копна волос, бездна ума и обаяния. Они созданы друг для друга.

И мы, их ученицы, то и дело тайком пишем на классной доске «Лина+Лёва». И замираем от предвосхищения собственных будущих романов.

Эти наши учителя отправляли нас в прекрасный и загадочный мир добра, справедливости, сопричастности всему живому.

Как много замечательных учёных вышло из наших рядов, а кое-кто пошёл своим путём - озорные Лорка Семёнова – блистательный редактор, Алка Покровская - народная артистка.

Вдруг мне стало нипочём решать сложные математические задачи, вечерами сидеть дома и запросто находить ответы по алгебре, по геометрии…

Увы! Вечные мои опоздания на урок кончались отчитыванием перед всем классом и даже исключением из комсомола. Зато в дневнике тех лет 5+, 5+, 5+

Лев Абрамович жил неподалёку, на Большой Дмитровке, и мы имели честь быть приглашаемы, время от времени, к нему домой по вечерам слушать классическую музыку. Нас, послевоенных, «недоеденных», к тому же прикармливали. Лина делала бутербродики.

Лина и Лёва, неистребимые романтики просто не могли не заражать нас своим пристрастием к миру природы, гармонии, красоты.

Однажды, ближе к выпускным экзаменам, я гуляю по Проезду МХАТа со своей собачонкой Чивкой, навстречу Лев Абрамович, остановился, сказал довольно резко: «Наташа, если не пойдёшь в МГУ на математический, можешь забыть о нашей дружбе». И – пошла поступать. Увы, не случилось.

И через год оказалась во ВГИКе, а дальше, на Союзмультфильме. Как говорил, посмеиваясь, мой муж физик-электронщик Зарем Чернов: «Пошла по лёгкому пути».

Многие, многие годы девчонки нашего класса не упускали случая побывать у Лины и Лёвы. Не только в памятные дни, но и так, запросто. Мы были близкими друзьями. Мы, ученики 635 школы, были не одиноки в этом жестоком мире, у нас были наши учителя Лина и Лёва.

Однажды встречалась с Лёвой в метро Кропоткинская, передавала ему кассету «Ёжика в тумане». Вскоре у них дома мы всей нашей школьной компанией отсмотрели фильм, я рассказала о его создателях Франческе Ярбусовой и Юрии Норштейне.

А как Лина принимала своих учениц! С какой радостью узнавали мы об их сыне Андрюше, о внуках….В какой-то момент мой муж и Лёва стали обсуждать по телефону свои сугубо научные проблемы. Эх, до чего же интересно было мне, незадачливому математику, исподтишка слушать эти разговоры.

Спасибо, тысячу раз спасибо судьбе за встречу с нашими прекрасными учителями! Где найти слова, чтобы описать - что такое ЛЕВ АБРАМОВИЧ ОСТЕРМАН, школьный учитель математики, писатель, выдающийся учёный двадцатого века, биохимик.

М.Г. Клыкова

Учитель и класс

Друзья мои, прекрасен наш союз!
А.С. Пушкин

Ах, как годы быстрые летят,
Больше трех десятков пробежало,
Вот и кости старые скрипят,
Но давайте все начнем сначала!

Нашей юности счастливая пора,
Нам и грустно вспомнить и отрадно,
Были мы девчонками тогда,
Бабушки сегодня? Ну и ладно!

Здесь сегодня молоды мы снова,
Хоть на час забудем обо всем,
Не хотим мы прошлого иного,
Посмеемся, погрустим, споем!

Вспомним нашу школу, наши встречи
В нашем классе на последнем этаже,
Но школы нет, на этот вечер
Нас никто не позовет уже!

Пивка, Шлепка, Шевка и Антошка -
Нас уже никто не назовёт,
Наши прозвища другим смешны немножко,
А услышишь - и душа поет!

Кто сейчас нас помнит молодыми?
Ты меня, а я тебя и всё?
Стали мы давным-давно другими,
И не каждый сразу узнает.

Позади осталось больше, дальше - меньше,
Так давайте дорожить вдвойне
Нашей дружбой, каждой встречей,
Каждым мигом жизни на земле!

1960-е годы.