Гимназия № 1543

Лев Абрамович Остерман работал в гимназии № 1543 с 1994 г. до его кончины в 2009 г.

Гимназия 1543

Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 работает с 1 сентября 1975 года в районе Тропарёво-Никулино. В гимназии есть специализированные классы математического, историко-филологического, биологического и физико-химического профилей. Ученики школы многократно занимали призовые места на всероссийских и международных олимпиадах.

Адрес гимназии: ул. 26 Бакинских комиссаров, д. 3, корп. 5

История гимназии…

Лев Абрамович Остерман

20.10.1923–15.11.2009

Ушёл из жизни Лев Абрамович Остерман, фронтовик, крупный учёный, автор трудов по физике, биологии и истории, педагог.

Л.А. Остерман

Не стало ещё одного ярчайшего представителя той великолепной когорты людей, переживших тяжелейшее время, и проживших свою жизнь невероятно насыщенно, порядочно и с высоко поднятой головой. Человек невероятно разносторонний, фантастически трудолюбивый и организованный, прекрасный собеседник и неутомимый спорщик, Лев Абрамович всегда привлекал к себе и учеников, и коллег эрудицией, широтой взглядов, неординарностью мышления, высокими моральными принципами, иными словами — подлинной интеллигентностью.

Светлая память…

Сергей Менделевич Глаголев

Учитель биологии гимназии 1543, работает в школе с 1990 г.

С.М.Глаголев

Лев Абрамович Остерман — учёный-биохимик, писатель, автор научных статей и монографий, в том числе классических руководств по физико-химическим методам в биологических исследованиях. Автор книг по истории древнего мира, нескольких книг по истории советского общества. Две последние книги Льва Абрамовича — автобиографическая книга «Течению наперекор» и книга «Сражение за Толстого», о работе Николая Сергеевича Родионова над собранием сочинений Л.Н.Толстого.

Лев Абрамович Остерман несколько раз в своей жизни работал школьным учителем. Свою учительскую карьеру он начал в 1949 г в качестве учителя математики в московской школе № 635, которую сам заканчивал. Затем (в 1980-е годы) Лев Абрамович недолгое время работал учителем физики в математическом классе школы № 179. В Московской гимназии на Юго-Западе (№ 1543) Лев Абрамович работал . с 1994 по 2008 г. В гимназии Лев Абрамович вел спецкурс по физико-химическим методам биологических исследований в классах биологического профиля, преподавал физику, вёл факультатив по решению физических задач и был классным руководителем одного из математических классов (выпуск 1997 г).

С гимназией Л.А. Остерман был связан тесными узами – ее окончили внучка Льва Абрамовича, Аня Остерман (гуманитарный класс, 1998) и внук — Илья Остерман (биологический класс, 2004). Андрей Остерман, сын Льва Абрамовича, был научным руководителем Дениса Ребрикова во время школьной практики (позднее Ребриков вернулся в его лабораторию и несколько лет там проработал).

Надо сказать, что Льву Абрамовичу повезло с работой в гимназии. И первый его класс, 11 «Б» 1993 года выпуска, и математический, где он работал классным руководителем – очень сильные классы, собрания ярких и незаурядных личностей. Но повезло и этим личностям. При первом же знакомстве с Львом Абрамовичем становилось ясно, что сам он – личность настолько яркая и незаурядная, что встречаются нечасто. И влияние его на учеников было столь же незаурядным.

Удивительна судьба Льва Абрамовича в науке. Почти до пенсионного возраста он был мало кому известным научным сотрудником, не совершил никаких крупных открытий. А почти в 60 лет стал всемирно известен, и известность эта не потускнела до сих пор. Об этом он рассказывает в своей книге «Течению наперекор».

Лет 15 назад Лев Абрамович предсказывал, что через 15 лет Россия станет процветающей страной, а ученые со всего мира будут конкурировать за рабочие места в российских институтах. Будем надеяться, что он ошибся только в сроках…

Филоненко Илья

Биологический класс, 2004 год выпуска

Самое ценное для меня в опыте общения с Львом Абрамовичем — то, что он учил нас думать, стремиться вперёд, что он искренне был заинтересован в нашем развитии. Это проявлялось по-разному: и в логических задачах, которые мы с ним решали, и в том, как он выстраивал оценивание ответов на уроках, в том, как он читал нам стихи (преподавая естественно-научные предметы, в дни чтения стихов он одевался подчёркнуто торжественно), и в том, как собирал нас у себя уже в годы после выпуска.

В тех знаниях, которые он давал, он делал особый акцент на том, что более актуально именно в современном мире (что при традиционном подходе к образованию часто упускается). И сам по себе своей жизнью он являл превосходный пример интеллектуального и активного человека, любознательного и разностороннего.

Слова благодарности Льву Абрамовичу от учеников биокласса 29 параллели 2004 г.

Помню, что всё началось с неожиданного обращения дедушки на одном из уроков в последней четверти одиннадцатого класса. “Я знаю, что вы планируете дарить учителям подарки, но сразу предупреждаю: никакого покупного подарка не приму, только что-то, сделанное своими руками”. Так появился альбом с записками и фотографиями учеников нашего класса. Кто-то благодарил за полученные знания, кто-то — за “разговоры за жизнь” и чтение стихов, кто-то желал здоровья, а кто-то вспоминал истории из школьной жизни.

Не знаю, предполагал ли он сам, каким будет этот “самодельный” подарок, но точно знаю, что альбом с нашими посланиями много для него значил. Однажды у него возникли сложности с новым учеником, и никакие классические педагогические приёмы не помогали. Тогда дедушка дал ему на два дня почитать этот альбом. Мы боялись, что больше его не увидим, но альбом вернулся — и, как это не удивительно, оказал положительный эффект. Настоящий учитель даже подарки использует в педагогических целях.

Илья Остерман.

Биологический класс, 2004 год выпуска, авторы

Артем Савенков Таня Волкова Оксана Васильева Илья Филоненко
Женя Одинцова Оля Рыжкова Наталия Михалёва Оля Бочкова
Станислав Щеглов Илья Остерман Катя Пескова Надя Червячкова
Маша Степанова Павел Бунтман Артем Исаченко Аня Сергеева
Саша Архипова Евгений Альтшулер

alb301

alb302

Читать альбом целиком…

Из альбома 1997 г. выпуска

Стр.1

Стр.2

Артем Александрович Сергеев

Выпуск 1997 г.

Лев Абрамович запомнился мне и образными сравнениями физических явлений, и пятиминутками, в которые мы учились писать конспекты, и спецкурсом по электронике, но особенно тем, как он собирал нас у себя дома, рассказывал что-то о себе, своей семье и её истории, слушал нас. Спустя столько лет трудно вспомнить, о чём шли наши разговоры, но было уютно, интересно, неформально и непринуждённо. И, что особенно ценно, эти встречи продолжались и после нашего выпуска из школы (а, может, они как раз и начались уже после нашего выпуска из школы) - мы встречались ежегодно или почти ежегодно и рассказывали о том, как складываются наши дальнейшие дела. И знали, расходясь, что спустя год обязательно все увидимся снова в той же обстановке (Юля, спасибо тебе за то, что была нашим всегдашним связным с Л. А.). Такое вот классное руководство, не заканчивающееся с выпускным вечером.

Юлия Григориевна Ариевич

Выпуск 1997 г.

Лев Абрамович был очень особенным человеком в моей жизни. Он многим казался стариком, странным, неуместным, в основном учителя были моложе… Но для меня он был совершенным эталоном. В нем была уникальная сила здравого смысла и непоколебимого знания, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Меня поразили когда-то его переходы от микробиологии к истории, и все это параллельно с физикой, французским, стихами, горами… Только теперь я понимаю насколько эти переходы НЕ были праздным выбором талантливого интеллигента, напротив же, какая работа и воля за всем этим стояла, насколько осознанным был каждый шаг, насколько принципиальным.

Я не думаю что Лев Абрамович был бы из тех, кто говорит «не все так однозначно» и «правды мы не узнаем». Он начал общение с нами со строчки «во всем мне хочется дойти до самой сути» - тогда показалось пафосно. Сейчас очевидно - единственно ценно.

Мы не были его обязанностью, а были его хобби, его свободным выбором – и это было залогом совершенно уникальных отношений между нами.

Мне важно было получить именно его оценку, его одобрение тогда в школе.

Я вспоминаю его постоянно, я всю жизнь кому-то про него рассказываю, я до сих пор периодически задаю себе вопрос «одобрил бы он» тот или иной мой выбор или мое решение. Он не признавал стереотипов, делал то, что считал нужным и правильным – не обращая внимания на мнения окружающих, их симпатии или антипатии – и в конце концов именно это, кажется, и завоевало самое наше большое уважение.

Именно когда он умер, ко мне пришла мысль что детство закончилось. Я всерьез считала его своей семьей.

Сергей Богданов

Выпускник

Свою заметку я решил написать о человеке, для которого учитель – не основная профессия. Это Лев Абрамович Остерман. С ранних лет он мечтал стать архитектором (дало себя знать семейное окружение), но по окончании школы решил, что эта профессия не для него. В дальнейшей жизни Лев Абрамович достиг завидных успехов в науке, написал книги, завоевавшие внимание обширной аудитории, а 12 лет назад пришел работать в нашу школу.

По мнению Льва Абрамовича физика – интереснейшая и важнейшая из наук, открывающая человеку то, чего не может открыть никакая другая. Раньше я считал физику просто обязательным школьным предметом, но со Львом Абрамовичем мой интерес к этой науке необычайно возрос. Он приоткрыл мне тайну своего учительского успеха – смотря в глаза учеников, он видит, кто и сколько понял. Своей задачей он считает установление абсолютного понимания между учителем и учеником.

Отношения Льва Абрамовича с классом не заканчиваются со звонком – он всегда готов объяснить нам больше или рассказать о других науках, в которых он добился успеха. По мнению Льва Абрамовича, современная молодежь изменилась в худшую сторону за время его учительской карьеры: пропал культ знания, но он все равно старается увлечь своих учеников. И ему трудно этого не добиться: – общение со столь разносторонним человеком, увлекающимся помимо физики литературой, музыкой и спортом (теннисом и альпинизмом), интересно каждому.

Чтобы сказать все об этом человеке, не хватит и тысячи подобных заметок, поэтому приходится ограничиваться рядом проверенных банальностей. Но принцип жизни сам Лев Абрамович для себя определяет так: нужно быть порядочным человеком. Лаконично, просто, тривиально? Но попробовал бы кто-нибудь из нас так полно, как это делает Лев Абрамович, осуществлять эту цель.