Юбилеи Ларисы Давыдовны

1
1
1
1

80-летие. 2021 год    75-летие. 2016 год

70-летие. 2011 год    60-летие. 2001 год


Большое интервью Л.Д.Гуткиной 2015 года


Школа имени Гагарина
Музей Пятой ударной армии
"Синяя птица Ларисы Давыдовны" - Андрей Злобин

80-летие

10 февраля 2021 года


«Я – ЗЕМЛЯ» - учительский капустник и поздравления коллег
Автор и режиссер – Елена Дмитриевна Волжина, Съемка и монтаж – Сергей Павловский
Авторы песен: «Слышу голос Лоры» - Елена Дмитриевна Волжина, «Кто такая Лора» - Галина Владимировна Пикалова, «Как молоды Вы были» - Ольга Евгеньевна Потапова, «Гуткина, Гуткина, Гуткина» - Марьяна Костенкова

ССЫЛКИ НА ВИДЕО

1
Видеопоздравление школьников и коллег /Маша Паршина, Ева Иванова, Артем Лидер/
Гусарская-юбилейная /Андрей Копенкин, Никита Меликов, Иван Марков/
Формула ЛД /Мария Коне, Александра Соколовская, Светлана Португал/
Заключительная речь Ларисы Давыдовны 10 февраля 2021 года

ЛАРИСА ДАВЫДОВНА

Дорогие мои друзья! Все, все, коллеги-педагоги, ученики, выпускники, родители учеников и родители выпускников! При вашем непосредственном участии я отметила свое 80-летие. Я глубоко тронута вашими поздравлениями. Я горжусь той высокой оценкой, которую вы даете моему труду. Я радуюсь тому, что многие ощущали мою поддержку и помощь. Я надеюсь, что мы с вами будем дружить и в будущем. К слову сказать, старшим моим выпускникам сейчас 70 лет. И для меня дороги все вы. Я уверена, что ваши поздравления и пожелания придадут мне силы, и я надеюсь, что еще многим смогу помочь и многих порадовать нашими творческими делами. Спасибо вам большое.

В эти дни я была абсолютно счастлива, и я от души желаю счастья вам. Но по своему жизненному опыту я уверена, что счастье не в богатстве, не в том, чтобы иметь машину и не в том, чтобы ездить отдыхать в Турцию или на Мальдивы. Счастье в том, чтобы были здоровы наши родители, чтобы были здоровы и приносили нам радость наши дети, чтобы нас окружали понимающие и любящие нас друзья, счастье в том, чтобы жить полной жизнью.

Будьте же счастливы! И старайтесь делать добро, оно к вам вернется сторицей.

До новых встреч!

С любовью и благодарностью, Лариса Давыдовна.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Фотографии Алексея Удимова


АЛЕКСАНДР ЮЛЬЕВИЧ ВОЛОХОВ

Дорогая Лариса Давыдовна!

Сегодня вам скажут много приятных и совершенно правдивых слов. Я точно знаю, что многие ваши коллеги будут говорить о вашем неравнодушии, о том, что вы всегда в гуще событий. О вашем умении организовать, увлечь и привлечь. И я сам это не раз видел. Но сам я хочу сказать немного о другом. 

Я в 43-ей школе работаю вместе с вами с момента ее открытия, с самого первого дня. И так получается, что я оказался свидетелем всей вашей активной, бурной и очень разносторонней школьной жизни. Жизни, в которой Вы не просто участвовали, а которую Вы и создавали. И неизменно вдохновляли всех ее участников. 

Ведь благодаря Вам в 43-ю школу пришло так много учителей «первого призыва», которых мы всегда с благодарностью вспоминаем. Это и Юлия Романовна Хайкина, и Ирина Николаевна Деева, Маргарита Аминадовна Гинзбург, Роза Александровна Новосельцева. Это то, что называется плеяда учителей. Все яркие, все совершенно особенным образом относившиеся к ученикам. И все эти учителя, пришедшие благодаря Вам, собранные Вами, много лет определяли лицо школы. И может быть, и до сих пор определяют, потому что я сам учился у них. 

Я был свидетелем Вашей работы со школьным комсомолом. Мы дожили до такого времени, когда уже надо напоминать, что это такое. И может быть, это и хорошо. Но я хорошо помню, как увлеченно Вы с ними работали. И в то же время никогда не уходили в ту формальность, которая убивает даже самые хорошие начинания. Комсомол как таковой от этого лучше не стал, но в нашей школе он был в рамках разумного. А это уже очень немало. 

А есть еще такая работа, на которую не все даже обращают внимание. Сколько раз Вас видели на ярмарках у наших соседей в прогимназии. В Доме пионеров, который сейчас Созвездие. В Педагогическом институте на разных районных мероприятиях. Что и говорить, добровольцев для участия в таких вот событиях находится немного. Но Ваша готовность это делать всегда восхищает, и это искренне. 

И совершенно отдельная часть жизни, даже нельзя сказать работы – именно жизни – это ваше взаимодействие с учениками. ВЗАИМОдействие. Для каждого учителя важно, чтобы процесс общения с учениками был не односторонним, а взаимным. Я очень хорошо помню, что дверь в Ваш кабинет никогда не закрывалась. Как каждую перемену кто-то из учеников всегда искал Ларису Давыдовну. Я даже не могу себе представить, на сколько вопросов Вы успевали ответить за 10 минут перемены. Сколько сказать. И так год за годом. Вы – совершенно необходимый человек, а это и есть самое настоящее счастье, наверное. 

И как логичное продолжение этого взаимодействия – это то, что именно Вы поддерживаете связь школы с выпускниками. Да, они сами приходят, многие стали уже родителями учеников. Но Вы, как обычно, были с ними на связи всегда. А именно это создает преемственность в жизни школы. Ее историю и ее традиции. 

Лариса Давыдовна, я много сказал и мог бы, наверное, еще много сказать. Потому что правда: 45 лет работы, 45 учебных годов нельзя в двух словах охватить. И в трех тоже. Но у меня просто всегда было и есть ощущение некой надежности. Что все будет правильно и так, как должно быть. Потому что именно Вы знаете, как это все сделать правильно, как направлять эту суматошную школьную жизнь. Куда и в какое русло. Я очень благодарен Вам за это и с удовольствием поздравляю Вас! Сил вам и вдохновения.

ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ БОКОВ

Практически каждый из нас совершенно точно и вне сомнения может сказать, что те годы, которые проведены вместе с Ларисой Давыдовной, стоили дорогого. Каждый, даже из тех, кто не был ее учеником, а работал под ее началом и продолжает работать, несомненно найдет и в себе нотки стремления ввысь - вслед за неутомимым желанием Ларисы Давыдовны сделать жизнь лучше. Лучше и для всех детей, и для всех учителей. 

Сотни благодарных коллег, которые вспоминают то, чему и как они учились у Ларисы Давыдовны, тысячи благодарных выпускников и учеников. Каждому есть, что вспомнить. И речь ведь не только о присказках о «важном и срочном». Ведь когда Лариса Давыдовна говорит о «важном и срочном», это означает, что все остальное сделала она. И когда каждому из нас доставалось «важное» или доставалось «срочное», мы на самом деле до конца не понимали, какой масштаб дел сделан ею самой! А эти небольшие, но «важные и срочные» дела помогали каждому из нас встроиться в большой школьный организм, стать частью этого сложного механизма. И каждый из нас живет и по-человечески радуется тому, что он или учится в школе, или в школе работает. 

Мы Вас все любим, мы Вас все ценим, понимаем, что эта школа делалась и продолжает существовать в том числе и Вашими усилиями. 

С днем рождения! С 80-летием!

Владимир Михайлович Лизинский

В старинную историческую эпоху, еще во времена Советского Союза я читал лекцию, а публика с интересом, тогда публика это умела, слушала меня. И особенно среди публики выделялась женщина, которая сидела в первом ряду, и весьма интеллигентно и эмоционально в такт нравящимся ей мыслям качала головой, как бы одобряла и поддерживала не очень уверенного в себе оратора. Так я узнал о существовании удивительного, редкостного человека, который и в 20 лет и через 60 лет, когда ей исполнилось 80, имела и сохранила удивительную способность бежать на край света за новым знанием, восхищаться любому проявлению человеческого таланта, и главное, она в совершенстве владела главным педагогическим качеством – в ее облике, взгляде, отношении к людям сквозила не формальная, не приобретенная, а естественная, привитая с детства и составляющая суть ее личности, доброта.

Позже, когда люди умеющие удивляться и радоваться, рассказали мне, что приказом Министерства Образования СССР в 1966 году была введена должность организатора внеклассной работы, которая затем плавно перешла в должность заместителя директора по воспитанию, Лариса Давыдовна Гуткина, все эти годы – 55 лет занимает эту должность. И последние 45 лет она работает или правильнее творит в одном из удивительных и неповторимых учебных заведений, в гимназии № 43 имени Ю.В. Завельского. ( Ю.В. Завельский – адмирал педагогической практики, последний российский интеллигент, который долгие годы возглавлял гимназию, будучи ее знаменем, брэндом и легендой, и ближайшим его сподвижником все годы была Л.Д. Гуткина).

Она наверно единственный учитель в стране, который всю свою жизнь проработал в этой хлопотной должности и конечно заслужила самых высоких званий и наград. Она действительно народный учитель РФ, она герой педагогического труда РФ, и если ей не присвоили этих званий то только лишь потому, что власти было некогда. 

Лариса Давыдовна всегда работала с удивительными людьми, и всегда в каждом человеке находила особенные достоинства и таланты. Мне не очень верится, что в пустыне можно проповедовать и быть полезной людям. Счастье Л.Д. Гуткиной было в том, что она постоянно общалась и работала с удивительными настоящими педагогами (их невозможно перечислить в самом кратком очерке, потому что речь идет о множестве людей), с очень интересными людьми, с детьми, в которых она души не чаяла и которые за ее организованностью, строгостью и решительностью обнаруживали сердце трепетное и мягкое.

На заводе работают, в театре служат, в школе и служат и работают, и творят. Но часто бывает, запрыгнет человек на должность и распирает его от самомнения, и уж ответы на все вопросы он знает – кстати, самое главное свойство дурака, и всех-то он поучает, и общается только с нужными людьми, и только в случае крайней необходимости, а Лариса Давыдовна с нянечками, уборщицами, гардеробщицами и великими учителям одинаково близка и доступна.

Она любит слушать, и ее одолевает восторг, когда говорящий не любуется своей речью, а рождает вопросы и мысли здесь и теперь. Сама она из уважения к людям никогда не позволяла себе выступать не подготовясь, не продумав, не посоветовавшись с умными людьми и умными книгами.

Я называю ее человек-праздник, потому что несмотря на возраст, она появляется не менее чем с 4-мя сумками, в двух из них тексты, книги, а в одной или в двух последних обязательно гостинцы, подарки, сувениры. Обладая чуть ли не религиозной памятью на людские интересы и вкусы, она помнит кто, что любит, и если я похвалил мягкий творог, приехав через год, она привезла баночку творога, если, пригласишь ее к столу, она так вкусно ест, и так умеет уважать хозяев и повара, что даже снобы вслед за ней съедают то, что не ели никогда. Она любит театр, ходит на концерты, она любит путешествовать, она может чуть ли не сутки простоять на палубе корабля, кутаясь в старинную шаль и с волнением вглядываясь в таинственные дали. 

Многие граждане не умеют болеть, они делают это так трагически, что вроде бы все окружающие тоже должны срочно заболеть тоже, Лариса Давыдовна старается никому не быть в тягость и болеет строго, мужественно и красиво, продолжая заботиться о других и постоянно находя лечение и смысл в работе.

В наше время пожеланий у людей, как правило, три: желаю здоровья, денег и на пляж в Турцию. Я, пожалуй, поменяю составляющие: желаю здоровья, общения с замечательными людьми и замечательной нашей природой и чтения книг, которые вас ждут.

Александр Вячеславович Хачатурян и кафедра математики

1. В 1951 году юная Лариса Давыдовна вступила в пионерскую организацию, а потом забыла из неё выйти. Сколько лет состоит в пионерской организации юная Лариса Давыдовна?

2. Ларисе Давыдовне удалось на перемене собрать всех старших дежурных шестых классов. Всего пришло
⅘ всех дежурных и еще ⅘ одного дежурного . Сколько старших дежурных в шестых классах?

3. В записной книжке Ларисы Давыдовны 1543 врача, из них 8 ЛОРов. Двоюродному брату соседки с 5-го этажа срочно нужен ЛОР. Какова вероятность того, что за три секунды Лора найдет ЛОРа?

4. Высшие силы настоятельно рекомендуют школьникам по три странных мероприятия в неделю. Школа организует посещение двух странных мероприятий ежегодно. О каком количестве инициатив сверху мы так и не узнали благодаря Ларисе Давыдовне за последние 10 лет?

5. С утра у Ларисы Давыдовны было одно важное дело и одно срочное. Известно, что если ЛД сделает важное дело, тут же появится новое срочное, а как только сделает срочное -- возникает сразу два новых важных. Сколько в среднем несделанных дел накопится у ЛД к вечеру, если она будет расправляться с делами со скоростью 1 дело в полчаса?

6. В 2019 году ЛД провела на 15,43 % больше собраний с классными руководителями, чем в 2018 году. А в 2020 году из-за пандемии число собраний уменьшилось на 15,43 % по сравнению с 2019 годом. В каком году собраний было больше -- в 2018 или в 2020?

10Г

Дорогая Лариса Давыдовна! 

Года идут, а Вы всё так же с нами — с нашей школой, с нашими учениками и учителями. С самого начала и до текущего момента Вы были и остаётесь одной из ярчайших звезд в нашем созвездии, и Вы тратите невероятное количество энергии на то, чтобы Ваше сияние освещало нас. Спасибо Вам за всё, что вы делаете, за то, что горите своим делом и сверкаете для нас! Спасибо за то, что Вы есть, ведь без Вас не было бы ни школы, ни учеников, ни учителей... 

Спасибо за то, что Вы такая потрясающая личность, тёплая, понимающая, ответственная и бесконечно добрая и мудрая! Спасибо, что Вы уже столько времени с с нами... И мы обязательно будем с Вами в ответ! 

С Юбилеем Вас! Желаем Вам никогда не угасать, быть ярче Арктура и Бетельгейзе, иметь самое крепкое на свете здоровье и таких же замечательных, как и Вы, людей рядом. 

1543 любит Вас! 

1
1

Андрей Злобин, II параллель

Поздравляю Вас с 80-летием! Пожелаю Вам еще много прекрасных Юбилеев! Еще раз благодарю Вас за полученные в школе знания, привитую любовь к слову и русскому языку.

Лена Лапина, III параллель

Уважаемая, дорогая и нежно любимая Лариса Давыдовна! С огромным удовольствием поздравляю Вас с днем рождения! Желаю Вам крепкого здоровья и долгих лет! Пусть в этот день вам жизнь поставит все пятерки за ваш почетный и вдохновляющий труд. Вы были для меня и моих одноклассников источником непререкаемого авторитета и безграничной мудрости, терпеливым советчиком, примером для подражания и добрым другом.

Оля Злобовская, 32 параллель

Лариса Давыдовна, всегда восхищали Ваши качества: энергия (спокойная и уверенная), внимательное вникание во все детали, глубокое дружелюбие и потрясающая память. Спасибо Вам за всё! Пусть родные дети-внуки и "приемные" дети-школьники (а то и учителя!) Вас радуют и поддерживают - как всегда поддерживаете их Вы!

Мария Попова

Уважаемая Лариса Давыдовна! Нашему знакомству, как оказывается, уже 40 лет! Мои школьные воспоминания мелькают как картинки калейдоскопа: Вы всегда в школе, строгая, но улыбчивая, звонким голосом останавливающая учеников, оптимистично поддерживающая всех на линейках и субботниках. Сама энергия! Прошли годы и я, уже в роли Мамы, с трепетом привела в Школу дочку. И уже сквозь призму взрослого опыта, была счастлива вновь увидеть Вас. Педагога, для которого школа - призвание, жизненное предназначение. Бесконечно мудрую, многоопытную, не растерявшую сквозь годы ни живость ума, ни искренность, ни уважительную любовь к ученикам. Я признательна за две золотые Ваши фразы: "Разделяй и не путай уверенность в себе и самоуверенность!" и "Делай что должно, и будь, что будет". Низкий Вам поклон и пожелания Здоровья и Долголетия. 

Юля Абрамова

Дорогая Лариса Давыдовна, пишет Вам одна из ваших «ласточек». Хочу сказать, что благодаря Вам я выросла, точнее, расту до сих пор. Я восхищаюсь Вашей собранностью, мудростью, желанием творить, любовью к школе, к детям, к людям! Я хочу сказать Вам спасибо за фразу, которую я услышала от Вас, и которая в какой-то мере стала почти что моим девизом: «Если я не за себя, то кто же за меня? Если я только за себя, то зачем же я?» Я также благодарна за всю Вашу искренность, теплоту во время наших разговоров (мне их порой очень не хватает). Спасибо, что очень часто упорядочивали мои мысли и намерения, спасибо, что направляли, верили и поддерживали!

МАРЬЯНА КОСТЕНКОВА

Дорогая Лариса Давыдовна, Мама всей школы! Вы - удивительный человек! Очень добрый, очень сильный, очень верный! Вы во всем и для всех начинаетесь со слова ОЧЕНЬ! Спасибо, что были и есть в наших жизнях! Спасибо за пример! Спасибо за все уроки, которые мы получили от Вас! Вы нас научили быть естественными и правильными! Вы научили нас Добру. Пожалуйста, продолжайте учить следующих! Ваш опыт и знания - бесценны!!! Берегите себя и будьте здоровы! 

Яна Шахназарова Наташа Виноградова, XX параллель 

Дорогая Лариса Давыдовна! От всего сердца поздравляем Вас с Юбилеем! Вот уже четверть века прошло после окончания Гимназии, но тепло Вашей улыбки и Ваше огромное сердце все так же согревают нас, а Ваши участие и забота не заканчиваются, Вы всегда рядом - присутствием, участием, мудрым советом... Особенно восхищает нас Ваше участие в благотворительной деятельности для ветеранов ВОВ, Вы - наш самый лучший волонтер, на плечах которого огромный фронт работы. Вы вложили много сил, чтобы вырастить своих учеников добрыми, ответственными, порядочными и любящими людьми, и мы очень надеемся, что не подвели Вас! Вы – душа и сердце Гимназии, нашего общего Дома! Будьте здоровы и счастливы! Радости, любви и благоденствия Вам! Мы Вас очень ценим и любим!  

ИРИНА БАРАНОВА (ДЕДЯНИНА), XV параллель

Дорогая Лариса Давыдовна, с Днём рождения! Здоровья Вам, оптимизма, жизненных сил и многая лета! Вы - неотъемлемая часть нашей любимой школы. "Здравствуйте, дети, посмотрите на меня осознанно". " Ира, ты - ответственная девочка, сейчас надо ..." Эти слова вызывают теплую улыбку и поток живых воспоминаний. Вы на рабочем месте, и сложный организм школы начинает свою слаженную работу. Дежурные на местах, в зале проходят репетиции, дети и взрослые готовятся к очередному празднику, поездке, ярмарке, а Вы постоянно всем нужны для срочного решения каких-то важнейших вопросов, и совершенно неуловимы, потому что вопросов много, а Вы - одна. Летняя практика, огромные листы картона и стопки фотографий. Тогда мне было не очень понятно, кому нужна эта летопись школы. И с каким трепетом много лет спустя я вглядываюсь теперь в эти одухотворённые родные лица. Спасибо Вам за Вашу любовь, энергию, труд, неисчерпаемые идеи и нашу память! С юбилеем, дорогая Лариса Давыдовна!!!

1

Михаил СЕРЕГИН

«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?»

Дорогая Лариса Давыдовна! За тридцать лет общения с Вами я не перестаю удивляться Вашей энергии, задору, Вашей необыкновенной любви к людям, Вашей организованности, памяти, эрудиции. Вы помните всех и всё, участвуете во всех школьных и околошкольных делах и начинаниях. Вы зажигаетесь идеями, и искры от Вас зажигают людей, окружающих Вас. Недаром многие родители сравнивали Вас со звездочкой, которая всегда сияет. На меня тоже налетели эти искры. И вот уже много лет я участвую во всех Ваших начинаниях, будь то: реконструкция актового зала, школы, спектакли, творческие кружки, гумшколы, школьная летопись и последнее – это фотовыставки, на которые Вы меня сподвигли.

Я счастлив, что судьба меня свела с Вами, потому что с Вами не скучно, с Вами чувствуешь суть жизни и людей, и Вы зажигаете на творчество. Желаю Вам здоровья, жизненного задора, любить всех тех, кто любит Вас, оставаться такой же обаятельной, мудрой и творческой, чтобы в Вашем голосе, как всегда, звучали юношеские нотки.

1
1
1

ТАТЬЯНА ШУСТИЛОВА

Если бы я не была знакома с Ларисой Давыдовной, то, наверное, представляла бы себе заместителя директора по воспитательной работе как человека, непрестанно читающего нотации, объявляющего выговоры направо и налево, делящего все на «надо» и «нельзя». Но Ларису Давыдовну я знаю, кажется, всю свою сознательную жизнь. И за все годы, проведенные в стенах 1543, я не помню, чтобы меня хоть раз кто-то воспитывал. И вместе с тем во всей жизни школы была растворена воспитательная работа Ларисы Давыдовны.

С момента создания школы Лариса Давыдовна всегда оставалась в ней хранительницей домашнего очага. Все эти годы ей удавалось поддерживать не только любимые всеми традиции (а это кропотливый ежедневный труд), но и то, что эти традиции питает, то, что Юрий Владимирович в одном из своих интервью назвал главным в отношениях между людьми: интерес друг к другу и любовь. Интерес к людям и любовь – главное содержание воспитательной работы, которую проводит Лариса Давыдовна в 1543. Ей интересен каждый класс, и во время школьных праздников, как бы сильно она ни была занята решением организационных вопросов, она находится в зале с раннего утра до позднего вечера, стараясь не пропустить ни одного выступления. Ей интересен каждый учитель, и даже во время летнего отпуска она читает отчеты классных руководителей и ни один из них не оставляет без комментария. Ей интересен каждый ученик, и если ты побывал у нее в кабинете в качестве старшего дежурного или ответственного за какое-либо мероприятие, если принял участие в творческом конкурсе или порадовал ее своим выступлением на школьной сцене, она запомнит тебя и будет всегда интересоваться твоей судьбой. 

Если же тебе за все время учёбы в 1543 ни разу не довелось пообщаться с Ларисой Давыдовной лично, то ты наверняка хотя бы раз поработал ее почтальоном. Тонкие полоски бумаги с напоминанием об очередном совещании, куда от руки вписаны номер кабинета и фамилия учителя или ученика, – своеобразная визитная карточка Ларисы Давыдовны. Время летит, средства связи совершенствуются, вот уже в каждом кабинете по ноутбуку и у каждого в руке по смартфону, но послания Ларисы Давыдовны и способ их доставки остаются неизменными последние несколько десятилетий. Кажется, можно было бы сказать всем заранее: «График совещаний у вас есть, поставьте себе напоминания на телефоне и смотрите ничего не пропустите». Можно пару раз хорошенько отчитать тех, кто не явился, чтобы они сделали выводы на будущее. Можно, в конце концов, отправлять всем напоминания по школьной почте: не заметят в тонне других писем – их проблемы. Но Лариса Давыдовна снова и снова пишет свои напоминания, сверяет по расписанию номера кабинетов и потом на перемене направляет во все концы школы своих гонцов. Потому что ей важно, чтобы на совещание пришёл каждый. Потому что она понимает, что каждый может закрутиться и забыть – уж кому-кому, а ей не приходится объяснять, как сложно одновременно делать много дел и думать много мыслей. Потому что она не была бы Ларисой Давыдовной, если бы добивалась дисциплины при помощи выговоров и наказаний. И если, получив ее напоминание, ты так и не явишься на встречу, даже тогда она не позволит себе повысить на тебя голос. Ты извинишься – она простит, и ты почувствуешь в этот момент, как сильно ее расстроил, и в следующий раз будешь изо всех сил стараться не подвести ее.

Такое вот незаметное воспитание. Ты ходишь в школу, принимаешь участие в Дне Гимназии, отвечаешь за подготовку класса ко Дню учителя, дежуришь в раздевалке и выносишь мусор, устраиваешь в классе кафе во время школьной Ярмарки, тщательно разработав с одноклассниками самый лучший на свете бизнес-план... А спустя несколько лет понимаешь: так из тебя растили человека, умеющего дружить и сотрудничать, готового брать на себя ответственность, привыкшего жить ярко и интересно.

Ну а потом приходишь в школу уже в роли учителя и осознаешь, что во всех самых разнообразных формах школьной жизни всегда присутствует незримая (для большинства школьников) рука Ларисы Давыдовны. В своей новой роли, но по-прежнему оставаясь «деточкой», ты получаешь от нее новые и новые поручения – то важные, то срочные: выступить в качестве ведущей на школьном празднике, отчитаться перед (то есть побеседовать с) ней по поводу проведенных мероприятий, сдать ей в конце года отчет (то есть письменное рассуждение в свободной форме) о своей работе с классом... И только спустя несколько лет понимаешь, что так из тебя растили учителя. 

Такое вот незаметное воспитание.

1

АЛЕКСАНДРА БАССЕЛЬ

Когда думаю о Ларисе Давыдовне, всегда представляю ее выходящей утром из актового зала после очередного выступления младших классов. В одной руке тетрадь с пометками, в другой - сладкий приз для победившей в игре команды. Рядом с Ларисой Давыдовной идет ответственный шестиклассник, которому она дает два поручения. Естественно, по классике: одно важное, другое срочное.

Помню, как-то Елена Дмитриевна сказала: «Все лучшее в нашей школе – благодаря Ларисе Давыдовне». И в этом безапелляционном высказывании так много правды. Гимназия не была бы гимназией без традиций. Фактически из них она выросла и в них вросла навсегда. А традиции существует не просто благодаря Ларисе Давыдовне, которая вкладывает в их поддержание всю свою жизнь. В каком-то смысле Лариса Давыдовна и сама уже стала традицией. Какой же может быть День Гимназии без нее, выходящей из зала и раздающей поручения…

Мне посчастливилось взаимодействовать с Ларисой Давыдовной в разных своих ипостасях. Школьницей я вместе с ней бесконечно ездила на конкурсы чтецов. Рейтинг всех мероприятий с ее участием в моей голове поднимался неимоверно. Уж если сама ЛД едет, значит, дело стоящее и серьезное. Выпускницей я всегда удивлялась, как у Ларисы Давыдовны получается через большие промежутки времени легко продолжать наш диалог с того места, на котором он был закончен. Вбегаешь в кабинет, о чем-то рассказываешь, Лариса Давыдовна нисколько не удивляется, внимательно выслушивает, все о тебе помнит. 

Но в полной мере я смогла оценить личность Ларисы Давыдовны, только начав преподавать. Без должного воображения сложно представить, с какой бездной непростых ситуаций сталкивается молодой учитель. Глядя на это со стороны, можно пройти мимо, можно ему просто посочувствовать, а можно вмешаться и принять удар на себя. Последнее требует и сил, и времени, и нервов. Сколько же раз за последние годы меня выручала Лариса Давыдовна! И делала она это вовсе не потому, что считала своим профессиональным долгом. А просто не могла иначе. Есть удивительная, очень редкая каста людей, которые не могут не вникнуть и не помочь, если видят, что помощь требуется. Бесконечный такт и внимание к окружающим – часть их жизни, и только потому становится частью профессии.

Дорогая Лариса Давыдовна, спасибо! Восхищаюсь Вами и очень Вас уважаю.

Вы нам очень дороги!

Ваш юбилей – наш общий праздник!

1

СЕРГЕЙ ПАВЛОВСКИЙ

Этой осенью как-то вечером раздался звонок. Голос ЛД был непривычно слабым. "Что случилось, Лариса Давыдовна?" – "У меня ковид, звоню из больницы..." Все вопросы и восклицания "как, что, почему?" застряли в горле и остались невысказанным, поскольку Лариса Давыдовна не дала мне опомнится. "Но это неважно. Я вот по какому поводу тебе звоню – завтра 75 лет Волохову. Хорошо бы опубликовать несколько материалов". – "Конечно, мы все сделаем" Промямлил ещё что-то дежурно-обнадеживающее про здоровье, повесил трубку и задумался. Так сильно было действие этого короткого разговора, что задумался надолго.

"Ради чего стоит жить?" Под такими риторическими лозунгами Лариса Давыдовна когда-то в 43 школе проводила комсомольские собрания… А и правда – ради чего?

Как же надо прожить свою жизнь, чтобы совершенно спокойно, без напряжения, даже буднично во время смертельно опасной для твоего возраста болезни безо всякой рисовки, не для вида, а действительно, буквально в этот самый момент думать о других, думать о деле, думать о долге!

Кто до конца знает, как именно сорок пять лет подряд отбивал такт скрытый часовой механизм, кардиостимулятор нашей школы? Кто наводил, выстраивал, просчитывал, шепотом напоминал, часто оставаясь за кадром? Мы говорим об организации праздников, проведении конкурсов, издании газет, прочей внеучебной деятельности. Но сколько всего сделала Лариса Давыдовна в 1543, чего мы никогда не узнаем, да и не должны узнать. Сколько, например, школьных конфликтов она погасила?

В 7 классе я вручил ей листовку. Это была весна 1991 года и самое первое наше с ней общение. ЛД казалась олицетворением всего правильного и монументально-советского, с чем мы наивно боролись. Но это обманчивое впечатление. Она – истинный демократ. Прочитав, она неожиданно для меня сказала – «спасибо, это очень интересно». Мы не доросли до комсомола, не успели, но как я понимаю, она и на собраниях была такой – всегда по-настоящему, не для галочки хотела слушать и слышать подопечных. Какую бы банальную подростковую чушь те не несли.

И это сохранилось на всю жизнь. Обсуждаю, например, недавно очередную статью школьника про учителя. "Лариса Давыдовна, давайте здесь заменим, это не очень хорошо, нетактично" – "Да, не очень, согласна. Но он же так думает, пусть останется..."

Пожелаем ей здоровья. Хотя это получается немного пожелание самим себе, ведь ее сердце бьется для нас. А именно ей пожелаем… Чего?

Нет, не пожелаем, лучше пообещаем. Пообещаем, что сохраним и продолжим ее традиции, память, волю и оптимизм.

1


▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲



1

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲




75-летие

10 февраля 2016 года


ПОЛНАЯ ЗАПИСЬ ЮБИЛЕЯ /120 минут/


1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
_
1
1
_

Фотографии Алексея Удимова




ПОЗДРАВЛЕНИЯ /13 минут/

ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА ВОЛЖНИНА

"БЫТЬ ЛАРИСЕЙ ДАВЫДОВНОЙ"

Хорошо быть учеником Ларисы Давыдовны — однажды она выведет из тебя все твои ошибки, а потом будет всю жизнь решать твои проблемы, устраивать уже твоих детей в свою школу, советовать «наплевать и забыть», когда хочется — повеситься или убить.

Хорошо быть коллегой Ларисы Давыдовны — она громче всех будет радоваться твоим успехам, забыв о своих, будет страховать твою забывчивость и покрывать вечную необязательность, прощая за резкость и советуя «наплевать и забыть», когда человеку хочется перед ней каяться и извиняться.

Хорошо быть родственником и другом Ларисы Давыдовны — ты будешь сыт и одет, иметь образование и работу, твои дети тоже будут учиться в её школе, ведь она живёт для всех, а мы только для себя, но на любую неблагодарность она готова «наплевать и забыть».

Хорошо быть начальником Ларисы Давыдовны — дела проведены, юбилеи организованы, речи отрепетированы, цветы и шампанское заказаны. И даже «спасибо» говорить не надо — на благодарность ей «наплевать и забыть».

Хорошо жить в эпоху Ларисы Давыдовны — всё твое важное рядом с масштабом её личности становится ничтожным, твои проблемы на фоне её — смешными, а наше нытьё тщетно сражается с её оптимизмом, природа которого медициной не диагностирована.

Основание её жизнелюбия — радость. Радость — главное свойство её души.

Сначала она радовалась молодости и любви, потом — зрелости и силе, теперь — мудрости и опыту.

И она никогда не сдаёт своих (как Владимир Владимирович). Просто для неё все свои.

Учитесь у неё, дружите с ней, восхищайтесь ею.

И всё равно — ни вам, ни нам не стать Ларисой Давыдовной!

АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ КУЗНЕЦОВ

"ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ЛАРИСЫ ДАВЫДОВНЫ"

Михаил Михайлович Жванецкий как-то сказал, что в Одессе сатирику ничего не надо ПИСАТЬ — достаточно открыть окно и СЛУШАТЬ … В нашей школе в общем тоже не надо, потому что всё, что здесь сейчас прозвучит в общем-то (и мои коллеги, здесь работающие, каждый день тому свидетелями) всё просто записано за Ларисой Давыдовной. Надо попристальнее повглядываться — выглядеть будет примерно это так:

Начало её рабочего дня — где-то полдесятого утра, начиная примерно от турникета, будет звучать …
— Спасибо, Эдик. Вот сюда поставь, я потом заберу. А вот это в холодильник, я потом съем. А вон те бумаги давай сюда, я потом прочту.
Если меня будет искать Юрий Владимирович, — я в своём кабинете.
Если будут искать дети, — я в первом маленьком.
Если будут искать классные руководители, — я в библиотеке.
Если остальные учителя, — я в столовой.
Если будет искать Владимир Михайлович Лизинский, — я ему перезвоню.
Если из Департамента, — я дома, на больничном.

— Да, алло, я вас слушаю. Как, вы говорите, называется конкурс? «Моя конституция — мой выбор»? Деточка, я вам так скажу: не надо нашим детям участвовать в вашем конкурсе. Они могут выбрать совсем не ту конституцию, которую вы имеете в виду. Какую? Это непредсказуемо. Ели вы хотите определенности, тогда надо называть конкурс «Конституция Российской Федерации — мой выбор». Таких я вам найду. Человека три,… наверное, найду,.. в пятом классе. Договорились. Их привезет Галина Владимировна Пикалова, это наш психолог. А как можно таких детей вывозить без психолога? Извините, у меня другой телефон звонит. Всего вам самого доброго!

— Да, алло, я вас слушаю. Да, конечно, получили. Да, конечно, прочитали. Нет, мы не будем участвовать. Как почему? Ваш конкурс как называется? Ну, вот. Где мы, а где холмы заветного Сиона. Нет, так вы не туда звоните! Вам нужна хоральная синагога. А мы — районная. Всего вам самого доброго!

— Библиотека им.Гагарина? Это Гуткина Лариса Давыдовна. Да, от нас будет участник. Запишите, Андрюша Копенкин. Класс? По-моему, пятнадцатый… Да, у нас есть такой класс. Почему «второгодники»? Хотя… В каком-то смысле, пожалуй.

— Ирочка, что у нас в почте? Нет-нет, это не открывайте, это от Владимира Михайловича Лизинского, это я сама потом открою. Так. Отчёт Волжиной за тринадцатый год, успела, даже удивительно. Так. Отчёт Букиной за шестнадцатый год. А сейчас какой? А, ну, нормально. Отчёт Галкиной о походе. А куда она ходила? В горы на каяках? Интересно, снизу вверх или сверху вниз? Потом почитаю Мартину на ночь, а то он плохо засыпать что-то стал. Хотя нет, откройте. Внизу посмотрите — потери есть? Ну и хорошо. А это что? Письмо от Маргариты Аминадовны из Израиля. Очень хорошо, распечатайте. Бумага у нас еще есть, три пачки, если не хватит, возьмите у Ольги Геннадьевны.

— Алло? Нет, всё в силе. Да, как и было заявлено, лекция для учителей литературы в рамках ресурсного центра «О семантических особенностях поздних сказок раннего Гофмана». Читает ученица 5-го «Б» класса Камышева Полина. Все правильно. В 15:43 начинается. А у нас всё в 15:43 начинается. Всего вам самого доброго.

— Деточка, иди сюда. Ты из какого класса? Не помнишь? Ну, неважно. Возьми вот эти записки и разнеси их по третьему этажу, в кабинеты с 28-го по 38-й. Скажешь «от Ларисы Давыдовны», и тебя, наверное, не обидят. Боишься заходить в 37-й… Видишь ли, какое дело: я тоже боюсь, и Ирина Валерьевна боится, а записку отнести надо. Хорошо, ты положи записку перед дверью, постучи и убегай. Я бы сама, но мне нагибаться трудно.

— Ой, как хорошо, что вы заглянули. У меня к вам два дела. Как говорит Кузнецов, одно важное, другое срочное. Важное — надо принять участие в Кубке Воробьёвых гор. Это срочно. А срочное — собрать для этого команду — это важно. Скажите детям, что тех, кто вызовется, мы освободим от конкурса чтецов. Если не согласятся, скажите, что тогда мы их отправим с концертом в дом ветеранов в воскресенье в каникулы. И дайте им леденцов. Спасибо.

— Да, деньги за охрану можно сдать. Нет, учебники в библиотеку я не принимаю. Их принимают …в библиотеке…— cама удивляюсь!

— Ирочка, напишите классным руководителям письмо в электронном журнале: «Уважаемый классный руководитель! Сегодня проводится родительское собрание! Напоминаю, что вы должны очень аккуратно поговорить с родителями про деньги на гардероб. Только очень аккуратно. Слово «деньги» ни в коем случае употреблять не нужно. Слова «гардероб» тоже желательно избегать. Лучше просто подмигните председателю родительского комитета. Спасибо, Л.Д.»

— Вы по поводу зала для репетиции творческого зачета? Понимаете, это очень трудно сделать. У нас скоро День культуры. Вот я смотрю в листочек, там уже все расписано. Ну и что, что залов теперь два, а Николай Владимирович Лисс по-прежнему один. Вот он и расписан. Раньше записывались на зал, а теперь на него. Попробуйте с ним поговорить. Он любит кока-колу и «Можайское» молоко 2,5%. Пожалуйста, не за что.

— Алло! Нет, запись в пятый класс по другому телефону. Нет, у нас нет испанского языка. Не знаю, почему. Как-то так сложилось. Даже когда мы 30 лет назад дружили с португальскими коммунистами, и то у нас не было испанского языка. Не за что. Всех благ.

— Что вам, дети? Ларису Давыдовну как найти? А вам что от неё нужно? Ватман? Ирочка, у нас есть ватман? Хорошо, я вам сейчас расскажу, как найти Ларису Давыдовну:
Во-первых, для этого нужно хорошо учиться.
Во-вторых, слушаться родителей и учителей.
В-третьих, мыть руки перед едой…

Нет, по-другому Ларису Давыдовну найти нельзя, потому, что ватмана у неё мало, и она дает его только послушным детям с чистыми руками, успевающими на «4» и «5». 

ПОЗДРАВЛЕНИЯ В ФЕЙСБУКЕ


1

Коллаж от А.В.Бассель и С.Д.Павловского


▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲



1
1

70-летие

10 февраля 2011 года


ПОЛНАЯ ЗАПИСЬ ЮБИЛЕЯ /100 минут/
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Фотографии Алексея Удимова





60-летие

10 февраля 2001 года


ПОЗДРАВЛЕНИЕ ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАВЕЛЬСКИЙ

Ларису Давыдовну я знаю давно, примерно тридцать лет, из которых двадцать пять прошли в стенах этого дома, нашей школы.

Должен сказать, что за эту жизнь я, пожалуй, не встречал человека, подобного Ларисе Давыдовне. До сих пор не могу понять этого феноменального явления, имя которому Лариса Давыдовна Гуткина. Она не укладывается в рамки традиционных представлений о человеческой личности. Формально она – заместитель директора гимназии по воспитательной работе. Но Лариса Давыдовна никогда не ограничивала свою деятельность только должностными обязанностями. В этом и состоит феноменальность ее личности. Это человек, который обладает удивительным чувством подвижничества, бескорыстия, желанием всегда прийти на помощь, если в этом есть необходимость, и умением разделить чужую радость, что бывает значительно сложнее, чем прийти на помощь в беде. Этими качествами Лариса Давыдовна обладает, мне кажется, в каком-то даже избытке, хотя слово «избыток» в данном случае кажется не очень уместным. Перенять это невозможно, потому что эти качества генетически заложены в человеке. Их невозможно передать, их невозможно перенять. Можно только смотреть и восхищаться.

Мне кажется, что вообще в слово «талант» мы часто вкладываем весьма узкий смысл. Мы говорим: «Талантливый математик» или «талантливый музыкант», «талантливый инженер» и т.д. Но есть еще талант быть на земле Человеком, настоящим Человеком. Это тот талант, которым от природы обладает Лариса Давыдовна. Это удивительное качество. Я всегда поражался ему и не устаю поражаться. Я не устаю удивляться Ларисе Давыдовне. Потому что с точки зрения традиционного представления о жизни и о человеке, все-таки, это явление необычное. И как повезло всем нам, что рядом с нами в течение многих лет находится такой человек. Это просто поразительно!

Лариса Давыдовна, хочу Вам пожелать, конечно же, здоровья, многих радостей, утешений и счастливых удач, на которые так скупа, к сожалению, наша жизнь. И если, хоть что-нибудь в реализации этого зависит от нас, мы сделаем все от нас зависящее. Хотя у нас возможностей и таланта меньше, чем у Вас, в этом смысле. Но мы постараемся сделать все возможное, чтобы то добро, которое Вы приносите людям, вернулось Вам сторицей. 

Спасибо Вам за все!

СЕРДЦЕ ДРУГА
ЦЫГАНОЧКА ПИОНЕРСКАЯ С ВЫХОДОМ

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲



Адрес для связи - www@1543.ru

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА