СЕРГЕЙ ПАВЛОВСКИЙ

Мысли по ходу работы над проектом

1

Страница со всеми материалами о Е.В.Эткиной на текущий момент завершена. Хочется поблагодарить всех, кто отозвался, кто помогал в этом проекте, а также немного рассказать о том, как он возник. Авторы текстов воспоминаний известны, поэтому я сначала расскажу о тех, чей вклад остался немного за кадром. 

Главный хранитель истории 1543 – это, конечно, Лариса Давыдовна. Именно она год за годом методично собирала документы в большие бумажные летописи, затем десятилетиями сохраняла их от плесени, пожаров и оптимизации школьного пространства. Из документов, которые особо ярко характеризуют Евгению Валентиновну, можно выделать два – 

Отчет о Комсомольском собрании 1986 года: «Доклад Оли Шейниной бесследно канул в пустоту»

И результаты ярмарки 1990 года: «Здорово мы, коллеги, поработали! Грош цена нам с вами…»

Страсть, боль за общее дело, прямота – эти черты не развились постепенно, а, похоже, были в ней с самого начала. И не всем школьникам, наверное, бывало с ней рядом легко. 

Самые лучшие фотографии Евгении Валентиновны сделаны Яшей Бернштейном. А Надя Иванова поработала над ними, удалив царапины и придав им нынешний безукоризненный вид. Также много фотографий прислали Костя Ванаг, Оля Билак, Сергей Титов, Карина Арзуманова. Видеоматериал для фильма взят в основном из известных архивов 1543, а самые эмоциональные кадры – это съемка Последнего звонка 1991 года Владимира Илютовича и американский фильм про поездку 1994 года, который сохранил и разыскал для нас Коля Воронов. Вот здесь он целиком https://youtu.be/5Z81_IDaUOI

Меня спрашивают, а почему вдруг сейчас этот цикл материалов об Эткиной? Какой-то юбилей? На самом деле эти тексты собирались полтора года, так что даже если и был бы юбилей, то давно прошел. В некотором роде, да, 2020 год – это 25 лет ее отъезда в Америку. Никакие даты не были целью, хотя именно сейчас, как заметила Инна Шевцова, самый правильный момент для подобного цикла воспоминаний – в этом году Евгения Валентиновна закончила свою педагогическую работу, а, значит, самое время подвести итоги и идти дальше.

Когда и как возникла идея проекта? Началось все в 2015 году, когда во время съёмок "Школы его мечты" мы много записывали интервью с учителями. Больше всего меня тогда интересовал момент фазового перехода 43 в 1543. "Завельский пригласил Гейдмана, а тот организовал матклассы" или «Первый День Культуры – День Золотого века» – все это не причины, а только некоторые из многочисленных проявлений того глубинного процесса, который происходил в школе на рубеже 80/90 годов. Если использовать терминологию физики, то можно описать это так – в эти годы начали совпадать внутренние колебания взаимодействующих между собой учителей и школьников, вследствии чего вся школьная система вошла в резонанс и стала производить энергии намного больше, чем ей требовалось для поддержания регламентированной работы. То есть появились силы учить чему-то еще, учиться чему-то еще, делать что-то еще дополнительное, лишнее, новое. Так вокруг существующих стен здания школы, не разрушая его, выросло новое здание, здание гимназии. 

Мне это было интересно, и я задавал больше всего вопросов именно об этом периоде тем учителям, которые его застали. Каждый рассказывал свою версию, но почти все в своих ответах так или иначе, в большей или меньшей степени упоминали имя Евгении Валентиновны Эткиной. Специально о ней я никого не спрашивал! (Если бы у меня изначально был план подобного проекта, я расспрашивал бы более подробно и обстоятельно). Так что все вышло естественно, само собой. Рассказов о школе было так много, что эту закономерность я отследил уже разбирая отснятый материал. И только тогда я отчетливо понял, что Евгения Валентиновна – не просто важная часть моей жизни или жизни тех классов, которые она учила, а всей школы. Она один из главных генераторов той самой энергии, которая превратила 43 в 1543. Как выразился Алексей Валерьевич: «Она была Генератором. Она вращалась и искрила. Отходящие от нее провода периодически начинали пахнуть жжёным пластиком. Любой из нас понимал, что если будет халтурить или отлынивать, то его просто убьет током». 

А раз так, то нужно было придумать, как эту важную страницу истории 1543 описать, зафиксировать. Параллельно постоянно подталкивал меня к той же идее Александр Юльевич Волохов. Неоднократно он заводил разговоры на тему, что нужно взять интервью у Евгении Валентиновны и расспросить ее про годы в 43 школе. Именно от Александра Юльевича я узнавал о Ратгерсе, о медали Милликена и многом другом. Я был внутренне с ним согласен, но понимал, что просто так написать по почте «А не расскажете ли вы нам чего-нибудь?» ни к чему не приведет. Чтобы вспоминать прошлое впервые за много лет нужна серьезная мотивация. Повторно обращаться с той же просьбой точно не стоит, и поэтому нужно сделать сходу такое предложение, от которого невозможно было бы отказаться. В итоге все именно так и вышло, как мечтал Александр Юльевич. С нетерпением жду его реакции, когда он ознакомится со всеми материалами.

А еще, кстати, именно А.Ю.Волохов сохранил текст учительского «Гамлета», который затерялся даже у его автора! Там АЮ играл Полония

Полоний 
А за руку держал?
Офелия 
Да, было дело…
Полоний 
Офелия! 
Я стар и я – мужчина.
Поверь: для нас слова – один орнамент.
Следи за жестом: в жесте – вся отгадка.

Полный восстановленный текст Гамлета тут https://1543.ru/letopis/93/93_hamlet.htm

А на странице Капустников не только фото и фрагменты текстов, но и ссылки на полные тексты Алексея Валерьевича

А.В.Кузнецов философски обозначил допустимые временные рамки мемуаров как жанра. Рамки снизу и сверху – должно пройти время для того, чтобы увидеть большое на расстоянии, но не слишком много времени, чтобы было кому ваши воспоминания читать. 

Татьяна Ильинична тоже живо откликнулась и очень тепло написала о Евгении Валентиновне. Они чередовали классное руководство в нашем выпускном классе. Отсюда в фильме эти не очень понятные кадры со шваброй в 29 кабинете. Эти кадры нашего Последнего звонка я пересматривал сотни раз, и та швабра 95 года у меня в голове всегда ассоциировалась со шваброй 92 года на школьном капустнике «Горе от Ума»:

Лизанька /Е.И.Тероганова/ (подметая пол)
Ну, вам еще не поздно и начать! 
О, как мне эта комната постыла – 
Об стену впору биться и кричать! 
Где ж Софья, обещала, что заскочит… 
Счастливица: Америку ей прочат. 
Одни резвятся, прочие – страдают…
Софья /Е.В.Эткина/ (входя) 
Счастливые полов не подметают.
Лизанька 
Вот это верно, где уж нам до вас, а
Об этом годе вы, видать, без класса?
Софья (томно) 
Ах, класс – не так уж это и опасно,
А папа почему-то любит классных.
Лизанька 
Вы едете в Америку?
Софья 
Наверно.
Лизанька 
Я вам завидую.
Софья 
А я, признаться, нет

Я отчётливо помню этот момент в актовом зале! Мы были в 9ом классе и как раз проходили в этот момент Грибоедова. Кажется, я только тогда впервые понял, что такое ирония и глубина. И в тот момент сразу и на всю жизнь зауважал Алексея Валерьевича Кузнецова, хотя, будучи школьником, я с ним ни разу не имел чести разговаривать. 

А теперь, когда Евгения Валентиновна начала свои мемуары с фразы, что в детстве она собиралась стать кем угодно, хоть балериной, только бы не учителем, у меня это сразу соединилось с образом той самой швабры, как символа тяжелой работы, и строчкой известной песни:

Она так мечтала стать балериной, но ей пришлось взамен
Каждый день подметать коридоры и лестницы Гимназии под номером N

Наталья Викторовна Шаронова добавила в цикл воспоминаний серьезности и профессионального взгляда. Оказывается, не просто нам так субъективно казалось, что у нас был сильный учитель физики, а это действительно так. И это говорит человек, который много учителей физики повидал и сам их учил. Большое ей спасибо за это важное свидетельство! И еще, это ведь самые ранние воспоминания. Воспоминания о том, какой Женя была до прихода в 43, до знакомства с Завельским. 

Сама идея, что нужно обратиться в первую очередь к Н.В.Шароновой, принадлежит Д.Ю.Королеву. Он очень много сделал для проекта, особенно по части разбора старых летописей и выпуска газет «Данко», где авторство не было указано прямо, но Дмитрий Юрьевич безошибочно узнавал интонации Евгении Валентиновны. 

В ответ же на просьбу написать что-то самому, он сказал, что писать не умеет, но может рассказать по зуму. А я не умел пользоваться ни зумом, ни диктофоном, поэтому пришлось ехать с видеокамерой на Южку. Идеи использовать потом эти кадры для кино не было, иначе я бы выбрал для съемки место посветлее. Мы просто сидели на лавке и вспоминали нашего общего учителя. Потом он рассказывал о своей жизни. Было интересно, и уходить не хотелось. А Дмитрий Юрьевич все не мог остановиться и говорил, говорил, говорил. В камере сели все батарейки – у него явно была потребность выговориться. В тот вечер у меня в голове полностью сложился будущий фильм. Даже название «Неповторимая» родилось в том ночном диалоге двух выпускников. 

Фильм вообще сложился сходу и очень быстро, на одном дыхании. Это со страницей и версткой потом было много возни, а фильм быстро. На тот момент были живы еще и Дмитрий Юрьевич, и Юрий Владимирович, которым очень важно было бы его увидеть, и я очень жалею, что не нарушил тогда последовательность действий своего плана и не показал им его досрочно. «Юрий Владимирович, Коля Воронов отыскал потрясающие кадры вашей с ним общей поездки в Америку. Вы там рассказываете учителям из Айовы, что вам больше всего понравилось в Америке то, как они любят свою страну, как воспитывают патриотизм в учениках своей школе. И вы в своей школе стараетесь делать то же самое. Вы говорите по-русски, а Евгения Валентиновна стоит рядом и переводит» – «Как здорово! Сережа, мне очень хочется это увидеть» – «Скоро, скоро покажу, как только все остальное доделаю». Что ему скоро 94, поэтому стоит поторопиться – такая мысль в голову не пришла. Он, родоначальник нашего мира, казался вечным, как сам наш мир. 

Юрий Владимирович Завельский до самых последних лет в должности директора гимназии 1543, разбирая уроки начинающих учителей, неизменно ставил им в пример педагогические приемы и находки Евгении Валентиновны Эткиной, которую очень высоко ценил. Он часто вспоминал ее и потом, уже покинув свой пост. Он снова и снова пытался понять, чем ее так привлекла Америка. С ее отъездом он так и не смирился. В его глазах это была самая большая потеря для 1543.

И мне нечего было ему на это возразить. А теперь есть. Теперь, после всех прочитанных мемуаров, я бы сказал ему следующее (ведь внутренний диалог с твоим настоящим учителем никогда не прерывается): Юрий Владимирович! Знаете, из многочисленных глав фильма «Школа его мечты» для меня самая острая и самая важная – это глава о боли выпускника. Он выходит из школы и часто не может найти себя, свое дело в мире. Это трудно, но не больно, его к этому готовили, его об этом предупреждали. А вот если он чувствует, что не нужен не только внешнему миру, но уже и не очень нужен своей собственной школе, вот это по-настоящему больно. Об этом его никто не предупреждал! К этому он не готовился! Немногие учителя об этой проблеме задумывались. И поэтому слова Евгении Валентиновны: «Приходите! Но только не обижайтесь на своих учителей, которые после вас не бросят этим заниматься и со звонком уйдут в новые классы» – мне кажутся там одними из самых важных слов. 

Точно так же немногие выпускники задумывались о том, насколько безболезненно для учителя каждые 4-5-7 лет отрывать свое сердце от одних учеников и заново прилеплять его к новым. Кто это расскажет, кто опишет? Для каждого настоящего учителя неимоверно важна связь с его выпускниками, ведь это не просто дружба или привязанность, а еще и зримый образ его собственного тяжелого труда. Многие учителя мечтали бы найти способ не расставаться со своими выпускниками, как-то так организовать жизнь, чтобы вплести их в ее орбиту. 

И вот Евгения Валентиновна в Америке не только реализовалась как профессионал высочайшего уровня педагогического мастерства, но и воплотила в жизнь вот эту самую учительскую мечту. Из первого выпуска учителей физики, которых она подготовила в Ратгерсе, она основала сообщество выпускников. Они продолжали собираться в университете каждый месяц, занимались физикой и делились новым опытом друг с другом. Затем к ним присоединились следующие выпускники. И так далее. Сейчас это сообщество насчитывает уже 170 учителей физики, окончивших Ратгерс в разные годы. Они продолжают встречаться раз в месяц и живут общей жизнью – приглашают друг к другу на свадьбы, ходят в походы, делятся опытом, болью и своими достижениями. И даже придумали для себя название – «эткинисты». Но это же и есть настоящее учительское счастье! Это воплощённая учительская мечта!

И это не новая идея, а ровно то, что Евгения Валентиновна пыталась делать всегда. Пыталась внедрить еще в 1543, когда приглашала ребят из старших матклассов вести уроки у младших, придумывать для них контрольные, помогать проводить эксперименты и проч. Ей всегда хотелось создать некое комьюнити, сообщество людей с одинаковыми интересами, которые потом будут общаться и после выпуска. Но в школе для этого слишком маленькая выборка, выпускники неизбежно расходятся в очень разные друг от друга стороны. А в американском университете, где учатся будущие учителя физики, то есть люди со схожими жизненными интересами, это у нее получилось, это заработало! 

Да, конечно, когда она уезжала в США в 95 году, для того были вполне конкретные семейные причины. Но по итогу прошедших лет, по итогу сделанного можно сказать, что именно в Америке Евгения Валентиновна смогла реализовать свою учительскую мечту. Получается, это та самая классика и романтика вековой давности, когда люди уезжали в Новый свет, в Америку не просто ради некоторой «хорошей жизни», а за своей мечтой. И Юрий Владимирович, который сам себя назвал «человеком мечты», должен был бы это понять и принять. 

Господа участники проекта, подведем итоги! Как мне кажется, мы с вами решили сразу три важные задачи:

1. Достойно поблагодарили своего учителя.

2. Написали важную страницу истории нашей школы, и рассказали о Евгении Валентиновне тем, кто ее не знал. 

3. И, что не менее важно, рассказали о ней друг другу. Все мы знали ее с разных сторон, а здесь мы объединили проекции наших воспоминаний в одну большую объемную картинку. 

Спасибо!

СЕРГЕЙ ПАВЛОВСКИЙ

 

1
1