БУЛГАКОВСКИЕ ПАЗЛЫ

Этому трудно дать определение. Судьба? Случай? Совпадение? Игры разума? С годами начинаешь понимать, что есть в жизни нечто загадочное, булгаковское, с трудом поддающееся объяснению. Словно замысловатый пазл складываются факты жизни. Они многократно собираются, вновь рассыпаются, перемешиваются, переплетаются, наконец, как по волшебству, превращаются в мозаичную картину. Наверняка это ощущение знакомо многим, особенно, людям творческого склада. 

Неожиданно выяснилось, что для меня существует начало всех начал. Юрий Владимирович Завельский начинал на Плющихе в 37 школе, а в тридцати метрах (!) от нее меня купали младенцем в Виноградовских банях. Большой белый таз полный воды, маленький пластмассовый парусник и я, сидящий в тазу и гоняющий кораблик по крошечным волнам. Не могу, конечно, утверждать, что в младенчестве меня купали на уроках у Юрия Владимировича, но от стены одного здания до стены другого всего тридцать метров… В масштабах планеты Земля, нашей страны, города Москвы — это ничтожно мало. «Ничего себе!» — написал в письме Сергей Павловский, когда я сообщил ему этот факт. 

И вот уже другой пазл, связанный с купанием… Сейчас может показаться, что этого никогда не было. Было. На месте снесенного храма Христа-Спасителя в советские годы располагался бассейн «Москва». В доказательство сохранилась старая фотография — мы с мамой на фоне того самого бассейна. Я лежу в коляске. Вдалеке, за Москвой-рекой, виден знаменитый «Дом на набережной», каждый кирпич которого буквально пропитан булгаковскими тайнами. Думал ли я об этом, когда в семидесятые годы ходил купаться в бассейн «Москва» со своими школьными друзьями? Нет, конечно. А в памяти остались ряды узких деревянных шкафчиков в раздевалке, номерок на широкой резинке, надевавшийся на ногу, сильный запах хлорки и сгустки человеческих волос, которые шевелились на дне бассейна, стоило только нырнуть поглубже. И даже когда в студенческие годы занимался в секции подводного плавания, насмотрелся красот морского подводного мира, никак не мог забыть про те волосы…

С мамой у бассейна «Москва»

В 1973 году на экраны вышел фильм «Земля Санникова». Миллионы мальчишек, затаив дыхание, наблюдали, как авантюрист Крестовский взбирался на колокольню храма с завязанными глазами. Невозможно даже представить, чтобы этот «подвиг» прошел мимо нас — старшеклассников 43 школы. В выпускном 1977 году несколько парней 10«А» класса вместо отмененного урока физкультуры направились к храму Архангела Михаила в Тропарево. Навернись тогда кто-нибудь из нас с колокольни, костей было бы не собрать, да и школе не поздоровилось бы. Слава богу, обошлось. К тому же, лезли мы на колокольню без повязок на глазах. Правое запястье у меня забинтовано — переусердствовал накануне с пудовой гирей. На память остались эти фотоснимки, запечатлевшие процесс восхождения и результат. Заодно могу поведать о внутреннем интерьере храма в те годы. В конце 70-х церковь служила складом декораций (видимо, Мосфильма). Мы побродили среди декораций и осмотрели их. Это были рамы, задрапированные тканью, какие-то фрагменты холстов, деревяшек, элементы сценарных подмостков, в общем, всякий постановочный хлам. Внутренние стены храма сохранили побелку, но не отличались чистотой. Кое-где на стенах просматривалась копоть — во всем чувствовалось дыхание прошлых времен. 

1977 год. Ученики выпускного класса «А» 43 школы взобрались на колокольню храма Архангела Михаила в Тропарево

Аналогичное чувство соприкосновения с прошлым испытывал, когда младшим школьником полез с друзьями в древние подземные каменоломни у станции «Силикатная», недалеко от Подольска и нашей дачи. Слышал, что там добывали камень для белокаменной Москвы и храмов Кремля. И снова везение — недалеко от входа в подземелье нас, сорванцов с факелами, вовремя «отловили» спелеологи из московского Дворца пионеров. Они были отлично экипированы, в касках, с фонарями, картами тоннелей, и доброжелательно сопроводили любопытную малышню, показав закоулки многокилометровых каменоломен во всех подробностях. Несколько часов путешествовали мы под землей по штрекам и ползали по «шкурникам» — узким длинным лазам, куда еле протискивались плечи. Поняв опасность бесконечных подземных лабиринтов, прилично напугавшись и удовлетворив интерес, больше мы к каменоломням не подходили на пушечный выстрел. Сегодня с пониманием отношусь к фотографии Елены Дмитриевны Волжиной, перелезающей забор дачи Горбачева в Форосе. Видно стены 43 школы надежно впитали дух любопытства и жажды познания!

Храмы, колокольни, подземелья, подводные глубины… В детстве посмотрел диафильм «Дракон» по мотивам вьетнамской сказки. Детское воображение поразил замок чудовища. Диафильм заканчивался рисунком пагоды, напоминавшим тройственную архитектуру храма в Тропареве. После этого храм Архангела Михаила именовался в нашей семье не иначе, как «Замок Дракона». Когда возвращались по Проспекту Вернадского из загородных поездок в 60-70 годы, Москва неизменно встречала знакомым видом сказочного сооружения. А в год окончания нами школы был основан Театр на Юго-Западе. Театр расположен как раз напротив храма Архангела Михаила. Испытал настоящий шок, когда вышел из театра после спектакля «Дракон» с участием Виктора Авилова. Потрясли не только игра и талант этого замечательного актера. Вышел из театральных дверей и понял, что уперся взглядом в Замок Дракона…

Не могу сдержать своего изумления, прочитав статью Ларисы Давыдовны Гуткиной о школе им.Гагарина. Особенно меня порадовало упоминание мозаичного панно. Кто как ни я рассказывал Розе Александровне Новосельцевой о мозаике, которую мы своими руками выложили в 875 школе! Глаза учительницы загорелись и уверен, что именно тогда она задумала создать в 43 школе керамическое панно. Я же рассказал ей и технологию выкладывания мозаики, которую мы опробовали на практике. Единственное, что удручало — и технология и сама мозаика в 875 школе получились достаточно опасными. Мы использовали обычные осколки битого стекла, раскрашивая их с внутренней стороны гуашью разного цвета. После приклеивания к стене битое стекло сохраняло острые края и о него запросто можно было порезаться. Даже затирание межстекольных промежутков цементом не делало мозаику гладкой. Для того, чтобы школьники не приближались к мозаичной картине, внизу во всю стену был сделан длинный невысокий короб, засыпанный керамзитом. Увы, это было слабой защитой. Возня на переменах не гарантировала учеников от соприкосновения с острыми гранями стекляшек. Довольно скоро стекла стали выкрашиваться, оголяя и без того острые края. По слухам, в 875 школе даже имел место конфликт из-за этой мозаики, когда директором там стала Наталья Петровна Сидоренко. Мозаику собирались полностью уничтожить, несмотря на то, что многие встали на ее защиту… Почему ликвидировали керамическое панно в 43 школе, я не знаю. Замечательный труд Розы Александровны Новосельцевой и школьников стоил того, чтобы его сохранить. Разве не приятно, оказавшись через многие годы в родной школе, увидеть созданное твоими руками? И все же рукописи и искусные творения рук человеческих не горят. Почти полвека назад я сфотографировал часть мозаики 875 школы и сегодня белые голуби продолжают свой полет. Радует, что небольшой кадр с изображением панно 43 школы тоже сохранился — спасибо Сергею Павловскому!

Слева — фрагмент мозаики 875 школы, справа — 43 школы. 
Время собирать камни

 

Возня на перемене у мозаики (875 школа, фотографировал Андрей Злобин, 1974 год)

Раньше не знал, как ответить на давнишний вопрос «мы ли сажали деревья перед 43 школой?». И вот, перебирая старые фотопленки, нашел однозначный ответ. Сразу вспомнилось. Конечно, эти деревья сажали мы, первые выпускники. На обнаруженном памятном фото стою у собственноручно вкопанного деревца. Свежая земля у корней более чем красноречива. На заднем плане неизменно школьный забор и магазин «Польская мода». Если дерево сохранилось, то по фотографии его можно указать совершенно точно. Вообще, язык городских деревьев очень выразителен. Почти каждое из них связано с конкретным человеком. Несколько лет назад я побывал на месте старого купеческого дома, в котором жил с семьей мой дед по материнской линии. Давным-давно он посадил по обеим сторонам подворотни два дерева. Двухэтажный дом снесли в конце 60-х годов. Но даже через пятьдесят лет я без труда нашел очаг моих предков. Дом невидим, формально его нет, однако я смог войти в «подворотню», которую до сих пор обозначают толстые стволы тех самых двух деревьев. Не могу передать словами волнение, которое я испытал. Прикоснувшись к каждому дереву рукой, буквально кожей ощутил связь времен… 

Деревья перед 43 школой только что посажены. 
Андрей Злобин у своего дерева — задачка по геометрии

…Есть старинная английская легенда про Короля Артура, который сумел вытащить меч из камня. Только когда мне исполнилось шестьдесят, я понял, насколько красива эта аллегория. Именно на камнях в допотопные времена записывались знания. А знания — сила, меч. Сумев прочитать записанные предыдущими поколениями знания, Король Артур вытащил меч из камня. И кто с этим поспорит, если Розеттский камень открыл миру всю мощь египетских фараонов! Еще и поэтому я горячо поддержал строительство нового корпуса нашей гимназии, написал письмо в поддержку. Сегодня корпус уже «в камне». И пока в нашей стране строятся школы, пока в них преподают замечательные учителя, быть России уважаемой, сильной и непобедимой.

Пора перечитывать Булгакова. Так я подумал, собираясь писать эти строки. И вот уже месяц не могу оторваться от книг Чехова, Тургенева, Куприна. Почему? Об этом, видимо, нужно спросить самого Михаила Афанасьевича. Это его, булгаковские, пазлы.

 

Андрей Злобин, II параллель


 

Раздел "Незабытое"

Главная страница сайта