«ГАМЛЕТ, ГАМЛЕТ, ГАМЛЕТ»

/ Рецензия на спектакль 2012 года /

Очень интересный эксперимент Маргариты Анатольевны и творческой группы. Смесь привычного жанра школьного спектакля с привычными шоу на День Гимназии получилась живой, захватывающей, новой. Это нельзя назвать «постановкой Гамлета» в привычном смысле этого слова – посмотрев спектакль, зритель скорее всего ничего нового не поймет в пьесе Шекспира, но это, как я понимаю, и не входило в задачу авторов. Получилась своего рода «каша из топора», где узнаваемый текст взят лишь как сюжетная основа, а цель постановки в другом. 

Еще год назад, когда во время замечательного спектакля О.Е.Потаповой «Голый король», Ваня Марков вдруг запел, и все опешили, я подумал – «Школа, вслед за общей тенденцией в искусстве, движется в сторону синтетического театра. Скоро мы скажем «до свидания» репертуарному театру, об умирании которого так сокрушался Юрий Владимирович». И вот, прошел год, мы смотрим «Гамлета». Мне кажется, это очень правильный формат для школьной сцены – кто хочет разобраться в Шекспире, сходит в обычный театр, а ученикам надо ставить а) что самим нравится, б) что у них может действительно получиться. Можно быть отличными учениками, выигрывать олимпиады и марафоны, но нельзя прыгнуть выше головы – невозможно, чтобы полсотни учеников школы ежегодно давали ряд спектаклей, где бы все они талантливо играли драматические роли. А значит, любой школьный спектакль – это всегда скидка, всегда любительство. И выхода два – либо играть незатейливые пьесы, вроде Бомарше или Шварца, не трогая, скажем, Чехова, либо сделать то, что сделали в этот раз с «Гамлетом». 

Мне больше всего понравилась первая часть. Стильно, весело, иронично – эти картинные заламывания рук, просто замечательно! И Гамлет, и Офелия, которая год назад играла Принцессу в том же «Голом короле». Костюмы. Музыка эпохи. Мизансцены. Все хорошо.

Вторая часть неизбежно провисла, потому что была попыткой играть всерьез в постановке, где изначальная задача была другой. Всерьез не вышло. А повторение текста не спас даже другой перевод.

Третья, основная часть. Немного громко про «Театр XXI века», это было похоже скорее на авангард 20-х годов годов, на Мейерхольда, на «Театр Колумба» Ильфа и Петрова. Я такого не люблю ни в театре, ни в кино. Наверное, потому, что не понимаю. Но это было сделано так феерично, так классно, так зажигательно, динамично, завораживающе! Мне кажется, не хуже любого «взрослого» авангардного театра. По количеству сценических идей (с шестами здорово!), по слаженности, по четкости работы актеров. Как у нас в школе работает звук, свет (браво, Коля), а уж дымы и прочие спецэффеткы – просто за гранью! Песни отличные. «Ты гибель моя» - просто настоящий хит. И все это вместе очень смело – ведь пуститься на такой сложный эксперимент и провалиться в какой-нибудь мелочи – забытом слове, фальшивой ноте, тихом голосе, непойманном при перекидывании шесте – это означало бы перечеркнуть всю идею. Но ни одной фальшивой ноты, все на высочайшем уровне. 

Не важно, что смысла нет, важно, что мощно, сильно, смело. Подобная постановка – серьезная актерская практика, актерское упражнение. И это именно та фаза, которой никогда не было у нас в школе. Приходят дети, учатся, читают книжки, а потом – вдруг берут и играют серьезные пьесы. А почему они могут их играть? Чему их можно успеть научить за время репетиций? Играют те, кто изначально может, в кого заложено природой. А в подобном упражнении действительно можно научиться чему-то новому, используя то, что ты уже умеешь делать.

Получается то, что делаешь с увлечением. Это условие недостаточное, но необходимое. А по «Гамлету» видно, с каким увлечением его ставили. Ваня Марков – просто человек Возрождения, сам себе и актер, и режиссер, и автор, и продюсер. Мне очень понравилось, как продумана была съемка, приглашены два оператора (двухкамерная съемка принципиально отличается от обычной, плоской картинки), своевременно присланы фотографии (тоже очень хорошие) – не просто сыграли, отметили, потом друг дружке переслали в контакте три мыльные фотки с айфона и забыли, а все всерьез по взрослому. Теперь останется память.

Кстати, о памяти. Глядя на этого «Гамлета» я не мог не вспомнить о предыдущем, о постановке 28-ой параллели в 2001 году под руководством О.Е.Потаповой и Миши Соколовского. Там не было спецэффектов, не было такой динамики и экспрессии, и актерскую игру нельзя назвать безупречной для всех актеров. Но в том «Гамлете» было что-то очень важное, что-то такое, что вдруг открыло мне очень многое и про Гамлета и про Офелию, открыло то, что я не мог, не умел сам прочитать в тексте. Надо будет найти и тоже выложить для сравнения. 

 

Сергей Павловский,.
                    май 2012 года.
 

 

 


"Гамлет, Гамлет, Гамлет"

 все тексты С.Павловского о 1543

раздел "Незабытое"

главная страница