Авторитет Ю.В.Завельского для нас всегда был непререкаем

 

 

Юрий Владимирович Завельский – директор гимназии и основатель уникальной педагогической школы. Когда я думаю об этом человеке, меня всегда охватывает волнение. Если бы не попал в 43-ю школу, как сложилась бы моя судьба? Много раз рассказывал эту историю и не устаю повторять ее вновь и вновь. Думаю, вспоминаю, анализирую, и каждый раз прихожу к одному и тому же выводу. Учитель от бога, знаток детских душ, потрясающий оратор, блестящий организатор и основатель целой педагогической школы, воспитавшей уже не одно поколение, наконец, просто Человек с большой буквы. Сорок лет прошло с тех пор, как я впервые встретился с Ю.В.Завельским. Сорок лет я нахожусь под впечатлением этой встречи. 

Мне было известно, что поблизости открывается 43-я школа, и еще весной 1975 года я решил поменять место учебы. Однако так получилось, что все лето в Москве отсутствовал, а в конце августа узнал – набор в новую школу уже закончен. Мне посоветовали использовать единственный шанс и обратиться в «последнюю инстанцию». Последней инстанцией был заведующий РОНО Юрий Владимирович Завельский, одновременно – будущий директор новой школы. Так, с аттестатом восьмиклассника, я приехал в районный отдел народного образования у метро «Проспект Вернадского» с просьбой взять меня в 9-й класс школы №43. Зная, что набор закончен, приехал без особой надежды, а уехал от Юрия Владимировича окрыленный и счастливый. 

Заведующий появился точно в назначенное время и принял меня в небольшом кабинете, располагавшемся в красном кирпичном корпусе. Если память мне не изменяет – низкое крыльцо, несколько ступенек, вход и первая дверь налево. Состоялось собеседование, в процессе которого я предъявил аттестат с оценками, рассказал о целях учебы (собираюсь дальше в Бауманский), ответил на вопросы будущего директора школы. Собеседование было очень подробным, и под конец я видимо разволновался. Неожиданно на лице Юрия Владимировича зажглась характерная улыбка, и он сказал: «Хорошо, приходи первого сентября! Зайди в школу и узнай свой класс у Ларисы Давыдовны Гуткиной». Выйдя на улицу, я не пошел, а полетел домой на крыльях. Вспоминая улыбку Ю.В.Завельского, даже не понял, а скорее ощутил – только что в моей жизни произошло важнейшее событие.

Юрий Владимирович сформировал в 43-й школе потрясающий педагогический коллектив. Фактически каждый из наших учителей был настоящей звездой. Учителя относились к своей работе не формально, а с большой душой, стараясь передать каждому ученику частичку своей звездности. Тогда не было в ходу слово «элитный», но именно это слово сегодня приходит на ум, когда оцениваешь уровень преподавания в 43-й школе. Достаточно сказать, что и учителя росли одновременно с нами. Например, наш классный руководитель и учитель физики Наталья Петровна Сидоренко стала впоследствии директором 875-й школы. Нас учили не только школьным предметам. Учили творчески мыслить, воспринимать новое, ценить традиции, общаться с окружающими, между собой. Старались сплотить вокруг общих задач, привить чувство прекрасного, стремились сделать из каждого ученика всесторонне развитую гармоничную личность. В школе всячески приветствовались различные творческие коллективы. В первые же годы появился школьный театр, развивалось художественное и литературное творчество, большое внимание уделялось музыке. На музыкальной теме хочу остановиться подробнее, поскольку сам имел к этому отношение, и именно с этого началось мое врастание в новую школьную жизнь.

 

В начале 1976/1977 учебного года, в 10-м классе, нам раздали эти памятки и сказали вклеить их на первую страницу дневника. 

 

Было бы странно, если бы повальное увлечение электрогитарами и современной музыкой обошло стороной 43-ю школу. Я и несколько моих одноклассников буквально грезили созданием собственного вокально-инструментального ансамбля (ВИА). Имея за плечами три класса музыкальной школы, хотелось попробовать свои силы. Сначала мы собирались друг у друга дома и играли на простых гитарах. Вместо усилителей использовали магнитофоны, прислоняя микрофоны прямо к декам гитар. Барабаны заменяли пустыми картонными коробками разного размера. Несколько позже своими руками сделали по электрогитаре, установив на них настоящие звукосниматели. Уже немного разбираясь в электронике и радиотехнике, собственноручно спаяли электронные схемы – «тембр-блок», «фуз», «квакер», апробировали простейший ревербератор из двух магнитофонов. Увы, но все это не придавало нашей музыке должного звучания. Звук все равно был слабым и не похожим на настоящий звук ВИА. 

Настал момент, и мы решили обратиться за помощью к Юрию Владимировичу. Как-то на перемене подошли и попросили приобрести для школьного ансамбля аппаратуру. Директор согласился не сразу, но все же дал некоторую надежду, обещав подумать. Время шло, мы периодически напоминали о нашей просьбе. И однажды свершилось! Юрий Владимирович направил нас к завхозу, чтобы вместе с ним мы съездили в музыкальный магазин и купили все необходимое. На седьмом небе от счастья, мы приехали в магазин, и только там выяснилось, что на все денег не хватит. Полагая, что самодельные электрогитары у нас все же есть, купили только усилители и акустические колонки. Бас-гитару и ударную установку нам обещали давать старшеклассники соседней школы.

Юрий Владимирович не только помог с аппаратурой, но и предоставил в наше распоряжение шикарное место для репетиций – актовый зал школы. Мы приходили после уроков, открывали «каптерку» за сценой, расставляли аппаратуру и начинали сыгрываться. Очень осторожно, если не сказать «трепетно», осваивали обращение с усилителями. Основное время уходило именно на настройку всей этой электроники, которую мы воспринимали как драгоценность. Все бы ничего, но обещанных бас-гитары и ударной установки мы от соседней школы так и не дождались. А поэтому, как мы ни старались, звук получался ущербным. Ну какой может быть ВИА без ударных и бас-гитары? И если наша игра в домашних условиях напоминала «цыплячий писк», то с усилительной аппаратурой это звучало как «громкий цыплячий писк», не более того… 

Через некоторое время директор пришел в актовый зал специально, чтобы послушать нашу «музыку». В самом начале репетиции он встал недалеко от сцены и так простоял около получаса. Смотрел, слушал. «Андрей, играть вы не умеете» - сказал мне Юрий Владимирович на следующий день. Это был приговор. Обижаться было не на кого. Я только досадовал, что нам так и не удалось нигде раздобыть бас-гитару и барабаны. Ирония судьбы заключается в том, что потом всю аппаратуру получили в свое распоряжение не сдержавшие обещание «музыканты» соседней школы. Результат не заставил себя долго ждать. В отличие от нас они не обременяли себя заботой об аппаратуре, и скоро пронесся слух – все усилители и акустика сгорели…

И все же шанс, который дал директор, принес свои плоды. Первый опыт работы с эстрадными усилителями и электронным звучанием здорово помог. Поступив потом в МВТУ им.Баумана, я со своими сокурсниками сразу же победил в факультетском музыкальном конкурсе. В награду старшекурсники передали нам «по наследству» великолепный комплект музыкальной аппаратуры, включая фирменные электрогитары Musima и Jolana, бас, ударную установку, клавиши и мощные концертные усилители Regent Vermona немецкого производства. C такими инструментами мы быстро стали ансамблем агитбригады МВТУ, и играли на многих известных площадках, включая Центральный Парк культуры и отдыха им.Горького (ЦПКО). А в 1987 году я стал одним из Лауреатов Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества и получил награду из рук Р.А.Шипова – председателя Всесоюзного совета КСП (авторская песня).

 

Обучаясь в 43-й школе, можно было попробовать себя в любой сфере творчества. Директор так организовывал работу педагогического коллектива, что в творческом процессе участвовали практически все. Кто-то из учителей ставил театральные спектакли, кто-то вел тематические кружки, кто-то водил учеников в интересные походы. Некоторые педагоги, как например Роза Александровна Новосельцева, успевали делать все перечисленное и дополнительно уделяли нам массу своего времени. Все это способствовало сплочению классов, постоянному общению учеников между собой и одновременно давало широкие возможности для самовыражения. При этом Юрий Владимирович тонко чувствовал пределы допустимого и в отдельных случаях мог ограничить «неуместную творческую активность». Я много раз наблюдал, как директор лично следит за порядком в школе, а в некоторых случаях не оставляет учеников ни на минуту. Пример – один из школьных танцевальных вечеров, где двое распалившихся юнцов упрыгались до стадии «девиантного поведения». Юрий Владимирович лично явился в актовый зал, как часовой встал у стены напротив «выдающихся танцоров», и так простоял до самого окончания вечера. Дал понять – он здесь, он все видит, и перейти за грань не позволит. 

Общаясь с учениками, директор всегда умел найти индивидуальный подход к каждому. Он мог неожиданно, буквально по-отцовски, одобрительно взъерошить волосы на голове мальчишки. Или, например, гордо выпрямившись, дать понять, что разговор окончен. Он мог быть разным – добрым и строгим, веселым и грустным, но никогда не был к своим ученикам равнодушным. Авторитет Ю.В.Завельского для нас всегда был непререкаем. Разное бывало, но даже в самых критических ситуациях директор школы, что называется, «держал все под контролем». Помню, как половина учеников высыпала на задний двор школы, где собирались драться двое – десятиклассник и восьмиклассник. Причем оба были настроены весьма решительно, оба выглядели уже не мальчиками, и дело могло кончиться плохо. Ситуацию разрядило появление директора. Он сразу понял, что соперников не разнять, пока на них смотрит целая толпа «болельщиков». Обратившись к массе собравшихся, быстро вернул их в классы. Оставшиеся наедине соперники постепенно утратили желание драться, и конфликт сам себя исчерпал. 

 

А вот еще пример того, как Юрий Владимирович поступал в нестандартных ситуациях. Май 1977 года. На уроке начальной военной подготовки как всегда разбираем и собираем автомат Калашникова. Вдруг раздается странное жужжание. Потом жужжание усиливается и под потолком проносится сначала один, а потом и целая эскадрилья майских жуков. «Похоже, у них тут аэродром…» – в классе начинается оживление. Одной эскадрильей дело не ограничилось и скоро от крылатой живности зарябило в глазах. Кто-то из наших «шалунов» с задних парт принес большую склянку майских жуков и тихо ее откупорил. Девочки начинают повизгивать. Ребята наделяют конкретных жуков самыми замысловатыми именами, какие только можно придумать. «Эй, Бонифаций, ты куда летишь? Там доска. Разобьешься!». «Ихтиандр, не улетай, вернись, я все прощу!». «Атас! Попандопуло пикирует!!!». Шум, визг, вопли, смех – в считанные мгновения урок военной подготовки превращается в балаган. Класс в неуправляемом состоянии. Как последний аргумент, наш военрук Н.В.Комаров приглашает Юрия Владимировича. 

Перед директором школы – непростая задача. Нужно быстро прекратить балаган, восстановить авторитет военрука и одновременно вернуть урок в русло военной подготовки. Как всегда, Юрий Владимирович находит самое эффективное решение. «Так, выходите все в коридор!» – в голосе директора звучит металл. Девочек он отпускает на перемену (до конца урока оставалось минут пятнадцать), а парней ставит «во фрунт» строем перед столовой и начинает воспитательную беседу. Звенит звонок, из столовой вкусно пахнет, вокруг носятся малыши и тычут в нас пальцами, а воспитание в строю все продолжается. Фактически урок военной подготовки идет, но уже в строевой форме. На перемену нас Юрий Владимирович так и не отпустил. Ну и чем не маленькая «гауптвахта»?! Во всяком случае, наш военрук оценил этот педагогический прием и смотрел на директора благодарными глазами. Больше десантирование жуков наши шалуны не практиковали.

 

При всей загруженности административными делами, Юрий Владимирович Завельский вел у нас сразу два предмета – астрономию и географию. Тогда я не думал, что мне это в жизни пригодится. Но директор школы видел дальше. Он буквально не давал мне покоя, из урока в урок вызывая к доске, и вдалбливая в меня астрономические знания. А по географии Юрий Владимирович вообще устроил мне самый настоящий экзамен, который официально школьной программой не предусматривался, и к которому я специально готовился все лето 1976 года. Мои одноклассники летом отдыхали, а я зубрил географию. Сдав директору школы экзамен, я получил в аттестат четверку. Но какая (!) это была четверка. Многие годы спустя, оказавшись на берегах Подкаменной Тунгуски в экспедиции по поиску Тунгусского метеорита, я сто раз вспоминал добрым словом Юрия Владимировича Завельского и его уроки. Хорошее знание экономической географии давало мне и глубокое понимание взаимосвязей в промышленности. Когда я с коллегами занимался исследованиями турбин для современных самолетов-истребителей, у меня перед глазами стоял «Норильский никель» и заполярный Норильск, где я дважды работал в стройотрядах. Прекрасно понимал – это тот самый никель, без которого создание современных авиационных турбин просто немыслимо.

 

Лет пять назад я встретил Юрия Владимировича на улице. Мы сразу узнали друг друга, как будто и не было нескольких десятилетий, пролетевших как одно мгновение. Словно фантастическая машина времени перенесла нас из далеких семидесятых в двухтысячные. Немного постояли, поговорили. От этой встречи повеяло таким теплом, что невольно подумалось о родном доме. Директор как будто угадал мои мысли. «Дом» – именно так он назвал сегодняшнюю гимназию №1543, которой продолжает руководить вот уже сорок лет. Гимназия – совершенно уникальное учебное заведение, сохраняющее и развивающее лучшие традиции российского фундаментального образования и просветительства. Недавно Юрию Владимировичу было присвоено высокое звание «Народный учитель Российской Федерации», гимназия развивается, у гимназистов будут появляться новые возможности для учебы. Хочу еще раз поблагодарить Юрия Владимировича Завельского за великолепное образование, прекрасные школьные годы, за удивительное ощущение принадлежности этому Дому – гимназии 1543.

 

 


Андрей Злобин
выпуск 1977 года, 10 «А»

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. 

УРОКИ НВП

 

1977 год. Урок начальной военной подготовки (НВП) у 10 «А» класса 
ведет военрук – подполковник Н.В.Комаров. 
Налет майских жуков еще впереди.

Кабинет НВП у столовой и напротив кабинета труда. 
Я и сегодня автомат Калашникова разберу и соберу с закрытыми глазами. 
А уж тогда не выпускал это замечательное оружие из рук даже на перемене.

Типичная картинка на перемене около столовой. 
Парни продолжают «воевать» после урока НВП, 
а наши девочки и младшие классы ретируются к стенкам.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. 

Этапы развития первого вокально-инструментального ансамбля школы №43 (1975-1977)

 

Этап I

Дата основания ансамбля – 27 сентября 1975 года 
Андрей Злобин – гитара, вокал (слева)
Лев Савров – ударные, вокал (в центре)
Надер Дарьяваш – гитара, бэк-вокал (справа)
Все из 9 «А» класса
Приняли название – «Голоса планеты» или «Planet’s Voices» 
Репетиции на дому. Простые гитары
Ударная установка из картонных коробок
Усилители – собственные магнитофоны

 

Этап II

Сделали своими руками две электрогитары
Из старых радиодеталей спаяли для электрогитар различные эффекты 
Наш первый барабан – пионерский
Наша первая музыкальная тарелка – старинная медная посудина
Управдом выделил нам пустую однокомнатную квартиру для репетиций

 

Этап III

Директор школы Ю.В.Завельский снабдил нас комплектом аппаратуры: 
два усилителя «Электрон», усилитель «Радуга», голосовой усилитель 
и акустические колонки к каждому из этих аппаратов. 
К пионерскому барабану в магазине «Детский мир» сами купили два малых детских барабанчика. 
Юрий Владимирович предоставил нам для репетиций школьный актовый зал. 
Сидим на сцене и думаем, где раздобыть настоящую ударную установку и бас-гитару…

 

Этап IV

Одна из последних репетиций в школьном актовом зале. 
Повезло – на эту репетицию нам удалось достать настоящий сольный барабан, 
настоящие хэт и тарелку, а также фирменную микрофонную стойку. 
Недостаток басов немного скрасили низкие звуки, 
которые извлекал из пианино Вячеслав Вертушкин (323 школа). 
Скоро все закончится… 
Одновременно начнутся вступительные экзамены в московские ВУЗы. 
Спасибо, школа, за первый музыкальный опыт.

 

 

 

 

Страница  Юрия Владимировича Завельского


Раздел "Незабытое"

Главная страница сайта