Вячеслав Вадимович Замалютин

учитель химии
работает в гимназии с 2015 года

 

  

Статья из цикла "Учитель – это судьба"

Добрый день, Вячеслав Вадимович, я беру у Вас интервью для школьной газеты “Гонг” для цикла рассказов об учителях нашей гимназии под названием «Учитель – это судьба». Я задам Вам несколько вопросов, которые помогут ученикам узнать о Вас больше. Мне кажется, логичнее начать с Вашего «до учительского» периода жизни, и первый вопрос будет: 

Кем Вы хотели стать в детстве?

Очень хороший вопрос. Кем я хотел стать в детстве? Мой доучительский период – это прежде всего химический институт, когда я поступил туда, я хотел стать великим ученым, академиком, заниматься химическими экспериментами, открывать что-то новое, узнавать какие-то интересные явления. Но судьба распорядилась таким образом, что я попал сюда, в школу. 

Почему Вы выбрали именно этот предмет?

Химия стала меня интересовать в 8 классе. И с этим была очень интересная история, я ею готов поделиться. Химия, как известно, начинается в 8 классе, а мне тогда нравилась физика. В моей школе физика началась с 7-го класса, я читал учебник, несколько параграфов вперед, про двигатель внутреннего сгорания, мне очень нравились эти формулы, сама логика этой науки. И вот мы стали изучать химию, меня она абсолютно не заинтересовала. Помню, у нас в школе началась тема «Химическая связь», и меня учительница возьми, да и вызови к доске, рассказывать про ионную связь, а я домашнюю работу не сделал, параграф толком не читал, в его суть не вникал, и ничего почти написать у доски не смог. И учительница во всеуслышание объявила на весь класс, что Замалютину она поставит два. Пять-семь минут она меня стыдила, а потом взяла классный журнал и поставила два. Я очень расстроился, те доводы, которые она приводила, очень на меня подействовали, и я начал учить химию. На следующий день учительница вызвала меня к доске по этой же теме, я все рассказал без единой запинки. Когда четверть подходила к концу, у меня по химии получилось пять, я и спрашиваю учительницу: «А как у меня по химии получилось пять, Вы же мне два поставили?», она ответила: «Это я на детях поставила тебе два, но я дала тебе шанс, и ты воспользовался». 

Вот такой интересный педагогический прием получился у моей учительницы химии. И это способствовало тому, что химия стала меня интересовать. Мне, как раз в восьмом классе, попалась книжка «Опыты без взрывов», автор Ольгин, и там рассказывалось о том, какие эксперименты можно проводить в домашних условиях. И я, помню, занимался электролизом в квартире, вся комната хлором пропахла, несколько столов я сжег. Но путь к науке порой бывает очень тернистым. 

Как Вы стали учителем в нашей школе?

В стенах этой замечательной школы я работаю с 2015 года. С тем, как я сюда попал, связана достаточно интересная история. Я, конечно, не видел себя в роли учителя, мне казалось это неинтересным, однообразным. Мне казалось слишком скучным повторять одно и тоже каждый год, я не рассматривал эту профессию, не видел себя в школе, среди детей. В 1543 работала Елена Владимировна Савинкина, я вместе с ней в институте на одной кафедре преподавал. Однажды она предложила мне помочь ей с ведением химического практикума в 1543. Я сначала сомневался в том, что смогу. Но меня всегда интересовало что-то новое, и я решил согласиться, потому что прежде, чем говорить: «Я не смогу», надо сначала попробовать. И я пробую с 2015 года, не знаю, насколько успешно, не мне судить. Это надо спрашивать у ребят, с которыми я работаю.

Расскажите о Ваших детских увлечениях.

Я и сейчас много чем интересуюсь, об этом я могу долго рассказывать. Но если о детском периоде, то первая моя любовь в плане хобби – это были виниловые пластинки. Как-то я был на даче в 6-летнем возрасте, ну а дача, это, как правило, свалка, туда отправляют то, что жалко выкинуть, доживать там свой век. Например, чей-то старый телевизор, его вроде жалко выкинуть, ведь столько приятных мгновений ты с ним пережил, и вот его отправляют на дачу. Таким же образом на дачу попал проигрыватель для пластинок и сами пластинки. Он меня безумно заинтересовал, так как я раньше ничего похожего не видел. И эта любовь к пластинкам осталась до сих пор. Я уже много лет коллекционирую пластинки, даже приобрел японский виниловый проигрыватель, теперь периодически слушаю на нем пластинки. Этот звук с треском, с шумами заезженной пластинки, это, конечно, неповторимые впечатления. Сейчас, когда слушаешь электронную музыку из современных носителей, это совсем не то, нет того голоса, который зовет тебя издалека, как будто из тех времен. 

Также долгое время, я занимался плаванием, меня мама отдала в спортивную секцию в 1999 году, я тогда был во втором классе. И я посещал бассейн с удовольствием, три раза в неделю, на протяжении почти 10 лет. Не бросил заниматься плаванием, когда поступил в институт выступал за сборную МИТХТ, даже выигрывал.

Расскажите о Ваших интересах, о хобби.

Очень мне нравится кинематограф, наш советский и зарубежный. Очень мне нравится музыка наших российских групп, в особенности рок-групп, таких как Ария, Алиса. Мы с моим двоюродным братом часто ходим на концерты этих групп. Помимо всего прочего, во время периода самоизоляции, конечно, много времени приходилось заниматься учебными делами, но я все равно пытался найти что-нибудь для себя и занялся столярным делом. Учился делать мебель в наш дом, что-то выпиливать, вытачивать, конкретно сейчас я заинтересовался сваркой. Стараюсь постоянно находить для себя что-то новое. 

Работаете ли Вы где-нибудь помимо 1543?

Школа 1543 - это мое основное место работы, по совместительству до сих пор работаю в МИТХТ старшим преподавателем на кафедре физической химии, параллельно занимаюсь наукой, недавно устроился в институт общей физики Прохорова, работаю на кафедре изучения плазмы. Два года назад еще работал в школе 1329. У меня по жизни не бывает такого, чтобы я работал на одном месте, мне так даже интереснее, есть разнообразие, ты переключаешься. Поработаешь до двух часов в школе, потом займешься наукой, вот так разнообразно течет моя жизнь.

Вы – очень разносторонний человек, не поделитесь секретом, как Вам удается все успевать?

То, что я планирую для себя, я не все успеваю. Но самое главное — это планировать свой порядок дня. Когда ложишься спать, ты должен прокручивать свой завтрашний день, а потом следовать намеченному плану. Составляя такой план, ты будешь тратить свое время более рационально. Например, я вижу, что у меня завтра несколько окошек, и понимаю, что смогу поработать над своей статьей. Главный секрет: распланировать свой день, не тратить зря время, не отвлекаться на несерьезные, ненужные вещи. Если у тебя есть свободная минутка, то нужно найти ей полезное применение, что-то делать в этот свободный период.

Как Вы относитесь к оценкам? Для Вас это абстрактная цифра, не способная рационально оценивать знания, или что-то принципиально важное? 

Вы знаете, что мне дико не нравится в профессии учителя, педагога? Это выставление оценок. Я не люблю ставить оценки. Мне нравится давать знания, интересно преподносить материал, объяснять трудные вещи доступным языком, но мне абсолютно не нравится оценивать знания, потому что для меня оценка – очень субъективная вещь. По большому счету, она мало что показывает. У меня в девятом классе есть ученик, который сейчас учится на одни пятерки, а год назад у него были одни двойки. Что отражает двойка? Двойка лишь показывает, что ты в данный момент плохо что-то выучил, а приложи ты чуть больше усилий, и у тебя будет другая оценка. То есть оценка не отражает умственные способности человека. Некоторые говорят, что если ты учишься на двойки, то ты дурак, у тебя умственная неполноценность. Я считаю, что оценка совсем не отражает способности человека, потому что, на мой взгляд, способности человека безграничны. И то, что ты получил двойку – это в основном из-за твоей лени. Если подытожить, то для меня оценка – субъективная вещь, и, если бы был другой способ оценивать знания ребят, я бы этим воспользовался. Порой, мне сложно рационально судить о выполненной работе, сложно со всей объективностью подходить, но стараюсь, ведь если мы обязаны ставить оценки, то приходится это делать. Лично для меня оценки мало, что значат.

Стараетесь ли Вы помочь ученику, получившему плохую оценку? 

Я всегда стараюсь это делать, по мере своих сил, потому что главная задача любого педагога, учителя – именно научить, сделать так, чтобы ребенок понял, в чем была его ошибка, где он не доучил, на что надо обратить внимание. Я у своих учеников всегда спрашиваю, что им непонятно. Я готов потратить время в ущерб учебному плану, чтобы объяснить классу непонятную тему еще раз. Главное – это результат, главное, чтобы как можно больше ребят поняли, где они были неправы, где они ошибались. Всеми своими силами я бы постарался сделать так, чтобы в дальнейшем ученики больше не совершали этих ошибок. 

Говорят, что учение должно быть с интересом, стараетесь ли Вы увлечь учеников своим предметом?

Мне кажется, это как раз самое главное. Если рассказывать материал скучно, без сравнений, без привлечения аудитории, без жизненных примеров, это будет непонятно. Поэтому я всегда стараюсь преподнести материал максимально понятно и интересно, чтобы ученики поняли, где это можно применять. Чтобы они поняли, что химия в первую очередь – это прикладная наука, что химия – это не абстрактная наука, оторванная от мира. Надо наталкивать ребят, чтобы они видели взаимосвязь, чтобы они видели логику, потому что в любой науке должна быть логика. Если логики нет- нет науки. Всегда надо стараться приводить какие-нибудь бытовые примеры. Ученикам всегда интересно узнать, как можно применять в их жизни то или иное явление.

Есть ли у Вас какой-нибудь стиль обучения и общения с учениками? 

Вы знаете, сейчас понимаю ошибки, совершенные мной в начале преподавания. Теперь спустя какое-то время начинаешь понимать, что с ребятами нужно общаться, как с товарищами. Я – старший товарищ, ребята – друзья. И вот на таком доверительном уровне стараешься с ними общаться. Мне кажется, это способствует тому, что ребята открываются, меньше стесняются, задают больше вопросов. Когда не давишь, когда не отказываешься повторить, это приводит к большему результату, ребята легче идут на контакт, и проще становится объяснить им какую-то новую тему. Учителя, также как и дети, иногда ошибаются, мы тоже должны признавать какие-то свои ошибки. У меня часто бывает, что решишь задачку, а кто-то из ребят предлагает более оптимальный, оригинальный способ. Надо добиться комфортной, доверительной обстановки, в которой ребята смогут свободно задавать вопросы, говорить, что им непонятно, что повторить, и тогда будет прогресс.

Зачастую учителя сталкиваются с невежеством со стороны учеников, какие способы борьбы с этим Вы могли бы предложить? 

Здесь сложная ситуация, когда я начинал работать в 2015 году, мне попался 9 класс. И попался мне ученик, фамилию которого знают многие. Это был абсолютный хулиган, человек, который оторван от общества. И что самое главное, он был очень умный, и за ним шли ребята. Здесь основной метод борьбы: пытаться объяснить, что он не прав, на каком-то спокойном языке, приводить доводы. Если ученик так себя ведет, значит у него есть причина, задача учителя – найти эту причину, пытаться разговаривать с этим учеником. Здесь у меня, к сожалению, нет какого-то единого рецепта, как поступить. Мне кажется, главное – не повышать голос, потому что, когда учитель начинает орать, то дети перестают его уважать, слушать. А учитель должен быть лидером, авторитетом в глазах учеников.

У Вас есть немалый педагогический опыт, Вы работаете с большим количеством учеников, как Вы считаете, поменялась ли молодежь за время Вашего преподавания? Какие тенденции сейчас преобладают? 

Мы находимся в действительно уникальной школе. 1543 сохранила на данный момент тот дух, который сформировался, когда директором был Юрий Владимирович Завельский, сохранила свои традиции. Уникальность этой школы в том, что сюда попадают дети, прошедшие сложные вступительные испытания, в основном, это дети, нацеленные на учебу. Все школьные традиции: литературные вечера, капустники, творческие зачеты, праздники способствуют развитию детей. Дети попадают в благодатную почву, и здесь из них вырастают настоящие люди. Я считаю, что за время моего преподавания, молодежь, учащаяся здесь не изменилась. 

Чего нельзя сказать о моих учениках из института. Там я преподаю достаточно долгое время и, к сожалению, молодежь стала менее начитанной. На мой взгляд, уровень образованности упал: стали меньше писать, читать, речь стала беднее. Помню, был у меня один студент, пропускал много занятий, и, наконец, пришел сдавать свои долги на зачетной неделе. У него было очень много пропущенного материала, начинаю спрашивать, на вопросы он ответить не может, говорит, что нет лекций. Тогда я дал ему книгу, откуда он мог взять материал, и ушел заниматься своими делами. Вернувшись, я обнаружил, что студент не сделал никаких записей. На что получаю ответ: «У меня телефон разрядился». Это была бы очень смешная ситуация, но количество таких молодых людей растет, молодежь разучилась работать с книгой. Дошло до того, что в аспирантуре есть курс «Как работать с книгой». Это говорит о том, что общая образованность учащихся падает. И это очень грустно.

Могли бы Вы поделиться самым ярким впечатлением из Вашей педагогической практики? 

У меня, на самом деле, было много ярких впечатлений. Для меня педагогическая победа, когда ребята подходят и говорят: «Большое спасибо за урок, было очень интересно, мы все поняли», для меня победа, когда во время моего химического опыта, ребята смотрят на меня с открытыми ртами, когда ребята выражают какой-то восторг, когда задают интересные вопросы. А совсем ярких впечатлений такого рода, у меня, наверное, не было.

Чтобы Вы посоветовали начинающему учителю?

Стараться пропускать настроение детей через себя, стараться прислушиваться к тому, что они говорят, спрашивать учеников, все ли им было понятно, проводить анонимные опросы. Чтобы совершенствовать свои педагогические навыки, я каждый год на последнем занятии раздаю листочки и прошу учеников написать на них, что им понравилось на моих занятиях, а что нет. Стараться взаимодействовать с детьми, чувствовать аудиторию, ну и иной раз пошутить, чтобы снизить накал в классе, рассказать какую-нибудь веселую историю. Стараться преподносить материал ярко с какими-то опытами. Теорию всегда надо разбавлять практикой. Надо стараться находить и давать детям какие-нибудь практические вещи, тогда это становится интересно. 

И последний вопрос: чего бы Вы никогда не сделали в жизни?

Я бы не стал обманывать детей ни с какими целями, я бы старался всегда говорить им правду, какой бы горькой она не была. Не обижал бы детей ни в коем случае. Если ученик с чем-то не согласен, всегда бы старался объяснить ему, в чем он неправ. Старался, чтобы между учителем и учеником не было конфликтов и недопонимания. Ни в коем случае не оскорблять. Если я вижу, что человек на меня обижается, то пойду спрошу, может я в чем-то был не прав. Надо в любой ситуации всегда оставаться человеком, у меня такой жизненный принцип. 

Анастасия Дубровина, 8б, #49 параллель, 2020 год

               


 


  


Страницы о других учителях

www.1543.ru