Татьяна Юрьевна Сысоева

учитель математики
работает в гимназии с 1995 года

 

 

Татьяна Юрьевна и матклассы. Практически каждый - ее. И нет того матученика, который бы не вспоминал тёплыми словами ее уроки, где все продумано до мелочей. Нет того матученика, которому бы Татьяна Юрьевна не дарила своё время после уроков. Только так, четко, продумано, глубоко и одновременно индивидуально рождается математическая наука в детских умах! 

А ещё (это, конечно же, связанные вещи) Татьяна Юрьевна очень ответственный человек. Она первой стремится разобраться в проблеме ради того, чтобы никого не подвести, чтобы нельзя было споткнуться среди витиеватых путей школьной жизни.

Татьяна Юрьевна, с днём рождения! Будьте с нами!

П.Ю.Боков, директор школы, 31 января 2021 года

 

Проходя во время урока по коридору, иногда невольно остановишься и прислушаешься: даже по интонации чувствуется, насколько интересный материал обсуждает с классом учитель, как мастерски добивается, чтобы ученики его получше осознали и надолго запомнили. Подслушивать урок Татьяны Юрьевны Сысоевой обычно не так интересно: школьники решают задачи, она тихонько беседует с одним, потом с другим. Иногда какую-то задачу со всем классом обсудит. Ученики на её уроках – не зрители, а главные действующие лица.

Содержательно все учителя математики учат примерно одному и тому же. Но если бы результатом нашей работы с учениками было их умение дифференцировать, за версту видеть вписанные углы и прочие столь же необходимые в жизни штуки (которое, кстати, за несколько лет большинством выпускников навсегда утрачивается), кто бы согласился потратить на это свою единственную жизнь? Каждый учит чему может и как может. Как слышит, как дышит, так и учит.

Татьяна Юрьевна учит решать задачи. Вернее, не совсем так. Научить решать задачи – вообще задачи, а не конкретный их тип – нельзя, можно только помочь научиться. Татьяна Юрьевна умеет в этом помочь как мало кто другой.

Как ей это удаётся? Наверное, потому, что она сама любит решать задачи. Разные, не только по математике. Что Татьяна Юрьевна отвечает на вопрос про хобби? "Люблю исследовать по карте незнакомую местность: находить озёрца, болотца, ягодные места." Такому человеку не приходится притворяться перед учениками, что исследовать новое интересно. Это то самое, что ещё Антон Павлович Чехов однажды заметил, и чего порой так не хватает опытным учителям.

А ещё ученики Татьяны Юрьевны за четыре года привыкают к тому, что халявы не бывает, но и непреодолимых проблем тоже гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд. Планка для всех высока. Но учитель готов работать с каждым учеником ровно столько, сколько ему надо. Важно не то, с какого раза у тебя получилось, а то, что рано или поздно получилось. Это по большому счёту тоже умение решать задачи. И навык бороться не с внешним врагом, а лишь с собственной слабостью, которая на то и слабость, чтобы ты в итоге оказался сильнее.

Дорогая Татьяна Юрьевна! Что можно Вам пожелать в день рождения? Чтобы среди задач, которые Вам жизнь предлагает, не переводились яркие, радующие, такие, которые решать хочется. Чтобы какие-то трудные задачи решались коротко и изящно. А когда так не решается – ладно, мы и счётное занудство как-нибудь переживём, рано или поздно кто-то из учеников придумает красивое решение и нам покажет!

И.В.Раскина, учитель математики, 31 января 2021 года

 

 

 

Интервью из цикла "Учитель – это судьба"

Татьяна Юрьевна, а кем Вы хотели стать в детстве?

В детстве я об этом не задумывалась. Помню, что в продолжение нескольких лет я рыла пещеры в снегу, в земле, на обрывистом берегу реки. Очень хотелось вырыть большую-пребольшую пещеру и, пусть даже и не жить в ней, но, чтобы там было моё собственное помещение. Увы, выйдя на прогулку на следующий день, я, как правило, обнаруживала, что пещеру разломали, и начинала рыть заново...

А потом, когда Вы стали старше?

В отрочестве про пещеры я думать перестала, и, как и большинство девчонок, возжелала стать драматической актрисой и выступать на сцене. Мама объяснила, что из-за неподходящих внешних данных и картавости меня в театр не возьмут даже на амплуа травести.

Потом в восьмом классе папа подарил мне фотоаппарат «Смену 8», и мы стали фотографировать вместе: он своим широкоугольником, а я – «Сменой». Однажды мы фотографировали соборы в Кремле. На первый взгляд они показались мне похожими друг на друга, но, когда мы отпечатали фотографии, я увидела, что соборы совсем разные. Я очень увлеклась такой вот, культовой архитектурой. Прочла несколько книг по истории архитектуры и мечтала стать реставратором храмов.

Но я неважно рисовала, и понимала, что в Архитектурный институт (а тогда только он и готовил реставраторов) меня, скорее всего, не возьмут. Съездила туда, поинтересовалась их требованиями и оставила эту затею. Быть может, надо было проявить больше упорства.

И в итоге я поступила на мехмат МГУ. Это было несложно, ведь я закончила хотя и далеко не самую лучшую, но всё же математическую школу. Училась очень легко: абсолютно ничего не делала, целыми днями, и даже рано утром перед уроками, ездила по Москве, фотографировала церкви и... получала пятёрки и четвёрки! Никто из моих одноклассников мне не верит, но я-то знаю. В гимназии 1543 я бы ни за что не смогла существовать в таком режиме!

А как Вы стали учителем?

Очень просто. Подросли мои сыновья и пошли в школу. Мне не всегда нравилось, как их там учили, пришлось во всё вникать. Стала вести кружок по математике, а там и в школу пришла.

До этого я работала в научно-исследовательском институте. Писала компьютерные программы, по которым предполагалось рассчитывать, кажется (сейчас уж и не помню), температуру в некоей точке океана. Целый отдел у нас этим занимался, но больше, впрочем, гоняли чаи. Не верила я в то, что эти программы хоть сколько-нибудь правдоподобны, и очень тяготило делать то, не знаю что, затем, не знаю зачем. Когда ушла наконец оттуда, вздохнула с облегчением. А учить я люблю, и дети очень интересные, каждый по-своему.

Каким образом Вы приходите к пониманию учеников?

Я совсем не уверена, что всегда понимаю их. Мопассан в новелле «Одиночество» восклицает: «Никто в этом мире не понимает никого». В принципе невозможно понять кого-либо (и даже самого себя) полностью. Помнишь крик души Пушкинской Татьяны: «Никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна...»? Так вот, понять до конца нельзя никого, а почувствовать иногда можно, и я пытаюсь это делать.

А как?

Интуитивно. Ведь область человеческих отношений – это не математика, и логические рассуждения тут не всегда работают.

Какое событие в Вашей педагогической практике сильнее всего запомнились Вам?

Как-то раз (давненько это было, я тогда была азартна и бесстрашна) нашла я где-то условие трудной задачи по стереометрии, и, не успевши сама решить, не задумываясь, задала детям на дом в придачу к остальным, полегче. Борясь со сном, ночью, накануне урока я её решила. Увы, никто из школьников, даже сильнейшие, с ней не справились. Но только я стала рассказывать решение, один из них, Саша Комлов, заявил, что я говорю чепуху – не может такого быть. Я упорствовала – была уверена в своём решении. Саша стоял на своём и не только не давал мне продолжить решение, слова сказать не давал. В сердцах я стукнула кулаком по столу, а Саша стремительно подбежал к доске, нарисовал сечение, сделал пару простых расчётов – и стало ясно, что он прав: действительно шары не могли быть расположены так, как я думала. Переместив шары, я на ходу переделала решение (по сути оно не изменилось) и досчитала до ответа. Все остальные ребята во время этой драматической сценки завороженно на нас смотрели – вот такой спектакль получился!

Как Вы смотрите на современную молодёжь?

Мне она нравится. Замечательные есть ребята, интересные, с характером.

Изменилась ли она за годы работы в школе?

Пожалуй, нет. Изменились условия жизни. Школьники теперь сидят «в контакте», у всех мобильники с выходом в интернет, всякие смартфоны, йотафоны и пр. Считать почти совсем разучились, так как не понимают, зачем надо считать в уме, если можно набрать в телефоне, скажем, «17+19», и вот он, ответ. Но внутренне они всё те же, так же чувствуют, переживают.

Ваши интересы, хобби?

Люблю ходить в лес, люблю собирать всякие ягоды – могу целый день на это убить. Люблю исследовать по карте незнакомую местность: находить озёрца, болотца, ягодные места.

За что можно любить нашу гимназию?

Ммм. Сейчас объясню. Помню, года через два после окончания школы мы с подружкой, Лидой, решили заглянуть в неё. Зашли, и вдруг из-за угла появляется директриса и решительно идёт по коридору прямо на нас... И тут мы с Лидой по старой привычке как дунули, как побежали! Так боялись! Я вообще большинства учителей боялась. А у нас, мне кажется, никто никого не боится. И это правильно. Я бы очень не хотела, чтобы меня кто-нибудь боялся. Здесь чувствуешь себя свободной (настолько, насколько это вообще возможно). И, мне кажется, дети тоже себя так ощущают, и это главное.

Юра Саночкин, 9В, #42 параллель, 2015 год

 

              

 


  


Страницы о других учителях

www.1543.ru