Галина Владимировна Пикалова

Психолог
работает в гимназии с 1978 года

 

  

Дорогая Галина Владимировна! Наш 5-7 «Г» был настоящей семьёй благодаря Вашей чуткости, пониманию и профессионализму! Вы окружили нас такой заботой и любовью, что не хотелось покидать стен школы! Спасибо Вам за часть моего счастливого детства и учёбы в гимназии! С Юбилеем! 

Можно теперь задать Вам несколько вопросов? Расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве

- Детство… У меня было очень хорошее детство, любящие, заботливые родители. Папа - фронтовик, который понимал всю ценность жизни и очень меня баловал. Я училась в математической школе до седьмого класса. Когда я была в седьмом классе, родителям дали квартиру здесь, на улице Волгина – и я попала в школу №20, где совершенно замечательно совпали два обстоятельства: туда пришла организатором Лариса Давидовна Гуткина, а я училась в восьмом классе. Да, мир тесен! Меня там выбрали в Совет дружины. И поэтому моё более-менее осознаваемое детство – это замечательная пионерская работа, очень неформальная, очень дружная, очень интересная, которая и определила мою дальнейшую профессию: я стала вожатой. После школы закончила исторический факультет педагогического института, потом поняла, что преподавать историю в стране с непредсказуемым прошлым невозможно, и пошла учиться на психолога. В 1975 году открылась наша школа, сюда пришла Лариса Давидовна, а с 1978 года я здесь с удовольствием работаю.

- Какие книги Вы любили читать в детстве? И остались ли Ваши литературные вкусы прежними?

- Я очень увлекалась поэзией. Сначала любимым поэтом был Есенин, а потом как-то от Есенина я перешла к Маяковскому, и он оставался любовью на долгие-долгие годы: я знала его биографию, много раз была в его квартире на Лубянке, в музее, когда он ещё только открывался, я много о нём рассказывала. Лариса Давидовна вела уроки литературы как раз в моём классе, и я до сих пор помню диспуты. Любовь к поэзии осталась. Мне очень дороги Евтушенко и Рождественский. Потом был период, когда я читала, в основном, профессиональную литературу. Но сейчас поэзия – определённое противоядие: когда совсем грустно и чувствую, что нет сил, открываю любимые томики. Знаешь, Леонида Мартынова:

«Примерзло яблоко 
К поверхности лотка, 
В киосках не осталось ни цветка, 
Объявлено открытие катка,
У лыжной базы — снега по колено, 
Несутся снеговые облака, 
В печи трещит еловое полено...»
Всё это значит, что весна близка!» 

Ради таких строчек что-то перечитывается. И надо сказать, что ребята ценят.

- Кто для Вас является идеалом учителя?

- Юрий Владимирович, Лариса Давидовна. Лариса Давидовна на всю жизнь привила неприятие формализма, ещё на своих уроках, когда я у нее училась. А Юрий Владимирович преподавал совершенно потрясающие уроки жизни. Знаешь, я много-много лет не умела, ненавидела писать всякие отчёты. И вот в один прекрасный момент меня вызвал к себе Юрий Владимирович и предложил мне поработать с изданием «Классика мировой педагогики» (один из его знакомых переиздавал классику в конце 1990-ых): нужно было прочитать все труды и дать какие-то комментарии с современной точки зрения. Я год работала над этой книгой. И пока я над ней работала, у меня прошёл страх печатного листа. Я мечтаю достичь того мастерства, когда ты помогаешь ребенку, а он даже не понимает, что его воспитывают. Вот Юрий Владимирович, при котором мы, учителя, были его учениками, умел так воспитывать.

- Мне кажется, Вы достигли этого мастерства, потому что Вы окружаете своих учеников такой заботой и любовью, что класс становится второй семьёй. Скажите, пожалуйста, как у Вас получается находить подход к каждому ученику, то есть как получается любить одинаково всех учеников, независимо от их успехов в школе?

- Это совсем просто, потому что каждый из вас страшно интересен. И никаких других секретов нет. Когда-то на педсовете у нас зашёл интересный разговор о том, что важно в учительской профессии. И Юрий Владимирович тогда сказал такую вещь: «Можно ли любить всех учеников? – Невозможно. Но учитель должен уважать интересы и личность, особенности каждого». И как-то само собой идёт, и я от вас получаю много любви.

- Расскажите о наиболее запомнившемся случае из Вашей педагогической практики? Может быть, были какие-то странные и интересные ситуации?

- Юрий Владимирович дал мне вести историю в одном из классов, я тогда ещё была студенткой третьего курса. Веду я урок истории, а у меня ужасно трудный мальчишка. (Потом я узнала, что у этого мальчишки сидит отец и старший брат, а мама бьётся, чтобы поднять на ноги еще нескольких... И ему, конечно, не до истории…) Через некоторое время мы с ним стали ненавидеть друг друга, ссорились на уроках. Однажды я им дала какую-то самостоятельную: хожу по классу, подхожу к нему сзади и вижу, как напрягается его спина – ну, враг подходит, у нас с ним отношения друг к другу были одинаковые. И я поняла, что так нельзя. Подошла, погладила его по голове. А он разрыдался. После этого мы с ним стали очень-очень дружны. Когда наступило 8 марта, (у них - 4 урок, а было это 40 лет назад), он дождался, когда все вышли, открыл портфель и достал оттуда букетик маленьких розовых первоцветов. Он держал их в портфеле три урока, но, ты не поверишь, когда я их поставила в воду, они отошли. Это один из самых дорогих для меня букетов. Этот случай меня сразу настроил на правильную волну: я никогда не видела в ребёнке только ученика, всегда человека.

- Это же самое главное, то, что постоянно повторял Юрий Владимирович.

- Да, да. В первые годы советской власти было такое сокращение ШКРАБ (школьный работник). Вот если взгляд учителя на ребёнка превращается только во взгляд на ученика, то он становится таким ШКРАБ-ом.

- Какой бы Вы дали совет начинающему учителю, который только пришел работать в школу?

- Это сложно, учителя же все разные… Знаешь… «Не требуй от ребят то, что прощаешь себе».

- А какой бы совет Вы дали себе?

- Когда-то в нашу школу пришёл работать Лев Абрамович Остерман. Известный учёный-биохимик, писатель, автор научных статей и монографий, в том числе классических руководств по физико-химическим методам в биологических исследованиях. А когда в 90-е годы научно-исследовательские институты стали разваливаться, он пришёл в школу учителем физики. В какой-то момент ко мне подошли и сказали, что мы отмечаем день рождения Льва Абрамовича. Я спрашиваю: «60?». Мне отвечают: «Нет. 70!». В нём не было ни капли старости, он взялся за новое дело, стал классным руководителем. Тогда мы возили гуманитарные классы в Грецию, в Италию. И он поехал с нами в одну из поездок. Был март, дети просились купаться. Мы сказали, что, если будет такая возможность, то можно. И вот мы оказались в курортном городке, Лев Абрамович сказал, что если захотите, то утром пойдете купаться. На следующее утро ребята, радостные, вышли, потрогали ножкой водичку и сказали: «Нет, мы, пожалуй, не полезем». Полезли двое: один – ученик, а второй - Лев Абрамович. Поэтому первый тост, который мы подняли на его юбилее, был тост-вопрос: «Как Вам удаётся сохранить эту зрелую бодрость, а не старческую дряблость?» Он замечательно ответил, что человек становится старым, как только скажет о чём-то: «Мне это уже поздно». Я желаю себе никогда не говорить: «Мне это уже поздно».

Нина Никитюк, 10г, #48 параллель, 2022 год

 

 


 

Статья из цикла "Учитель – это судьба"

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, каким должен быть примерный учитель? Он должен помогать ученикам, отвечать на большинство их вопросов и быть очень ответственным. Именно таким учителем является Галина Владимировна Пикалова. В нашей Гимназии она работает более 40 лет. За это время многое поменялось, но Галина Владимировна остается верной своей профессии. Уже несколько десятков лет она работает психологом и узнает радости и страхи людей. 

Галина Владимировна очень любит путешествовать, в особенности по нашей необъятной стране. Чаще всего Галина Владимировна ездит вместе с ребятами своего класса, давая им возможность узнать много нового о своей Родине.

Галина Владимировна обладает многими хорошими качествами, и чаще всего именно из-за этого дети так и тянутся к ней, ведь она может и пошутить, и дать конфетку, и утешить, а это так необходимо в жизни. Галина Владимировна очень хороший психолог. Она любит детей, всегда очень внимательна к ним. Старается поддержать каждого. 

У Галины Владимировны всегда есть свой класс. В настоящее время – она классный руководитель нашего класса. Она умеет организовать много интересных дел и старается, чтобы в них участвовал каждый ученик класса. А еще Галина Владимировна уделяет очень много внимания тому, чтобы помочь ученикам понять самих себя, умеет поставить задачи и вести каждого к решению этих задач. Мне кажется, что, общаясь с Галиной Владимировной каждый ученик становится лучше. В то же время Галина Владимировна может быть серьезной и ответственной, это то, из-за чего к ней так тянутся взрослые. Родители делают правильный выбор, доверяя именно ей своих детей.

Соня Евлентьева, 7В, #45 параллель, 2022 год

 

 

 


  


Страницы о других учителях

www.1543.ru