Наталья Анатольевана Михайловская
учитель истории искусств
работает в гимназии с 1996 годаИгры-лекции в 1543
Лекция «Рассказ о жизни Мольера»
16 января 2025 года
Гумкласс #48 параллель:
Дорогая Наталья Анатольевна, поздравляем Вас с Днём Рождения!
С большим теплом вспоминаем наши уроки и беседы на кружке по вечерам! Мы собрали наши маленькие открытия, которые произошли благодаря Вам и которые каждый из нас вспомнил в этот день.
Ваш уже 13Г, 48 параллель
Марина Элли
Оказывается, воздух, или "воздушное пространство", на картине можно увидеть. И любоваться им. Никогда не думала об этом раньше.
Амина Чигирик
Гуманитарная практика, идем с Натальей Анатольевной по улочкам Москвы, проходим мимо дворика - он точно не был в программе практики. Сначала действительно проходим мимо, потом вся группа разворачивается, Наталья Анатольевна говорит: «Дети, если вы видите, что двор открыт, то обязательно туда заходите, смотрите всё!! А если закрыт, то всё равно заходите».
Теперь каждый раз, проходя мимо московских и петербургских двориков, захожу и любуюсь невероятной красотой. Таким образом открыла для себя Саввинское подворье!
Маша Нестерская
Однажды рассуждая о Левитане, Наталья Анатольевна сказала, что картина «Осенний день. Сокольники» очень похожа на рассказы Чехова. У меня это сравнение отложилось очень ярко!
Ваня Пуляев
Мне кажется, что для любого человека, который слушал московские экскурсии Натальи Анатольевны, Москва всегда будет ассоциироваться с ними. Благодаря им даже неприметные улочки, на которых я бывал-то раза два в жизни, у меня наполнены очень тёплыми школьными воспоминаниями, — и, как показала практика, с годами эти воспоминания никуда не деваются, а только проявляются ещё чётче, даже тогда, когда этого и не ждёшь.
Вот, например, несколько недель назад я абсолютно случайно наткнулся на домик Мастера — тот самый, который нам когда-то показывала Наталья Анатольевна, про который я от неё узнал и который очень хорошо запомнил визуально, так что сразу захотелось проверить, тот ли это дом или я всё снова напутал. В итоге оказалось, что обознался — но это, наверное, и неважно.
Ульяна Калинкина
Для меня открытием на кружке истории искусства стал Ай Вейвей и его работа "Роняя вазу династии Хань", в которой он разрушает искусство ради его сохранения.
Ваня Шмаков
Помню, когда мы только выбирали темы для курсовых, Наталья Анатольевна всё соблазняла меня взять тему по истории искусств. Я тогда посчитал, что мне интереснее будет история, однако вскоре понял, что размахнулся с темой. И вот я звоню Наталье Анатольевне в роли "блудного сына", уже считая, что всё пропало и поздно хоть что-нибудь менять. И получаю очень тёплый ответ: "Ваня, а я всё-таки знала, что ты у меня будешь писать курсовую". До сих пор считаю, что моя работа по Ярославскому вокзалу — лучшее исследование, которое я писал (хоть и не закончил).
Аня Юфрякова
Часто вспоминаю снежные картины голландцев. Желтоватая дымка, копошатся, катаются на коньках люди — картины Хендрика Аверкампа. Милый сюжет, но почему-то тоска, откуда она? Наталья Анатольевна очень точно говорит об особом — сложно описываемом, но так остро ощущаемом чувстве — чувстве пелены и тут же даёт возможный ключ — Хендрик Аверкамп, оказывается, был от рождения глухонемым. Эта деталь вдруг открывает важный пласт общения с картинами: останови себя и время на минуту, проникни взглядом через снег времени и красок, он зазвучит серебряной ниточкой — острым слухом глухонемого; постой ещё, может быть, как у Брейгеля, сквозь хлопья метели и суету мелькнёт — или только показалось? — Дева Мария, Иосиф и предчувствие чуда, которое увидит зоркий и чуткий.
Даша Сотникова
До глубины души меня в своё время поразил рассказ Натальи Анатольевны про её взаимоотношения с картиной Кипренского «Портрет мальчика Челищева». Мысль о том, что произведение искусства можно пропустить сквозь себя настолько, что черты любимого персонажа потом будут угадываться в твоём сыне, поражает воображение. И с тех пор мне часто вспоминаются слова Натальи Анатольевны «Смотрите на картины. Ищите своего мальчика». А зал с портретистами до сих пор мой любимый в Третьяковке. И с мальчиком Челищевым я всегда здороваюсь.
И.И.Левитан «Осенний день. Сокольники», О.А.Кипренский «Портрет мальчика Челищева»
Хендрик Аверкамп «Конькобежцы»
Питер Брейгель «Поклонение волхвов в снегу»
Глава из фильма "Времена года" об уроках Натальи Анатольевны
Урок Н.А. о русском импрессионизме в 11г, 48
Интервью Н.А. 2023 года целиком
Анастасия Кушнир, #49-11г о Наталье Анатольевне Михайловской
16 января 2020 года
Маша Обридко, #47-10г:
Мне повезло: Наталья Анатольевна была моей учительницей истории искусств с 5-го класса, поэтому этот предмет никогда не казался мне скучным. И наскальные росписи, и античные ордеры говорили со мной на понятном языке, не оставались сухими фактами в учебнике. Заучивание и запоминание у меня не ассоциируются с этим предметом: Наталья Анатольевна всегда больше разговаривала с нами, хотела, чтобы мы почувствовали дух искусства, а не его букву. Прекрасное отражение этого – практические задания, и ей, взрослому и умному человеку, были так близки наши нарисованные быки и подражания критским росписям, она видела в них Искусство, никогда не смотрела свысока.
Я помню, что на уроках всегда находилось место удивительному, новому для нее самой, а потому и для нас. Однажды она рассказала нам поразительную историю - открытие того, что африканские наскальные росписи совпадают с современными знаками зодиака. Как это было удивительно!
Наталья Анатольевна никогда не фальшивила душой, ее искренность передавалась и нам – на уроках было стыдно заниматься другими делами, болтать. Списывать на ее контрольных было невозможно – не потому, что накажут, а потому что это был обман доверяющего нам человека. Мне кажется, что из-за этой ее веры в нас лучшие наши качества проявлялись на уроках истории искусств, недаром этот предмет во многом про то, чтобы найти себя в культуре, почувствовать что-то «своё».
Наш пятый класс совпадал с выпускным классом Натальи Анатольевны, и нам повезло совместно с ними побывать в Петербурге. Казалось бы, к чему может привести такое смешение маленьких и уже почти взрослых, тех, кто про город не читал ничего, и «видевших» Достоевского с поэтами Серебряного века. Но Наталья Анатольевна так была в этой атмосфере, буквально дышала городом, что четырехчасовые прогулки по местам Бродского и Пастернака были не тягостью, а большим наслаждением.
Особняком для меня стоят внеурочные встречи с Натальей Анатольевной. Её ежегодные лекции по искусству на Дне Науки – для меня главный повод ждать его. Благодаря ее авторским экскурсиям по Москве у меня появились любимые места родного города, тайные, как будто принадлежащие только мне. Я не искусствовед, тем ценнее для меня часы общения с Натальей Анатольевной – не только художники и архитекторы XX века становятся близкими (как Петров-Водкин, как творцы бульдозерной выставки), но и олицетворение культуры в одном человеке. Потому что ее мудрость и бесконечное знание не отделает ее от меня, а наоборот. Потому что ей интересны не только вечные темы, но и каждый ученик.
Для меня, самое важное, чему я научилась у Натальи Анатольевны – не материалы уроков, а умение быть верным себе, тому, во что веришь. Когда мне кажется, что я одна, я вспоминаю лекции о людях, отстаивавших свои убеждения, вспоминаю улыбку Натальи Анатольевны, ее «настоящесть», умение не бояться злободневных тем. Правдивость в работе и в жизни – главное, что я хотела бы перенять у неё.
Ксения Ульянова, #47-10г:
Есть ли что-то более желаемое для ученика гуманитарного класса, чем анализировать и размышлять, основываясь на литературном тексте, историческом источнике или объекте искусства? Вряд ли. История искусств для многих из нас стала любимым предметом, а день, когда по расписанию два урока подряд ведет Наталья Анатольевна, долгожданным. Отчего это происходит? Очень сложно объяснить прелесть этих уроков человеку, ни разу не присутствовавшему на лекциях Натальи Анатольевны Михайловской, или ни разу не гулявшему с ней по таким местам Москвы, о существовании которых раньше и не догадывался, или ни разу не говорившему с ней на любую тему, связанную с искусством (а ведь вся наша жизнь в какой-то мере является искусством, что становится очевидно, особенно после общения с такими учителями гуманитарных предметов, как Наталья Анатольевна).
Еще совсем недавно, до поступления в гуманитарный класс, я замирала от восторга и радости соприкосновения с искусством на лекциях Натальи Анатольевны в традиционные школьные Дни Науки. После них не хотелось думать ни о чем другом, хотелось обсуждать или просто слушать, затаив дыхание. Наверное, так начинается большая любовь! Ведь спустя несколько лет я понимаю, что искусствоведение - это про меня, и я собираюсь связать свою жизнь с этим.
Что меня всегда поражало в Наталье Анатольевне, так это энергия, яркость и живучий интерес, без которых рассказать интересно об искусстве невозможно. Особенной составляющей наших уроков является попытка совместной интерпретации того или иного произведения искусства. Споры – вот в чем приоткрывается истина, и Наталья Анатольевна всегда готова разжечь в нас желание поспорить, додумать, пофантазировать и творить. Каждый раз рассказывая о деятелях искусства, их творчестве Наталья Анатольевна заново, вместе с нами открывает их для себя, несмотря на то, что они ей стали уже практически родными, столько всего она про них знает! Это ничем, кроме как талантом и каким-то некончающимся вдохновением объяснить нельзя.
Еще две очень важные черты Натальи Анатольевны - вера в нас и доверие нам. Списывать работы, не слушать на ее уроке просто невозможно. Но можно постараться сделать творческую работу так хорошо, добросовестно и "особенно", чтобы и порадовать учителя, и в полной мере насладиться процессом и результатом своих трудов. Редко встретишь настолько искреннего человека и учителя.
ИНТЕРВЬЮ 2005 года
Наталья Анатольевна Михайловская удивительно открытый, легкий человек, с которым хочется общаться и общаться. На ее уроках нет скучной зубрежки и постоянных замечаний. За те годы, что она работает в гимназии, она для многих стала любимым учителем. Наш класс в этом году первый раз изучает историю искусств под ее руководством, и, надо сказать, мы очень сожалели, что раньше она не была нашим учителем. Она из тех учителей, которые могут найти подход к учащимся и сохранить дисциплину, применяя лишь свое природное обаяние и не тратя усилий впустую.
Кем Вы хотели стать в детстве?
Конечно, артисткой! Люблю играть!
А почему Вы все-таки стали учителем?
Все по той же причине – люблю общаться и играть.
Кто для Вас является идеалом учителя?
Лев Соломонович Айзерман – в детстве он преподавал у меня литературу.
Какие у Вас есть секреты преподавания?
Ничего особенного – просто честность и открытость.
(И еще Наталья Анатольевна очень веселый педагог, на ее уроках всегда интересно, она не только излагает сухую теорию, но и превращает урок в настоящее путешествие в мир искусства).
Как Вы думаете, за что можно любить и не любить нашу школу?
Наша школа – островок культуры, один из немногих… Но здесь, среди прочих, встречаются высокомерные люди.
Вот, пожалуй, и все. Хотелось бы, чтобы таких учителей, как Наталья Анатольевна Михайловская, было бы больше – тогда и учиться будет интереснее, а школа превратится в настоящий праздник.
Интервью записано в 2005 г. ,
Сона Ковалевская, 7А, #35 параллель