Победитель конкурса журнала "Science"

Оригинал статьи от 16.11.2010

1

Законы динамики Ньютона можно объяснять на примере роликовых коньков, а физика должна преподаваться на примерах из повседневной жизни, считает профессор Университета Ратгерса Евгения Эткина, победитель конкурса журнала Science на лучший образовательный интернет-ресурс. (Science Prize for Online Resources in Education, SPORE). Она делает реальностью мечты каждого, кто хочет изучать (или преподавать) физику в доступной и интересной форме, при этом достигая высокого уровня знаний.

Профессор Евгения Эткина ответила на вопросы «Газеты.Ru» о своей работе в России и США и о полученной премии.

— Проект, за который вы получили премию, относится лишь к педагогической работе или это и признание успеха в науке?

— Журнал Science присуждает эту премию за успехи в педагогической деятельности. Я получила премию за ресурс, который помогает студентам учить физику, лучше понимать ее, а также помогает преподавателям повышать качество обучения. Однако этот ресурс построен на основе когнитивной науки и знания о том, как вообще люди учатся. Это тоже наука — наука о процессе познания, поэтому этот ресурс не был бы создан без наших научных разработок в этой области.

— В чем заключается ваша работа в Университете Ратгерса?

— В основном я сейчас занимаюсь подготовкой преподавателей — будущих учителей физики, разработкой учебных материалов и внедрением интерактивных методов преподавания физики. Как профессор Высшей школы образования я веду одну из крупнейших в США программ по подготовке преподавателей. Я читаю курсы для тех, кто планирует карьеру преподавателя физики. Кроме того, у нас есть курсы повышения квалификации для работающих учителей физики и профессуры — преподавателей физики на университетском уровне. Я веду и исследовательскую работу.

Мы изучаем, как люди усваивают курсы физики, чтобы помочь студентам задействовать в обучении те же когнитивные процессы, что работают у «взрослых» физиков — ученых, которые получают новое знание.

— Кем вы работали в России и как началась ваша карьера в США?

— Моя научная работа началась в Московском государственном педагогическом университете, где я защитила кандидатскую диссертацию в 1997 году. Сама диссертация была основана на моем опыте работы в гимназии № 1543 на юго-западе Москвы (раньше она называлась 43-й школой). Это замечательное учебное заведение, и сейчас оно остается островком высокого уровня образования благодаря замечательному директору Юрию Владимировичу Завельскому. Он вдохновлял и поддерживал меня в течение всех 13 лет, пока я работала там. Именно там я поняла, что преподавание и учеба – это не синонимы.

Иногда учитель преподает, но школьники ничего не выучивают. Поэтому я создала систему обучения, которая позволяет учить школьников физике так, как если бы они все были физиками. Я работаю в США с 1995 года. Сначала я пришла на физический факультет Университета Ратгерса, а в 1997 году перешла в Высшую школу образования. Именно здесь я создала новую программу подготовки учителей физики, и вместе с моим студентом Дэвидом Бруксом (сейчас он профессор Международного университета Флориды) мы создали сайт, который удостоился премии журнала Science. Это лишь небольшая часть моей работы, но она отражает мою философию преподавания и изучения физики. Применять такую методику преподавания меня вдохновил мой отец Валентин Семенович Эткин, тоже физик.

— В чем разница системы преподавания — школьной и вузовской — в США и России? Какие плюсы и минусы вы можете отметить на своем опыте?

— Сейчас я уже не так хорошо осведомлена о российской системе образования, так как я давно не живу в России. Однако главная разница в том, что только 37% американских школьников учат физику. В России, по крайней мере раньше, этот предмет преподавали всем школьникам, то есть 100%. Однако есть и сходства: учителя и в России, и в США полностью посвящают себя преподаванию, да и хорошие ученики в обеих странах очень похожи: они любознательны, хотят и любят учиться. Незаинтересованные ученики тоже похожи: чтобы вдохновить их, убедить учиться, учителя должны проделывать большую работу. В России у меня были замечательные ученики, и мои студенты здесь, в Университете Ратгерса, – лучшие студенты в мире. Я постоянно встречаю творческих, умных учеников, способности которых к физике гораздо выше, чем мои. Учить таких людей – большое счастье, как в Москве, так и в США.

 

Е.В.Эткина на сайте gse.rutgers.edu