РАССКАЗЫ О ГИМНАЗИИ 1543

проект к 45-летию школы, 2020 год

1

«Обращение к выпускникам»

ЛАРИСА ДАВЫДОВНА ГУТКИНА

Позади 45 лет, проведенные в 1543. Это целая жизнь. Историй вспоминается много, и о некоторых я еще напишу. Однако самое яркое для меня воспоминание – празднование 40-летия школы. Было много сомнений, споров… Сумеем ли собрать много выпускников? Сумеем ли справиться материально? Как все организовать, чтобы было красиво, интересно, душевно? Но, несмотря на все трудности, мы смогли со всем справиться. И праздник состоялся. Впечатления трудно описать словами. Радость встреч. Яркость выступлений. Блестящий учительский капустник. Искренние слова благодарности. Забыть это невозможно. 

Но для меня кроме этих ярких воспоминаний есть еще одно, которое касается меня лично, и о нем никто не знает. Спустя три дня после праздника в гимназии был вывешен приказ Юрия Владимировича Завельского, в котором высоко оценивался наш праздник: его значимость, интерес, душевность, сама организация праздника. Было сказано, что в подготовке праздника участвовали все члены нашего коллектива: учителя, ученики, выпускники, родители. Всем была объявлена благодарность. А далее Юрий Владимирович отметил, что значительную роль в организации праздника сыграла Лариса Давыдовна Гуткина. Он даже написал, что «ее деятельность можно назвать подвигом». И мне была объявлена благодарность от всего коллектива и лично от Юрия Владимировича. Я была счастлива и очень горжусь этим. Приказ берегу как реликвию. 

А спустя немного времени я уже стала мечтать о том, как мы проведем 45-летие гимназии. Однако жизнь сложилась так, что собраться вместе не представляется возможным из-за карантинных ограничений. Но праздник обязательно будет, хотя бы и онлайн. И чем больше выпускников присоединится к нему, тем наше братство будет крепче! Мы обращаемся к выпускникам и учителям с просьбой написать свои воспоминания о жизни в гимназии. 

Любящая вас, Лариса Давыдовна, 2020 год

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«Биопрактикум», 2000

Артем Савенков /#29/

Довелось мне, братцы-граждане учиться в замечательной школе - Московской гимназии на Юго-Западе №1543. Как меня с моими совершенно гуманитарным интересами и полностью отсутствующей до того биологией в школе занесло не куда-нибудь, а в биологический класс - история отдельная. 4 года старшей школы - это вам не шутки. Тут курьёзов и трагедий - Шекспиру не снилось. Вот что вспомнилось сразу, а если вспомнится ещё, то непременно дополню.

1. «Биопрактикум», 8 класс, 2000 год

Мы только поступили в биологический класс, одна из дисциплин – биопрактикум, который проходил в кабинете №2. Андрей Николаевич Квашенко принёс целый пакет замороженной рыбы. Мы разбились по парам и тройкам и эту рыбу препарировали и делали биологические рисунки. Но не у всех это получилось аккуратно… В это же самое время, в нашем кабинете №28 пятый класс писал контрольную по математике. В полнейшей тишине открывается дверь и заходят угрюмые Саша Карюхин и Илья Остерман в белых лабораторных халатах, испачканных рыбьей кровью. У них на руках перчатки. Но не просто перчатки, а хозяйственные, по локоть, в той же субстанции. Всё так же в тишине они неумолимым шагом подходят к шкафчику, где хранился хозинвентарь, откуда они, собственно, эти перчатки и взяли. Со смачным и неповторимым «резиновым» звуком мои одноклассники эти перчатки снимают, швыряют в шкафчик и также молча удаляются. Пятиклассники в шоке. Мария Александровна Буланян, которая вела урок, а по совместительству была нашим классным руководителем, наставительно произнесла что-то вроде «Будете себя плохо вести – отдам вас биологам».

1

2. «Шоколадка», 2002 год, мы в 9 классе

Пишем контрольную по математической дисциплине, кажется по алгебре. Все сосредоточены, но время к обеду. Наша Мария Александровна, явно дразня нас, разворачивает шоколадную плитку, разламывает на дольки. Прямо перед ней на первой парте сидит Илья Остерман, который не выдерживает и заявляет:

- Мария Александровна, а вас в рай не возьмут!

- Ну и ладно. – принимая игру, отвечает наша МарьСанна.

Все, кто были в классе улыбнулись этой интермедии и вернулись к решению задачек. МарьСанна откусывает первый ломтик от полоски шоколада. Илья смотрит задумчиво и, в итоге, выдаёт:

- МарьСанна, вас и в ад не возьмут!

- Почему это?

- Потому что не прокормят...

Класс грохнул хохотом, а случай перешёл в категорию «шуток для своих».

1

Мария Александровна Буланян и ее биологи, 2000 год

1

3. «Клавдио», 2001 год, 8 класс

Елена Всеволодовна Терещенко ставит спектакль «Много шума из ничего» силами параллели. Одна из финальных сцен – Клавдио узнаёт, что его невеста жива и, как бы лишаясь чувств, падает на руки дону Педро. Клавдио – Костя Антоневич, Педро – Паша Бунтман. На репетициях этот момент всегда проходил дежурно, Костя уже вполне привычно «по стойке смирно» валился назад, Паша подхватывал, действие катилось по назначенным рельсам.

Но то ли волнение премьерного показа сказалось, то ли ещё что-то, но в кульминационный момент, когда добро только начало свой торжественный марш, Костя начал падать назад «солдатиком». И абсолютно всем в зале становится понятно, что Паша никак не успеет его подхватить. Время сгустилось и каждая секунда улетала в вечность вязкой и длинной каплей - кажется, это падение длилось почти столько же, сколько сам спектакль. Клавдио упал, над ним стоял Педро, слишком поздно простерев руки в страхующем жесте. Все в зале поняли, что случился форс-мажор, но, к чести нашей любительской труппы, все доиграли до конца и спектакль прошёл с большим успехом.

1

4. “Школьники с улицы Ленина”, 2001 год, 8 класс

Первая биопрактика навсегда останется в моём сердце, как большое и важное приключение и первая встреча с походными реалиями.

Мы перемещали лагерь из одной точки к другой и был найден автобус-пазик, который перевозил нас вместе с огромными рюкзаками. Перед посадкой мы были проинструктированы, что лучше молчать, что мы из Москвы, потому что сдерут больше денег. Экипаж машины боевой состоял из водителя и женщины-кондуктора, которая первую половину пути о чём-то говорила с водителем, а исчерпав, видимо, все темы, переключилась на нас:

- Вы откуда?

Повисло долгое молчание, все искали ответ друг в друге. Наконец кто-то, кажется, Екатерина Пескова, вбросила спасительное:

- Из Пензы!

Все перевели дух и расслабились. Но как это часто бывает, жизнь решила доиграть пьесу до конца. И женщина с искренним восторгом изрекла:

- Значит, земляки! А вы из какой школы?..

Это был удар под дых. Воздух молниеносно вытянуло из салона, и в образовавшемся вакууме мы с ещё большим усердием стали взглядом искать ответ друг на друге, как если бы он был написан тайнописью.

- Из первой… - робко предположил кто-то. Все дружно закивали.

- А на какой улице живёте? - не унималась кондуктор.

- На улице Ленина… Да, в основном все живём на улице Ленина. - уже каким-то обречённо-решительным тоном закончил неведомый мой одноклассник. Так бросались под танк с гранатой, так расходовали последний глоток воды в пустыне. Все закивали ещё энергичнее.

Не знаю, сколько, в итоге, мы заплатили, и не помню, поверила ли нам эта милая женщина, но напряжённость этого момента и игра “пальцем в небо” запомнились навсегда.

1

5. “Поцелуй в губы”, 2002 год, 9 класс

Оглядываясь назад, понимаю, что уроки биологии дали мне столь широкую базу, что хватило аж до самого этого момента: кулинария, ремонт, первая помощь и ещё много-много самых разных житейских случаев, когда я пользовался ещё тем, школьным багажом. Как-то не поленился и посчитал: за 4 года, что я учился в гимназии, у нас было 17 различных курсов по биологии. Но пожалуй, одним из самых любимых учителей был Андрей Николаевич Квашенко: ясность мысли, образность, чёткость изложения, вечная “игра” с нами - не как с несмышлёными школярами, а как с равными. Что ещё нужно, чтобы знания усваивались с радостью.

Не помню уже, какую именно тему мы проходили, наверное, что-то про сенсорные системы человека. Так или иначе, обсуждение пришло к вопросу “А почему же люди целуются в губы, а не, например, стукаются пятками?”. Зал “подвис” и умолк, уйдя в глубокие размышление. Как на грех, в тот момент у меня было совершенно элегичное настроение, поэтому услышав вопрос, но больше связывая его с какими-то внутренними мыслями, чем с темой урока я машинально изрёк:

- Так исторически сложилось…

Сложно за давностью лет сказать определённо, но кажется, произнесено это было таким тоном мудрого и всё в этой жизни познавшего человека, что я вернулся к реальности только услышав громогласный хохот всего класса, включая Андрея Николаевич, который добавил:

- Ну, в целом, вы совершенно правы…

***

Это, конечно, далеко не все истории, связанные у меня со школой. И я счастлив, что моё отрочество и юность были столь наполнены приключениями и переживаниями.

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«РАБОТАЕМ БЕЗ ПЕРЕМЕНЫ», 2004-2008

Артемий Стрелецкий /#33/

1. «О ПОЛОЖЕНИИ КРЕСТЬЯН ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА»

В старших классах Ольга Эдуардовна любила выбрать внезапную жертву и огорошить ехидным вопросом. «Так что же случилось с крестьянами после отмены крепостного права?», – неожиданно спросила она одноклассницу, мирно дописывавшую алгебру под серенады Ольги Эдуардовны о свершениях царя-освободителя. «После отмены крепостного права... крестьяне оказались в интересном положении!», – выдала та, и класс дружно рухнул.

1

2. «СКРЕЩИВАЮЩИЕСЯ ПРЯМЫЕ»

Во время Интеллектуального марафона Ольга Ивановна ходила по классам и подбадривала учеников. Дошла очередь и до гуманитариев. «Ну как Ваши дела, Артем?» – спросила Ольга Ивановна с надеждой на чудо. «Да тут задание – посчитать, сколько скрещивающихся прямых изображено на рисунке... А их с каждой минутой все больше и больше!», – в отчаянии констатировал я. «Ну они же скрещиваются!», – развела руками Ольга Ивановна.

1

3. «РАБОТАЕМ БЕЗ ПЕРЕМЕНЫ»

Знаменитое волжинское «работаем без перемены» и так войдет в историю, хотя после поездки по обмену в Америку, где ученики со звонком сами встают и выходят из класса, Елена Дмитриевна приняла революционное решение начинать и заканчивать уроки строго по расписанию. К счастью, новый режим не продержался и двух недель, и на мое укоризненное: «Как же так?» Е.Д. грустно ответила: «Мы в России, Тёма». 

В одну из таких рабочих перемен в 37 заглянул Леонид Александрович. «Лёнечка, привет, хочешь чаю?» – на секунду оторвавшись от разбора сочинений, спросила Е.Д. «Не откажусь», – живо отозвался Л.А. Минут семь простоял Леонид Александрович в дверях 37, безнадежно ожидая обещанного чая и наконец не выдержал: «Лен, а чай-то будет?» «Лёнь, ты как не свой, раковина перед тобой, чайник у меня за спиной, чай в шкафу слева». С тех пор Леонид Александрович еще долго не появлялся на пороге 37-го.

1

4. «О МУДРОСТИ СЕРГЕЯ МЕНДЕЛЕВИЧА»

Перед началом уроков Сергей Менделевич ходил по фойе и проверял у учеников наличие сменной обуви. Однажды я пришел в школу и обнаружил в пакете со сменкой одиноко ютившийся там ботинок. Не кривя душой, я подошел к Сергею Менделевичу и спросил, можно ли мне идти на уроки, переобувшись наполовину. Несколько ошарашенный таким оборотом вещей Сергей Менделевич принял соломоново решение: «Можно, но только на первый урок».

1

5. «ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ»

Под самый выпуск нашей параллели в школе установили новую противопожарную сигнализацию. То ли из чистоты эксперимента, то ли ради поддержания хорошей физической формы в гимназии первое время ее тестировали чуть ли не каждую неделю, и все учителя были строго проинструктированы немедлено прекращать занятия и выводить учеников на улицу по первому сигналу сирены. На пятый или шестой раз сирена застала нас на уроке немецкого. Надежда Алексеевна выглянула из кабинета навстречу бежавшим отовсюду школьникам и учителям, оценила масштаб бедствия и, огласив коридор звучным «Горим!», недрожащей рукой продолжила урок.

1

6. «ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ»

Когда мы учились в пятом или шестом классе, Елена Дмитриевна сорвала голос. Вместо того, чтобы сидеть дома и пить чай с медом, она ходила в школу и вела уроки. К концу дня она совсем не могла говорить, так что однажды на классном часе она попросила кого–нибудь из нас встать рядом и поассистрировать ей в оглашении оценок. Вызвался Боря Александров, певший третьим голосом и участвовавший в конкурсах чтецов. «Класс, я раздаю вам дневники. Я вами очень недовольна», – прошептала Елена Дмитриевна. «Класс, я раздаю вам дневники. Я вами очень недовольна», – подбоченившись повторил Боря. «Да не ты раздаешь дневники, а я», – начала сердиться Е.Д. «Скажи, что я раздаю дневники. Мне и так трудно говорить, без шуток, пожалуйста». Боря пожал плечами и, ткнув на Елену Дмитриевну, продекламировал: «Класс, она раздает вам дневники. Она вами очень недовольна». «Александров! Ты что, издеваешься?! Тебя вежливости не учили?!» И тут у Елены Дмитриевны прорезался голос.

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«РАЗГОВОР С СЫНОМ», 1998

Надежда Снизинова /#24/ и Петр Фильчаков /#51/

-Мама, расскажи, что тебе первое приходит на ум, когда ты слышишь о Гимназии 1543?

- Пиявки, дурочка и много-много математики.

- С математикой более-менее понятно, про «Дурочку» расскажешь. А при чём здесь пиявки?

- С пиявками у меня связаны воспоминая о походной жизни. В конце 90х годов Александр Юльевич Волохов, мой классный руководитель, водил нас в пешие походы. Я бывала только в летних походах на Русском Севере. И вот там однажды я обнаружила, что моя пятка вся черная. Оказалось, это пиявка заползла в мозоль и наелась там. Были стертые ноги, комары и куча другой походной прелести, но это были прекрасные дни в компании друзей и преподавателей в прекраснейших местах нашей страны. Александр Юльевич, кроме того, что учил нас физике, учил еще и варить кашу, знакомил с фресками Дионисия, объяснял, чем «поребрик» отличается от «бегунца» на примере церквей Пскова и Великого Новгорода.

- Фрески Дионисия я помню, ты рассказывала об их реставрации, когда мы были в поездке по Вологодской области. Так, возможно, ты и на географический факультет МГУ поступила благодаря любви к путешествиям, которая появилась в школьных походах?

- Возможно так, да.

- А что с «Дурочкой»?

- Оказавшись в 8-м математическом классе, я частенько ощущали себя ею на фоне ребят, которые потом побеждали на «Всероссе», но наш класс был очень дружным, и не было принято посмеиваться над неумением других. Ну, разве что Александр Юльевич мог себе это позволить. Речь о другой «Дурочке». Это спектакль Лопе де Вега, который поставила с нами и с ребятами на два года старше нас Маргарита Анатольевна Кукина. Репетиции, сцена, костюмы - это приятные воспитания на всю жизнь. И да, играла в этом спектакле я именно Дурочку. 

- А теперь расскажи про математику. Мне ведь еще предстоит выбирать направление для дальнейшего обучения.

- Мы решали задачки везде и всегда: в лесах, в поездах, ночью и днем, на каникулах ездили домой к Татьяне Юрьевне Сысоевой и там опять решали задачи. Это научило меня не бояться трудных задач, а еще я поняла, что не все задачи мне «по зубам», но это не конец света. 

Самое теплое воспоминание о годах в 1543 – это атмосфера этой школы. Атмосфера, созданная увлеченными своим делом людьми – учителями. Атмосфера взаимовыручки, дружбы и интереса ко всему новому среди учеников. Самое ценное заключается в том, что мои одноклассники и другие выпускники школы сохраняют эти отношения спустя много-много лет после выпуска. 

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«КОФЕМОЛКА И ПАРОЛЬ», 2010

Виктор Александрович Матюхин, учитель информатики

Среди множества вещей, которые «жили» в кабинетах информатики, хочу рассказать про одну очень неслучайную вещь. Это кофемолка. Самая обычная кофемолка, на дне которой была очень маленькая табличка с именем производителя и номером модели. Там было написано VITEK-1543.

1

А эту историю я люблю рассказывать на уроке по компьютерной безопасности. Произошла она в те времена, когда в школе корпоративной электронной почты еще не было, и все пользовались личными адресами.

Приходит мне письмо от одного из моих учеников с вопросом про завтрашний урок (что-то вроде «будет ли контрольная»), я на этот вопрос отвечаю. На следующий день встречаю этого школьника, он благодарит за ответ и говорит, что есть одна проблема – письмо с вопросом он мне не писал.

Позднее удалось восстановить, что произошло. Вопрос мне хотел написать другой школьник, но не помнил мой адрес. «Наверняка вот этот мой одноклассник знает адрес», — подумал он. E-mail этого одноклассника он знал, а пароль к его почте он подобрал с одного раза (конечно же, это было «1543»). Он залогинился, чтобы посмотреть мой e-mail в записной книжке или в письмах, а потом забыл разлогиниться и написал мне вопрос от чужого имени.

…И вот как-то на уроке по компьютерной безопасности уже в другом классе я рассказываю эту историю, и вдруг вижу – примерно пол-класса как-то напряглись. Они еле досидели до звонка. И, видимо, тут же побежали менять свои пароли.

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

1

«ГУСАРЫ», 2000

Маргарита Валерьевна Крысанова, /#25/, учитель немецкого языка и зарубежной литературы

После официальной части Последнего звонка мы собирались всей параллелью ехать в лес праздновать, и мальчики пошли в "Польскую моду" за шампанским, а мы их ждали у лестницы. Мальчики вернулись подозрительно быстро, с пустыми руками и расстроенными лицами, и на наш немой вопрос ответили, что в "Польке" алкоголь продают с 21 года. 

И тогда Елена Дмитриевна стремглав бросились к магазину, на ходу победительно крича: "Мне 22!" 

(История, конечно, закончилось хорошо.) 

1

«ГЛАВНЫЙ ПРИЗНАК»

Любимая история Надежды Алексеевны Михалевой, она часто ее рассказывала. В 90е наша ученица Маша отдыхала с родителями у теплого заграничного моря, и к ним подошел незнакомый мужчина. Пропустив все формальные светские действия (поздороваться, представиться, извиниться), он спросил Машу сразу о главном: "Ты из 1543?" Маша подтвердила, но недоумение - ее и ее родителей - было таким явным, что мужчина (как потом выяснилось, тоже наш выпускник) ответил на невысказанный вопрос: "По глазам видно."

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«Дух творчества», 2020

Татьяна Антоновна Шустилова, /#33/, учитель английского

Любимой школе 45 лет. Меняются поколения учителей и учеников, политические режимы и режимы работы, условия и условности вроде смены статуса («школа» – «гимназия» – снова «школа»), но что-то очень важное остаётся. Традиции? В некотором смысле – да, но не по букве, а по духу, и это самое важное.

Совсем свежий пример. Прошлой весной, когда учителя и ученики оказались заперты в своих квартирах на несколько месяцев, в какой-то момент могло показаться, что весь привычный ход школьной жизни безнадёжно нарушен и перевёрнут. Учеба и общение опосредованы зумом и мэйлом, долгожданная Ярмарка отменена, поездки и летние практики отменены, День культуры с театральными постановками по Чехову, разумеется, отменен (не ставить же Чехова по зуму!). 

Стоп. Письмо директора: День Культуры решено не отменять, а провести в формате онлайн; видите ли, не хочется прерывать школьные традиции... Несколько раз перечитываю письмо, пытаюсь соотнести в голове картинку многолюдного, шумного праздника, завораживающего своей неповторимой театральной атмосферой, – с реалиями карантина, когда каждый сидит отдельно, уткнувшись в свой экран... И что-то у меня не стыкуется одно с другим. Ладно, думаю, сейчас все коллеги скажут, что не будем пускаться в эту авантюру и сделаем нормальный «очный» День Культуры по Чехову в следующем году (ведь не вечно же будет продолжаться это пандемия!). И вдруг начинают сыпаться письма от старших коллег, которые с воодушевлением поддерживают идею онлайн-праздника, тут же начинают предлагать разные форматы постановок – для младших, для старших, для всяких. Буквально спустя несколько дней с разных сторон: мой класс ставит такой-то рассказ, наш – такую-то пьесу... В одних классах инициатива исходит от классного руководителя, в других – от родителей, в третьих – от самих учеников. 

Пожалуй, этот энтузиазм более заразителен, чем коронавирус. И у него также достаточно большой инкубационный период. Некоторое время никаких симптомов, живешь себе спокойно, занимаешься обычными делами по привычному распорядку, а потом раз – и уже все твоё сознание (и время) оказывается полностью поглощено очередным творческим проектом. Рядом с тобой появляется несколько таких же – или чуть менее… или чуть более – одержимых, вы уже вместе, на одной волне, независимо от возраста и статуса, «смешались в кучу кони, люди». Праздник состоялся: http://1543.ru/letopis/_teatr/dk20.htm 

Эта история не столько даже про традиции нашей школы, как про то, что стоит за всеми этими традициями. Дух творчества, совместного творчества в самом широком и глубоком смысле этого слова. Творчество не боится смены форм, формальностей, формаций. Напротив, оно создает новые формы, когда становится невозможно воспроизводить старые. Оно видит во внезапно появляющихся внешних ограничениях столь же внезапно открывающуюся возможность – возможность уйти от привычных шаблонов и создать что-то новое там, где раньше не было ничего. 

Это лирическое отступление относится не только к нашим театральным постановкам, не только ко внеурочной деятельности. Но даже к самой что ни на есть «урочной». Переход учебы в онлайн заставил каждого учителя за несколько дней практически полностью изменить свой стиль ведения урока, сформировавшийся за предыдущие 5, 10… 40 лет, найти способ достучаться до каждого ребенка, в том числе через черный экран и выключенный микрофон. Удивительно, что и в этой ситуации многие старшие коллеги, некоторым из которых уже за 60, подавали пример учителям моего поколения, более легко ориентирующимся в мире современных технологий. И это тоже про творчество, про стремление неустанно создавать новые формы в ситуации, когда можно, казалось бы, опустить руки, придумав себе тысячу вполне разумных оправданий.

За эту удивительную и заразительную готовность творить хочется поблагодарить очень многих обитателей дома №1543 – учителей, администрацию, учеников, родителей (кстати, один и тот же человек может совмещать в себе две-три разных роли – так устроен наш дом)… Поэтому сейчас я ограничусь только двумя именами. Юрий Владимирович и Лариса Давыдовна, спасибо Вам за то, что Вы создали этот дом, наполнили его любовью, теплом и тем самым духом творчества, который питает, вдохновляет, периодически доводит до изнеможения, но затем неизменно окрыляет всех нас!

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«ПРО ГОФМАНА, ЧЕРТОВЩИНУ И ЕЛЕНУ ДМИТРИЕВНУ», 2018

Сергей Кузьмин /#47/

Сентябрь 2018 года. Бывшие одноклассники разбрелись по профильным восьмым классам, и нашу параллель накрыла первая настоящая волна ностальгии. Как-то раз стоим мы с Ильёй Денисьевым в коридоре второго этажа главного здания, перебирая в памяти события трёх проведённых в одном классе лет: творческие зачёты, экзамены, Дни гимназии, юбилей Юрия Владимировича... Коридор безлюдный после уроков, только несколько пятиклассников шумят вдалеке под дверью 15-го кабинета, да и тех сейчас разгонит Софья Филипповна.

- А в пятом классе были уроки литературы по Гофману, - мечтательно говорю я. (Сказки-повести Гофмана с их романтической иронией, двоемирием, противостоянием волшебного и обыденного стали откровением для нас, тогда пятиклассников, оказавшихся в собственном волшебном мире - в стенах 1543.)

- Уроки литературы по Гофману! С Еленой Дмитриевной! – подхватывает Илья Денисьев.

- Гофман и Елена Дмитриевна – хорошее сочетание! – весело произносит у нас за спиной знакомый бархатный голос хозяйки 37-го кабинета, непостижимым образом материализовавшейся посреди коридора. 

Подчеркну: за пять лет пребывания в 1543 Елену Дмитриевну в этой части гимназии я встречал от силы раза два.

1

«ПРИВЕТ СОФЬЕ ФИЛИППОВНЕ! », 2020

Ноябрь 2020-го, учёба продолжается дистанционно. Переписываемся на одной из перемен с Андреем Копёнкиным о выборе струн для гитары, разговор заходит о творчестве Юрия Визбора. Смотрю на часы, понимаю, что уже начинаю опаздывать, и пишу Андрею: «Ладно, мне пора, как раз должен быть на уроке у однокашницы Визбора». «Привет Софье Филипповне!» - тут же поняв, о ком идёт речь, отвечает Андрей. А я пошёл на онлайн-урок к однокашнице Юрия Визбора, которой в этом году пришлось-таки освоить «чёрный ящик», как она с недоверием называет компьютер.

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«ВСТРЕЧА В ПОЕЗДЕ», 2000

Семья Пуляевых /#48/

Около двадцати лет назад, когда наши дети еще не родились, а последовательность цифр 1543 нам ничего не говорила, мы с мужем ехали в поезде Москва – Кострома. Попутчицей в купе оказалась дама с собачкой, благодаря этой собачке мы и разговорились. Да так разговорились, что проговорили всю ночь напролет. О жизни, искусстве, любви, вере...

Но восторженней всего наша собеседница говорила о своей работе. Она была учительницей русского языка и литературы и взахлеб рассказывала о своей школе и учениках. Мы слушали, раскрыв рты. Это была школа мечты. И учитель мечты, с которым нам в своей жизни встретиться не довелось.

Утром в Костроме мы расстались. Но еще долго вспоминали нашу встречу.

Спустя несколько лет у нас родился старший сын. И когда пришло время выбирать школу, мы наткнулись на сайт гимназии 1543, прочитали его вдоль и поперек и сразу влюбились. Но даже мысль об учебе здесь казалась нам тогда фантастикой. Тем удивительней и радостней было увидеть сына в списках поступивших в 1543.

И буквально сразу после поступления мы вспомнили нашу давнюю знакомую, и что она приглашала приводить наших будущих детей к себе в школу. Но номер той школы, конечно, мы не запомнили. А так захотелось увидеться с ней снова... Стали вспоминать детали разговора, и благодаря интернету получилось узнать, что нашей попутчицей была Галина Петровна Лазаренко, учительница русского языка и литературы гимназии 1543... Круг замкнулся.

К сожалению, к тому времени Галина Петровна уже умерла, и мы не смогли встретиться с ней еще раз. С большой теплотой мы читали воспоминания ее учеников и смотрели видеоархив на сайте гимназии. А 1543 очень скоро стала неотъемлемой частью нашей жизни.

Страница памяти Г.П.Лазаренко - https://1543.ru/text/teachers/lazarenko.htm

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«О СЧАСТЬЕ», 2014

Лиза Стариченкова /#41/

Мы тогда только начали учиться в 10-ом классе. 10-ый класс, как мне кажется, самое интересное и веселое время жизни в школе. Ведь ты уже почти самый взрослый из школьников, но к ЕГЭ ещё мучительно не готовишься.

И вот, обычный день в школе. Большая перемена после 5-ого урока, обед. Я спускаюсь с друзьями на первый этаж и вижу: шум и толпа рядом с охраной. Мы подходим ближе и слышим от других школьников: «Там свадьба!». Ого! Не верится. Как это? Свадьба в школе? Чья? Встаём на цыпочки, пробираемся вперёд — хотим всё сами увидеть. Смотрим — и правда: стоят невеста и жених, улыбаются, с кем-то разговаривают. Учителя тоже вокруг них собрались, все радуются, и мы тоже радуемся, хотя я, например, молодожёнов не знаю — про Павловского мы тогда почти ничего не слышали. Это потом уже все всё узнали из соцсетей и от учителей.

После перемены идём в кабинет к Елене Всеволодовне, где у нашего 10-го «А» должна быть литература. Прозвенел звонок. Сидим, ждём. Учителя нет. Ну, мы почувствовали себя свободно, разговариваем, занимаемся своими делами. Прошло около получаса, когда Елена Всеволодовна — элегантная, как и всегда, — вошла в класс с бокалом шампанского и с сияющей, какой-то даже блаженной улыбкой сказала: «Дети! Как вы понимаете, сегодня урока уже не будет. Идите домой! Сегодня мы празднуем счастье Сережи Павловского и Саши Бассель».

Когда мы спускались вниз в раздевалку, то слышали, как в учительской педагогический состав во главе с Завельским продолжает праздновать. А я в тот день ещё долго вспоминала счастливые лица молодожёнов и Елены Всеволодовны и думала о том, что и нам тоже перепал кусочек этого счастья, и что у меня останется ещё одно светлое воспоминание о 1543. 

СВАДЬБА А.БАССЕЛЬ И С.ПАВЛОВСКОГО, 2014 ГОД

2
1
1
2
1
2

BonusTrack. Свадьба в 1543 /14.10.2014/, видеозапись https://youtu.be/18OYGKOppC0 

На этих кадрах эпиграммы и шутки, поздравления и песни, все как положено – тамада, речи «учителя литературы со стороны жениха» и «учителя литературы со стороны невесты», Юрий Владимирович, СанСаныч и Виталий Дмитриевич еще на своих постах, здесь и Герман Гарегинович, и Татьяна Антоновна, но еще не знакомы друг другом.

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«ЗАКУЛИСЬЕ», 2007-2017

Николай Лисс /#20/

«СПОРТИВНЫЙ РОК’Н’РОЛЛ», 2007

Май 2007 года. Очередной виток слухов, что Юрий Владимирович Завельский уходит из школы, достиг своего апогея и выпускники 31-й параллели во главе с Дашей Болдыревой и Сашей Толстошевой решают в качестве “прощального подарка” поставить спектакль для Юрия Владимировича – “Маленькие комедии Большого дома”. Даша и Саша были лидерами “Второй Театральной тусовки”. На тот момент я еще не работал в 1543, но так из неё и не ушёл – как шутили об этом на 30-летии Гимназии. Но это – другая история…

Это был мой первый спектакль в качестве свето-звукооператора в 1543, после которого мне поручили включать музыку на выпускном и взяли официально. Во время репетиций было много весёлого и интересного, но самой необычной и сложной была постановка танца. Ребята рисовали на доске схемы, и это походило на сражения Александра Невского с рыцарями, кто, куда и в какой момент должен перемещаться, чтобы не рухнуть со сцены.

Сначала репетировали в классе. Когда пришло время сцены - началось настоящее испытание. Танцевать предстояло на ограниченном пространстве, частично заставленном декорациями и реквизитом, и не какой-нибудь медленный танец, а спортивный рок’н’ролл, да еще одна из шести пар в финале должна была исполнить настоящий акробатический трюк. Кувырок со сцены вниз в сторону звукооператора. Естественно была проведена самая серьёзная подготовка, продуманы все детали и предусмотрены все меры безопасности! Хотя, Ольга Эдуардовна, всё равно, сильно переживала по этому поводу – а вдруг что-то пойдёт не так. Но всё прошло отлично. Спектакль получился великолепным, а танец стал одним из самых ярких его эпизодов! http://1543.ru/letopis/07/07_gorin.htm

1

«НОВОЕ», 2015

Сентябрь 2015 года. Построен и открыт новый корпус гимназии. Все творческие зачёты проходят исключительно в новом актовом зале нового корпуса. Идёт “война” с очень громкими новыми звонками в Малом актовом зале, мешающими проводить ТЗ и с очень яркими указателями “ВЫХОД”. Меня всё время просили как-то решить эти две проблемы. Я долго думал, что же предпринять, и если со звонками ничего сделать не удалось, то в задаче с “выходами” пришёл к решению, что нужны чехлы – 4 штуки. Остаётся принципиальный вопрос – кто же будет их шить? Ульяна Зыкина доказывала мне, что это не их забота, но у меня оказалось на 1 аргумент больше. И, интуитивно получилось, раз 9-му Г это важнее, следовательно, им и шить. Она предложила обратиться к Наташе Беляевой, которая любезно согласилась помочь их сделать… или её мама – доподлинно неизвестно. Я сделал выкройку – это было не сложно, у меня сестра шьёт + у нас было черчение в наше время – отдал её Наташе, вместе с материалом для чехлов и они сшили их за неделю.

Так 9 Г 43-й параллели учился по новому – аргументировано спорить и отстаивать своё мнение. Случай был не единственным, и это не всегда срабатывало – но факт остаётся фактом.

1

«САМООРГАНИЗОВАННОСТЬ И МАСШТАБНОСТЬ», 2017

Октябрь 2015 – март 2017. Стоит отметить, что 43-я параллель стала одной из самых интересных “Театральных тусовок”, с которыми мне довелось поработать, пообщаться и подружиться. Первый ТЗ, в который меня пригласили и попросили помочь, была постановка “Доктор” команды Ульяны Зыкиной. Совершенно гениальная постановка, искусно и выверено составленная из двух произведений, и столь же искусно срежиссированная и сыгранная.

Февраль 2016 года. Постановка “Подщипа”, смешанной команды 9-х В и Г классов под руководством Лизы Соболевой. Это был тот самый момент, когда в постановках одного класса стали принимать участие люди из других классов одной параллели.

Октябрь 2016 года. 10 Г класс. Шекспир. Вовлечённость в постановки людей из других классов и параллелей возрастает. Аня Билак и их “Гамлет”; Лиза Соболева, Наташа Лях и “Женские Трагедии”; Ульяна Зыкина и её “Макбет” включают в себя не только учеников одной параллели, но и на год младше, и тех, кто уже ушёл из нашей школы в другую. К слову, сценарий “Гамлета” был переработан за сутки до премьеры! Это приближается к высшему пилотажу!

25 Марта 2017 года. Максимальная концентрация уже чуть-ли не половины старшей школы в ТЗ 10 Г класса и вовлечение в процесс даже тех, кто не учился в нашей гимназии вообще! “Свои люди – сочтёмся” Маруся Глушенко и Аня Билак. “Не сошлись характерами” – Наташа Лях и Ира Волкова. Ульяна Зыкина и её “Жестокий романс” с Настей Матвеевской в роли Ларисы. И Лиза Соболева с “Грозой” и отсылками к “Чайке” в финале. Постановка, превзошедшая всех по количеству людей из разных параллелей, участвующих в ней, и масштабностью, перекрывшая даже мрачного и безысходного “Макбета”.

К слову, в ней прослеживается некоторое сходство с постановкой “Ричард III” 10 Г 47-й параллели, прошедшее 3 октября 2020 года в Большом актовом зале, буквально перед новой “удалёнкой”! Но это тоже – совсем другая история…

43-я параллель – это невероятная самоорганизация и работоспособность, которой невозможно не восхищаться и к которой нужно стремиться.

1

СПЕКТАКЛИ 43 ПАРАЛЛЕЛИ

1
1
1

"Доктор", "Подщипа", "Гамлет"

1
2

"Женские трагедии", "Макбет"

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ», 2014-2018

Тамара Фейгина /#43/

В моей памяти 1543 осталась (вероятно, уже навсегда) воспоминанием исключительной силы и свежести: радость и уют, тепло и красота, безоглядное веселье и вольнодумная глубина — одним словом, полнота бытия. Идеализация? Почему бы и нет, если идеал даёт опору и отвагу идти вперёд. Ностальгия как топливо, если угодно. Эти шесть историй — лишь отблески того огня, который теперь освещает мой путь и за который я благодарна каждому из их героев и всем, кто в них не упомянут, но незримо присутствует.

1. «КАФЕДРА ИСТОРИИ», 2014

Я тогда поступала в 1543 в восьмой гуманитарный класс, и так вышло, что историю я сдавала «второй волной», после уроков. Нас, странных людей, не пожелавших прогулять школу по уважительной причине, было всего человек 7, и тем больше бросалась в глаза многочисленность экзаменаторов. Принимала экзамен по преимуществу Ольга Эдуардовна, уже знакомая нам по вечерней школе. Выдавал билеты Илья Михайлович, чей мрачный юмор, очевидно, должен был помочь нам справиться с волнением, но, кажется, не достигал своей цели. Чуть поодаль восседал Леонид Александрович, который лишь изредка отвлекался от ноутбука и, глядя на экзаменуемого поверх очков, задавал тому какой-нибудь особенно каверзный вопрос. Периодически в кабинет забегал Алексей Валерьевич, присаживался на краешек стула, минуты полторы внимал отвечавшему, перешучивался с остальной комиссией и вновь куда-то исчезал. Наконец пришла моя очередь сдавать. Мне досталась довольно приятная тема – Великие географические открытия – и я вдохновенно принялась излагать Ольге Эдуардовне гремучую смесь из «Клуба знаменитых капитанов», школьного учебника и аудиоэнциклопедии «Чевостик». Послушав несколько минут, та прервала моё повествование. «Ну да», – жизнерадостно подхватил Алвар, – «а то там до-олго ещё можно рассказывать: первая экспедиция Колумба, вторая экспедиция Колумба, третья экспедиция Колумба, четвёртая…». В этот момент Кацва, оторвавшись от компьютера, нарочито неторопливым, экзаменаторским жестом повернул голову в мою сторону и спросил: «А сколько было экспедиций Колумба?» ОЭ усмехнулась. Алвар полушутливо-полуиспуганно прикрыл рот ладонью. «Четыре», – ответила я как можно более невинным тоном. Уж не помню, знала ли я сама ответ на этот вопрос и смогла ли бы извлечь его из памяти в столь экстремальной ситуации, но помню, что расстались мы с комиссией на исключительно оптимистической ноте, каковую мне (по преимуществу) удавалось выдерживать и в дальнейших отношениях с кафедрой истории.

1

2. «ПОДАЧА», 2016

В девятом классе физкультуру у нас вёл Андрей Анатольевич Ермаков. Как-то в третьей четверти как раз на нашем уроке к нему зашли пообщаться выпускники. Зашли, как мы, спустившись в спортзал, тотчас убедились, не с пустыми руками: на скамейке лежал большой букет прекрасных розово-оранжевых роз. Мы сосредоточенно нарезали мимо них круги, пока не пришло время играть в волейбол. Всякая девочка знает, что хорошо подать из-за линии не так-то просто, а тот день был почему-то особенно неподавательный: мяч отскакивал от наших узких ладоней то в сетку, то в потолок, а если и случалась удачная подача, закрепить успех не удавалось. Немногочисленные мальчики-сокомандники сдержанно вздыхали. Наконец происходящее надоело и Андрею Анатольевичу. Он остановил игру и сказал: «Девочка, которая подаст три раза подряд, получит от меня розу». Это нам показалось забавным, игра пошла бодрее, но трёх кряду ни у кого из нас по-прежнему не получалось. Наконец на подачу встала красавица Наташа Лях. Вид у неё был такой решительный, что я на месте мяча тоже не стала бы спорить. Сдув с лица выбившийся золотисто-рыжий локон, она легко подала – раз, потом другой, третий – точно ей бы в жизни не пришло в голову промахнуться по площадке соперников. Андрей Анатольевич вновь остановил игру, вынул из лежавшего на скамейке букета роскошную, закатом пламенеющую розу и, опустившись на одно колено, вручил её Наташе под наши аплодисменты.

1

3. «ИЗДЕРЖКИ ПРОФЕССИИ», 2015

Когда заканчивали строительство нового корпуса и среди прочего встал вопрос о кофемашине в новообразовавшемся кабинете информатики на третьем этаже, то между Ю.В.Завельским и В.Д.Арнольдом состоялся такой диалог. 

"Виталик, зачем вам кофемашина? – спросил директор – Учителя, что не могут работать без кофе?"

"Могут, Юрий Владимирович, могут, но почему-то не работают», – ответил ему Виталий Дмитриевич. 

1

4. «EX UNGUE LEONEM», 2018

Однажды, уже после выпуска, мы стояли в рекреации второго этажа основного здания, около шестнадцатого кабинета, и беседовали с Ольгой Эдуардовной. Кругом с радостными воплями беззаботно носились пятиклассники: была среда, когда Софьи Филипповны, грозы малолетних нарушителей спокойствия и хозяйки соседнего кабинета, обычно нет в школе. Когда шум вокруг достиг, казалось, предельной громкости, ОЭ внезапно с загадочной улыбкой прервала беседу: «Смотрите, что сейчас будет». Легко прокравшись вдоль стены, она резко, с шумом распахнула дверь пятнадцатого. Эффект превзошёл все ожидания: находившихся в рекреации мгновенно как ветром сдуло. Наступила полная тишина, которую через несколько секунд нарушил наш хохот. А вы говорите – репутация.

1

5. «РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ», 2016

Интеллектуальный марафон у нас обычно бывает в ноябре: темно, холодно, сыро, каникулы прошли – то ещё, словом, времечко. А тут вдобавок кончился гуманитарный модуль, и в почти пустом полутёмном шестнадцатом нас осталось дай бог человек пять недоделанных Ломоносовых, претендующих на несвойственную прочим одноклассникам широту интересов. Вдруг распахнулась дверь, и в кабинет летящей походкой вошёл Александр Вячеславович Хачатурян, бывший в тот раз консультантом по математической части, в толстовке и больших наушниках. Сняв их, он критически оглядел жалкие остатки нашего 10«Г» и осведомился: «Вопросы по задачам есть?» Таковых не оказалось. Ещё раз взглянув на нас и, видимо, проникшись даже некоторым сочувствием к нашему мужеству, АВХ произнёс: «Если включить в наушниках группу “Scorpions”, школа смотрится как-то веселее». С чем и отбыл – видимо, под “No pain, no gain”.

1

6. «ФЕМИНИЗМ», 23 июня 2018 года

На выпускном, чтобы получить аттестат, надо подняться на сцену. Не то чтобы эти три ступеньки так уж трудно преодолеть даже на высоких каблуках и в длинном платье, но Артём Кречетов из маткласса решил проявить галантность: встал у подножия лестницы и подавал руку поднимавшимся и спускавшимся по ней девушкам (с юношами он для симметрии обменивался рукопожатием). Высокий рост и элегантный пиджак Кречи придавали сцене ещё больше благородства; щёлкали вспышки, родители умилялись, выпускницы с улыбкой опирались на руку изящного кавалера. Наконец настала очередь Артёма идти за аттестатом. Собираясь уже вернуться на вынужденно покинутый пост, он обнаружил, что тот занят: у сцены стояла моя одноклассница Наташа Лях, куртуазнейшим образом протягивая Крече руку. К чести последнего надо сказать, что он не выказал ни малейшего замешательства и благодарно принял неожиданную помощь.

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«НУ, ПОГОДИ!», 2020

Даша Борисова /#49/

1

Выбирайте мелодию звонка очень внимательно! Иначе когда-нибудь телефон отомстит вам. Или поможет…

Дело было в 6 классе. Как-то вечером, когда мы с папой, младшими братом и сестрой смотрели мультфильм «Ну, погоди!», папа предложил мне установить музыку, которая там звучит во время титров, в качестве рингтона на телефон. Идея мне понравилась, тем более, что для каждого из моих контактов у меня настроен отдельный рингтон, и эта мелодия будет мне сообщать, что звонит кто-то незнакомый, значит, можно не отвечать. Назавтра я отправилась в школу, тихо радуясь, что теперь могу послушать звуки детства.

На шестом уроке (это был русский) Ольга Евгеньевна неожиданно попросила Катю раздать всем двойные листочки.

— Небольшой диктантик, срез такой, на Н/НН в причастиях и приставки ПРЕ/ПРИ.

Как обычно перед любой проверочной, началось великое переселение народов, устраиваемое, «чтобы никто не списывал». Когда наконец Ольга Евгеньевна была удовлетворена, она начала диктовать. По-моему, диктант был не очень сложным, но большинство одноклассников были иного мнения на этот счёт. Увы, поддержать я их никак не могла, потому что Ольга Евгеньевна прямо-таки гипнотизировала стену справа от моего места. Если бы дело касалось одной меня, можно было бы внаглую повернуться на 360 градусов и громким шёпотом сообщить несчастному грамотею всё, что нужно. Но в таком случае досталось бы и моему «подопечному», что делало чудеса наглости бессмысленными. Был и другой выход: просто написать правильно нужное слово на ладони и показать её. У этого способа есть несколько преимуществ: можно оказать помощь сразу целому ряду; отобрать такого рода шпаргалку невозможно (руку не так-то просто оторвать, а замечания бессмысленны); легко уничтожить улики (следы ручки легко стираются с немного потной руки). Но таким образом эта тема оставалась непонятой: человек писал всё правильно, но не приобретал никаких знаний. Наилучшим вариантом было, дождавшись момента, когда учитель отвернётся, тихо, кратко и ёмко сообщить правильный ответ и его объяснение, например, «там две Н, потому что есть зависимое слово». Но Ольга Евгеньевна держалась стойко и могла не спускать с меня глаз до конца диктанта. Положение было безвыходным…

— Точка. Приветливый лесник… приветливый лесник… приготовил нам печённую в золе… картошку… Кто там куда смотрит? К себе, только к себе! Всё, в следующий раз я вас вместе не посажу, мне не нравится этот Бермудский треугольник на галёрке. Так, приветливый лесник…

В этот самый момент все услышали… музыку из мультика «Ну, погоди!». Что тут началось! Мальчики принялись приплясывать, кто-то стал подпевать, кто-то — смеяться… Меня прошиб холодный пот. МНЕ КТО-ТО ЗВОНИЛ.

Вскоре я поняла, что беспокоиться не стоит. Меня же пересадили на другой конец класса, никто и не подумает, что это мой телефон. Расслабившись, я под хохот и пение объяснила тому человеку, как пишется это слово и почему, даже с аналогичными примерами. Кажется, он понял.

Уже через минуту класс утихомирился, и диктант продолжился. На перемене я узнала, что моим благодетелем была неизвестная стоматология откуда-то из Московской области.

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«МАЛЕНЬКАЯ ИСТОРИЯ О ГЛУБОКОЙ ИДЕЕ», 2020

Маша Нестерская /#48/

Обсуждение философии Платона:

-У Платона нет такого понятия «символ», но это понятие появится в неоплатонической традиции. Вы вообще понимаете, что такое символ? – спросил Герман Гарегинович.

-Образ, черты, что-то такое…

/тишина/

-Ну да, ясно. Изначально слова «сумбулон» означало такую штучку, могла быть монетой, например. Но картинок я не нашел, потому что когда я вводил «сумболон» мне вылезала какая-то игра, непонятная. Я такой не знаю… Ну короче, я сейчас «сумболон» изобрету из билета «Единый». (Достает билетик и рвет его на две части). Смотрите, когда в Греции заключали договор, разламывали монетку или какой-нибудь билетик «Единый» на две части, для того чтобы подтвердить (когда договор будет исполнен) его легальность соединением частей. Ведь две части разламываются неодинаково, а если они соединяются, то договор является действенным. И «сумболон» представляет собой две части, которые при соединении складывались в единый образ. В философии это преобразовалось в то, что вот есть одна часть, которая показывает на невидимую вторую. Вот это и есть часть эйдоса (в этот момент держит одну половинку билета). Символ намекает на цельный образ, на некую идею. 

[Дальше следовало много философии про четвероногое животное, которое хочет продать икону на черном рынке, философию икон, окно в вечность и так далее]

- И всё-таки иронично, что билетик называется «Единый». Действительно эйдос! – задумчиво подытожил Герман Гарегинович.

Так гуманитарии изучают философию.

1

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«ПОДХОДЯЩАЯ ИСТОРИЯ», 1996

Анаит Черкасова /#21/

Удивительно, но читая истории из жизни 1543 к её 45-летию, я понимаю, что не помню ни одной худо-бедно подходящей истории, прочитав которую, люди сказали бы: "Вот это да... Надо же!". Нет таких…

Я вспоминаю школу, и эти воспоминания тёплые, нежные, мимолетные – это или отрывки из капустников – 

И когда выйду в жизнь я рабочую, 
Заработаю на ананас, 
Тут-то все и увидят воочию, 
Что взрастила гимназия в нас!

или это строчки на мотив "спи моя радость, усни" – 

Завтра проверочный тест, 
Завтра Кацва тебя съест, 
Если Кацва и не съест, 
Завтра проверочный тест

или потрясающий спектакль "Мастер и Маргарита" с участием Марьянки Костенковой и Миши Соколовского, или смешные пародии Максима Галкина голосов наших учителей, или наша огненная Ольга Евгеньевна с её "инфернальностью"... 

Помню, как придя в 8 класс круглой отличницей из обычной школы, я очень долго не могла объяснить маме, почему по всем предметам у меня 3 (это в лучшем случае), мол, мам, в этой школе другие требования. Мама дико бесилась - что, "жи-ши" в этой школе иначе пишутся?! Ок, мама, первый же диктант из серии "на дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввична..." (надеюсь, сейчас все правильно написала) - и даже мама перестала сокрушаться из-за оценок.

А каким делом чести было получить "хорошо" у Леонида Александровича на переводных экзаменах! К госам так не готовилась…

Помню, как уважительно относились педагоги к нам, нашим мыслям, нашим чувствам, как долго и терпеливо вкладывали свою душу в нас. Как в сложные 90 годы, сумели провести нас, таких восторженных и наивных, через всю чернуху, что выпала на долю нашей страны и нашей юности.

Спасибо вам. У меня нет такой истории, чтобы читатель удивился и сказал: "Ну надо же!" У меня есть просто мои воспоминания... Тёплые, тихие, нежные... И большая радость, что 2/3 моих детей сейчас учатся именно в этой школе...

Спасибо тебе, родная 1543!

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«КАК МЫ ПОЗДРАВЛЯЛИ ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА», 2006

Наталья Уварова /#37/

Помню, как на какой-то день учителя мы обошли с поздравлениями всех учителей, и надо было идти поздравлять Юрия Владимировича. Мы уже были порядком умотанными, а кроме того все стеснялись. Наша поздравительная фантазия совершенно иссякла. Елена Всеволодовна – наша классная руководительница – отобрала несколько нас – самых разговорчивых и смелых и быстренько отправила в кабинет директора, не оставив нам места для сомнений. 

Стоим мы в кабинете Юрия Владимировича – самой маленькой и самой скромной комнате самой лучшей школы – и молчим. Все-таки – директор! Банальностей говорить не хочется, а ничего умного в голову не приходит. Все-таки мы – гуманитарный класс. Не помню точно, кто там был, но я с надеждой поозиралась на Женю Ржезникову, Пашу Довбню, Диану Филатову – без шансов. Юрий Владимирович тоже это понял и, то ли благодаря его необыкновенному чувству такта и эмпатии, то ли из-за недостатка времени, сказал:

- Ну, ребята, вы, наверное, пришли поздравить меня с днем учителя?

Мы промычали что-то утвердительное. Юрий Владимирович продолжил:

- Вы хотите пожелать мне, я думаю, крепкого здоровья, долголетия?

- Да…

- Ну, может быть, хороших учеников?

- Ага…

- Много новых творческих открытий? (Не помню дословно, какие там были слова, но суть примерно такая).

Мы покивали. 

- Ну, спасибо вам, ребята, за теплые пожелания! – сказал Юрий Владимирович, забрал у нас цветы и проводил нас из кабинета с видом человека, которого совершенно ничего не смутило. 

Когда мы вернулись в класс, Елена Всеволодовна спросила, что же мы пожелали. Мы ответили – ну там крепкого здоровья, хороших учеников… «Ну и молодцы!», - сказала Елена Всеволодовна. 

Прошли годы, и, несмотря на то, что я постоянно много разговариваю, были случаи, когда я не открыла рот и не сказала простые и уместные слова, а потом пожалела. Не все ведь, как Юрий Владимирович, могут сами угадать, чего бы ты им хотел пожелать. Такой человек был только один. Светлая память.

1

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«Четыре цифры», 1995-2021

Сергей Павловский /#20/

Историй о 1543 много. Первой пусть будет про четыре цифры. Шутка эта, наверняка, потом повторялась, но впервые прозвучала на капустнике в тот год, когда к родному "43" неожиданно приписали непонятное для всех нас "15". Это не нравилось, скептики четыре цифры игнорировали, остальные просто старались не замечать. Но тот капустник примирил с ними навсегда. Автор текста – Елена Дмитриевна Волжина. А исполнителей не помню. Видеозаписи нет. Воспроизвожу по памяти.

1

1. «ЧЕТЫРЕ ЦИФРЫ», 1994

Худсовет в РОНО проводит смотр самодеятельности разных школ. Выступление нашей им совсем не по душе, к тому же ничего непонятно. Одно, другое, третье – все мимо. К примеру, выходят дети и поют такое:

Мы сегодня хотим рассказать вам и честно и прямо: 
Нам Завельский – отец, а Лариса Давыдовна – мама!

«Ну что за мама, что за папа, что за детский сад?! Вы нам что-нибудь такое общечеловеческое покажите, ну чтобы как у всех…» – «Хорошо, есть и такое».

Барабанный бой. На сцену маршем выходит колонна, школьники торжественно несут транспаранты, на которых крупно выведены цифры – 1, 5, 4, 3. 

Комиссия смотрит в свои бумаги и одобрительно кивает: «Вот это правильно, это понятно, что такое. Вы имеете в виду, что это номер вашей школы? Молодцы!» 

Мальчик со сцены: «Да нет же… Просто это оценки, которых мы НЕ получаем!»

Занавес.

1

2. «РЕВОЛЮЦИОНЕР ПОДТЕЛКОВ», 2000

Учительская профессия требует гибкости и быстроты реакции. Умения стремительно соображать и менять свои решения под прицелом двадцати пяти пар направленных на тебя глаз. 

Кабинет литературы. 11-й гумкласс. Стык столетий и исторических эпох. Елена Всеволодовна проходит "Тихий Дон". Это такая толстая книжка про взрослые страсти женатых людей, подростков не цепляет. Елена Всеволодовна солирует. Камчатка смотрит в окно, девочка в среднем ряду накручивает пряди на карандаш, мальчик на передней парте что-то рисует. В это время на Россию наступают немцы, большевики изнутри разлагают русскую армию, фронт вот-вот рухнет, чтобы это предотвратить, генерал Корнилов решительно ведет полки на Петроград, герои романа пересекаются с реальными историческими фигурами – Григорий Мелехов осуждает Бунчука и Подтелкова за убийство несогласных с линией партии, он не может внутренне принять революционный лозунг «цель оправдывает средства». 

Елена Всеволодовна смотрит на класс и постепенно начинает закипать от разницы температур между жаром героев и холодным равнодушием ее учеников. Их ничто не берет! Камчатка продолжает смотреть в окно, девочка в среднем ряду накручивать пряди на карандаш, а мальчик на передней парте увлеченно продолжает что-то рисовать. 

- Да что же это такое! Ну почему вам ничего не интересно?! Не читали, так хоть послушайте! Ну что, что ты там все время рисуешь?!

Елена Всеволодовна берет тетрадь с первой парты и пытается разобрать рисунок. На рисунке изображено что-то странное – судя по рогам, это корова, а под ней, в ее четырех ногах прячется какой-то человек. 

– Не пойму, что это за корова? – растерянно спрашивает Елена Всеволодовна. 

– Ну.. это… Это не корова. Это телка. А в ногах у нее, этот, как его, Подтелков…

Пять секунд паузы. Голубой вдох.

– Хорошо, дети. Закрываем Шолохова. На следующий урок приносим "Белую гвардию".

Учительская профессия требует гибкости и быстроты реакции. Умения стремительно соображать и менять свои решения под прицелом двадцати пяти пар направленных на тебя глаз. 

Булгаков пошел живее.

1

3. «Спортзал. Туда и обратно», 1992/2021

Школьные коридоры, как и программа по литературе, любимы, но не слишком широки, поэтому вроде и нет ничего удивительного, что маршруты разных поколений по 1543 повторяются почти дословно. А все равно, каждый раз этому удивляешься.

1992 год, учительский капустник, А.А.Ермаков, меняя профессию «учитель физики» на «учитель физической культуры» произносит:

И вы себе возьмите на заметку
Всё то, что я вам только что сказал,
А я пошел от вас играть в спортзал! (Репетилову-Кулагину)
Пойдем, мой друг! Ракетку мне, ракетку!

2021 год, Ася Брюсова, 48 параллель, меняя физхим на гумкласс, пишет:

Прощай, спортзал! Сюда я больше не ходок!
Бегу последний кросс — пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть гитаристу уголок!
Карету мне, карету!

Андрей Анатольевич сменил физику на физкультуру, Ася – и физику, и физкультуру на литературу. И хотя между этими событиями прошло без малого тридцать лет, оба неплохо описываются одной и той же строфой Грибоедова. Классика вне времени.

1

4. «В РЕГИСТРАТУРЕ», 2017

- А почему Вы к нам? Вы же живете в Юго-Западном, а у нас – Западный. Вам по закону в Ясенево или на Вавилова

- Ну, пожалуйста, мне тут по пути. Да и мелочь – более пяти минут у вас не отниму.

Краткий оценивающий взгляд. Строгий и добрый одновременно.

- Паспорт и полис. Место работы?

- Гимназия 1543. 

Я всегда отвечаю «гимназия 1543» на этот формальный вопрос. Если, например, ГАИ останавливает. Так и короче, и жальче. 

- А-а, Завельский?

- Ну да. Знаете?

- А то! Как-то в Пушкинском музее на лекции встретились, говорит: «Помню-помню вас и вашу дочку». Привет ему большой и благодарность. А Лариса Давыдовна еще работает?

- Ну конечно. А когда дочка заканчивала?

Прерывает на секунду заполнение медицинского бланка. Краткий оценивающий взгляд.

- Да примерно, когда и вы. Лиза Покровская.

- Лиза Покровская?! Вот это да! Одна из главных красавиц нашей параллели была.

- Была и есть!

- Не сомневаюсь.

- Помню, как учитель физики. Как же его.. Волохов?

- Ага, Александр Юльевич.

- Правильно. Волохов на родительском собрании мне говорит: «Что-то у вашей Лизы на моих уроках глаза блестеть перестали». А я ему: «Так в 15 лет девочка уже о другом думает, не о физике».

Смеемся. Бланк почти заполнен. Хлопок печати. 

- Мне кажется, и он совсем не физику имел в виду. Всем хочется, чтобы у слушающих тебя глаза блестели, это окрыляет.

1

5. «ЧАЙ ОТ ЗАВЕЛЬСКОГО», 1995

"Гармония мира не знает границ"

Выпускное сочинение в 11 классе выпало писать по лирике позднего Лермонтова. Кабинет литературы, за окнами июньское солнце, а на листе бумаги кремнистый путь блестит сквозь туман. Час, другой, третий. Вдруг негромко приоткрывается дверь. Татьяна Ильинична с подносом в руках. Ах да, нам же говорили, что поскольку сочинение мы пишем 6 часов, а не 4, как остальные экзамены, то по каким-то нормам школьников должны кормить. Хотя совсем нет желания переключаться от внемлющей богу пустыни и разговаривающих друг с другом звёзд на бутерброды с сыром. И даже на шоколад не очень хочется. Но когда вслед за Татьяной Ильиничной в класс входит ещё и Юрий Владимирович, держа в руках поднос полный звенящих граненых стаканов с чаем, Лермонтов сдается и отступает на второй план. Учителя разносят еду, одноклассники начинают звякать стаканами и шуршать фантиками. Мы пьем чай, а Юрий Владимирович смотрит на нас с улыбкой и ждёт с подносом в руках наши пустые стаканы. Мы пьем чай, смотрим на него и думаем - а точно кроме директора школы некому было принести из столовой на третий этаж стаканы с чаем? Что-то в том жесте нашего директора было простое и одновременно обескураживающе-великое, как евангельское омовение ног ученикам. В голове мелькнуло - э, а точно отсюда надо обязательно уходить? Так ли уж сильно я "ищу свободы и покоя", и точно ли "не жаль мне прошлого ничуть"?

Для директора нет и не может быть низких дел. Завельский приносил чай на выпускные экзамены, вытирал идиотские надписи в школьных туалетах, разбирался с хулиганами в комнатах милиции, по утрам лично приветствовал всех - всегда стоял напротив входа, чуть левее и здоровался с каждым входящим в его школу. Вел себя как хозяин.

Юрий Владимирович Завельский в своих выступлениях неоднократно повторял, что строил 43 школу как дом. А ни один дом не стоит без хозяина. Хозяин дома тем и отличается от гостя, что не пройдет мимо валяющейся на полу бумажки или текущего крана. Для хозяина дома нет мелких и второстепенных дел, все важно. Особенно в таком доме, как школа.

Школьный Дом, наверное, больше остальных похож на ту мечту лермонтовского героя из выпускного сочинения. Нас не будет в живых, но посаженные когда-то клёны, вечно зеленея, будут склоняться и шуметь в окна, а голоса будущих юношей и будущих девушек продолжат изо дня в день, из года в год сладко петь про любовь. Иначе и быть не может.

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«PER ASPERA AD ASTRA», 2007

Василий Алешкин /#33/

Одно из моих самых ярких воспоминаний – лето 2007 года, когда меня, тогда 10-классника, пригласили поучаствовать в учительском капустнике к 80-летию Юрия Владимировича (понятное дело, в качестве клавишного сопровождения). В репертуаре - «пробивающая на слезу» «Ария блудного сына» недавно вернувшегося в родную Гимназию А.В. Кузнецова и этакий «джазово-кабарешный» номер в дуэте с Ольгой Евгеньевной «О-о-о, восемьдесЯт» на мотив «О-о-о, Сhamps-Elysees» Джо Дассена, ну и конечно, «7-40» (как оказалось, отличный джазовый стандарт!). (Послушать эти песни можно тут http://1543.ru/teachers/zavelsky/jub80.htm ). 

Мне кажется, Ольга Евгеньевна замышляла нечто подобное задолго до этого дня. В нашем 6-7 классе (2002-2004 гг.) классным руководителем у нас была Ирина Игоревна Камышева, учитель географии, недолго проработавшая в нашей школе. И поэтому нашим кабинетом был 39-й. Там прямо у двери стояло фортепиано, и мы с одноклассниками на нем по очереди бренчали. Помню, как-то раз на 1-е сентября был назначен «спущенный сверху» тематический первый урок про национальные символы РФ — флаг, герб, гимн, и я перед классом в вольной интерпретации исполнял «Союз нерушимый...». И вот ОЕ по дороге к ЕД в 37-ой периодически слышала на переменах мои джазовые потуги, заглядывала к нам и вгоняла меня в краску своими восторженными комментариями. Потом еще было много разных выступлений, в т.ч. и коллективных – апогеем стал джазово-блюзовый сет на школьной ярмарке в составе с братом Мишей - кажется, то был единственный раз, когда мы вместе выступали (XXXV, гитара, вокал), Димой Поваляевым (XXXV, гитара, ударные), Ильей Коровиным (XXXIII, электрогитара), Темой Григорьевым (XXXIII, бэк-вокал и перкуссия) (https://vk.com/video8558807_25289380). 

И вот, учительский капустник на юбилее директора. Тема капустника была выбрана фундаментальной (идеологом, как всегда, была Елена Дмитриевна, поэтому по-другому и быть не могло) – «Десять заповедей». «Оркестр», собравшийся на репетицию, напоминал одну из моих любимых миниатюр Жванецкого «Как шутят в Одессе» 

Чувства были смешанные – неловкость, неуверенность и одновременно гордость и трепет: до этого мне не доводилось быть на одной сцене с учителями (ну ладно, если быть честным, я был не «на одной сцене», а «под сценой» сбоку, так как дальше провод от клавиш не дотягивался). И никогда до этого не доводилось выступать перед самим директором. Если рассуждать в терминах астрономии, можно представить себе это как сопоставление «звездной величины», яркости светил на небе: если для нас, школьников, учителя являются «столпами» с неизмеримым опытом, авторитетом и харизмой, то Юрий Владимирович – это уже светило следующего порядка, вокруг которого они «вращаются». А с учетом заявленного сценария капустника с библейскими отсылками, все мероприятие приобретало и вовсе сакральное значение для 10-классника, оказавшегося посреди этих событий...

…Через десять лет я снова оказался на юбилее Завельского (уже 90-летнем), где Алексей Валерьевич, один из ведущих вечера, помпезно, хоть и с присущей иронией, представил мое небольшое музыкальное поздравление так (https://youtu.be/qBzN69YwQXw?t=24m50s ), что оно ввело меня в такое же состояние неловкости, как и десять лет назад. В качестве музыкальной «открытки» я выбрал песню «Что так сердце растревожено» (Хренников-Матусовский) в джазовом переложении. Выбрал не случайно, ведь именно так можно охарактеризовать состояние, в котором обычно пребываешь на таких мероприятиях, особенно когда уже отдаляешься от гимназии и поэтому лучше осознаешь смысл фразы «большое видится на расстоянии». 

И вот что пришло в голову (заканчиваю с рефлексией и перехожу к сути). На скольких бы сценах ты ни побывал в качестве исполнителя (неважно в каком качестве – музыканта, актера, лектора), школьная сцена и слушатели в ней всегда будут оставаться особенными, именно для них хочется подготовиться идеально, сделать что-то исключительное, сказать самые главные слова. И при этом самое большое счастье заключается в том, чтобы быть одной из шестеренок в этом механизме; рядовым участником «еврейского оркестра», поздравляющим директора с юбилеем; лицом в толпе на общей фотке актового зала - в общем, частью этого пространства, выходящего далеко за пределы стен Гимназии, одной из тысяч звездочек этой Вселенной. 

1
1

80-летие Юрия Владимировича

1

На клавишах Василий Алешкин

* * *

Размышление на полях.

Когда выпускники испытывают гордость за свою гимназию, когда с восторгом вспоминают свои школьные годы, говорят о традициях 1543, об уникальной вселенной, которая создана внутри нее и вокруг нее, о тех ценностях, которые формируются после ее окончания, и делятся этим с другими людьми, то некоторые из них воспринимают эти слова как попытку продемонстрировать свою исключительность, особенность или превосходство над выпускниками других заведений. Это сложная тема. Чего стоит хотя бы ряд тех выпадов, которые мы наблюдали во время стройки Нового корпуса школы. Я думаю, что у каждой школы есть своя Вселенная. И у каждого выпускника любой школы остаются свои воспоминания и ощущение ее внутренней атмосферы, а учителя в каждой школе в том или ином виде передают ученикам помимо знаний еще и жизненно важные ценности. И было бы самой грубой ошибкой полагать, что из одной школы выходят только порядочные, творческие и интеллигентные люди, а из другой - наоборот. Более того, я уверен, что произнесенное вслух суждение о некой исключительности само по себе уже перечеркивает право наделять данного человека одним из этих качеств. 

Мне хотелось бы, чтобы и я сам, и все мы, выпускники 1543, кому доводится выступать с чем бы то ни было перед аудиторией любого размера, представлял бы себе в этот момент то ощущение, с которым он сказал бы или исполнил бы это в актовом зале своей родной школы. Собрав всю искренность, честность, вдохновение, умение слышать и чувствовать других (и снова одесский оркестр Жванецкого: «Эти люди чувствуют чужое горе как свое собственное!») 

И необязательно только перед большой аудиторией, хорошо бы вспоминать это и при взаимодействии с любым человеком. Да просто с самим собой! Ведь, в частности, об этом и говорит Юрий Владимирович в своих размышлениях об интеллигенте.

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«Срочное сообщение», 2005

АНЯ КУКИНА (МАРТИНЕВСКАЯ) /#30/

Однажды Лариса Давыдовна поймала меня, вышедшую с урока в туалет, и сказала: «Срочно! Беги в 28-й кабинет, там Борис Петрович ведет урок! И скажи ему, скажи... Скажи, что я сейчас приду!!!». 

Я ломанулась выполнять задание, в мыле долетела, постучала в дверь, открыла, выпалила: «Борис Петрович!!! Лариса Давыдовна просила вам передать... просила передать, что она сейчас придет!» 

Он ответил: «Пусть приходит». И весь класс лег от смеха. 

А мне смешно стало только 20 лет спустя. 

1

«Первый и последний вызов к директору»

Конец учебного года. У меня было очень плохо с алгеброй. Там годовая двойка выходила такая, что даже я могла вывести это среднее арифметическое по четвертям. И прямо с урока алгебры меня в первый и последний раз вызвали к директору. В классе раздалось такое тихое «уууу». 

— У тебя проблемы с алгеброй? — спросил Юрий Владимирович. 

— Д-д-д-да, — ответила я.

Потом мы около часа рассуждали о том, что первично: искусство или бог? Где лежит грань между верой и чрезмерным поклонением? И почему великие художники так ценили именно идею бога, даже если сами являлись атеистами? Остановились, кажется, на Пиросмани. Юрий Владимирович сказал «ой, иди уже, иди». 

— До свидания, — сказала я.

— А, ну и двойку там свою по алгебре исправь, пожалуйста.

Исправила.

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲

«Один маткласс глазами одной гумдевочки», 2015-2019

НАСТЯ БАЛЬ /#44/

1

«Уже не дети»

Звенит первый звонок. Небольшая кучка девяти- (среди которых и я) и десятиклассников-математиков приходит в 18-й кабинет к Инессе Владимировне Раскиной и Александру Вячеславовичу Хачатуряну исправлять двойки за контрольные по алгебре и геометрии соответственно и, получив варианты, рассаживаются на задние парты. Параллельно в тот же кабинет вкатывается, вваливается и вбегает некоторое количество пятиклашек – у них очередное занятие математического кружка. Рассаживаются по первым четырём рядам. Затем звенит второй звонок. В кабинет вступает фигура какой-то тётки-проверяющий из департамента каких-то там образовательных дел. Не могу сказать, что это за фигура: толстая или стройная, высокая или низкая, моложавая или старческая – одним словом, безликая. Фигуре места за партами не хватает, и она следует к закоулку между учительским стулом и доской. Закончив объяснять пятиклассникам премудрости шахматной раскраски и разрезания фигур по клеточкам, Инесса Владимировна и Александр Вячеславович следуют по рядам и раздают им задания. 

Фигура подаёт голос:

– А вы детям на последнем ряду задания не дали!

Александр Вячеславович качает головой, смотрит на рассевшихся на галёрке двоечников-старшеклассников, затем переводит взгляд на фигуру и весёлым голосом с откуда-то взявшимися в нём нотками грусти объявляет:

– А это уже не дети. Из них что выросло, то выросло…

1

«Особый путь»

10-й математический класс, урок истории. Леонид Александрович Кацва рассказывает о достижениях науки и технологий 19 века. Мой одноклассник Миша Савченко, у которого парой десятков минут ранее был конфискован «Ведьмак» пана Сапковского, – с плохо скрываемой радостью насчёт предпочтения школьником бумажной книги, а не издания на планшете – внимательно слушает рассказ о том, как строили первые в России железные дороги. И тут Леонид Александрович задаёт вопрос:

– Если кому-то из вас доводилось ездить на поезде из Москвы до Варшавы, вы, наверное, замечали, что в Бресте была стоянка продолжительностью несколько часов. А всё потому, что нужно заменить колёса, в Европе другая железнодорожная колея. Кто-нибудь может предположить, почему так исторически сложилось?

Главный любитель современной польской литературы класса поднимает руку:

– Потому что у России свой особый путь!

1

«Особенности профилизации»

Осень 2016 года, наш девятый маткласс отправляется в Пушкинские горы. Экскурсовод, немолодая женщина, конечно же, в пальто и с шарфиком, повидавшая на веку своей профессиональной карьеры немало групп школьников уж не знаю, из каких учебных заведений, задаёт нам какие-то базовые вопросы о жизненном и творческом пути «нашего всего». Ответы на них нам удаётся вытаскивать из памяти без особых усилий.

– Хороший у вас класс… С литературным уклоном! – подытожила она свою лекцию. Сейчас я думаю, что она была абсолютно права. Потому что в 1543 каждый класс – с литературным уклоном.

1

«Юрфак»

Урок астрономии. Наталья Николаевна Гомулина распекает моего не присутствующего на уроке одноклассника за неправильно сделанную диаграмму Герцшпрунга-Рассела, жуткий почерк и количество пропусков. Я, будучи заместителем старосты, прерываю гневную тираду и начинаю объяснять, что этот одноклассник имеет серьёзные проблемы со здоровьем, что ему разрешено свободное посещение и прочая, и прочая. Наталья Николаевна в свою очередь прерывает уже мою гневную тираду, наклоняется над моей партой и протягивает:

– Юрфа-а-ак МГУ! – и срывает овации и бурный хохот класса. Я действительно готовилась к поступлению на юрфак МГУ. В итоге, правда, окончила факультет права ВШЭ, но то уже детали.

1
1

«Люди в капюшонах»

Весной 2016 года наш восьмой маткласс отправился в традиционный поход – в синие горы Кавказа. Адыгея встретила нас проливным дождём, который дал нам первый в жизни урок маркетинга – мы узнали, что непромокаемыми ботинки Gortex и чехлы для рюкзаков являются лишь на вывеске в Декатлоне.

Инесса Владимировна и Александр Вячеславович, взглянув на состояние спальников, сейчас больше напоминающих губки для мытья посуды, у меня и у Майки Эрихман, усадили нас перед костром, и, руководствуясь леммой о дыме, летящем в сторону самых красивых девушек в группе, разъяснили нам метод сушки: нужно капюшон мешка натянуть себе на голову, закрыв им лицо, и поместить спальник впереди себя. Называется этот метод – Ку-клукс-клан. Так в американскую расистскую организацию были парадоксальным образом «приняты» две русские восьмиклассницы – еврейских и цыганских кровей.

1

«Условный рефлекс»

Урок биологии. Екатерина Викторовна Елисеева, которая у нас вела в тот год, на урок не смогла прийти и её заменял Сергей Менделевич Глаголев. Он что-то мурлыкал про условный рефлекс, нежно обнимая зелёный кафедральный учебник, однако компания на задних партах явно обсуждала что-то представлявшееся им более интересным, едва ли не перекрикивая Сергея Менделевича. В какой-то момент он не выдержал и со всей силы стукнул секундой ранее нежно обнимаемым учебником по первой парте перед собой. Компания резко притихла, уже не мешая Сергею Менделевичу дальше мурлыкать об особенностях нервной системы животных.

Сергей Менделевич приподнял учебник и обнял его с не меньшей нежностью, а все мы сжались в комочки, ожидая новый грохот и совершенно не понимая, чем мы на 
этот раз его спровоцировали.

– А это, товарищи, у вас выработался условный рефлекс, – насладившись театральной паузой, произнёс биолог.

▲ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ▲