ПАМЯТИ МОИХ ДРУЗЕЙ И КОЛЛЕГ ПОСВЯЩАЕТСЯ.

 

Я пришла в школу сразу после студенческой скамьи, не имея никакого опыта работы в школе. 

Видимо, так было написано у меня на роду, что в жизни своей я встречу потрясающих людей, чьи образы и дела оставили неизгладимый след в моей душе. Пожалуйста, не обращайте внимания на мой высокопарный стиль. Мне горько и в то же время радостно говорить о них и вспоминать все, что связано с ними. Собственно «вспоминать» не точно сказано, я их не забываю. Я очень боюсь, что у меня не хватит слов, чтобы передать всю прелесть и необычность каждой из них.

 

 

 

 

 


РОЗА АЛЕКСАНДРОВНА НОВОСЕЛЬЦЕВА.

Родилась в 1924 г.. Детство тяжелое, как у сотен тысяч детей в СССР, чьи родители были репрессированы: отец арестован, а мать с детьми (кажется, трое) отправлены по этапу в Сибирь. Чудом выжили. В 1941 г. мечта уйти на фронт не осуществилась. Увы... «отказали»: дочь врага народа, не комсомолка. Получив отличный аттестат в школе, Роза Александровна в 1942 г. поступила в Московский Геологоразведочный институт. Добиралась с тремя пересадками до Семипалатинска, где был расквартирован МГРИ во время войны. Студенческая жизнь началась с работы «на картошке». Училась с удовольствием, несмотря на холод и голод, подрабатывала в лабораториях и экспедициях, писала дневники, сочиняла стихи и песни.

В 1953 г. Роза Александровна переехала с мужем на Камчатку, затем в Якутию и на Урал, там же родился их первенец - Саша. Трудно сказать, что подействовало на нее, но вскоре она поменяла свой род деятельности. 

С 1963 г. Роза Александровна - организатор воспитательной работы и учитель в школе на Урале. Затем всей семьей (к тому моменту уже было три сына) переехали в Москву, устроилась на работу в одну из школ, преподавала рисование, музыку, руководила хором, вела уроки искусствоведения, увлекла окружающих ее детей туризмом.

Остановимся на этом. Сколько талантов может быть в одном человеке? Много. Если начать перечислять разносторонних, одаренных людей, то за тысячи лет их насчитается не так уж много. Тем ярче бросается в глаза драгоценный самородок - Роза Александровна. Человек - оркестр. Такое определение вполне подходит к ней.

Я познакомилась с Розой Александровной в скором поезде «Стрела» Москва-Ленинград. Группа учителей Москвы была награждена бесплатной поездкой в Ленинград за активную туристическую работу. Вагон был переполнен. Половина - учителя, а вторая половина - учащиеся старших классов разных школ. Все было бы прекрасно, если бы через два часа дети не устали сидеть спокойно и начался обычный в таких случаях балаган. Над нашими головами летали апельсины, яблоки, куртки: все, что было под рукой. Беспорядочные крики, песни под гитару и без нее, и при этом полнейший хаос. Вдруг из рядов учителей отделилась фигура совсем немолодой женщины и решительно направилась к ребятам. Попросила гитару, взгромоздилась на спинку кресла и предложила им спеть. Я вовсе не верила в ее успех. Обычно наши незакомплексованные ребятки не очень воспринимают посторонних учителей: своих кое-как выслушают и, может быть, услышат, а вот на чужих посмотрят с усмешкой. Но это был не тот случай. Не прошло и пяти минут, как сначала нерешительно, а потом более активно детки запели. Энтузиазма и песен у Розы Александровны хватило до конца пути. Это признак высшего пилотажа в педагогике. Дети любого возраста чутьем улавливают своего человека. Роза Александровна стала для них своей уже в первые минуты знакомства. Они окружали ее на улицах Питера, если наши группы случайно встречались во время экскурсий. Я не слышала, о чем они говорили, но их трудно было оторвать от нее. Я с восхищением следила за ней, открывая для себя все новые черты в ее характере. Удача помогла нам встретиться в одной школе N 34 на Плющихе, где я уже работала. Розу Александровну приняли на работу в должности замдиректора по воспитательной работе. Слово «работа» совсем не подходило к ее деятельности. Она постоянно пребывала в состоянии творческого полета: носилась по коридорам школы, выдвигая все новые идеи и завораживая учащихся, которые неустанно двигались за ней, на лету подхватывая эти идеи и претворяя их в жизнь. Стоит не забывать, что ее появление в школе пришлось на август, т.е. занятия еще не начались, и она еще не была представлена коллективу школы. Как она сумела разыскать учеников в каникулы и привлечь их к работе, не понимаю. Жизнь кипела вокруг нее. Всегда дети, деловой шум, самые непредвиденные проекты и прожекты. Все мгновенно заряжались ее энергией, действовали в унисон с ней, выкладывались до конца. Ее фантазия была неистощима. Это фейерверк. Обычно фонтанирующая идеями голова не приносит настоящих (ощутимых) результатов - много шума, мало дела. Здесь же ситуация была противоположна. На глазах изумленных сотрудников менялось оформление школы. Учащиеся деловито осматривали старые стенды, стенгазеты, плакаты, некоторые из них снимали и заменяли свежими. Школа преображалась на глазах. А уже 1-го сентября заработали Комитет Комсомола, Совет Дружины, Клуб Интернациональной Дружбы и разные кружки. Представляю себе ваши скептические улыбки. Кому из нас нужна сейчас эта самодеятельность? Кто верит в эти устаревшие лозунги? Все так. Но почему бы нам не задуматься над тем, сколько пользы принесли детям эти организации. Время было другое. Ни у кого из нас не вызывала сомнения польза от них. Ведь все зависело от организатора. Можно изъять из воспитательной работы выхолощенные, бессмысленные задания, которые набили оскомину у ребят и взрослых, можно перестать агитировать за КПСС и Советскую власть, и поднять детвору на дела полезные и интересные, чтобы занять их досуг и привить им общечеловеческие ценности, оторвать их от улицы и от грязи, научить добру и отзывчивости, человечности и порядочности, чтобы они научились разбираться в жизни и в окружающих их людях, чтобы они не были слепыми котятами... Списав эти организации на свалку истории, мы во многом лишили этих ребят мудрой и доброй руки взрослых и еще не придумали ничего взамен. Неслучайно в России сейчас так много беспризорников и неблагополучных детей. Это потерянное поколение. Обойденные лаской и вниманием дети становятся хмурыми ежиками, которые ни во что не верят. Я думаю, что те, кому посчастливилось учиться у Розы Александровны, не стали нигилистами в жизни. Их увлекли задумки Розы Александровны, ее нескончаемый поток увлекательных дел. Спектакли на сцене школы, захватывающие вечера и капустники, походы и экскурсии.

К сожалению все закончилось обыденно просто. Кого-то не устраивала популярность Розы Александровны на фоне полной несостоятельности некоторых руководителей школы 34. Расправиться с человеком у нас умели. Навлекли на нее комиссию РОНО, проверку РК КПСС и т.д. Я была уверена, что эти «контролеры» в любом случае найдут «прорехи» в ее деятельности. Уж очень тщательно они копали. Но криминала не нашли!!! Ну не к чему было придраться. И тогда цинично предложили уйти по собственному желанию. Нам де с вами не по пути... На что Роза Александровна ответила: «Докажите мою профнепригодность, тогда уйду». Доказать им ничего не удалось. Роза Александровна осталась в школе, но ненадолго. Нервы не выдержали, подкачало здоровье. И она перешла в другую школу.

Через два года мы опять встретились, но уже во вновь открытой школе 43 на Юго-Западе. Казалось, что нового преподнесет нам Роза Александровна, ведь годы ее уже не молодые?

Ну, уж нет! Годы ее были не заметны. Стоит только перечислить все ее деяния, и вы почувствуете неуемный дух Розы Александровны. Достаточно вспомнить ее основное детище тех лет - Музей Боевой Славы V Ударной Армии. А ведь пришлось все начинать с нуля: знакомство с командирами, офицерами и рядовыми солдатами, разбросанными по всей России, поиски пропавших без вести, сбор материалов о подвигах солдат и офицеров, переписка с ветеранами войны, походы по местам боев Армии от Москвы до Молдавии, ведение дневников, сбор фотодокументов, создание и оформление карты боев 5-ой Ударной Армии, привлечение ветеранов Армии к работе поисковой группы, организация встреч учащихся школы с бывшими воинами, многочисленная переписка. За короткий срок было собрано столько интереснейшего материала, что его трудно было разместить в музее. А художественное оформление музея - это особая гордость школы в те годы: стенды, фотомонтажи, панно, выполненные в виде мозаики из керамической плитки и, наконец, «вечный огонь», искусно смонтированный руками ребят. Остается добавить, что вдохновителем, организатором и исполнителем всех этих работ была Роза Александровна. Подобные музеи были созданы ею в 3-х разных школах. Не удивительно, что ветераны 5-ой Ударной Армии считали ее своим бойцом-однополчанином. Жаль только, что с уходом Розы Александровны на пенсию в коллективе школы не нашлось человека, сумевшего сохранить музей и продолжить начатое ею важное дело.
Ее умение увлечь слушателей поражало всех присутствующих. Какими эмоциональными зарядами должен обладать человек, если по одной ее команде переполненный детворой зал вставал и воодушевленно пел под гитару песни, гимны, а иногда и романсы?

Роза Александровна была учителем музыки и рисования. Она вела захватывающие уроки по искусству, знакомя учащихся с выдающимися композиторами, музыкантами и художниками, проводила экскурсии в художественные музеи Москвы и Подмосковья. Я старалась не пропускать ее экскурсии и помню, как не раз к группе школьников присоединялись многочисленные посетители музеев, которые завороженно слушали ее повествование и в конце задавали вопрос: «Где вам удалось найти такого экскурсовода?»

Роза Александровна не только увлекалась живописью, но и открывала таланты художников у некоторых ребят. К ним она была особенно внимательна и заботлива.

Не могу забыть ее самоотверженность и одухотворенность. Помнят ли те, кому посчастливилось с ней работать и у нее учиться, оформление всех трех этажей школы красочными мозаичными панно, выполненными из керамических плиток? Она работала с ребятами из художественного кружка. Огромные панно от пола до потолка поражали своей монументальностью и художественным вкусом. Каждое панно было оформлено тематически: достижения нашего народа в космосе, борьба за мир и интернациональная дружба, народные стройки. Не удивляйтесь и не смейтесь. Это темы, которыми жила школа тех лет. С особой любовью она оформила свой кабинет рисования и музыки. Мне горько сознавать, что все ее произведения были разрушены, стерты со стен и подвергнуты забвению.

Сейчас многим не понять, какой резон был человеку - учителю тратить столько сил и времени на никем и ничем не оплачиваемую работу. Роза Александровна отыскала где-то под Москвой фабрику керамической плитки и на помойке, где сбрасывалась битая плитка, набрала несколько мешков боя, вместе с ребятами перетащила их в школу. Не знаю, сколько бессонных ночей провела она в школе, оформляя стены в коридорах. Я помню, как мы с ней провели в школе несколько ночных часов перед очередным «открытым» мероприятием, на котором мы ждали прибытия именитых гостей. Сторож школы выпустил нас где-то под утро (часа в 3 утра). Мы разъехались по домам, чтобы утром собраться снова. Спустя некоторое время она рассмешила нас воспоминаниями о том, как ее встретили дома муж и сыновья. Оказывается наш сторож - шутник позвонил ночью к ее родным и сказал загадочно: «Мужики, варите картошку! Мать домой едет». Она приехала домой и удивленно застала суетившихся по квартире сыновей с котелком горячей картошки и мужа, накрывающего на стол. Ее семья во всем ее поддерживала. Эллан Юрьевич (муж) всегда спокойно относился к ее непрекращающейся работе: «Если ее это так увлекает, пусть работа приносит ей радость».

Можно ли утверждать, что она была счастлива? Несомненно. Роза Александровна относилась к разряду счастливых людей, умеющих из любого занятия добывать радость.

Что получала Роза Александровна за свои труды? Учительскую зарплату. Мы не считали ее нищенской. Мы все довольствовались малым. Но ни один посторонний художник не согласился бы выполнить бесплатно и десятую долю того, что она совершила. Эта работа считалась «общественной», на пользу общества, а значит и бесплатной. Роза Александровна относилась к другому поколению, для которого деньги не значили так много.

Я знаю, что она жила полноценной, сочной жизнью, не знала скуки, не была сторонним наблюдателем и делала все ярко и незабываемо для всех окружающих.

Она относилась к разряду атлантов, на чьих плечах держится Земля...

Я люблю Вас, Роза Александровна, и никогда не забуду!

 

 

Гинзбург М.А.
 

 

 



вернуться