Мандат

Пьеса Николая Эрдмана

Постановка XV параллели и Е.Д.Волжиной

1988-1989 годы

1
foto

Премьера спектакля состоялась весной 1988 года. 

Играла XV параллель - тогда восьмиклассники.  И еще выпускники 1986 года, XI параллели Веня Скальник, Катя​ Тероганова, Ира Кронрод и Миша Рихирев.  Кроме того, Вениамин Скальник ставил вместе с ЕД спектакль в качестве режиссера. До этого он сыграл у Е.Д.Волжиной Ученого в "Тени" и директора школы в "Завтра была война". Во время постановки "Мандата" учился на режиссерском в ГИТИСе

После двух выступлений в школе, на следующий год, Елена Дмитриевна договорилась с профессиональным режиссером из студенческого театра МГУ, и следующие полгода он работал с труппой.

В театре МГУ постановка спектакля "Мандат" состоялась 21 января 1989 года

1

ТРУППА МАНДАТА  
Все из 8А XV параллели, кроме указанных отдельно (в тот год еще десятилетка и "8 класс", это как сейчас "9 класс")
Самый верхний ряд: Леонид Александрович Кацва и Анна Лукащук (8Б)
Верхний ряд: Вениамин Скальник (XI), Константин Степанов (8Б), Михаил Рихирев (XI), Кирилл Портнов, Александр Федоров (8Б), Владимир Мельников, Вадим Клещевников, Илья Гончаров, Михаил Гуревич (8Б), 
Сидят выше: Дмитрий Александров (8Б) и Станислав Поляков (8Б)
Сидят ниже: Мария Бродская, Ирина Кронрод (XI), Антонина Штипельман, Ольга Ярошенко, Екатерина Тероганова (XI), Жанна Евстигнеева, Мария Попова, Надежда Альбац, Екатерина Семенова
В центре: Елена Дмитриевна Волжина

Ирина БАРАНОВА (Дедянина)

С каждым годом школа уходит все дальше от нас. Прошло уже больше тридцати лет с тех пор, как нам торжественно вручили аттестаты, и началась наша взрослая жизнь. Разошлись в разные стороны, перебрались за океан мои одноклассники, мы создали семьи, растим детей. Но школа не отпускает. Одним из самых ярких воспоминаний остается работа над спектаклем по пьесе Н.Эрдмана «Мандат».

Начало восьмого школьного года ознаменовалось для нашего класса резким скачком интеллектуального и духовного роста – учителем литературы у нас стала Елена Дмитриевна Волжина. Столько информации к размышлению свалилось на наши неподготовленные головы! Мы совершенно не умели анализировать литературные произведения, предполагать, что там хотел сказать автор, формулировать свои мысли, говорить о своих чувствах, писать сочинения. Посыпались «тройки» и «двойки», учитель ласково называл нас «серость непроцарапанная». Мы – в растерянности, родители – в ужасе. Но на уроках литературы стало вдруг так захватывающе интересно! Вместо скучновато-серых будней в жизнь ворвались яркие, эмоциональные, глубокие, наполненные лекции, споры, дискуссии. Было ужасающе трудно, но так здорово докапываться до сути, видеть за одним планом литературного произведения другой, третий. Поначалу было как-то необычно читать классическое произведение, и вдруг видеть его объемным, когда за порой довольно интересным сюжетом начинал явственно просматриваться портрет целой эпохи.

И вот по прошествии первых двух или трех самых сложных, во всяком случае, для меня, месяцев, в течение которых мы с учителем присматривались и притирались друг к другу, Елена Дмитриевна собрала в 37-м кабинете группу ребят из двух наших восьмых классов и предложила вместе поставить спектакль по пьесе Н.Эрдмана «Мандат». Здесь же присутствовали и несколько ее выпускников, которые тоже должны были принять участие в спектакле. Елена Дмитриевна прочла нам сценарий, общими усилиями распределили роли, и началась работа. 

На дворе 1988 год, начало Перестройки. В прессе повсеместно идет разоблачение сталинских репрессий, на уроках литературы мы читаем еще несколько лет назад запрещенные произведения Ахматовой, Пастернака, Платонова, Булгакова, на уроках истории говорим о культе личности, о временах застоя, затаив дыхание, впитываем информацию и смелые оценки Леонида Александровича, делаем свои выводы. Снимаются табу на многие запретные ранее темы, в результате чего появляется новый школьный предмет – Этика и психология семейной жизни. Невероятно смягчается цензура, и на экраны кинотеатров выходят знаковые кинофильмы: «Асса» Сергея Соловьева и «Маленькая Вера» Василия Пичула. Мы видим неприглядную изнаночную сторону советской системы, которой в первом случае противостоит ждущее перемен новое молодое поколение, и полную безысходность, бесцельность и беспросветность жизни советской «глубинки» - во втором. На наших глазах творится история, мы – непосредственные участники событий. И в стране, и в наших душах творится что-то невообразимое: ломаются устои, обличается многолетняя ложь, нет больше необходимости молчать и говорить неправду, можно жить открыто и свободно! В нашей стране больше не преследуют верующих, заново освящаются и открываются храмы. В один из учебных дней Елена Дмитриевна вместо следующих друг за другом уроков русского языка и литературы ведет наш класс в полном составе смотреть освящение храма Архистратига Михаила в Тропареве.

В этой атмосфере необыкновенного эмоционального, духовного подъема, посильного деятельного участия в новых исторических событиях, мы ставили «Мандат» с нашими самыми главными любимыми учителями литературы и истории: Еленой Дмитриевной и Леонидом Александровичем. Они были молоды, увлечены, они давно завоевали наши души и сердца, мы доверяли им безгранично.

Пьеса была написана в 1924 году, однако, смотрелась она в текущем 1988 году очень современно. Меняются времена, один политический строй сменяет другой, но мелкая человеческая сущность остается прежней. «Мандат» стал для нас возможностью открыто говорить о человеческих пороках, тормозящих любые перемены в общественной жизни в любое переломное время, сводящих к нулю лучшие задуманные преобразования. О приспособленчестве, невежестве, глупости, пошлости, ограниченности, о бюрократизации всего и вся, с которой даже мы, дети, уже успели познакомиться. Действие пьесы происходит в послереволюционные годы, когда «осколки общества» доживают свой век и, с одной стороны, пытаются выжить во в корне изменившихся исторических условиях, а с другой стороны, сохранить себя и свой мир. Этот театр абсурда оказался для нас очень близким и понятным. Недостроенный социализм, практически, лежал в руинах у наших ног, система изжила себя. Мы чувствовали свою причастность к стремительно меняющемуся вокруг нас миру, мы всей душой хотели изменить его к лучшему. Поскольку период нашего взросления совпал с глобальными переменами в стране и в обществе, обычный для подросткового возраста протест принял просто фантастические масштабы и был направлен в совершенно иное русло. Сочный, хлесткий, афористичный язык Эрдмановской сатиры, песни на блестящие стихи Саши Черного, авангардизм в декорациях – именно этого просила душа.

Я с головой погрузилась в волшебный мир кулис, который захватил меня сразу и на всю оставшуюся жизнь. Невозможно было дождаться конца уроков, скорее пообедать и –на репетицию! Тогда у нас была шестидневная учебная неделя с одним выходным днем в воскресенье. Елена Дмитриевна и Леонид Александрович тратили на нас все свое свободное и несвободное время. Репетиции после уроков, репетиции по воскресеньям. Мы пропадали в школе с утра до позднего вечера. Потом бежали домой, часа три на домашние задания, и – спать, утром - снова в школу. Это было потрясающее состояние, когда учеба, творчество и жизнь так тесно переплетены, что стали просто неотделимы друг от друга! 

Было таким счастьем чувствовать себя частью творческого братства под названием «Мандат»! У меня была крошечная роль, но я могла часами просто сидеть и наблюдать, как рождается спектакль: как спорят мои учителя, как выстраиваются мизансцены, подбирается фонограмма, устанавливается свет. Для всех желающих нашлось дело по душе: одни играли на сцене, другие пели и танцевали, третьи рисовали декорации, четвертые пробовали себя в роли осветителей. Леонид Александрович выступал вместе с нами на сцене в одной из главных ролей, стирались границы учитель-ученик, возникали какие-то совершенно новые творческие отношения между ребятами и взрослыми участниками спектакля. Мы все были захвачены одним чувством, объединены одной целью. Мы готовились строить новую жизнь и новое общество, в котором нам предстояло дальше жить, а «Мандат» стал для нас одним из «кирпичиков» в его фундаменте.

Это была целая «маленькая жизнь», за которую мы сильно повзрослели, многому научились, многое поняли о жизни и о своем месте в ней, о том, чего никогда не сможем допустить, что бы ни случилось. Иначе это будет предательством по-отношению к нашим Учителям и к самим себе.

2021 год




"Мандат" на сцене 43 школы /1988/

1
ФИНАЛ
1
Карина Арзуманова, XIV параллель
1
Ирина Леонидовна Друбачевская - уч. истории
1
Вениамин Скальник XI параллель
1
Аркадий Островский, XIII параллель
1
Юля Микоян, XIV параллель
1
Мирра Иосифовна Моисеева - уч. музыки
1
Марина Симановская, XIV параллель
1
Аноним

"Мандат" на сцене театра МГУ /1989/


Карина Арзуманова

Лучший спектакль за мою школьную жизнь! Как же хороши были все вы! Восхищалась всеми причастными.

Елена Епихина

Да! Это был очень крутой спектакль!!!

Елена Минушкина

Все-таки и правда один из лучших школьных спектаклей. Оба раза смотрела в школе.

Мария Попова

Пьесы Н.Эрдмана были запрещены в СССР, и мы были первыми, кто поставил "Мандат", даже раньше официальных театров! А еще спектакль принял участие в конкурсе школьных коллективов, и мы показывали его на настоящей театральной сцене! В театре МГУ, на Б.Никитской, тогда располагавшемся в стенах Храма Св.Татьяны. И это тоже было отдельным событием, признание не просто на уровне школы..

2021 год

1

На фото  
1 Веня Скальник, Жанна Евстигнеева
2 Вадим Клещевников, Жанна Евстигнеева
3 Константин Степанов, Александр Федоров, Сергей Домнин
4 Жанна Евстигнеева, Константин Степанов
5 Леонид Александрович, Анна Лукащук
6 Антонина Штипельман (стоит спиной), Екатерина Тероганова, Дмитрий Александров, Вениамин Скальник

1

На фото  
7 Екатерина Семенова, Александр Федоров, Константин Степанов, Сергей Домнин
8 Анна Лукащук, Вадим Клещевников, Жанна Евстигнеева, Екатерина Тероганова
9 Константин Степанов, Сергей Домнин, Антонина Штипельман, Ольга Ярошенко, Вениамин Скальник
10 Екатерина Тероганова, Жанна Евстигнеева, Константин Степанов, Сергей Домнин
11 Дмитрий Александров
12 Ольга Ярошенко, Антонина Штипельман



1

ЛЕТОПИСЬ 1543

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА