День Гимназии всегда был веселым праздником с капустниками, плясками и КВНами. В этом году была заявлена тема войны, что очень удивило многих. Удивительна была даже не сама тема, трагическая, вопреки традициям школы, а то, как такую тему смогут передать школьники. Но те чувства, которые я испытала при просмотре спектакля, стерли во мне все сомнения по этому поводу.
Обычно, после просмотра того или иного спектакля, хочется вырвать несколько сцен и как-то их прокомментировать, сказать, что было правильно, что нет. В этот раз это сделать очень трудно, поскольку каждая сценка вытекала из предыдущей, но не какими-либо связками, а чувствами, которые удалось передать участникам. Первый раз я видела настолько целостное действие.
Было видно, что каждый участник переживал свою роль от начала спектакля до финала. У каждого дрожал голос, и были видны слезы на глазах. Насколько трудно было составить сценарий из разных произведений, стихотворений, песен, дневников. Вырвать нужную часть, которая передала бы трагедию войны.

Уже с первых минут действия у меня появился ком в горле, когда вышли ребята, играющие школьников-выпускников, которые еще даже не ожидают ничего, которые такие же, как ты сам. В жизнь которых внезапно, "без объявления" вламывается война. Ребятам невероятно удалось передать то состояние беззаботности, начала вступления во взрослую жизнь перед трагедией. 

Совершенно поразили своей проникновенностью мальчишки, играющие солдат, которые просто жили на сцене, их уверенные голоса, лица и осанки. "Я убит подо Ржевом, Я  убит подо Ржевом, Я убит подо Ржевом..." На этих повторяющихся словах не возможно было сдержать слезы. Задаешься вопросом - сколько же их... Прошедшей весной мне довелось поучаствовать в поисковых работах военного археологического отряда, где поднимали из земли бойцов для их захоронения, именно подо Ржевом. Поэтому на меня эти строки от гимназистов произвели особенное впечатление. 

Сцена Блокады Ленинграда. Самая сложная сцена из всего действия. Потрясающий видеоряд, фонограмма, звук которой пронизывал до самого сердца, невероятные стихи, наполненные болью. Когда девочки читали дневник школьницы Тани Савичевой, я не могла на них смотреть. Я искренне не понимаю, как они смогли прочитать все от начала до конца, ни разу не запнувшись. Сдержанные голоса, пронизанные абсолютной трагедией, безысходностью, смирением... 

Сцену "Василий Тёркин" ребята сыграли очень легко, показав, что солдаты жили на войне. Несмотря ни на что, они могли смеяться и верить в Жизнь. 

Конечно же, невозможно не сказать о музыке в этом спектакле. Песни, которые пели мальчишки, чуть не срывающимися голосами очень хорошо встраивались в сюжет действия. Хочется выделить песню из к/ф "Офицеры", которую пела девочка, как я потом узнала, семиклассница, очень трогательная и хрупкая, с дрожащим, тоненьким голосом, но при этом невероятной глубиной.. Звук скрипки передавал очень остро чувство тоски, неизбежности, смирения. 

Зритель внимал, слушал, молчал. Как и попросили, ни одного аплодисмента на протяжении всего действия. А когда зажегся свет, я увидела слезы в глазах каждого. 

Такого действа по глубине, по масштабу в школе не было. Как сказала постоянный зритель всех школьных постановок бабушка Олеси Васильевой - "Очень проникновенно, высоко, глубоко и без пафоса". И я хочу сказать огромное спасибо всем, кто как-то принимал во всем этом участие. Очень трудно что-то говорить, потому что все на уровне чувств. Дети заставили нас прочувствовать. 

Конечно же, можно сделать какие-то замечания о затянутости для восточного танца или о том, как вышли 4 девушки на каблуках в конце, но мне почему-то совершенно не хочется об этом говорить. Те чувства, которые участники хотели передать зрителю, они передали. В этом спектакле была память. Память, которая важна для каждого из нас. А всякого рода суждения пусть останутся на совести тех, кому не дано за 10 минут прочувствовать то, что прочувствовали зрители во время всего спектакля. 



Аля Серегина, XXIX параллель


 

 


 

Вечер Памяти

главная страница