СИНЯЯ ПТИЦА МЕЧТЫ
/ День Гимназии 2024 года /

РОЛИК ДГ-2024 "СИНЯЯ ПТИЦА МЕЧТЫ" /12 мин. /ВК/

 

РОЛИК ДГ-2024 "СИНЯЯ ПТИЦА МЕЧТЫ" /12 мин. /Ютуб/

 

ПРОЛОГ

Почти каждый год в нашей школе ставят «Синюю птицу». Оно и понятно – школа его мечты и сказка о мечте. Но есть и еще одна, менее очевидная связь.

Самая первая постановка сказочной пьесы Метерлинка «Синяя птица» состоялась в 1908 году в России, в Московском Художественном театре. Станиславский ставил, Москвин играл кота, Митиль – Алиса Коонен, Тильтиль – Софья Халютина. Эти имена были священными для Юрия Владимировича Завельского, основателя гимназии 1543. С книги Станиславского «Моя жизнь в искусстве», прочитанной в 13 лет, началось искусство в жизни Завельского. А Москвина, Алису Коонен и Халютину ему доводилось видеть на сцене живьем, и много-много раз потом до самой своей старости он рассказывал о них своим ученикам. «Синяя птица» не сходит со сцены МХАТа вот уже сто лет и является одной из его визитных карточек. МХАТ был источником вдохновения и мечтой Завельского в юности, но жизнь распорядилась так, что вместо театра он построил школу. И, поскольку первый спектакль в ней был поставлен уже в первый учебный год, то нынешний День Гимназии открывает 50-й театральный сезон в 1543. На серо-зеленом занавесе МХАТа изображена птица – это чеховская Чайка. На синем театральном занавесе 1543 тоже можно вообразить себе некую птицу – как символ мечты создателя школы. Тем более, что, как и во МХАТе, сказка Метерлинка «Синяя птица» не сходит со сцены школьного театра уже много лет. 

 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ ДНЯ ГИМНАЗИИ 2024 ГОДА

Три общих наблюдения. 

1.Удается лучше всего то, что имеет под собой полноценную литературную основу, сюжет. 

2. В этом году фантастическая работа цеха декораторов. Это и гигантская шахматная доска 6Г, и аэротакси 6В. Это огромная пиратская бригантина 6А и, конечно, мега-туча в «Гадких лебедях» 8Г. 

3. Несколько раз за этот длинный день, День Гимназии, произошло совмещение вымышленной театральной реальности с реальностью школы. И этот живой, никем не просчитанный интерактив – самое классное, что было. Но обо все по порядку. 

«Алиса» 5Г – яркие костюмы и живые типажи. Шляпник, от которого не клонит в сон. 5Б – спасибо за «Прекрасное далеко». Лирики не хватает в школьной жизни. В «Синей птице» 5А убрали ключевую волнующую сцену книги – посещение внуками умерших бабушек. И это замечательно! Потому что волнующая она только в книге, а в школьном театре все эти накладные букли всегда смотрелись недостоверной натяжкой. Зато добавили больше сцен с матерью – загадочной во сне и строгой наяву. И это как раз вышло убедительно. Главные герои хороши – и мимикой отыгрывающая реплики всех остальных героев Митиль, и ТильТиль, очень натурально робеющий вдруг стать великодушным и подарить ненужную ему канарейку больной соседке. 

5В на машине времени полетел на 50 лет назад, в 1974 год. И не куда-нибудь, а в школу! Это ж как тонко – на 50 лет назад, в 1974 год и в школу! Я с замиранием ждал появления экскаваторщика с бутылкой шампанского, но так и не дождался. Юрий Владимирович появился только у следующей параллели, уже у 6В. С киноэкрана он озвучил одну из своих любимых мыслей, мысль о том, для чего вообще детям нужны все эти праздники вроде Дня Гимназии. Они помогают запомнить себя детьми. Ведь детство, как и любой другой отрезок жизни, может пройти бесследно, а может запомниться. И чтобы запомнился, тебе надо поработать. «Наполнить каждый миг своей жизни интересным и красивым содержанием» – как говорил ЮВ выпускникам 2016 года. 

6В вообще замахнулся на серьезный и не очень детский жанр. Они поставили антиутопию американского писателя полувековой давности о школе будущего, где преподавать будут удаленно по телевизору, где эффективность учителя будет измеряться рейтингом его популярности, а его личность – цвет его глаз, тембр его голоса, прочитанные им книги по непрофильным предметам – все это никого больше интересовать не будет. Получилась не детская сказка, а серьезная взрослая сатира о системе образования. Такая, что каждый взрослый человек в зале невольно поежился и вздохнул. Соня Гуща, полгода назад наполнившая этот зал трелем последнего звонка, была очень убедительная в роли прекраснодушной учительницы, что пытается бросить вызов жестокой системе.

Как раз во время постановки 6В и случился один из тех моментов смыслового интерактива. Там по сюжету марсианский халтурщик-учитель, стремящийся искусственным путем повысить свой рейтинг внимания детской аудитории, разбрасывал на уроке конфеты. Как герой «Республики ШКИД» пел своим ученикам на уроках похабные куплеты про курсисток и сосиски. А на такие дешевые трюки дети везде ведутся одинаково – что на Марсе, что в голодном Петрограде начала XX столетия, что, как оказалось, в Московской гимназии 1543. Юные зрители так активно и задорно, расталкивая друг друга, бросились со своих стульев собирать с пола щедро рассыпаемые со сцены конфеты, что и без того жесткая обличительная сатира постановки 6В тут, наглядно отразившись в зеркале, достигла своего апогея. По меркам школы это уже не просто Гоголь, это уже Салтыков-Щедрин! Хотя в основании – вовсе не русская классика, и даже не классик Брэдбери, а некий малоизвестный американец. Но ведь здорово и в точку. 

Трогательная семейная сценка 6Б по рассказу Брэдбери «Ракета» о том, что детям вовсе не всегда обязательно говорить правду. По-настоящему любить их куда важнее. Впрочем, это не только про детей. 

Веселой, яркой, костюмированной и массовой постановке «Острова сокровищ» помешало только одно обстоятельство – природная интеллигентность учеников 6А. Пиратам не хватило развязности, разгула, возможно даже мордобоя, короче – того самого рома. Разве что Джим и слепой старикан Пью отвязались по полной. Ну и, конечно, неожиданный финал, где непокоренный системой Сильвер трактуется как Последний герой своей эпохи. И когда он – то ли Сильвер, то ли Петя Арефьев, то ли Виктор Цой берет в руки гитару и говорит «Джим, а когда было иначе?», то так лихо замешиваются все культурные слои, что на секунду теряешь контекст и кажется, что Джим – это вообще уже Моррисон. 

 

СЕДЬМЫЕ

Любимая мысль Брэдбери, что книжки, все же, стоит читать, разделилась между постановками 7А и 7Б – «451 по Фаренгейту» про пожарных духа и рассказ «Эшер-2» о пользе знакомства с классикой, чтобы не попасть впросак. Однако, вовсе не все хорошие книжки со временем становятся классикой, есть и те, что устаревают прямо на глазах. Это отлично продемонстрировал 7В. «Федот-стрелец» хорошо поставлен и сыгран неплохо. Баба Яга отличная. Но ни актеров, ни зрителей абсолютно не торкает этот гениальный текст! Они все играют всерьез – серьезные приключения, которые надо преодолевать герою, серьезное колдовство, серьезный поиск оленя «шоб из золота рога», всерьез пробуют заячий помет «он ядреный, он проймет». Ни одной улыбки на лицах. И ни одной усмешки в зале! Все всерьез, как серьезные самосвалы с настоящими рогами и копытами в финале "Золотого теленка". Очень жаль, сам люблю этот текст, но, к сожалению, его пора вычеркивать из вариантов постановок на школьной сцене. Как ни бейся, ничего не выйдет. Этот юмор дети перестали чувствовать. Непонятную ребенку трагедию ему можно постараться объяснить, но непонятный ему юмор смешным не сделать никак. 

Впрочем, может я и преувеличиваю. Например, мы давно не читаем «Конька-Горбунка» так, как он читался когда-то – как ироническая литературная игра на тему русских сказок и сказок Пушкина. Текст Ершова потерял этот оттенок и стал просто еще одной из многочисленных сказок. 

«Страшная месть» у 7Г получилась по-настоящему страшной. И злоба, и маски, и гнев, и боль, и страх, и отчаяние, и жуткий кроваво-красный свет – главный бонус Малого зала. 

 

ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ

8Г продолжает тему антиутопий 6В. Взгляд из века Братьев Стругацких в век нынешний с его нейросетями и ненужностью людей друг другу. И дети говорят – мы туда, в ваше это прогрессивное будущее не хотим. «Мы могли бы войти в историю – мы туда не пошли». Дети, которые вместо будущего дружно уходят в грозовую тучу, – страшное продолжение не менее страшного прошлогоднего «Крысолова» 6Б. 

А сразу после 8Г на сцену вышел 8А и вновь отлично перемешал театральную реальность с реальностью школы. Содержание постановки 8Г «Гадкие лебеди» заключалось в непонимании взрослыми детей. И эта была некая театральная условность – взрослые Братья Стругацкие эту книжку написали, взрослая Елена Всеволодовна эту повесть поставила. А вот в чем заключалось содержание выступления 8А – так никто и не понял, потому что тут никакой условности не было совсем – ученики сами пьесу написали, сами ее сыграли, сами получили от нее удовольствие, поклонились недоуменным взрослым и разошлись по своим делам. Они не играли «гадких лебедей», которых не понимают взрослые, – нет, они ими реально были! 

И вот когда ты смотришь такую вещь, как у 8А, и думаешь – "ну что это за чушь?", то надо слегка уколоть себя булавкой и проснуться. Проснуться и вспомнить, что Завельский только мечтал о театре, но построил-то он, все-таки, школу. А задачи школьного театра совершенно не те, что у театра обычного. Обратимся к первоисточнику: «Задача школьного театра вовсе не в том, чтобы помочь детям стать будущими актерами, а в том, чтобы помочь им в формировании своего нравственного идеала. Создавая роль, ребенок одновременно решает для себя две задачи: правдивого вхождения в сценический образ и отражения своего отношения к нему. Играя доброго, он сам становится добрее, играя злого, невольно вырабатывает в себе неприятие зла. В этом и состоит облагораживающая сила искусства, особенно театрального, которому, на наш взгляд, нет равных по силе эмоционального воздействия». (Ю.В.Завельский «Воспитание культурой»)

Постановку 9Г можно считать домашним заданием на лето, которое они задали сами себе. В центре сюжета молодой симпатичный парень, который ради достижения благой и очень правильной цели берет и убивает человека, вставшего у него на пути. Летом между 9 и 10-м классом все традиционно читают известную книжку про другого молодого симпатичного парня, который 150 лет назад сделал ровно то же самое. И про то, что с ним было потом. 

 

МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ

Если в целом, то самую главную идею, объединяющую все поставки Дня Гимназии, посвященного Фантастике, сформулировали все те же Братья Стругацкие устами 8Г: «Технологический прогресс? Да, конечно, мы все его видим. Прогресс общества? Спорно, но возможно. Но вот прогресса человека – точно нет! Человек не меняется». Человек все тот же – что в каморке на петербургском чердаке, что в блестящем скафандре космолета, что на Марсе, что на Венере. 

С Венеры на Марс перенесла Маруся Глушенко и сюжет известного рассказа Бредбери «Все лето в один день», лихо перемешав его с другими Марсианскими хрониками. В итоге известный сюжет в исполнении 9А обрел дополнительную глубину. Безликие характеры остальных ребят из класса Марго, которые в самый ответственный момент запирают ее в чулан, оживились их собственными и тоже отнюдь не веселыми семейными историями. Через это история из плоского "школьного буллинга" превращается в такую попытку "понимания себя через боль другого". Самое сильное в рассказе Брэдбери, что дети ведь сами не поняли, что натворили. И поэтому у них такой шок в конце. И этот немой укор самим себе в финале – самое сильное место рассказа. А у 9А это еще было докручено тем, что Марго всех прощает и зовет под свой зонтик – высокий гуманистический финал. Получилась такая архетипичная история про школьные отношения, с которыми каждый подросток так или иначе сталкивается в жизни.

Самый запомнившийся у 9А образ – это парень с Джокондой. Этот рассказ, кстати, на сцене 1543 поставлен впервые. Премьера. Здорово получилось! И эта улыбка Джоконды на собственном лице, она улыбается – а его глаза полны слез – это очень сильно. 

 

ФЕНИКС

День Гимназии был посвящен литературному жанру «Фантастика». Почти все истории были о некотором вероятном будущем, в котором мы с негодованием или тоской узнаем свое настоящее. Но две последние постановки Дня Гимназии принципиально расширили спектр этого жанра. Оказывается, «Фантастика» может быть и о прошлом. Ни в коем случае не хочу пересказывать не только сюжет, но даже время действия этих двух малоизвсетных рассказов Кира Булычева, потому что это будет спойлер для тех, кто до сих пор не посмотрел или не прочитал. Могу только сказать, что историю, наверное, можно выучить на уроках истории, можно даже хорошо написать по ней какую-нибудь олимпиаду, но чтобы ее почувствовать, требуется что-то еще. И вот эти две постановки Елены Леонидовны Епихиной – с 9Д «О страхе» и с Фениксом «Можно попросить Нину?» (смотреть их надо именно в таком порядке, это дилогия) – они обе дают возможность как ребенку, так и взрослому по-настоящему почувствовать историю. Почувствовать кожей, сердцем.

Еще в постановке «Феникса» вызывает уважение мужество актеров, которые 90% времени проводят за белыми блоками декораций. Стена из этих белых блоков работает в двух направлениях – она разделяет не только двух основных героев, которые на сцене, но так же отделяет основную труппу – 10 человек, от зрительного зала. Таким образом «Четвертая стена» по-Станиславскому перестает быть иллюзорной, она становится видимой, буквальной. Во время спектакля мы этих десятерых не видим, только слышим. А видим их только в финале, когда стена рушится. Но по наполненности их глаз мы понимаем, что все то время, пока они были за стеной, они тоже играли, и играли ничуть не меньше, чем пара на сцене! И вот это, конечно, поразительно.

 

РОЛИК

Под впечатлением от всего увиденного в этот день смонтировал ролик. Тут про все – и про День Гимназии, и про Фантастику, и про Синюю птицу, и про Завельского. 

РОЛИК ДГ-2024 "СИНЯЯ ПТИЦА МЕЧТЫ" /Вконтатке/

 

РОЛИК ДГ-2024 "СИНЯЯ ПТИЦА МЕЧТЫ" /Ютуб/

 

Ссылка на сводную страницу Дня Гимназии 2024 года

 

"СИНЯЯ ПТИЦА" /короткая версия/Ютуб/

 

 

Сергей Павловский
1-11 декабря 2024 года  

 

 

 


 

ТЕКСТЫ СЕРГЕЯ ПАВЛОВСКОГО о 1543

САЙТ ГИМНАЗИИ 1543