МЕЦЕНАТЫ РОССИИ
/ День Гимназии 2022 года /

Деньги дают свободу. Об этом размышляет половина героев русской классической литературы во главе с Раскольниковым. Без свободы и денег не бывает творчества. Потому что творчество, как любое «новое слово» – это всегда что-то лишнее, непросчитанное заранее, непредусмотренное казенной сметой и не очень нужное – то, без чего вроде как можно обойтись. Поэтому меценатство в истории культуры – это богатая тема. То выброшенные на ветер деньги вдруг превратятся в настоящее произведение искусства, то опекун голодного художника по сути оказывается настоящим соавтором его шедевров.

Меценатство же в качестве темы школьного праздника прекрасно вдвойне. Поскольку школа – это тоже произведение искусства. Если, конечно, речь о школе, которая формулирует «новое слово», она тоже не может уложиться в казенные рамки. От аристотельского Ликея, взрастившего Александра Македонского, до Царскосельского Лицея, взрастившего другого Александра – все они требовали денег и немалых. И когда в конце восьмидесятых 43 школа грезила своим первым Днем Культуры, для которого нужны были не предусмотренные школьным бюджетом деньги – костюмы начала XIX века, шелк, парча, накладные парики, музыкальные инструменты эпохи и т.д., то Юрий Владимирович и Лариса Давыдовна изобрели праздник «Ярмарка», где школьники получали возможность эти деньги заработать. И как февраль предшествует апрелю, так «Ярмарка» открыла дорогу к «Дню Культуры» и дальнейшему превращению средней 43 школы в Гимназию 1543.

Так что выбор темы для Дня Гимназии 2022 года замыкает сразу несколько колец смыслов и является одним из наиболее удачных за все годы. Не зря почти все классы в этот раз от выбранный темы не уклонялись. 

Далее несколько запомнившихся моментов.

Настоящая ария из оперы Мусоргского и настоящий русский дягилевский балет – нам про них не просто рассказали, а нам их по-настоящему показали (5В). Как белая тога с алым подбоем и латинский язык украшают и возвышают любого, кто к ним прикасается! (5Б) Как интересно окрашивается мир больших людей и значительных дел, если смотреть на него глазами ребенка, зная, что когда ребенок вырастет, то будет их всех больше и значительнее. Кинохроника в конце невероятная (5А).

У 6х понравился Чехов и умение юных актеров выдерживать паузу на сцене. Далеко пойдут! 7В и трогательная девочка со спичками затронули не менее важную и смежную с меценатством тему – благотворительность. Серьезные подробные рассказы о биографии Марии Тенишевой (7Б) и семьи Мамонтовых (7Г) – оба с печальным финалом вынужденного отъезда из России, который заставляет задуматься об обратной стороне меценатства. О благодарности. Или меценаты, которые строили для народа больницы, возводили храмы и собирали общедоступные картинные галереи, они потом как-то избежали – нет, не просто отъема собственности, это было неизбежно, но и такого же плевка вслед, как все остальные? Нет, не избежали. Такие же «Угнетатели», «Кровососы», «Капиталисты».

Про Демидовых интересно и рамы для картин сколочены по-сибирски основательно (8А). Яркое художественное оформление (8Б). Чехов, как проходит любовь у молодых барышень – очень наглядно (8В). Когда харизма актера, играющего отрицательного героя, перевешивает харизму положительного, то смысл сцены можно понять совсем не так, чем читая глазами. И это здорово! (Сцена «Студент просит денег у олигарха на свой стартап», Островский, «Гроза», 8Г). Участие Алексея Валерьевича оживило вечер. Всем, кто пытался и будет пытаться в будущем вести школьные праздники, есть смысл пересмотреть, как это делает профессионал. Никакого унылого бубнежа по бумажке, а умение сходу подхватиться к только что увиденному, обыграть, закрутить, вывернуть и перейти к анонсу следующего выступления. И шутить – без тени улыбки на лице. Все это высший пилотаж, не каждый сможет, конечно. Но и не каждому нужно становиться ведущим.

В «Снегурочке» студии Феникс понравилось изображение народа берендеев как живого существа. Массовка не распадается на лица, а живет единым организмом. Непонятным, опасным, таящим скрытую угрозу влюбленным героям. Этот монотонный спиральный хоровод, как засасывающий омут. И видно, что этот омут с самого начала ждет своей жертвы. Это было красиво. Не очень понятно только, что с Лелем происходило – почему он то туда, то сюда, то совсем исчезает. Может, дело в сокращении пьесы.

Маргарита Анатольевна Кукина и Виктория Владимировна Штейн в этот раз написали и поставили поучительную и парадоксальную притчу. Оказывается, если вместо умного, высококультурного, дипломированного режиссера пьесу начинает ставить наглый невежественный хам, который боится только вышестоящего начальства и через «как бы чего не вышло» постоянно дует на воду, то спектакль иногда может получиться даже и лучше. Это очень круто и очень самоиронично. («Слепые» Метерлинка были поставлены в 1543 в 2013 году. Костюмы, свет, декорации – все оттуда). А что может быть выше самоиронии?

Завершающий Бальзаминов 10х классов был местами хорош и достоверен. Но главное – была, наконец, найдена золотая середина между двумя антагонистическими театральными жанрами в 1543 – собственно «большой спектакль» единой труппы и «творческий зачет», состоящий из отдельных сценок разных людей. И обычно, когда учителя хотят перенести ТЗ на сцену ДК, они выбирают лучшую из небольших постановок и начинают добавлять в нее героев и действия. Но часто оказывается, что постановка хороша была именно в своем камерном размере, и при растяжении только портится. Здесь же было сделано ровно обратное – разные «бригады» главных героев сыграли по очереди небольшие сцены одного произведения. И получилось интересно. Чередование героев ничуть не помешало, а только добавило возможность сравнения. И хотя Елена Леонидовна перед началом трижды повторила, что это не режиссерский ход, а так случайно вышло – не знаю, может, это и не режиссерский ход, но режиссерская находка – точно. Этот новый формат можно и нужно продолжать и развивать – он интересен!

День Гимназии в 1543 – это куда шире, чем действие в актовом зале. Это еще и подготовка стенгазет, и викторины на выбранную тему. Так что в целом о русских меценатах в этот день школьники узнали и поняли очень многое. Пожалуй, самое важное, что нужно понять о русском меценатстве – это то, что это не просто набор известных персонажей, но это было широкое и массовое явление. Это не только Третьяковы, Морозовы и Мамонтовы, но это тысячи, десятки тысяч купцов по всем уездам Российской империи, которые строили храмы, приюты, больницы и школы. И хотя в современном мире существуют благотворительные фонды, спонсоры и даже некий «краудфандинг», но русское дореволюционное меценатство – это уникальное и абсолютно неповторимое явление. Не потому что люди прошлого были чем-то лучше современных – это вряд ли, просто они мыслили совсем иначе. Вне зависимости от черт характера само воспитание и мировоззрение богатого русского купца XIX века не позволяло ему считать полученные от его предприятий доходы полностью своей личной собственностью. Бог послал и часть нужно вернуть, в той или иной форме. Это был удивительный в российской истории класс людей, которым деньги действительно дали свободу. Сперва в самом прямом смысле этого слова – предки купцов были предприимчивыми и оборотистыми крестьянами, которые выкупили сами себя из крепостной зависимости. А потом и в смысле более высоком – свободу творить добро широко, не взирая на узкие казенные рамки. И это то, с чего вполне стоит брать пример нам сегодняшним. 

***

Ссылка на сводную страницу Дня Гимназии 2022 года

https://1543.ru/letopis/_teatr/dg22.htm

 

Сергей Павловский
25 ноября 2022 года

  

 

 


 

ТЕКСТЫ СЕРГЕЯ ПАВЛОВСКОГО о 1543

САЙТ ГИМНАЗИИ 1543