ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА "ШКОЛА ЕГО МЕЧТЫ"

15 июня 2016 года

 

Сергей Павловский :

 Конечно, в своей голове я уже много-много лет делаю этот фильм – фильм о своей школе. Не фильм о параллели, не ролик о празднике, а большое кино о школе в целом. Можно сказать, что я много лет мечтал сделать этот фильм. Только не знал, когда это будет.

И вот, год сорокалетия, Юрий Владимирович принимает решение, что пора 1543 иметь фильм о себе, советуется с разными людьми, приглашает разные творческие группы, в итоге поручает этот фильм мне. Таким образом, я получаю возможность реализовать свою мечту, за что очень благодарен.

А вот приобрела или потеряла от этого школа и сам фильм – не знаю. Я могу назвать как минимум три преимущества того, если бы фильм делал режиссер со стороны, а не выпускник 1543. 
А) Фильм был бы сделан быстрее, 
Б) Он был бы нормальной длины, 
В) В фильме нам рассказали бы о том, каких успехов добилась гимназия 1543, какие места в рейтингах она занимает, сколько у нас победителей всероссийских олимпиад, и что во главе школы стоит Народный учитель России… Но ни о чем подобном вы не узнаете из нашего фильма. Наверное, потому, что мы, как и в свои школьные годы, берем пример со своих учителей и со своего директора – и как на грандиозном 40-летнем юбилее 1543 обо всем этом не было сказано ни единого слова, так и в фильме ничего этого нет.

Еще мне памятен Административный совет в марте 2015-го, где мы обсуждали будущий фильм. Высказывались разные точки зрения, которые затем я стремился учитывать в дальнейшей работе. Все высказались, кроме Юрия Владимировича. Я спрашиваю: «А как Вы видите будущий фильм? О чем в нем надо рассказать? Как показать нашу школу?» На что Юрий Владимирович ответил так: «Знаешь, Сережа… Мне кажется, что вообще о школе нельзя сделать хороший фильм. Любой фильм о школе будет либо несерьезный, либо, если серьезный, то очень скучный». И, помолчав, прибавил: «Я знаю ровно один хороший фильм о школе – «Доживем до понедельника»». После этого совещания я вышел совершенно окрыленный, имея полный карт-бланш от заказчика, полную свободу действий.

Хотя, насколько я несвободен в работе именно над этим фильмом, я позже понял. Потому что снимаешь фильм не о ком-то, а о своих – и ты приходишь на урок, ты снимаешь интервью – учителя, ученика, выпускника, знакомого, друга – и понимаешь, как они потом будут этого ждать, как огорчаться если не увидят себя, свой класс, свой предмет или увидят вовсе не то, что им казалось важным.

Поэтому сейчас, еще до фильма, я хочу поблагодарить всех, кого мы снимали, поблагодарить всех, кто помогал с материалами, – все это было очень важно, очень нужно, все помогло сложить общую картину, даже если не вошло в фильм. А почему вошло не все? Не только из-за ограничения хронометража. Ведь одних героев в фильме получилось больше, других меньше, одни темы школьной жизни получились очень подробными, а других нет совсем или про них чуть-чуть, и школьные предметы – одни представлены очень широко, а про другие – ни слова. Ведь, казалось бы – ну разве нельзя было постараться как-то усреднить, представить всех? Сейчас попробую объяснить. 

Тут дело вот в чем.

Главное, что нам хотелось сделать в этом фильме – это чтобы наша школа сама сказала о себе. Чтобы фильм был не от лица Павловского и Бассель, или кого-то другого. Даже не от лица самого Завельского. Но от лица всех, то есть самой школы. Поэтому в фильме нет никакого сопровождающего, заранее написанного текста. Наша цель была постараться максимально скрыть авторство, «умереть в актерах». И все, что произносят герои фильма, они говорят и думают сами. Когда мысль рождается в кадре – только тогда она убедительна и внятна. (Скажу более того – несколько раз бывало так, что кто-то из школьников сказал интересно, но не очень связно, и мы просили переговорить то же самое еще раз. Но в итоге, при монтаже, ни один из таких «специальных повторов» в фильм не попал. Потому что эта «специальность» слышится, и разрушает зрительское доверие к фильму в целом. А это самое главное). Но как при таком подходе, при отсутствии авторского текста, удержать фильм от превращения его в несвязанную разноголосицу, какофонию? В фильме все равно должен быть сюжет, должна быть нить рассказа – а для этого каждая фраза должна цепляться за предыдущую. По сути, наш фильм – это своего рода "мозаика" – вид искусства, где художник общую картину не пишет сам, а выкладывает ее из уже существующих небольших, но ярких камешков. И именно эта внутренняя связь, внутренняя логика повествования и обуславливает, что именно из сказанного и заснятого попадает в фильм. Что-то цепляется с другим и попадает в общую картину, а что-то не цепляется, хотя и очень интересно само по себе.

Этот жанр требует терпения. Для него мало иметь в голове общую картину, нужен еще исходный материал – те самые "цветные камушки". Поэтому нам и нужны были 125 интервью, помимо бессчетного количества уроков, спектаклей и праздников. И эту мозаику нам было очень интересно выкладывать с Сашей вместе.

 

Александра Бассель:

Съемки этого фильма стали для нас уникальной возможностью поговорить с людьми, принадлежащими к совершенно разным пластам мира 1543, в том числе со своими собственными учителями и своими собственными учениками, на такие темы, на которые не станешь говорить на перемене или за стаканом компота в столовой. Мы делали срезы 1543 не только «по горизонтали»: от «а» до «г» класса определенной параллели, но и «по вертикали»: от нынешнего пятиклассника до первых выпускников. И убеждались, что у них всех есть что-то общее, объединяющее – и это не только адрес, по которому они провели 10 лет своей жизни. А что же это такое – мы попытались нащупать и выразить в нашем фильме.

В очередной раз в наличии какой-то общей для всех нас струны я убедилась, когда ко мне после показа фильма подошла моя ученица, маленькая девочка, шестиклассница, и сказала: «Я не понимаю, что со мной, но у меня тоже возникло чувство ностальгии. Мне страшно подумать, как я буду выпускаться из этой школы, отрываться от нее». 

И в тот момент я поняла, что она чувствует ровно то же, что и я. 

 

Юрий Владимирович Завельский:

Школа его мечты... О чем же я мечтал? 

Как только в 1950 году я стал учителем, первое, что я сделал – перечитал роман Пантелеева "Республика ШКИД". Эта книга прошла через всю мою жизнь. Когда в 1975 году я возглавил 43 школу, то еще раз внимательно ее перечитал. Для меня "Школа имени Достоевского", которая существовала в Петрограда в начале 20х годов, была некой моделью той школы, о которой я думал долгие годы, о которой я мечтал. Эта книга и сейчас лежит у меня, вся расписанная моими заметками и потрепанная, потому что я все время к ней обращаюсь. Идеалом директора для меня стал Викентий Николаевич Сорокин, и я до сих пор помню наизусть все имена и отчества учителей, которые там работали. И когда я со своими соратниками создавал гимназию 1543, то моделью была вот та самая "Республика ШКИД". 

 


 Первый показ 15 июня 2016


 Второй показ 10 сентября 2016

 

 

Премьера и день рождения Юрия Владимировича
15 июня 2016 года

Вступительное слово
/Сергей Павловский и Александра Бассель/

Заключительное слово
/Ю.В.Завельский, Е.Д.Волжина, Л.Д.Гуткина/

Юрий Владимирович читает стихи

"Когда ты трудно открываешь в муже" /фрагмент из поэмы "Моя Победа" Маргариты Алигер/

 

 

Съемка фото/видео: 
Алексей Удимов, Михаил Серегин, Арсений Шишаев, Герман Бароян, Варвара Павловская

 

 

Фильм "ШКОЛА ЕГО МЕЧТЫ"

Страница Ю.В.Завельского

САЙТ ГИМНАЗИИ 1543