Звёздные войны
/ Обобщение ежегодных послепремьерных разговоров /

 

Звездные войны – это не только о том, как Демократия сама себя изживает, превращаясь в Империю под гром аплодисментов. Это еще и история о том, что «демократия» даже в далекой-далекой галактике – это только ширма с красивыми залами сената, а задачи реальной политики вершат скромные джентельмены в монашеских плащах. И неважно, какой при этом у них в руках карающий меч – синий или красный, мушкетерская шпага или маузер.

Мне нравятся «Звездные войны» своей противоречивостью и непоследовательностью. Кого-то страшно бесит, что только ты привык к какому-то посылу, понятию, схеме, как выходит новый эпизод, где все нарушается. Кому-то наоборот кажется, что у авторов давно закончилась фантазия, и они ходят по девятому кругу, повторяя не только типажи и сюжетные ходы, но иногда даже сами раскадровки сцен. Но это не слабость знаменитого сорокалетнего кинопроекта, а как раз его сила. Авторы «Star Wars», обладающие удивительной самоиронией, давно довели этот прием до самопародии. Один только начальный текст к одному из последних эпизодов «***** установил полный контроль над галактикой, осталась небольшая кучка повстанцев, но и их укрытие на *** планете уже обнаружено, и вся надежда теперь только на одного ******» вызвал в зале дружный хохот от того, что эти слова можно приклеить и к любому из предыдущих фильмов. 

«Звездные войны» – это не истории конкретных персонажей, не последовательный приключенческий эпос, нет. Их можно сравнить с театром, где на одной и той же сцене одни и те же актеры при небогатом ассортименте давно поношенных костюмов и декораций разыгрывают, тем не менее, совершенно разные пьесы. Поэтому не стоит удивляться нестыковкам, странностям, противоречиям. Это разные пьесы! И каждая история о чем-то своем. О чем именно – предмет отдельного серьезного исследования, я по памяти лишь набросаю отдельные штрихи для примера, а каждый, кто в теме, сам может продолжить и переформулировать. 

6 – О роли личности в истории. (Так может случиться, что от одного конкретного нравственного выбора одного конкретного человека зависит судьба галактики).

2 – Об опасности сильных чувств (страстей). (Даже любовь к жене и матери могут привести нормального парня черт знает куда).

7 – О комплексе неполноценности. (Твой дед в 45-м Берлин брал, а ты что сделал, никчемный?)

8 – О равноправии (Кровь, конечно, «не вода», но в принципе у нас любой человек имеет право на образование, не взирая на пол, национальность и социальный статус) 

3 – О слабости либеральной оппозиции. (Хорошие джедаи хороши по одиночке, а как только собираются в кучу, тут же ссорятся между собой и увольняют самого талантливого, которому идти больше некуда, как только во власть).

5 – О невзгодах. (Чего только не свалиться на голову – то друг предаст, то любимая разлюбит, то учитель не доучит, то родного отца не узнаешь…)

1 – О судьбе. (Везде ведь достанет! Даже на Татуине…)

4 – О смелости. (Если ты настоящий герой, то бросай свои грядки и лети, как мотылек, прямо на огонь. Нужно залететь прямо в жерло самой главной пушки, тогда она обязательно взорвется).

9 – О крови. (Тема заявлена еще в 1 эпизоде, много раз повторена и окончательно опровергнута в 9-м. История началась с того, что один мудрый джедай берет у маленького оборванца с Татуина анализ крови, который зашкаливает по искомому показателю. Затем во всех последующих эпизодах усердно проводится мысль о важности джедайской крови – то прячут нужных детей, то их через годы разыскивают, то обучают – хорошо или плохо обучают, но всегда очень поспешно, чтобы от теории поскорее перейти к практике и уже начать махать световым мечом, пока массовый зритель («не хочу учиться, хочу жениться») не заскучал. А под конец выясняется, что все это была ерунда, потому что не в крови дело, и ты сам выбираешь, кто ты. Как говорил Тарас Бульба: «Нет уз святее товарищества! Любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек»).

 

  Послепремьерные мысли С.Павловского, М.Бейлина и В.Замского  
            2011-2019 г.

 

 

 

другие тексты