Cherchez la femme
/ Вертинский и Ремарк /

 

Спорить грешно, поэтому самое красивое в споре – это привести такой аргумент, который переубедит не собеседника, а внезапно тебя же самого. Недавно мне сходу нужно было выдумать пару поэт + писатель, современников друг другу, которые ни прямо, ни косвенно не упоминали бы друг друга в своем творчестве. В спешке я схватился за самый простой критерий различия – географический. Воображение нарисовало где-то на западе опаленную мировыми войнами парижскую Триумфальную арку, а на дальнем востоке заметенный снегами разбитой белой эмиграции китайский Харбин. И я сказал: "Ну вот Вертинский же, например, никогда не пел о Ремарке!"

Сказал и осекся. А почему я в этом так уж уверен?

Земля круглая, и все крайности сходятся где-то там, на обратной стороне Земного шара. Вертинский познакомился с актрисой Марлен Дитрих в Голливуде в 1935, а Ремарк в 1937. Ремарк, как прозаик, затеял с ней серьезный многолетний роман в письмах, а Вертинский, как поэт, только легкое увлечение и незамысловатую песенку «Вас не трудно полюбить, нужно только храбрым быть». В финале песенки возникает образ будущего соперника:

И какой-нибудь прохвост,
Наступивши мне на хвост,
Будет роль мою играть
И ко мне вас ревновать.

Немного непривычно представлять автора «На Западном фронте без перемен» в качестве «прохвоста», но почему бы и нет. Вопрос в другом, почему двое наобум вытащенных из колоды памяти мужчин внезапно оказались влюблены в одну и ту же женщину? Видимо, через любые две точки можно провести линию. Особенно, если эти точки в твоей голове.

А дальше было так. После Второй Мировой войны Вертинский вернулся на родину. В начале шестидесятых Марлен Дитрих посетила СССР, где побывала на его могиле, а также признавалась в любви советскому писателю Паустовскому на сцене ЦДЛ. Освободившийся же наконец от ее чар главный писатель Первой Мировой войны Ремарк в те годы уже счастливо жил с актрисой Полетт Годдар, бывшей до этого женой Чарли Чаплина. Главный режиссер Америки снялся в дуэте с ней в двух самых известных своих фильмах – «Новые времена» и «Великий диктатор», довоенной пародии на немецкий фашизм. Затем Чаплин расстался с Полетт Годдар и женился на другой актрисе, юной Уне О’Нилл, которая была первой юношеской любовью Сэлинджера, случившейся перед самым уходом писателя на фронт Второй Мировой войны.

Безусловно, великих мужей во все времена связывают общие мысли, схожие культурные влияния, заимствование сюжетов и образов. Но ничуть не меньше их связывают женщины и война. И тут со дней Илиады мало что поменялось.


**********************************************
ССЫЛКИ
Песня А.Вертинского «Марлен» https://youtu.be/2ZAuqITYj0E
«Новые времена» /сцена с Полетт Годдар/ https://youtu.be/uERLMZ_Q-bU
«Новые времена» /знаменитая песня Чаплина, конец эпохи немого кино/ https://youtu.be/ktbVt6wlEE4

 

 

 

другие тексты