Подвиги
отцов и детей |
Как-то я спросил Юрия Владимировича Завельского о его первом поэте: "Вы всю жизнь читаете наизусть стихи, вы повторяете их по дороге, вы читаете школьникам Лермонтова, в вашем кабинете висит портрет Бунина, ваш любимый поэт - Пастернак. А кто был первым? Кто вас вдохновил?" – "Первым был мой учитель литературы. В самом начале пятого класса он вошёл в кабинет и сходу, ещё до того, как сказал, что его зовут Александр Михайлович, начал читать стихи. Меня это поразило. Он читал Багрицкого. В то время главной темой поэзии была романтика революции". После того разговора я неоднократно делал попытки тоже попробовать понять стихи Эдуарда Багрицкого. Хороши "Контрабандисты" с "яростной молодостью". Нравится "От черного хлеба и верной жены". Вздрагиваешь от "И Пушкин падает в голубоватый колючий снег". Но как ни крути, невозможно пройти мимо его "Смерти пионерки", одного из самых жутких стихотворений русской литературы. Много лет снова и снова возвращаюсь к этому мучительному тексту. Мне представляется, что это очень важное стихотворение – в нем спрятан ключ к пониманию целого поколения. Текст - http://sskazki.ru/stihi/e-bagrickiy-smert-pionerki/ "Смерть пионерки" – это "Мцыри" XX века. И там, и там над постелью умирающего ребенка склонился вырастивший его взрослый. И там, и там этот взрослый осознает неизбежное и, не чая уже спасти тело, пытается через религию спасти хотя бы душу. В обоих случаях ребенок от этой религиозно-отеческой опеки убегает. Только лермонтовский романтический герой реально убегает из монастыря, а не менее романтическая героиня Багрицкого реально убежать уже не имеет сил, поэтому делает это в мечтах и грезах. Сюжет такой. В больничной палате девочка Валя умирает от скарлатины. Скарлатина – это такой неизлечимый Ковид прошлого века, опасный в первую очередь для детей. Медицина бессильна, и кроме божественной помощи у матери надежд не осталось. Но беда в том, что ее дочь пионерка и атеистка. Дочь давно не слышит мать, а мать не понимает дочь. Мать ментально осталась в жалком кулацком прошлом, мыслями она вся в своих некормленных курах и в грязном хлеву, предел мечтаний этой недалёкой (с точки зрения новой морали) женщины – заработать побольше на продаже молока, чтобы вырастить Валю и выдать ее замуж. В то время, как Валентина устремлена в будущее, в невыразимо-великие дела, которые поколение ее сверстников-пионеров должно когда-то совершить. Она ещё точно не знает, какие это дела, ей мерещится нечто смутное, в основном пока только построения отрядов под алыми знаменами где-то в тучах. В ее грезах пионерское воинство готово с честью продолжить дела своих отцов-революционеров, победителей в недавно отгремевшей Гражданской войне. В которой, кстати, и автор поэмы тоже принимал самое непосредственное участие. Историческая пропасть, разделяющая мать и дочь у Багрицкого куда глубже, чем все, что разделяло отцов и сыновей во времена Тургенева. Отсылка к классическому роману тут самая прямая. Отец Базарова просит своего умирающего сына принять обряд Причастия, мать Валентины о таком даже и не мечтает, она просит умирающую дочь хотя бы перекреститься: Не противься ж, Валенька! Какая дикая рифма «крест // съест» !. Во времена Базарова своих отсталых родителей нигилисты если не уважали, то ещё хотя бы жалели. А их прямые продолжатели, юные революционеры молодой советской республики уже нет. Абстрактные идеи оказались куда сильнее жалости к собственным родителям. Старшие сверстники Вали-Валентины это Павлик Морозов и герои "Донских рассказов", отчаянно шмалявшие из обрезов в собственных отцов. Еще недавно казалось, что подобная дикость осталась в том далеком прошлом. Но, похоже, мир потихоньку дрейфует в обратную сторону, и эпоха Павликов Морозовых вовсе не канула в небытие. Просто абстрактные идеи теперь новые. Чем идея о том, что ребенок нетолерантных родителей может подать на них в суд принципиально так уж сильно отличается от доклада в соответствующие органы о том, где папаня-кулак закопал мешок зерна? Вернемся к Вале. Она – совершенный слепок своего поколения. Перед их глазами только что стремительной конницей пронеслась кровавая, злая, но не многолетняя, не мучительная, не высасывающая душу Гражданская война. Для ребенка противостояние Красной и Белой армии как война Алой и Белой розы в Средневековой Англии – это красиво, это романтично, это очень мощно. Героине Багрицкого слышится: Нас водила молодость Дети об этой войне знают и думают, но сами на нее не успели, не повоевали, не совершили великие дела, а ведь так хочется, так хочется тоже умереть героем! Литературный брат Валентины – это Мальчиш-Кибальчиш, опубликованный годом позже, в 1933 году. Оба, и Багрицкий, и Гайдар определяли свои произведения как «новые детские сказки». Мальчиш собрал свое мальчишовое воинство и вслед за отцами и могучей Красной армией пошел на войну с проклятыми буржуинами и геройски погиб в застенках, не рассказав под пытками главную военную тайну. И Валя абсолютно готова к такому же самопожертвованию. Но вот беда – скарлатина. Жизнь нужно будет отдать не борьбе за правое дело, а глупой болезни. В этом главная трагедия. Не в том, что Валентина сейчас умрет, она не боится смерти, а в том, во имя чего она сейчас умрет, в борьбе с чем она умрет. И так получается, что единственный, но столь необходимый ее душе подвиг, который может совершить прикованная к больничной койке девочка, это оказать внутреннее сопротивление бьющейся в слезах у ее ног матери. Матери, которая так ничего и не поняла среди своих наседок и телят, которой не доступен высокий мир терзающих ее дочь страданий и которая умоляет об одном – перекреститься. Валя из последних сил поднимает руку и вместо крестного знамения осеняет себя пионерским салютом. ….. Это стихотворение раньше входило в школьную программу и тысячи советских школьников жалели бедную девочку Валю. Теперь читатели больше жалеют ее маму. Но и саму Валю, конечно, очень жаль. Потому что, не успев повзрослеть и разобраться в том, как ей задурили голову взрослые дяди, в том числе и революционные поэты-романтики, она умерла в 1932 году от скарлатины. Умерла, так и не узнав, что именно ее поколение, так остро алкавшее хоть какого-то подвига, окажется самым героическим за всю историю нашей страны. Умерла, не узнав, что спустя всего десять лет совершенное ее ровесниками затмит и превысит сомнительные дела их отцов-революционеров кристально ясным, непреложным на все времена, истинным и великим подвигом. Среди ребят этого поколения будет и единственный сын самого Эдуарда Багрицкого, Всеволод, сам тоже признанный поэт и при этом ровесник пионерки Вали. 1937 год не миновал и семью Багрицких. А в 1942 году двадцатилетний Всеволод Эдуардович погиб на Ленинградском фронте. Вот запись из дневника за две недели до того, как осколок немецкой бомбы насквозь пробьет его позвоночник: «Сегодня восемь лет со дня смерти моего отца. Сегодня четыре года семь месяцев, как арестована моя мать. Сейчас вечер. Очень грустно и одиноко. Увижу ли я когда-нибудь свою маму? Бедная женщина, она так и не узнала счастья. А отец, который для меня уже не папа, а литературная фигура? Какая страшная судьба у нашей маленькой семьи! Я б хотел, чтобы мы вновь встретились, живые и мёртвые». Вот такие отцы и дети в поэзии двадцатого века. Отец воевал и описывал Гражданскую, сын начал воевать и описывать Великую Отечественную, но провоевать успеть всего два месяца. Войны оказались не просто разными – несравнимыми. Вот одно из немногих фронтовых стихотворений Всеволода Багрицкого, которое вполне можно считать ответом сына-реалиста папе-романтику на его сказку про пионерку Валю: Мне противно жить не раздеваясь,
ССЫЛКИ Эдуард Багрицкий «Смерть пионерки» Эдуард Багрицкий «От черного хлеба и верной жены» Эдуард Багрицкий «Пушкин» Эдуард Багрицкий «Осень» Эдуард Багрицкий «Контрабандисты» Олег Лекманов про «Смерть пионерки» Еще статья про «Смерть пионерки» Аркадий Гайдар. «Сказка о Мальчише-Кибальчише» Стихи Всеволода Багрицкого Биография Всеволода Багрицкого
|
|
|
|
|