Крейсер "АВРОРА"
Петербург, март 2025 года

1

Я сам в Питере впервые оказался только в 9 лет. Нашему сыну вдвое меньше – 4,5 года, а он уже здесь в третий раз. Записал несколько впечатлений-диалогов. 

1
1
2

 

1. Сенная площадь. 

Иллюстрация на стене дома – студент замахивается топором, за ним женская фигура. 

- А что это такое?
- А зачем убивать женщину?
- Не понимаю.
- Мужчину, да, нормально.
- А это что, все на самом деле было?
- А, в книжке написано? Ну хорошо тогда.
- Нет, не буду читать. Мне вообще не хочется знать об этом. 

1

 

2. Рюмочная на Гороховой

В 2 года Андрюшу здесь вообще никто не замечал. В 4 года на фейс-контроле хмыкают «а зачем с ребенком, у нас же заведение 18+». В 6 лет, видимо, уже не пустят.

 

3. Исакий

Много мрамора и мозаик. Выглядит богато. Но не хватает маятника как символического центра. Как ни странно, но антирелигиозная советская пропаганда нашла отличный образ цельности и гармонии для этого монументального объекта. Без маятника скучно. 

1

На крышу собора Андрей без остановок прошел 210 ступенек из 220. После чего остановился и сказал, что дальше у него сил идти нет, шага наверх он больше не сделает, а пойдет только вниз. Характер упрямый.

 

4. Топонимика Петербурга.

Если пересечь Фонтанку в ее верхнем течении между Летним садом и Невским и затем двигаться прямо, никуда не сворачивая, то почти подряд пойдут - Цирк, Этнографический музей, Русский музей, Театр оперы и балета, Филармония - вся Площадь Искусств с Пушкиным в центре. Вокруг площади пешеходная зона, поэтому ко всем вышеперечисленным учреждениям относится только одна трамвайная остановка. Выбор весьма богат! Так как же она называется? Правильно - "Цирк". 

Как тут не вспомнить классическую фразу, приписываемую В.И.Ленину - "Важнейшим из всех видов искусств для нас является кино и цирк".

 

1

5. Культурная столица.

Подходим к Русскому музею. Парадный вход закрыт, соображаю, через какой флигель тут вход, вроде справа, поворачиваем туда.

- Папа, а кто в этом доме жил?

Голова занята поиском входа, отвечаю машинально, не вникая:

- Андрюш, никто тут не жил. Это музей, здесь картины висят.

Но не вникать в Петербурге нельзя. Нас обгоняет высокая стройная дама в сером клетчатом пальто, чем-то похожая на Мэри Поппинс:

- Как это никто не жил?! Здесь жил Михаил Павлович, сын Павла Первого. Этот дворец специально построен для него в одна тысяча восемьсот девятнадцатом году.

Дама с гордо поднятой головой удаляется. Раздавленные своим невежеством москвичи плетутся за ней. Теперь они поняли, где тут вход.

 

6. Русский музей.

Картина Репина «Садко» иллюстрирует сюжет былины о первом русском эмигранте. Новгородский купец волею судеб попадает в страну, где не котируется все, что он имел и умел. Можно лечь на дно и умереть, а можно попытаться выжить. Чтобы выжить Садко вспоминает свое первое ремесло шансонье. 

1

«Ваше благородие, госпожа чужбина…»

За музыкальный слух и лирическое отношение к жизни морской царь его награждает так, чтобы привязать к себе. 

«Жарко обнимала ты, да только не любила…»

Триста прекрасных дочерей морского царя проплывают перед гусляром – выбирай любую! Былинный эмигрант интуитивно выбирает самую неказистую и… наутро просыпается в родном Новгороде! Оказалось, триста дочек морского царя – это триста рек, разбросанных по всему миру. Самая унылая из них впадет в Волхов где-то под Новгородом. Ее-то Садко и выбрал, на ее берегу и проснулся. 

Таким образом народная былина за 400 лет до Александра Блока провозглашает «О, Русь моя – жена моя!» и за 500 лет до Юрия Шевчука вводит контрапункт «родина-уродина».

 

7. Анна-кирхе

Классическая музыка дается Андрюше с трудом. «Щелкунчика» в прошлом году он выдержал 20 минут. Бородина, Сен-Санса и Стравинского на выставке Анны Павловой в петербургской филармонии - уже полчаса. Концерт в лютеранской Анна-кирхе сопровождался картинками, так что впервые досидел до конца. 

Интересно выступил конферансье: «На нашем концерте вы услышите музыку русских композиторов. Это будут как москвичи – Чайковский и Рахманинов. Так и представители нашей, петербургской школы - Римский Корсаков, Мусоргский, Бородин, Балакирев, Прокофьев». Для москвича такое разделение композиторов по городам звучит непривычно. 

 

8. Крейсер «Аврора»

1
2
1
2
1
2

В музее мы оба с интересом побывали впервые, но заценили разное. Андрюша – сам корабль и одноименную песню, которую поет теперь круглосуточно, а я – мультфильм про создание этой песни. Мультфильм «Аврора» датирован 1973 годом и наглядно показывает, как в это время у советского человека просыпается рефлексия к историческому процессу. 

Сюжет такой. Дети во дворе играют в некий корабль. Один из них пытается убедить остальных, что его надо назвать «Крейсер Аврора». «А почему? Что ты про него знаешь?» – резонно интересуются остальные. «Ну, в октябре 1917 года он дал сигнал к штурму Зимнего дворца…» – «Да это мы все знаем. А что еще ты про него знаешь?» Тут оказывается, что больше ничего мальчик не знает. Тогда он идет к знакомому композитору, чтобы тот написал песню для детей, и заодно задает ему тот же вопрос детей со двора: «А что вы знаете про Крейсер «Аврора»?» – «Ну как что? – отвечает композитор – Этот корабль в октябре 1917 года дал сигнал к штурму Зимнего дворца. А ты разве этого не знаешь?» – «Да этого-то я знаю! Это все ребята в нашем дворе знают. А что ЕЩЕ вы знаете про Крейсер Аврору?» Это самое сильное место в мультфильме – композитор пожимает плечами и честно признается: «Да, в общем-то больше ничего я и не знаю…» И это не дворник, а интеллигентный человек! Но тоже кроме плакатных заголовков историей своей страны не интересовался. 

Обоим становится очень стыдно. Они вместе идут на крейсер, посещают тот самый музей, и там впервые узнают (вместе с многомиллионной детской аудиторией этого мультфильма), что вообще-то история была как до, так и после сакральной для каждого советского человека «Октябрьской революции». Композитор под впечатлением пишет ту саму песню. Мальчик исполняет ее во дворе. Все окрестные дети, вдохновившись, начинают играть в «Аврору».

И мультфильм, и песня – про обращение к истокам. А строчка «Молнии крестят мрак грозовой» вообще отсылает к библейскому первому дню творения. Ну, или к «Списку кораблей», ведь «Аврора» – это по-латыни та же самая «с перстами пурпурными Эос».

 

9. Балтийский вокзал

1
2
2
2
1

Отличный музей железных дорог недавно открыли на бывших платформах Балтийского вокзала! Паровоз Братьев Черепановых, паровоз Лазаря Моисеевича, паровоз Анны Карениной... 

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Брожу между путями и не могу припомнить – куда же я уезжал отсюда, когда здесь стояли не лакированные вагоны первого класса, а обычная пригородная зеленая электричка – играть в покер в Петергоф? Гулять на чью-то дачу под Гатчину? Было дико холодно и страшно весело. А теперь вот музей. 

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Паровозы закончились, пошли электровозы. Годы 60е-70е-80е-90е. Стоп! Вот на этом красном электровозе я же сам ездил в Питер в студенческие годы. Очень странное ощущение, когда твой сын смотрит как на музейный объект на то, что было окружающей тебя повседневностью. Странное, новое и непривычное ощущение. 

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

- Пап, а как грязь может кого-то раздавить? Она же мягкая!

1
2

 

10.  Московский вокзал. 

Садимся в обратный поезд. В коридоре традиционный зычный возглас: «Провожающим просьба покинуть вагон!»

- А это кто кричит?
- Проводница.
- А кому надо покинуть вагон?
- Провожающим.
- А это разве не одно и то же?

Хм. Столько лет ездил железной дорогой, а никогда не приходило в голову, что «проводник» и «провожающий» - это однокоренные слова. 

 

Наше увлекательное совместное путешествие продолжается. 

 

Сергей Павловский
март 2025
 


 

другие тексты