ВОЛОК-2010

ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ 25-го ЭКИПАЖА

 
Восьмерка Волока-2010

  
Северная петля                                          Южная петля      

 

 

 

 


Руководитель группы, водитель и механик -
                                    Марко Зечевич


Штурман и экскурсовод - 
                                      Сергей Павловский


Автомобиль экипажа

 

  
Дети -  АЛЕКСАНДРА, 7.5 лет.                                ВАСИЛИСА 6 лет

 
Подготовка к экспедиции

 

 

30 апреля. Москва-Кингисепп

 

Рекордно собрались и стартовали до рассвета – в 5 утра, чем обеспечили себе сравнительно пустую трассу до Твери. После Твери проснулись дети, но вели себя тихо – собрали на помойке голубые подснежники, потом посмотрели мультфильм «12 месяцев» и решили, что подснежники должны быть, все-таки, белые. Потом нашли и белые. 

Проверка знаний. В Твери родился Афанасий Никитин, в Новгороде Садко - богатый гость. Поиграли в контакт. Загадывали Вася – «наушники», Сережа – «валенки», Саша – «тиран». 

Лучшее название населенного пункта между Москвой и Питером – «Большое Почивалово». В целом трасса разбитая и загруженная. После поворота на Гатчину пошло веселее – дорожки, домики, снег под кустами. 

В Кингисеппе вселились в гостиницу «Лужские дали» (или «Лужские зори»?). И несмотря на комфортабельные номера начали привыкать к походной жизни – зажгли на балконе газовую плитку с супом из звездочек. Саша читает «Нарнию». Марко клеит наклейки. Первые знакомства с группой Волока. «Только наклейки Трофи не снимай! Это же такая честь!», «Простите, а это Вы ездили по Исландии? Да-да, узнал по машине. Читали с женой Ваши заметки.» 

Гуляем с детьми по красивому сосновому лесу. 
Саша – Самая лучшая художница на свете это природа!
Вася – А я на втором месте!

Вечером назначен «брифинг» всем экипажам Волока. Параллельно в ресторане гостиницы празднует свадьбу Кингисеппская золотая молодежь. Бородатые брутальные мужики в сапогах и турботах с толстым слоем налипшей грязи смешиваются со стайками девушек в миниюбках и мальчиками в костюмах-тройках. Где-то в разных местах этой смеси нам раздали листочки с координатами на завтра. 

Большая удача, что мы присоединились к пробегу на Дневке. Ошалелые участники, организаторы сбиваются с ног уже сегодня. Что же будет на маршруте?

 



Выезд в 5 утра


Подснежники


Подснежники

     
Кингисепп. Гостиница "Лужские берега". Дневка Волока.


Чтение в гостинице Кингисеппа

 

 

1 мая. Псковская область.
               Гдов-Порхов-Себеж.

 

Проснулись ни свет, ни заря. Позавтракали блинами с кашей и выехали последними в 11-30, посетив Универсам с забытой туалетной бумагой.

Начали с детьми экскурсию по розданным нам вчера бумажкам. Кингисепп оказался эстонским революционером, а город всю жизнь был Ямбургом. В Петровское время здесь жил Меньшиков. «Вася, что нам рассказывали про Меньшикова на экскурсии по Московскому Кремлю? Ну? Выше чего? Ивана Великого. Правильно! Молодец, помнишь» Подъезжаем к городу Гдову, говорим с детьми о жившем здесь прапрапрадедушке, о Великой Отечественной войне, памятники которой почти на каждом километре дороги. А маршрут требует еще и заезда к деревянной часовне княгини Ольги, приходится и о ней рассказать, начиная с призвания варягов на Русь. После чего дети окончательно запутываются в четырех параллельно рассказанных историях! А в Гдове, где полгода назад я сам был на экскурсии, прибавляется еще и рассказ о храме Державной иконы Богоматери 1990 года, первом из восстановленных в СССР. Тут уже Вася не выдерживает и идет на открытый бунт против всяческих знаний, рассказов по истории и меня лично. Успокаивает ее только то, что в следующие дни мы поедем по местам, где я никогда не был и ничего про них не знаю. 

 

 

 

 


Чтение на парковке в Ямбурге


Прапрапрадедушка Павел Петрович Федотов. Родился в г.Гдов

  
Часовня кн. Ольги и Дмитриевский собор в Гдове


На берегу речки Гдовка, 
где когда-то стоял дом предка

 

Началась грунтовка: лужи, бродики, спецучастки, настоящая грязь! Все в восторге! По собственному желанию дети напялили резиновые сапоги и побежали смотреть, как папа поедет через лужу

Вася – Давай, давай, папочка! Я в тебя верю!

Грунтовая дорога на Порхов. Псковские дали. Красивая родная земля!

В лесу четырехкилометровый участок брусчатки. Ни с того, ни с сего. Отличная, идеально ровная – как на Красной площади. Кто и когда ее здесь положил?

 


Мостовая в глухом лесу

    

 

Порхов. Очаровательная маленькая крепость. Лазить или не лазить по стенам? Известняк крошится, а у детей уже возникает этот нравственный вопрос. Сторож, можно сказать «комендант крепости», бывший фотограф, с которым мы с Ваней уже общались прошлым летом, повел нас на крепостную стену со «слоновьими» (по выражению детей) ступеньками. Марко так понравилась уютная крепость с ботаническим садом, что он даже произнес вслух «Вот тут можно жить!». Что чуть было не реализовалось на практике, так как подойдя к выходу, мы обнаружили, что он закрыт. «Батюшка запер!» сказал комендант, у которого из-за нетрезвого образа жизни своих ключей от крепости не было. Батюшка со сторожем как-то не ладят друг с другом, и на наши громкие крики из-за запертых ворот, удаляющаяся фигура в рясе даже не повернула головы. 

Мы заперты! Вася в слезы. Саша ободряет сестру цитатой из какой-то правильной книжки – Главное не падать духом, Васенька! (Жаль, она забудет эти слова, когда ее саму начнут кусать комары.) Комендант показывает нам путь через другую калитку – двухметровые заостренные сверху колья. Успевают перелезть только Марко и Саша. Потом из ниоткуда возникает псковитянка с полными ведрами, и все двери перед ней распахиваются...

Саша – Вот как полезно уметь лазить! Маме скажу. 

На выезде читаем про Александра Невского, основателя Порхова. Уже восемь, а мы проехали только половину. 

 


Порховская крепость


Спасенный Васёк

Мемориал у бывшей деревни Красуха. Справа от дороги скульптура скорбящей женщины в крестьянском платке, слева в чистом поле одинокая побеленная русская печь. Все понятно без слов. Один вопрос – сколько и когда? Доходим до монумента – 280 человек в ноябре 1943-го. В один сарай и заживо. Еще одна Хатынь. Сколько же их всего на нашей земле?

Саша потрясенно – В один сарай и всех подожгли? А почему же нельзя было потом всех немцев в один сарай и поджечь? Объясняю, почему нельзя, в чем разница между немцами и фашистами. Саша – Да, это правильно. Современные немцы не виноваты. И у нас есть родственники среди немцев. 

В следующей деревне видим первую пару аистов. Они вернулись!

Остров. Уже смеркается и времени смотреть подвесной мост у нас уже нет, но дорога сама приводит нас к памятнику Павлику Морозову. Обсуждаем, что важнее – родители или государство?

А на центральной площади города Остров памятник вовсе не Ленину, а местной подпольщице Клавдии Назаровой, Герою Советского Союза. Обсуждаем насколько почетно это звание. 

Дети все воспринимают. Вася реагирует мгновенно – Я думаю, что Василиса Кожина тоже была Героем Советского Союза! 

Браво, Вася!

 

Проехали Опочку. В темноте дети занялись арифметикой наперегонки. Не хочется раньше времени учить с ними таблицу, гораздо важнее сейчас чувствовать, руками щупать умножение. Саша здорово делит 15 на 3. «15 пополам это 7 и 8, потом 8 пополам – получается три кучки 7, 4 и 4. И начинаем их уравнивать. Выходит 5, 5 и 5.» Вася круто умножает 7 на 3. «Трижды три – девять, это каждый знает. Девять да девять – это восемнадцать. Ушло шесть троек, осталась еще одна. Получится 21!» Нестандартно, еще нет схемы в голове, еще не убита фантазия! Молодцы

Лагерь под Себежом отыскиваем после полуночи. При свете фонарей супчик, и все засыпают.

 

 


Дорога Порхов-Остров.
Сожженная деревня Красуха


г.Остров. Герой Советского Союза 
Клавдия Назарова


Василиса Кожина - крестьянка. организатор партизанского отряда во время Отечественной войны 1812 года

 

 

2 мая. СРЕДНЯЯ ПОЛОСА- 1
                    Невель-Смоленск-Рославль

 

Проснулись ни свет, ни заря – в 7-40. Вылезли наружу с сонной Васей, Вася погундела и ушла спать обратно. Пока сортировали пять ящиков с едой, все разъехались. 

До Невеля по плану 100 километров лесных дорог, на которые ушло 7 часов. Причем, без особого внедорожья. Зато насмотрелись глухих псковских деревень. Для нас не новость, но прочим участникам должно быть интересно увидеть, как живут здесь наши сограждане. Проезжаем по насыпи бывшей узкоколейки, развалившуюся усадьбу Бакунина, скотный двор на месте усадьбы Фонвизина, где он написал когда-то «Недоросль». Странно все. Где мера таланта и памяти потомков? Может, и скотного двора бы не осталось на месте усадьбы арапчонка Ганнибала, не напиши его правнук что-то поважнее «Недоросля». А всего-то сто километров по прямой отсюда…

Под конец грунтовки, за 10 км до асфальта дорога оказалась перекрыта – там проходят РАЛЛИ по песчаным дорожкам. А слово «ралли» мы полчаса назад загадывали Саше в контакт. Ну, навернули по грунтовочкам еще кружок, познакомившись еще с несколькими экипажами Волока. 

Под Невелем встали привалом на высокой горе. Обедали супом из букв и мазали редиску маслом. 

 

 


Васёк-овощ


Под мостом узкоколейки

    
         Приехали....                                      Обед под Невелем  


Чтение под Невелем

 

Сам город Невель промчали насквозь, в нем тоже очень много памятников войны. Таким образом, проехали всю Псковскую область по вертикали от самого северного уезда – Гдов, до самого южного – Усвяты. А за селом Усвяты, село Удвяты. 

Неожиданно платная дорога очень хорошего качества между областями. Невель-Смоленск. Надо иметь ее в виду. На ней городок Велиж. Он совсем не похож на русские городки и деревеньки. Широкие улицы, далеко отстоящие от дороги крашенные дома – как в Белоруссии. Аромат Великого княжества Литовского. "Черта оседлости". За городом старое-старое еврейское кладбище, которое без координат найти было бы сложно. Каменные плиты вросли в земли, буквы почти все стерты. 

Под Смоленском сгущаются тучи. Когда проезжаем Катынь, начинается гроза. 

Перед лагерем какой-то ров, который запрещено пересекать. Не обращаем внимания, кормим детей и залезаем спать. У нас с Марко разнонаправленная теплоемкость головы – у него на улице вертикальная, у меня в палатке горизонтальная. 

 

 

 


Заброшенное еврейское кладбище в городке Велиж


Под Смоленском. В 10 км от Катыни.

3 мая. СРЕДНЯЯ ПОЛОСА- 2
 Рославль-Мглин-Трубчевск-Рыльск.

 

Просыпаемся еще раньше – в 7 утра, детей поднимаем в 9, выезжаем в 11 последними. Но это уже прогресс в полчаса! Ура!

Перед выездом организаторы собрали «брифинг» о текущем дне. Раздали бумажки. Сказали – «будут паровозы». Еще сказали – «Украина близко». На этом рассказ про день и кончился. 

В Рославле смотрим депо, где ремонтируют старые паровозы со всей страны. И это не экзотика, а стратегический резерв на случай войны. Если обрежут электричество, и все встанет, то поедут паровозы - им ничего кроме дров и воды не нужно. Все они на ходу. На запасном пути...

Саша – Мне снилось, что началась война. Все взрослые погибли. Собрались дети всего мира и попытались вырыть хоть один окоп. 

Саша – Я люблю сочинять такие сказки…. Трагические. 

 

 


Утро в сосновом бору


Васёк и паровозы

    
    
Чтение под Рославлем.                           Депо в Рославле


Два Сиваса на заправке

 

Едем по самому западному краю Смоленщины, в 10-30 км от Белоруссии. Деревня Корсаки, в XIX веке имение Римских-Корсаковых, до этого деревня Разрытое, а в XII веке это город Зарой-на-Ипути. (Ипуть - протекающая здесь река.) Тут внуки Мономаха заключали мир друг с другом. Вокруг 116 древних курганов радимичей, отсюда начинался Мглинский тракт. Древняя земля. А сейчас тут граница Смоленской и Брянской областей. Я дочитываю историческую справку по бумажке, дети хотят в туалет, а Марко въезжает в огромную лужу со словами – «А сейчас, Вася, по твоей просьбе будут большие брызги!», и машина на всем ходу садится брюхом на колею, невидимую под водой! Глухо. Ни вперед, ни назад. Дети в туалет эвакуируются самостоятельно, вплавь добираясь до берегов, а я дочитываю последнюю фразу исторической справки – «..и Мглинский тракт, знаменитый своей заболоченностью и крайне плохим состоянием». 

Марко, наконец-то дождавшийся серьезной проблемы, с энтузиазмом начинает спасательную операцию. Но тут подъезжают Андрей, Женя, и Марко вынужден разделить эту радость. Просто выдернуть не удается – Женина машина на эластичном тросе только эффектно прыгает после разгона. (Смотри клип.) Потом рвутся канаты и лебедочные тросы. Спасает только домкрат и залитые доверху сапоги. Мимо проезжают местные жители на Фордах и Жигулях, удивляясь, зачем мы из пяти путей объезда выбрали дорогу напрямик, через самую большую лужу! 

Мглинский тракт очень красив, и у Марко закрадывается мысль проехать его когда-нибудь целиком. В Мглине смотрим мемориал и две церкви. 

Контакт на букву "Т". Вася – Это не миф? (Тифон)

- Дети, главный город Смоленской области Смоленск. Слышали ли вы о нем что-нибудь?

Саша – Да! Это же из песни – «Ярославские, не помню какие и смоленские места..»

 


Деревня Корсаково


ССЫЛКА НА КЛИП


Спасаем машину!

    
  
По дороге на Мглин.                                   В городе Мглин  


Мглинский тракт

Но мы едем уже по Брянской области. Леса редеют, поля вытягиваются до горизонта. По пути точка «Ветряная мельница» (N 52-39-304, E 33-19-917). Потрясающе! Обычно ветряные мельницы в музеях, свезенные откуда-то и реставрированные, а эта стоит в той деревне, где ее и построили. И никто никогда ее не реставрировал!

Старый город Трубчевск на берегу Десны. Холмистый, овражистый, с далеким видом за реку. Почти копия Новгород-Северского, до которого отсюда всего километров 70. Тут южнее, чем у нас, и заметно теплее. Сады в цвету, и аромат висит в воздухе. 

Трубчевск-Суземка-Севск. Шикарная дорога вдоль украинской границы. Видно, что новая. 

Вася – А вот я плохо еще читаю.

Саша – Васенька, рОдная! У тебя должно быть другое мнение о себе – «Я все могу. Все умею. Хорошо читаю.»

Рыльск. Большой город, довольно красивый в темноте. 4-х этажные дома. Полночь. День был тяжелый, устали, и вот уже лагерь, вот уже видны огоньки наших, всего-то и осталось, что пересечь поле. Поле перейти... Но. Тут-то все и началось! Организаторы устроили лагерь прямо в речной пойме. На заливном лугу. Топкая торфяная жижа, раскатанная десятками трехтонных колес, переговоры по рации с лагерем – «Как тут проехать? Тут пятиметровая канава полная воды на полкилометра вправо и влево, и конца ей в темноте не видно!» Но только странные рекомендации и шуточки в ответ. 

Целый час носимся по пойме вдоль лужи, застреваем в торфе, машина рычит, плюется, но вытягивает. За нами еще десяток машин, все одновременно в эфире – кто-то спрашивает дорогу, кто-то ругает организаторов, кто-то застрял и просит помощи, кто-то уже просто хохочет… Ради чего бились, не очень ясно – лагерь не на сухом месте, а все равно в той же пойме. Не туда наступил и уже хлюпает под ногами. Вокруг все гладко и ровно, ни деревца, во все стороны только силуэты машин, ориентироваться невозможно. Марко ушел искать ужин по навигатору…

Над нами шатер звезд и неумолкаемый оркестр лягушек. Но вот наконец запел курский соловей и взошла луна.


Ветряная мельница

 
ее внутренности


Партизанская поляна по дороге Трубчевск-Севск 

    
Утро на заливном лугу


Ночь на заливном лугу

 

 

4 мая. ЧЕРНОЗЕМЬЕ.
                Прохоровка – Вёшенская.

 

Почти лето. Плюс 24. Впервые выехали не последние. Несколько машин даже с утра буксуют на минном поле поймы. 

Ночевали мы между трех сел – Ивановское, Степановское и Мазеповка. Оказывается, это неслучайно. Здесь находилось имение Ивана Степановича Мазепы. Осматриваем остатки барского дома. 

Все зигзаги и петли маршрута стараемся сокращать, чтобы не отставать от других участников. У нас с детьми все получается намного дольше. Но постепенно дневные пробеги увеличиваются, и сокращать петли начинают уже и другие участники. 

 


Чтение под Курском


Аисты

    
Дом Мазепы


Летящий аист. Фото Саши

Курская, Белгородская земля. Чернозем. Бескрайние поля черной плодородной земли. Все распахано. Кое-где видны озимые. Сеялки, веялки, пашущие трактора – тут есть ощущение живущей и работающей страны. Крепкие земляные дороги в любом направлении. Маршрут ведет нас на Дон четко на юго-восток. Почти напрямик. 

Курская дуга. Прохоровка. Мемориал на поле, открытый 15 лет назад, и мемориал с музеем в самом поселке, открытый Патриархом 2 мая 2010 года – позавчера! Все с иголочки, все сверкает! Дети изучают танки, пушки, «Катюшу». Ищут в списке имена Героев Николаева и Чернова, совершивших под Прохоровкой танковый таран "тигра".

Сашу с Васей все время интересует вопрос – А чем дети могли помочь во время войны?

После разговоров о войне
Саша – Нет, я хочу, чтобы Россия…
Вася – Чтобы в России никогда не было войны?
Саша – Нет, я хочу, чтобы Россия никогда бы первая не начинала войны…


 

 


Поля Белгородчины


Прохоровское поле

    

    

    

 

Райцентр Короча. Все сияет – дома, люди, цветы, флаги, остановки автобусов. 

Проверяем детей – что им запомнилось из предыдущих дней? Отчетливо помнят только Гдов и Порхов, а дальше пошла смесь и мешанина. 

Новый глагол у детей вместо фразы «у нас есть деликатное дело» - Папа! Останови машину, я сейчас обделикачусь!

Россошь – здоровый промышленный город, дважды пересеченный рекой и железкой. Проехать его насквозь – целое дело даже с наличием GPS.

Село Елистратовка. Горящий деревенский дом. Вызываем 911. 

Полпервого ночи. До финиша 150 км Цветущие в ночи деревья, спящие дети, а мы едем по какому-то неведомому полю без дорог напрямик на Богучар. И очень здорово! Непередаваемо. 

Марко – Даже не знаю, как я буду об этом рассказывать потом? Это же не описать словами!

Второе дыхание. Бодрость! Надежда!

Навигация выводит нас на лесную грунтовочку. Вдруг впереди мелькнули встречные фары. Кто это? Ну кто же еще может быть заполночь на лесной дороге?  Только кто-то из наших коллег по Волоку. Но тут встречная машина резко разворачивается перед нами и мы читаем на борту «милиция». Свисток, взмах и нас тормозят. Вы тоже заблудились? Давайте мы вас проводим до Богучара! («Если бы из лесу вышел леший в штатском с предложением «проводить до Богучара», мы бы удивились меньше».)

Нас догоняют еще пять машин Волока, и после Богучара мы едем одной большой колонной по пылевым грунтовкам в сторону станицы Казанской. Полтретьего, все в каком-то раже и ночном безумии – поднимая клубы пыли несутся четко по азимуту напрямик, вообще не глядя в карты на существующую параллельно асфальтовую дорогу!

После Казанской все успокаиваются и тихонько засыпают последние 70 км В 4 утра безумные люди, ориентирующиеся только по точкам, не замечающие ничего вокруг, ломятся в задние запертые ворота Вёшенского санатория, где назначен ночлег. Возникает даже мысль подцепить их лебедкой. Наконец кто-то находит парадный вход. 

16 часов в пути. Заносим спящих детей и засыпаем сами в 5 утра на рассвете под крики станичных петухов. 

 


Поля и балки Белгородчины


Деревянная церковь


Город Россошь


Фото Саши

 

 

5 мая. ДОН. 
               Кружилин – Калач.

Ах, какой дух от Вёшенских сосен! Не хочется никуда ехать, но в 14-00 назначен обед с казаками на хуторе Кружилин в доме, где родился Михаил Шолохов. 

Это был самый спокойный день всего путешествия. Мы никуда не торопились, и дети все запомнили. И донских казаков, и казачьи песни (Марко не мог оторваться), и угощение (Саша налегла на маринованные помидоры), и животных, с которыми разрешалось играть. Гуси, индюки, овцы, два вола – Григорий Пантелеевич и Михаил Иванович (Кошевой), а главное – маленькие козлята. Мягкие и ласковые.

 


Станица Вёшенская

  
Обед у казаков на хуторе Кружилин


Донской казак 

  

    

 

    

Едем по Донской степи, включили казачьи песни на диске. Дети смотрят мультики – «Нам мешает! Ну сделайте потише!». Но когда мультики кончаются, Саша просит – Включите мне, пожалуйста, песню «Не для меня», я хочу слова расслышать. Вечером добавляет: Интересно казаки поют, совсем по-другому. 

Ночевка в степи у речки Донская Царица за ВолгоДоном. Засветло расставили лагерь. В первый (и как позже выяснилось в последний) раз провели спокойный человеческий вечер. Дети впервые ужинали с нами. Умяли банку тушенки с макаронами.

Марко – Вася, соберешь сегодня на стоянке весь свой PollyPocket!
Вася – Зачем?
Марко – Чтобы порядок был в машине.
Вася – Охххххххх. Не люблю я этот порядок…

 

 

 

 

 

 

 


Памятник казакам Тихого Дона


Мост через Дон в Калаче

 

 

6 мая. Калмыцкие степи
                Большой Царын - кошары

Уже с 10 утра настоящая летняя полуденная жара. Ни ветерка. Собираемся медленно.

Степь. «Трясучка». Необычные птицы. Изредка пересекаем мелкие речки со стадами в них. +28 градусов. Саша ноет от жары, хочет «к маме». Вася терпит.

 


Здравствуй, Калмыкия!

    

 

Калмыкия. Большой Царын. Поселок комсомольских строек 70-х годов. Строили тут оросительные каналы от Волги. Здесь выращивается самый северный рис в мире. В 2002 году тут построен буддийский хурул. В нем хранится Ганджур – 108 свитков с речами Будды на тибетском языке, подарок Далай-ламы. Общаемся с настоятелем - «Откуда вы про нас узнали? Из Интернета? Очень здорово, а мы как раз вчера обсуждали в храме пользу и вред Интернета». Жизнерадостный открытый человек. Все расспросил и охотно все рассказал – и как учился в тибетском монастыре в Дхармасале, и про деятельность буддийского центра в Москве на пересечении Ленинского и Обручева («ну там за Макдональдсом, знаете?»). Рассказал, как два автобуса с калмыцкими старейшинами ездили в Москву митинговать перед зданием МИДа по поводу запрета въезда в Россию Далай-ламы, но их развернули еще у Каширы, отняв паспорта. Видимо, говорит, только с Кавказа можно приезжать и метро в Москве взрывать. А мы-то буддисты, у нас Серединный путь и Ахимса – непротивление злу...   А вы куда дальше? На Кавказ? Ну-ну. Привет братьям-мусульманам…

 


Поселок Большой Царын. Хурул


Настоятель Хурула. Санал Манжиков

    

 

Степь бескрайняя и бесконечная. Коровы, бычки, месячный теленок с мамой, тушканчики снуют под колесами. Вдруг прямо у дороги Орёлик. (Так Саша сказала, вспомнив монумент над Вёшенской). После посещения храма у детей возникают вопросы – А разве Будда это человек? Я думала - бог. 

Смеркается. Сегодня день без асфальта. За весь день только пять встречных машин. Орлы, стада коров, на закате встречаем табун. Кони в ночном, без людей. 

Степь располагает к пению. Дети перепевают «Катюшу» на все лады, как и мы в их возрасте. Что-то есть в этой песне, такое близкое и понятное всем детям. Потом Саша одна целиком поет «Гренаду». «И лошадь устала степями скакать». Где-то здесь это и было…

 


Комсомольская стройка в Большом Царыне

    


Степная полынь

  

Ночная степь. Редкие кошары – два-три домика и загон для скота. Дороги расходятся, сходятся. Выходишь из машины, и вся степь пахнет мятой! А когда едешь в темноте по лучу фар, то не можешь отделаться от ощущения, что справа и слева от дороги чернеет лес…

В ночных кошарах у овец светятся глаза. В последней кошаре запутываемся в песчаных барханах. Где дорога? Сдаем назад. Из темноты выскакивает чабан в трусах – «Заблудились? Сейчас покажу вам дорогу».

Лагерь разбит в песках. На ужин два жаренных барана из местного стада. А мы в полном отрыве от цивилизации. Как будто вообще где-то на Марсе. Вокруг непривычной формы холмики - барханы. В свете фар летающие белокрасные бабочки и ползающие жуки-скарабеи длиной в палец. Кто-то быстрыми тенями бесшумно проносится под ногами...  


Калмыцкая степь на закате

    
"Марсианские хроники"


или "Обратная сторона Луны"

 

7 мая.  ПОЛУПУСТЫНИ.
                Астрахань-Нальчик

 

Саша все дни вставала последней, но сегодня, как только мы открыли палатку, она выскочила первая с криком «Мы в Сахаре!» Далее был непрерывный детский и взрослый восторг в течении четырех часов. 
Копание песка, строительство ям и городов для жуков, ловля варанчиков, фотографирование, кувыркание по барханам. 

Неведомый, незнакомый доселе мир! Мы стоим в двухстах метрах от колодца. На наших глазах к нему подходят по очереди отара овец, табун лошадей и даже верблюд с пастухом. Как будто ты перенесся не просто в пространстве, но и во времени. Мы наблюдаем флору и фауну полупустыни, а также быт кочевников, неизменный за последнюю тысячу лет. Такого никто из нас не видел никогда!

 

 


Астраханская полупустыня

  

       

          


В погоне за варанчиком


Аборигенка в малиновых штанах.
"Кин-дза-дза"

 

Стартуем предпоследними. Холмистая степь, полупустыня. Это почти как тундра в Исландии. Непонятная и невзрачная травка растет прямо на песке. Ручьев вообще нет, а у редких колодцев калмыки строят кошары, где скот вытаптывает последнюю растительность. Поэтому вокруг колодцев не оазисы, а наоборот – голый песок. Песок мягкий, морской, мелкий. Внутри, если раскопать, холодный. 

Солончаки. Лужи соленой воды постепенно высыхают, оставляя смешанную с песком белую поваренную соль. Проверена на вкус! 

90 километров трясучки преодолеваем за три часа. Пересекаем трассу Астрахань-Элиста и едем по асфальту дальше на юг вдоль дельты Волги. Вокруг соленые озера, розовые кусты, черепашки бегают через дорогу. В поселках все крыши покрыты желтым налетом. Как гипотеза – это слой водорослей или йода из водорослей, как следствие дыхания Каспийского моря, до которого тут всего 40 км. 

Земля Древней Хазарии. Между Православной Русью и Мусульманской Средней Азией два экзотических цветка - Буддийская Калмыкия и древняя Иудейская Хазария. Что-то есть в этой земле..

Обедаем в степи по просьбе Василисы. Степь пахнет полынью. 

Пьем запасенную в калмыцком колодце воду. Там она была освежающе холодна, теперь нагрелась и чувствуется ее солоноватый серный привкус.

Асфальт сменяется жестким грейдером, потом мягким, потом темнеет. Выезжаем на Ставрополье. Вокруг на 40 км в радиусе ни одного человеческого жилья, одна голая Ногайская степь. Все хорошие дороги уходят на юг – на Чечню и Дагестан. Туда уходят и все приличные машины. Названия придорожных кафе – «Вайнах», «Ичкерия». Но наш путь идет на запад, вдоль Терека до границы Кабардино-Балкарии.

 

Первый пост на Кавказе. Остановка. Приветливо улыбаемся.
«А мы правильно едем?» - «А я не знаю, - улыбаются нам в ответ. – Это смотря куда вам надо»

Сегодня самый длинный перегон - 717 километров.

На подъезде к Нальчику остро хочется спать. Марко надо рулить, мне надо с ним говорить, но сил ворочить языком почти нет. Наша речь несвязна, как бывает, когда не до конца проснулся. Переспрашиваем друг друга трижды. В поселках местные джигиты норовят обязательно проехать вдвое быстрее тебя на любой разбитой шестерке и категорически не гасят дальний перед встречкой. 

Проехали самый засыпательный участок – 40 км по идеально-ровной трассе Ростов-Баку, и перед самым Нальчиком свернули в горы. Начинаем набирать высоту, и сон сразу уходит. Спорим – дойдет ли до тысячи? В итоге лагерь оказывается на высоте 1400. Последние километры очень крутой подъем по серпантину по грунтовке в полной темноте.

Приезжаем в 4-00. После нас еще семь машин. Время разбивки лагеря и перекладки в палатку спящих детей достигает рекордного значения в 20 минут. Не ужинают уже и взрослые. В полной темноте только глоток коньяка и спать. 16 часов в дороге и 3 часа на сон. Таковы условия Волока….

 

Я уже начал засыпать, когда меня разбудил Марко – выгляни наружу! В начинающем уже слегка розоветь небе отчетливо проступили снежные шапки Главного Кавказского хребта…

Завтра нас ждут серьезные впечатления.... 


Прикаспийская полупустыня

 
Солончак

 
В 40 км от Каспийского моря


Обед в полупустыне

 
Прощание с Калмыкией


Рассвет в горах

 

8 мая. КАВКАЗ
               Кабардино-Балкария

Детям снова, как и вчера, сюрприз при пробуждении – снежные шапки гор, заглядывающие в палатку. 

Рекордно собираемся за три часа – надо успеть увидеть горы засветло. Звонит тибетский лама из Калмыкии спросить, как у нас дела?

Неописуемы красоты этого дня! Горные дороги. Перевал 2520. Перевал 1940. Виды на Главный Кавказский хребет. Снег. Высоты, от которых кружится голова! 

 


Завтрак в горах

 

  

       

          

          

          


Вдалеке Эльбрус

 

Внизу +25. На перевале +9. Первый перевал по желанию – для любителей острых ощущений. Сползающий под колесами грунт, грозящая обрушением дорога, разворот у горной речки, всего на 20 см шире нашей машины. Марко совершает этот трюк без нас.

Дети счастливо прыгают по камням вдоль ручья так далеко, что из-за шума воды до них уже не докричаться. 

Саша Не хочется по горам на машине ездить. Хочу по горам пешком ходить!

 

 


Разворот над пропастью

 

 

На перевале нас догоняют Саша с Аленой. Вместе фотографируемся. Пока они вытаскивают из лужи свою машину, мы с детьми проводим урок ботаники – изучаем внешний вид помета коровы, овцы и лошади. Всего этого вдоволь на зеленых высокогорных лугах Кабардино-Балкарии. По пути нам улыбаются золотозубые чабаны. 

 

    

  

  

 

Делаем крюк в 15 км, чтобы увидеть Чегемские водопады. Это выходит лишний час по времени, и это потом аукнется ночными засыпаниями и тяжелейшей дорогой на Майкоп, но это стоило того, потому что запомнится!

 

  

   
 Саша - Папа! Ты в этой накидке похож на монаха. (Джедай)


Чегемские водопады

 

Под водопадами кавказский базар. Папахи, бекеши, сухофрукты, чучхелла, вкуснейшая Изабелла по 150 р. За полуторалитровую пластиковую бутылку. 

Мальчики с осликом катают детей за стольник. 
- Да нет, спасибо. Нам не надо. А как вашего ослика зовут?
- Василиса.
- А-а! Ну тогда мы катаемся.

Дословно по анекдоту – 
- «Мама, мама, можно я котенка назову Изей?» 
– «Ну что ты?! Это же человеческое имя! Васькой назови.»

На детей базар производит большее впечатление, чем водопады. Выливаем соленую воду пустынь и заливаем все емкости вкуснейшей горной водой.

        


Кавказский базар


Василиса на Василисе

 

Обед на высоте 1770. Ощущение пространства гораздо сильнее, чем на плоской степи. Хоть там и видно, наверное, дальше, но здесь за счет трехмерности ты видишь вокруг больше. (По площади поверхности). Уже не говоря о том, что в каждой стороне ты видишь совершенно разную картину.

Полноценно, из трех блюд обедаем-ужинаем. Так как уже 7 вечера, а мы проехали только 100 км из 500. И другой еды сегодня уже не будет ни у детей, ни у взрослых. 

Мимо проезжают Андрей и Женя. Останавливаются. Болтаем. «Уютно у вас. Встали – поели. Прямо уезжать от вас не хочется!» Обсуждаем, что с такими зверскими перегонами – по 600 км грунтовок в день, нет никакого времени на общение между экипажами. 

Место волшебное! Уезжать не хочется. Запомните дети! Потом будет вспоминать. 

Саша – Мне кажется, что сегодня произошло что-то очень-очень важное в моей жизни.

 

Кабардинцы очень приветливы. В аулах все машут нам руками. Здороваемся с чабанами. Очень весело общались с торговцами у водопадов. В любой местности самая главная достопримечательность – это люди. Нам повезло, мы пообщались и с донскими казаками, и с калмыцкими буддистами и с кабардинскими чабанами. 

 

 


Обед на перевале


Марко, Андрей, Женя


Главное впечатление поездки!

 

  

 

 

Темнеет. Топим по шоссе Ростов-Баку с 20-00 до 2-00. 400 км. Очень сонливая гладкая трасса. Серьезные посты при въезде на Ставрополье и на Кубань. Переписали всех, даже спящих детей. В Пятигорске на горе что-то светится.

После поворота на Майкоп останавливаемся, и Марко неожиданно засыпает. Я 10 минут хожу кругами, думая, не нужно ли повернуть ключ и остановить мотор. Еще через сорок минут останавливаемся и засыпаем на этот раз уже вдвоем. Накопившаяся за много дней усталость дает о себе знать. Не понимаю, как Марко умудряется еще и рулить? У меня нет сил даже ворочать языком, чтобы хоть что-то говорить. 

Из сонного состояния нас выводит колонна передовиков Волока на шести машинах, которая стартовала часа на два раньше нас, не смотрела водопады и не обедала, но зато честно ехала не по шоссе, а по точкам маршрута, по всем горным грунтовкам! И вот теперь только они нас догнали! В лагерь они уже не поедут, а собираются ночевать в Майкопе в гостинице. Их так много, они так громко и весело кричат, все выскочив из своих машин «А! Это Марко и его иномарка!», что мы окончательно и бесповоротно просыпаемся. «Ну, что вы видели?» - «Мы проехали весь Кавказ по точкам в дождь, туман и ночью! Я дальше метра от капота вообще ничего не видел». Да-а... Очень интересное путешествие. На грани человеческих возможностей.

Бесконечная дорога через всю Россию с севера на юг. Уже смешались все дни, числа и впечатления. Уже завертелась и завернулась своя жизнь – жизнь в путешествии.

Как сегодня сказала Саша 
- Мне кажется, что мы все время в этой поездке. Всю жизнь. А дом, мама и Марфа мне только приснились в каком-то счастливом сне…

 


Памятник в Баксанской долине
 

9 мая. КАВКАЗ. Адыгея.

Такое глобальное путешествие по стране, что несколько раз проезжаешь мимо мест жизни твоих предков. Но совершенно нет времени остановиться и что-то ощутить. Едрово, Курск, в Гдове только немножко походили, а вчера в три ночи проскочили мимо Майкопа. Но зато именно сегодня, 9 мая, проснулись на плато Лагонаки – в тех местах, где в 1942 партизанил прапрадед Савва Мартынович. 

Дети во все, связанное с войной, вникают очень глубоко. Неделю назад я сказал, что 9 мая смотрим фильм 1941 года «Ночь над Белградом». И все, больше не напоминал. Сегодня, когда вспомнили, что за день – Ура! Сегодня смотрим "Ночь над Белградом". 

Звоним бабушке Тамаре. Вася, выяснив про партизанство Саввы Мартыновича и, связав в голове все линии, говорит «Хочу позвонить бабушке Кате, поздравить ее с дедушкой!»

 

 


Прапрадедушка Савва Мартынович Шаханов.
 Родился в Майкопе

 

Тем временем, в последний день маршрута Волок дошел до фазы максимального развала. Вчера около трети участников до лагеря вообще не доехали. Включая машину организаторов. Более того, на финальный «спецучасток» перед точкой лагеря - полтора километра жирной черной грязи забили ВСЕ, и лагерь выставили в три ночи самостоятельно прямо на чьем-то поле, в двухстах метрах от асфальтовой дороги и какой-то усадьбы. На кухне в баллонах кончился газ. 

Но все по утреннему бодры. Горными дорогами едем на водопад «Университетский». Буковый светлый лес, необычные цветы и травы, колейный offroad и получасовой пеший спуск по острым валунам. Очень здорово!

 


Чтение на плато Лагонаки 

  

  

 

А потом уже по трассе Горячий Ключ – Джубга – Новороссийск. В сон клонит уже с семи вечера. К Черному морю подъезжаем на закате. 

Въезжаем в город. У цементных заводов большой мемориал. Отсюда начинались бои за город. Под ногами белое крошево, странный запах, экскаватор на склоне – в Новороссийске делают цемент. По серпантину забираемся на окружающие город холмы – смотреть салют 9 мая над Городом-героем. Мы будем смотреть на салют сверху вниз!

 


Дорога Джубга-Новороссийск

 


- Дети. Вот это Новороссийск – Город-герой.
- А Белград, наверное, тоже Город-герой?
- Ну по смыслу, конечно. Хотя такое звание давали только в СССР – Москва, Киев, Минск
- А вот я думаю, что город «Минск» назвали по имени Минина. Да?

 

Салют над Городом-героем. Здесь в 1943-ем году 225 дней держался плацдарм на Мысхако. 

 

А я смотрю с холмов на город, на бухту, на салют и думаю совсем о другом.

Холмы над Новороссийском… С этих холмов в марте 1920-го Красная Армия била из артиллерийских орудий по английской эскадре, эвакуирующей из Новороссийска разбитую Белую армию, казаков Тихого Дона. Кто уезжал в Крым сражаться дальше, а кто, как генерал Деникин, уже навсегда покидали Родину. И эти холмы над городом – последнее, что они видели с кормы, последний клочок русской земли над горизонтом. 

 


Из воспоминаний генерала Деникина - 

Катастрофа становилась неизбежной и неотвратимой. Армии катились от Кубани к Новороссийску слишком быстро, а на рейде стояло слишком мало судов…

Юг постигло великое бедствие. Положение казалось безнадежным, и конец близок. Сообразно с этим менялась и политика Лондона. В один из ближайших перед эвакуацией дней ко мне явился генерал Бридж со следующим предложением английского правительства: так как, по мнению последнего, положение катастрофично и эвакуация в Крым неосуществима, то англичане предлагают мне свое посредничество для заключения перемирия с большевиками…
Я ответил: никогда.

12 марта утром ко мне прибыл генерал Сидорин. Он был подавлен и смотрел на положение своей армии совершенно безнадежно. Все развалилось, все текло, куда глаза глядят, никто бороться больше не хотел.

Между тем Новороссийск, переполненный свыше всякой меры, ставший буквально непроезжим, залитый человеческими волнами, гудел, как разоренный улей. Шла борьба за «место на пароходе» – борьба за спасение… Много человеческих драм разыгралось в эти страшные дни. Много звериного чувства вылилось наружу перед лицом нависшей опасности, когда обнаженные страсти заглушали совесть и человек человеку становился лютым ворогом.

13 марта явился ко мне генерал Кутепов, назначенный начальником обороны Новороссийска, и доложил, что моральное состояние войск, их крайне нервное настроение не дают возможности оставаться долее в городе, что ночью необходимо его оставить… Суда продолжали прибывать, но их все еще было недостаточно, чтобы поднять всех.

Вечером 13-го штаб главнокомандующего и штаб Донской армии были посажены на пароход «Цесаревич Георгий». После этого я с генералом Романовским и несколькими чинами штаба перешли на русский миноносец «Капитан Сакен».

Прошла бессонная ночь. Начало светать. Жуткая картина. Я взошел на мостик миноносца, стоявшего у пристани. Бухта опустела. На внешнем рейде стояло несколько английских судов, еще дальше виднелись неясные уже силуэты транспортов, уносящих русское воинство в Крым, к последнему клочку родной земли, в неизвестное будущее…

На берегу у пристаней толпился народ. Люди сидели на своих пожитках, разбивали банки с консервами, разогревали их, грелись сами у разведенных тут же костров. Это бросившие оружие – те, которые не искали уже выхода. У большинства спокойное, тупое равнодушие – от всего пережитого, от утомления, от духовной прострации. Временами слышались из толпы крики отдельных людей, просивших взять их на борт. Кто они, как их выручить из сжимающей их толпы?.. Какой-то офицер с северного мола громко звал на помощь, потом бросился в воду и поплыл к миноносцу. Спустили шлюпку и благополучно подняли его. Вдруг замечаем – на пристани выстроилась подчеркнуто стройно какая-то воинская часть. Глаза людей с надеждой и мольбой устремлены на наш миноносец. Приказываю подойти к берегу. Хлынула толпа…" Миноносец берет только вооруженные команды…"

Погрузили сколько возможно было людей и вышли из бухты. По дороге, недалеко от берега, в открытом море покачивалась на свежей волне огромная баржа, выведенная и оставленная там каким-то пароходом. Сплошь, до давки, до умопомрачения забитая людьми. Взяли ее на буксир и подвели к английскому броненосцу.

Очертания Новороссийска выделялись еще резко и отчетливо. Что творилось там?.. Какой-то миноносец повернул вдруг обратно и полным ходом полетел к пристаням. Бухнули орудия, затрещали пулеметы: миноносец вступил в бой с передовыми частями большевиков, занимавшими уже город. Это был «Пылкий», на котором генерал Кутепов, получив сведение, что не погружен еще 3-й Дроздовский полк, прикрывавший посадку, пошел на выручку.

Потом все стихло. Контуры города, берега и гор обволакивались туманом, уходя в даль… В прошлое. 

Такое тяжелое, такое мучительное.


 

Через 90 лет прах генерала Деникина торжественно привезут в Москву и перезахоронят в Донском монастыре. А мы будем стоять на этих холмах и смотреть салют в День Победы. В совсем другой Войне.

Все слилось, смешалось в огромном и горьком плавильном котле под названием История Страны. История и Память. 

 

 


Мемориал в Новороссийске


Вид сверху на город и бухту


Главнокомандующий Белой армии 
генерал Антон Иванович.Деникин


Могила Деникина в Донском монастыре


Салют 9 мая 2010

 

 

После салюта, где встретились все участники Волока, спускаемся обратно в город, но уже не по серпантину, а по отвесной крутой дороге. Ночуем на мысе Мысхако на турбазе в 50 шагах от Черного моря. Настоящий южный клоповник! Картонные домики, тараканы на стенах, оглушительный напор музыки в полпервого ночи. 

Марко заносит детей и падает сам. Я здороваюсь с Черным морем, заливаю кроссовки по колено и падаю тоже. 

 

 

 

10 мая. Черное море.

Выспавшись начинаем приходить в себя. Завтрак на открытой веранде над морем. 

Потом официальный финиш Волока на морской косе. Тут финальные слова и общая фотография. Дети с восторгом под дождем кидают камешки в море. Возвращаемся в клоповник. 

 


Завтрак на берегу Черного моря

 

 


Финиш Волока

     
Речь г-на Мочалова, главного организатора проекта "Волок". 
Тут мы его впервые увидели и поверили, наконец, в реальность его существования.


Мальчики из песочницы. Теперь у моря
 

Зато тут наконец-то есть душ, в котором нам с помощью электриков и сантехников удалось включить даже горячую воду. Вася после помывки – 
Я такая чистая! Папа, как будто ты только что купил меня в магазине!

Внутренне боремся с вчерашними планами ехать сегодня в Геленджик. С утра дождь, а потом уже и времени не так много остается. Тут хорошо, как хорошо на всяком курорте в мае – никого нет, мы почти одни на веранде, обедаем, прощаемся с участниками нашего забега. 

 


Наш клоповник
 

 

В пять вечера выезжаем в сторону Ростова. Для Марко скучно ехать просто так по асфальту федеральной трассы, и мы срезаем через горы. Поднимаемся в облако над Новороссийском. Холмы хоть и невысокие, но крутые. Не успел обернуться, а высота уже 500 метров от уровня моря, на уровне которого мы только что и были. 

Вдруг намеченную дорогу преграждает шлагбаум и милицейский пост. Что такое? Стратегическая секретная высокогорная нефтебаза! Проезд через нее запрещен уже много лет, хотя дорога зачем-то нарисована на карте. 

Что же делать? Неужели назад? Отъезжаем от милиции и находим у пожарных машин старшего лейтенанта МЧС. Он, оглядев внимательно машину и оглядев Марко, сказал – для вас есть одна дорожка! Она, правда, горная, для мотоциклов и УАЗов, но вы должны проехать. И даже проводил нас лично до ее начала. 

И это была не просто колейная черная грязь, как вчера у водопада, (такую грязь можно и в Подмосковье найти), а настоящий горный оффроад, о котором Марко и мечтал. Только достался он нам не на маршруте Волока, а уже совершенно самостоятельно и случайно. И никто нас сзади не страхует, никто не знает, что мы здесь.

Горная дорога тут же полетела вертикально вверх по склону без всяких серпантинов. Колея глубокая, но выехать из нее нельзя – буковый лес растет вплотную к дороге, и запас ширины всего-то сантиметров 20. При этом грунт от дождя влажный, и остановиться, подумать, выбрать объезд невозможно, потому что трехтонный Нисан просто начнет сползать вниз. Можно только ехать вперед. Машина-зверь! Урча всеми клапанами взбираемся на гребень холма. Гребень шириной в две машины, а дальше вправо и влево обрывы. Клево!

Но тут корень бука разрезает заднюю правую шину на 10 см. Нам еще повезло, что случилось это уже на гребне, а не на вертикальном подъеме. Что бы мы там делали? Марко меняет колесо, дети в восторге. 

Доезжаем по гребню до вершины холма. Красотища! Открытый луг, зеленая трава по колено и цветы десятка цветов. Простор!

 

 

  

 

Выбираемся на асфальт у довольного большого города Крымск. (Тут и делают Крымский Вермут). И вот мы снова в типичной ситуации Волока – 9 вечера, позади 100 км интересных мест, впереди 300 км асфальта.

Шикарные дороги на Кубани – гладкие, прямые, широкие, с яркой разметкой. И это не федеральная трасса, а дороги между райцентрами.

Ночной патруль. Ночной Дон. Ночной Ростов. Гостиница Лифтзавода. 
Допиваем коньяк. 

 

 

11 мая. Дорога домой.

В гостинице «Надежда» в кафе «Татьяна» паренек готовит обед на весь завод – баранина, телятина, греча в алюминиевых тазах. Эксклюзив для нас с детьми – блинчики и салатики. Но он один, и получается около часа. 

На выезде из Ростова дети считают георгиевские ленточки на встречных машинах. Получается 173. 

Трасса ДОН – 1000 км.

Под Воронежем знакомимся с узбекской (другой там нет) кухней – чебуреки, плов, шашлык. 

 


В "Надежде"

 

     
                                              Мультфильмы и мороженое на заправке


М4
 

 

Играем с детьми в их любимую «Бочку смеха».  Каждый загадывает слово из своей части речи. Выходит «Огненный цветок деликатно пьет» и «Красивый папа смело танцует вальс»

Потом ответы на вопросы к разным частям речи. К существительным, глаголам, доходим даже до наречий. Трое загадывают свое наречие, один ставит к ним общий вопрос вопрос. Получается –

«Как мы съездили на Волок?»

          - Вкусно!
                - Холодно!
                           - Весело!


 


У воронежских узбеков


Дома с Марфой

 

ДОПОЛНЕНИЯ


Список областей, по которым мы проехали.

 Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская, Псковская, Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская, Воронежская (2), Донская (Ростовская) (2), Волгоградская, Республика Калмыкия (2), Астраханская, Ставропольский край (2), Кабардино-Балкария, Республика Адыгея, Кубань (Краснодарския край) (3), Липецкая, Тульская

 

 

ДЕНЬ

ВРЕМЯ В ПУТИ КИЛОМЕТРАЖ ДЕНЬГИ

Общая сумма денег потраченных на эксп.
62 000

Из них
20 000 организаторам
18 800 на топливо
5 000 – условно на еду в дорогу
1 300 - на штрафы милиции 

  30 апреля 12 часов 800 км 7000 р.
  1 мая (Псковская область) 13 часов 540 км 800 р.
  2 мая (Себеж-Рославль) 12 часов 480 км 2200 р.
  3 мая (Рославль-Рыльск) 14 часов 490 км 1600 р.
  4 мая (Курская дуга) 16 часов 670 км 1800 р.
  5 мая (Дон) 5 часов 300 км 3080 р.
  6 мая (Калмыкия) 12 часов 460 км 150 р.
  7 мая (Пустыни) 16.5 часов 720 км 3000 р.
  8 мая (Кавказ) 16.5 часов 560 км 3600 р.
  9 мая (Адыгея) 11.5 часов 360 км 3000 р.
  10 мая (Черное море) 8.5 часов 450 км 3800 р.
  11 мая (Домой по М4) 15.5 часов 1100 км 8200 р.

152.5 часов
(6 суток и 8 часов)

6930 км

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

другие тексты