РАМАЯНА 
или СЕДЬМАЯ АВАТАРА ВИШНУ

 

Школьников сводили в кино. 
После этого на уроке учительница спрашивает
: 
- Маша, что тебе понравилось?
- Мне понравилась медсестра, она вынесла раненого с поля боя.
- Петя, а что тебе понравилось?
- Мне понравился солдат, который подбил танк гранатой.
- А тебе, Вовочка, что понравилось?
- А мне понравился наркоман.
- Какой наркоман?!!
- Он все курил свою  трубку  и приговаривал: 
"Хорощий у вас план, товарищ Жюков".

Советский анекдот

 

Недавно посмотрел нашумевший фильм Джеймса Камерона «Аватар». Перед просмотром всем раздали очки, их нужно было протереть мокрой тряпочкой. Разрешалось смотреть фильм и без очков, но в этом случае изображение расплывалось и не фокусировалось.

Первую треть фильма кажется, что это очередной вестерн на тему истребления американцами индейцев, про Ирак и Афганистан, про то, что те, кто кажутся нам дикарями, на самом деле, зачастую, древнее и мудрее нас. Но под конец понимаешь, что фильм гораздо серьезнее, а тема, которую он затрагивает не историко-политическая, а социально-общественная. 

Фильм снят на злободневную тему – «проблема популярности наркотиков и компьютерных игр в современном обществе». Сюжет фильма прост – неудачника, инвалида, не имеющего средств к достойному существованию, втягивают в медицинский эксперимент по апробации нового психотропного препарата. Его помещают в специальную нарколечебницу. В отличие от более опытных коллег, его вставляет на полную катушку с первой же дозы. Поначалу он пытается анализировать свои галлюцинации, но постепенно они затягивают его все больше и больше, вытесняя реальность. Мир, который представляется герою, необычайно красочен, замысловат, наполнен его детскими фантазиями – драконами, шестиногими конями и прочим сказочным зверьем. События, происходящие с ним в этом мире, напоминают прочитанную в детстве древнеиндийскую поэму «Рамаяна». Себя герой видит Рамой - седьмым аватарой Вишну. Тут есть и его возлюбленная Сита, и верный друг и помощник Хануман – предводитель обезьян, со своим хвостатым народом, и злобные ракшасы, и, конечно, их царь, главный враг Рамы – жестокий демон Шри Ланки Равана, закованный в броню и смутно напоминающий главврача нарколечебницы. 


 

 

 

 

 

 

 

 


Плакат фильма "Аватар"


Лакшмана, Рама, Сита и Хануман

 

                
Рама и Сита в фильме Камерона и в индийском эпосе

 


Демон Равана

 

На изображение и оживление мира «Рамаяны» режиссер тратит большую часть экранного времени и бюджета фильма. Это такое трехмерное «В мире животных», только без Дроздова. Однако полноценного трансцендентального мира, такого, как мир Карлоса Кастанеды, не получается. Не получается и фантастического мира Толкиена, Стругацких или Лукаса. Миру Камерона не хватает того, что есть в каждом из них – легкой иррациональности, недосказанности, которая и придает им реальность, заставляя верить в них не одно поколение читателей и зрителей. Я люблю вспоминать в «Улитке на склоне» то место, где белые шарики переползают тропинку перед остановившимися в недоумении героями. Переползли слева направо и растворились в Лесу. Все. Больше про них ничего не сказано! Фантастический мир должен быть полон неразгаданных тайн (как мир настоящий), тогда в него веришь. А мир Камерона оцифрован и просчитан от начала до конца. Если в начале бежит мордатый носорог, летит в небе красный дракон или падает белый пух, то значит, они где-то понадобятся, их значение разъяснится. Ружье заряжено и обязательно выстрелит! Поэтому мир Камерона, его «Рамаяна», скорее не наркотические галлюцинации – бессознательный, эзотерический опыт, а компьютерная игра, программа, кем-то продуманный и написанный в коммерческих целях код. 

 

   

 

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

В этом аспекте интересно подумать о названии фильма. «Аватара» - санскритский термин, означающий воплощение, а вернее «нисхождение» Бога на землю. «Нисхождение», «даунконвертинг» или «проекция» – кому что понятнее. Короче – упрощение сложной формы до уровня более простой. Представим себе программиста, автора компьютерной игры, который сам сел в нее играть. Кем является его виртуальный герой для прочих действующих лиц этой игры? Аватарой Всевышнего, alter ego Создателя их Вселенной. Он гораздо мудрее всех остальных, просто потому, что на кнопки жмет автор программы! Он знает под каким сундуком золото, где потайной ход в стене, как ловчее победить противника. Получается вполне Пелевинская картина! 

Можно рассуждать в этих терминах дальше. В классическом «Prince of Persia», да и в любой другой игрушке, есть некоторые секретные (для обычного юзера) коды, специально закладываемые разработчиками для отладки. Они позволяют протестировать любой участок игры без многочасового процесса «играния», т.е. свободно перемещать фигурку с уровня на уровень, добавлять ей жизней, денег, воскрешать из мертвых, убивать противника нажатием одной кнопки, без мучительной и нудной схватки с ним. Все это умеет делать и классический аватара - воплощение Бога. Вспомним Кришну в Махабхарате. Как он ведет себя во время боя на Курукшетре? Он занимается тем, что нашептывает по очереди, каждому из пандавов, как половчее завалить несокрушимых кауравов – Бхишму, Дрону, Дурьодхану и пр. «Зайди к нему со спины», «ударь его оглоблей по коленке», «выбери момент, когда его колесница завязнет» и т. д. Благородные Арджуна, Юдхиштхира, Накула и Сахадева отвечают «Да как же можно?! Ведь это будет нечестно!». На что Кришна им отвечает «Иди и сражайся! Не мудри». Они идут и побеждают. Это выглядит странным для читателя до тех пор, пока он всерьез не вникнет в комментарии духовных учителей. А можно просто представить себе концепцию компьютерной игры, в которой программист (Создатель, Творец, Вишну) играя своим виртуальным героем (Аватарой), отлаживает программу с помощью заложенных им заранее секретных ключей. И вся морально-нравственная проблема в таком случае сведется к простому вопросу, вроде - честно или нечестно набрать ключевое слово megahit в «Принце»?

Но вернемся к фильму Камерона. 

 


Prince of Persia

 

 ФИНАЛ ФИЛЬМА

Герой все больше и больше уходит от реальности, где все уныло, грубо и железобетонно, в сказочный мир компьютерной игры. Он перестает нормально питаться, месяцами не выходит на улицу, не бреется и не моется. Мир игры не просто красочно-притягателен, он дает ощущения, которых начисто лишен современной человек – быстрого бега, охотничьего азарта, полета в конце концов! Этот мир добр, мудр, он гармоничен. Язычники Древней Индии живут в единении с природой и ее духами, поклоняются праматери Парвати (Кали). Как и в рассказах Киплинга, они кладут разъяренному буйволу, рыси или волку руку на плечо и тихо говорят «Мы с тобой одной крови – ты и я», и зверь затихает. Этот мир несравним с реальностью! Но, чем сильнее, мудрее, чище и грандиознее становится Рама в игре, тем несчастнее, запущеннее и гаже делается герой. Это участь наркомана. 

Так или иначе, он уровень за уровнем проходит все этапы игры. Но когда доходит до финала, вот-вот Рама должен победить Равану и обвенчаться с Ситой, уже занес он грозный лук Шивы для последнего выстрела… Наступает облом – врачи, видя что дело дрянь, выдергивают штепсель, останавливают игру, хлещут героя мокрыми полотенцами по щекам, делают массаж сердца – словом, пытаются вернуть к жизни. Но герой только хрипит, бешено вращает глазами, плюется и царапается. Он уже перешел черту, разделяющие две «реальности». Он целиком ТАМ. Санитары кажутся злобными ракшасами его Рамаяны. 

Финал фильма раздваивается на трагический – герой расстреливает врачей нарколечебницы, хватает шприц и умирает от передозировки, и счастливый – Рама побеждает всех ракшасов во главе с Раваной и женится на Сите в окружении довольных обезьян Ханумана… 

 

 



Развязка Рамаяны. 
Рама поражает стрелой Равану

 

 

 

Значение слово "аватара". Подробнее о Рамаяне

другие тексты