******************************

     HAMLET AS HE IS

******************************

/ впечатления после спектакля в 1543 апреля 2001 года /



Сыгран Гамлет профессионально. Слишком.
Но только вот нет в нем трагичности.
Одни нервы, крики, блажь бездельничающего принца.
Некрофелическое циничное остроумие.
Философия колхозника-неудачника, но с большим чувством и жаром.
(Я впрочем, видел не меньший жар и у самих колхозников).

Циничное обращение с Офелией, Гертрудой и всеми прочими.
Ноль сожаления по поводу убийства Полония.
Полоний-то, наверное, получил по заслугам. Только вот перед Гамлетом он лебезит и стелется -
и, заметим, что Гамлет унижает и издевается только над теми, кто слабее -
над женщинами и Полонием.
С Клавдием, которому он вроде как мстит, держится совсем по-другому.
Осторожно провоцирует. Из-за угла.
Но вот только нельзя все оправдать одной местью.
2000 лет назад жил человек, который сказал, что закон "око за око" больше не работает.

А сожаления у Гамлета нет не только из-за смерти Полония,
но и почему-то смерть Офелии вызывает у него жуткую,
необъяснимую ярость к ее брату, Лаэрту. 
Пусть даже тот и лицемер, но зачем в могилу к нему прыгать и так орать?
Безумие? Все этим объясняется?

Все вместе - ребячество избалованного подростка -
"меня не любят, не ценят, не замечают - буду бегать,
орать и задираться, чтобы заметили.
Все виноваты вокруг - все либо подонки, либо простаки, либо шлюхи.
Один я - хороший, справедливый и умный!
Буду один против всех!
А еще лучше - возьму и брошусь в море назло кому-нибудь - пусть поплачут".

Сильное, больное, опасное дитя.
И абсолютно пустое.
Понятно, что он идет к самоуничтожению, но тянет туда и всех остальных.

То, что вся пьеса - трагедия, безусловно,
но в самом Гамлете я не увидел ничего трагического.
Трагедия жить рядом с таким человеком, трагедия - любить его,
трагедия - даже ненавидеть.



И только одно оправдывает его и спасает - Офелия.
Также и Маргарита спасает душу Фауста в финале.
"Помяни мои грехи в своих молитвах"
и про "любовь 40000 братьев - не чета моей"

Да, Офелия "предала" Гамлета, послушавшись отца..
История старая и часто встречающаяся.
Обычно ставится в "добродетель".


Трагедия Гамлета - трагедия маленького ребенка,  
которого не слушают другие, и он от этого злится.
Клавдий, Гильденстерны, Гертруда говорят с ним, но о своем.
Есть Горацио, но этого мало, а все остальные  "не доросли до него",
и поэтому все философские рассуждения - это монологи с самим собой.
А ведь у него есть Мысли, да, много Мыслей, 
но поделиться ими не с кем - вот же трагедия!

Зацепила же меня такая фраза из "Быть или не быть" -
"..Всеобщее притворство, невозможность
Излить себя, несчастную любовь
И призрачность заслуг в глазах ничтожеств..."
Да, этой фразой все и объясняется.
"Невозможность излить себя" - основная проблема Гамлета, как мне кажется.
И это уже теплее, ближе к нам самим.
Потому что мало кому из нас выпадает в жизни мстить дяде за отца,
а вот невозможность "излить себя", вывернуть душу наизнанку,
показать всем или хоть кому-то - "вот что у тебя там внутри!"
"Смотрите, вот он я! Вот что во мне! Вот, что я могу! 
Вот, что болит! Вот, чем я живу на свете! Вот смысл моей жизни! Друзья, братья, сестры!"
А всем плевать.
Ну, повосторгаются для приличия, покачают головами, 
поцокают языками и разойдутся по своим делам.
Останется только один недоделанный Горацио, который будет слушать и кивать,
но он скоро первый вам самим и надоест.

Тогда становится понятно, что же в этой книге такого,
что мы, спустя три (четыре) столетия ее читаем и читаем снова.
"Это про нас", как сказал Жуф после спектакля.


Тогда становится понятно и кто такая Офелия, и зачем она нужна в пьесе.
Офелия - полная противоположность Гамлету.
(Отсюда, кстати, и их любовь, как часто бывает)
Она добрая, кроткая, простая и светлая девушка.
И ей действительно не по пути с мстящим Гамлетом, ей просто неведомо это чувство.
У нее точно так же, как и у него, убили отца,
но она не испытывает ни капли ненависти к убийце,
не пытается его найти и отомстить.
Это, во-первых.

А во-вторых, - у Офелии нет этой мужской, тщеславной потребности "излить себя".
Она мало говорит - больше слушает.
Она слушает Гамлета, слушает отца, и ей не хочется огорчить ни того, ни другого.

Но вся ирония судьбы (и это на самом деле кульминация пьесы!),
что как раз ей и удается то, к чему так стремится и чего не может достичь Гамлет -
Излить Себя.
Излить себя, всю свою сущность в этих бессознательных песенках и цветочках!
И этот момент был замечательно показан в спектакле -
она ходит, поет, и все ее слушают. Все!
Так не слушали даже короля, не говоря уже о Гамлете.
Только Офелию, одну.
Ей самой это ни капельки не нужно - ни до помутнения рассудка, ни тем более после.
Но нам здесь показано - не прав Гамлет в том, что в этом черством эгоистичном мире
никто никого не слушает, никому ни до кого нет дела.
Неправда!
И мы, затаив дыхание, слушаем песни Офелии.
Правда, уже безумные.
И в этом радость и горечь одновременно!


                                                                                     SP