Теория квантования
или
Зачем нужна Квантовая механика на V курсе МехМата?
ПРОЛОГ.
Последние пять дней прошли под сильнейшим влиянием этой области человеческих знаний. Пять дней эйфории, пять дней чтения пяти книг одновременно, пять дней полной прострации в умопомрачительных формулах, пять дней осознания того - что все это уже знал раньше и что все, чему учили в школе Эткина и на химии – правда, эти пять дней закончились, однако, седьмого января вечером полным инцухтом. Когда, окинув опухшим взором билеты, я понял - что ничего не помню. Все ушло в процесс - ничего не задержалось в голове. Я получил массу удовольствия, но экзамен завтра не сдам.
"Я знаю лишь то, что ничего не знаю" - говорил Сократ, "и я с ним согласен, потому что он классик." Пробовал написать шпору и не смог. В отчаянии я на все забил, лег спать и мне приснился славный русский город Таруса.
ДЕЙСТВИЕ РЕАЛЬНОЕ.
Попав с утра в аудиторию 12-06, я первым делом страшно облажался, перепутав лектора и семианриста, Граца с Гальцовым. С момента нашей последней встречи они оба сильно изменились.. Экзамен, конечно, проходил по-ФизФаковски - все сидели с распечатками Гальцова, Ландавшицами и тетрадками (у кого были), но я не успевал даже ничего списать, не то чтобы там 'соображать'.
Подобные порядки конечно развращают студентов МехМата, привыкших сдавать менее объемные теории, но все же на экзамене сидеть с голым листком бумаги, а не кучей книг, пытаясь напрячь башку и словить от этого дополнительный кайф. Но что делать! По крайней мере, я еще раз успел убедиться в мудрости Сократа. На три я согласиться никак не смог бы - Пять Дней жизни чего-то да стоят, тем более - таких Пять Дней! Я уже подумывал - не уйти ли мне сразу. Добровольно. Но тут до меня добрался принимавший аспирант, устроил мне халявный разнос за Квази-Классику вместо точных решений для потенциальных ям в точках поворота. Спросил про Статистику Ферми-Дирака (oh! sweetty) На что я тут же радостно начал втирать про Эткинскую астрофизику, дошел бы и до нейтрино, если бы он меня не остановил.
Да, неудовлетворенность собственными знаниями есть всегда, но если приходя на Комплан, Теорию Чисел, Алгебру ты все-таки уверен в себе, приходя на УРЧП, ЧМы, ОПУ - думаешь - пусть ставят что хотят, но я этого больше изучать не хочу, тошнит. То здесь - я бы вполне согласился еще поизучать эти Кванты. Так вот - только что я прекрасно понимал, что ничего не знаю и не сдам. Слышу - "Вы на 4 согласны?" И имею наглость еще секунд пять думать - а согласен ли я на "4"?
Ладно. Заболтался. Пора переходить к делу.
ДЕЙСТВИЕ МЕНТАЛЬНОЕ.
Итак - вопрос сформулирован. 1) Зачем Квантованя механика нужна? 2) Почему у нас ее проходят на пятом курсе, хотя все физики ее изучают на третьем?
Может, студент МИФИ III курса умнее МехМата V? Но дело ведь не в уме. В образовании? Может, но не столько в самом образовании, сколько в его нормировке на дельта-функцию.
Вот в чем фишка - МИФИ, ФизФак - слушают свои Кванты на своем 3 курсе с открытыми ртами, как манну небесную, откровение.
МехМат же все это уже прошел также на своем 3, в курсе Функционального Анализа. И теперь слушает все тоже самое еще раз в других словах - Гамильтониан, скобка Пуассона..
Узнавание? - да.
Приложение (application) математики? - а вот тут STOP!
Все наоборот! Ты пять лет жил на 14 этаже Главного Здания, в этих до боли стремящихся стать родными обитых финским дубом стенах, считая их чуть ли не Касталией, Математику - Игрой в Бисер, а своих преподавателей - magistre ludi. "Чистое знание". "Полная абстракция". "Все из головы". "Придумывают Математику люди или Ее открывают?"
И тут - удар палкой по голове.
Нет, понятно - Математика развивается за счет Физики - об этом говорят еще в школе. Все понятно, ты привык что - Дифференциальное Исчисление - это Ньютон, Матан оттуда, Гаусс-Остроградский из Механики сплошных сред, ДифУры, ОПУ - Лагранжи и прочие дела, Тензоры, ДифГем - Теория Поля, Максвелл, Эйнштейн.
Про все это со временем забывается, укладывается. Да и потом - там предупреждают заранее - вот это пришло из Физики, а потом было то-то и то-то. F=ma, а потом мы учимся решать ДифУры второго порядка. Температура распределяется - Ut = Uxx, а потом мы учимся это решать, придумываем пространства Соболева etc.
Да, к этому привыкаешь.
Но ФункАн! О Смолянов! О Хелемский!
Все же звучало так убедительно - как будто это вы все придумали. "Все из головы. Чистое знание."
Как же..
Для меня, например, всегда существовало два слова "Спектр"
1) Множество собственных значений линейного оператора.
2) Еще Эткина в 11 классе рисовала Спектр Энергии, Спектр Излучения от звезд или от Солнца. (И тогда я уже не понимал - почему он от звезд - дискретный, а от Солнца - непрерывный).
И только сегодня, после экзамена я понял, что это ведь одно и тоже слово!
И пришло-то оно не из 1) в 2). А наоборот!
Это удар! Об этом никто не предупредил.
Весь Функан был изобретен уже после Планка, Шредингера, Бора, Эйнштейна, Дирака...
И это ведь не ехидные дядьки с клюками с ФизФака приперлись - давайте мы вашим студентам все малину испортим! Нет, это ведь своя собственная родная учебная часть их позвала - придите, мол, и постучите им по голове!
Зачем?!
Да чтобы не зазнавались! - раз
Чтоб понимали свое предназначение - служить Науке - два.
А главное - чтобы не теряли связи с Реальным Миром!
Поэтому и на 5 курсе, поэтому и заранее не предупреждают!
Вы верите в Математику, господа? -так вот - пожалуйста. Убедитесь в том, что она пришла из Реального Мира, а стало быть - он Существует!
Сквозь стенки ходить - пожалуйста, ходите (квантовый скачок!) но все же, как ни крутитесь, милые вы наши - а только это Реальные Стенки!
А потом нам говорят, что у нас нет чувства юмора.
И хорошо, если нет.
Потому что оно слишком уж часто граничит с цинизмом.
ДЕЙСТВИЕ ДУХОВНОЕ
. Только это еще не все.Учебная часть мудра. Только к концу обучения я смог это понять.
И рядом с Квантовой Механикой она ставит в сетку расписания Философию.
Сократ уже сыграл свою роль в Прологе, дошла очередь и до Платона.
Основной вопрос Философии, что первично - Дух или Материя?
Основной вопрос Философии Математики - люди ее Придумывают или Открывают?
Ведь всю нарисованную картину можно перевернуть кверх ногами, вернее - вывернуть наизнанку. И она останется истинной.
Просто надо перестать быть эгоцентристами и замыкаться на себе - я, 501 группа, курс, МехМат, все математики в мире, все математики в мире во все времена.
Надо выйти за эти пределы.
Мысль физика - "если бы Резерфорд не расщепил атомное ядро - его бы что не было?" Было бы!
Так почему по аналогии не отменить и всю Историю Математики? Что, если бы Фалес Милетский не начертал бы на песке параллельные прямые - дзета-функции бы на свете не существовало?
Забудем о нас, любимых!
Посмотрим на Абстракции и ваш Реальный Мир.
И теперь, кто кого индуцировал?
Как может камень порождать абстракции?
Наоборот.
Правильно - вот мы и пришли к Платону.
Эйдос Математики парит на небесах вместе с эйдосами Добра и Красоты, отбрасывая свою тень в материальный мир. Например: эйдосы - собственные значения операторов, по сравнению с которыми энергетические уровни атомов, которые крутятся по дорогам Древней Греции - полное ...! И так далее.
И все хорошо. Мир устроен понятно и просто - как тень мира небесного.
До тех пор пока не появляется человек, говорящий - тень, так тень, но она ведь на чем-то остается! => есть материя! То есть, Аристотель. И ведь именно он и является первым Физиком!
Так все и завертелось. Теперь Физика занимается тем, что по теням пытается воссоздать то, что эту тень отбросило. Поэтому и изучает эти тени, эту Землю.
Те же, кто постиг Небо, не живет больше для нужд Земли.
ЭПИЛОГ.
К чему привело изучение Квантовой Механики?
Теперь понятно - как Господь Бог творит Мир.
Он придумывает Уравнение Шредингера, а все остальное - дело техники.
Да впрочем, что же это я,
все остальное вы сможете вывести и сами!