Некоторые комментарии к 14/16

 

”Пиши, милая, а мы почитаем”

Я задумывал этот фильм в феврале одним человеком,

начинал в августе уже другим,

а заканчиваю в ноябре третьим.

 

Субботние Вечера и Одноклассница. <Touch Me> и <Love Street>. (Нина)

Кто мне ответит на вопрос - почему в обоих клипах под песни Моррисона присутствует Довлатов?! (хотя он там ни к селу, ни к городу - у него есть свой собственный). Видимо, из-за подсознательного уважения к Маше Молодцовой.

 

Арефьева. <из Болота в Рай>. (a moi)

Монтировалось, если я не ошибаюсь, еще даже До Турслета. “Джа купит нам пива” - это же была просто шутка!!

(И Тема пусть не обольщается)

 

Image. <Бездельник>. (Довлатов и Виеру)

Ну понятно, что раз увековечен Денис Попов, то надо было и оставшихся двоих куда-то девать. Хорошо, что Цой сочинил две песни “Бездельник” (кто из них N1, а кто N2 - я всегда путал). Но речь не о том - просматривая этот клип мне понравилась фраза - “Я - Бездельник, у-у, Мама, Мама” - Или Сережа тоже затесался в братья к Лизе?!

 

 <Лилипутская любовь>. (Витя, Ермак и Нафаня)

Прошла Премьера, я уже думаю совсем не о 14 и 16, но почему-то вдруг вспомнилось - август 90 года, мы возвращаемся с отцом из Карелии после похода по Керети, и в Москве меня встречает известие о смерти Цоя. Мне только 12 лет, я его еще почти и не слышал. Пройдет еще два года, прежде чем я буду знать все песни наизусть, записывать с радио SNC по одной песне с еще неизданного “Черного Альбома” - “Кукушка”, “Следи за собой”, “Девушка больна” (Теперь-то она созрела, а раньше была просто больна). Буду прокручивать снова и снова альбом “Ночь” на чердаке заброшенного хлева в своей деревне в компании таких же как я, ловя строчку за строчкой и эту, самую главную -

“Наше сердце работает, как новый мотор,
Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать”

постепенно влюбляясь раз и навсегда в эти песни, в этот чердак, в людей вокруг меня и в это число.

Да, все это будет потом, но уже тогда, в конце августа 90-го страшное известие произвело очень сильное впечатление. Я уже успел увидеть “Ассу”, причем не где-нибудь, а как раз в Юрмале, в Слоке в каких-то 10 километрах от Того места на шоссе и всего за два месяца до того, как Это произошло. И я хорошо помню, как девчонки рыдали, а парни постарше ходили с такими лицами, будто умер их родственник, друг, брат, и везде, везде, во всех дворах (не только на Арбате) пели. Пели только “Кино”.

И в какой-то из этих августовских дней я услышал по радио о концертах, или об альбоме, или просто о самом создании новой группы, называлась она “Ногу Свело”. Ни одной песни я не слышал, но хватило одного названия.. Я помню - чуть ли не слезы от обиды - Что же это такое происходит в мире! Цой умер, и что теперь?! Сведенные какие-то ноги. И люди теперь это называют Роком?!! Да, тогда ушло что-то настолько настоящее, на 100 процентов настоящее, что все остальное, все что начало возникать после - казалось просто фарсом! Глупостью. Попсой.

Прошло 10 лет. Я снял очередной фильм. В титрах “Ногу свело” и “Кино” стоят рядом. Смешно? Грустно? Я не знаю

 

In-версия. <Till There Was You>. (9-в и Света)

Об этом уже сто раз говорилось. Я совершенно не понимал, на какую музыку класть урок спецкурса, но наугад выбранная песня оказалась по смыслу самой подходящей - ничто другое не способно столь же точно описать степень осиротения маткласса.

 

<Girl, You ll be a Woman Soon>. (Катя)

Если кто-то еще это помнит, Тема перед премьерой играл на компьютере в Doom и ставил на полную катушку две песни - эту, из “Pulp Fiction”, и “Девочку-Созрела”. Я сразу обратил внимание и запомнил, потому что знал, что песня прозвучит в кино, а потом задумался - почему? Что общего в этих двух песнях? Да и правда - разве это не мужской/вдумчиво/англоязычный и женский/стервозно/национальный варианты одной и той же проблемы?

 

<Хочется - Сбудется>. (Света)

Клип родился уже осенью, хотя еще в марте было понятно, что 1) в фильме обязательно должна звучать Земфира и 2) никому кроме Светы эту роль не исполнить. Должны были быть безусловно “Ромашки”, но потом стало ясно, что нет, не смогу. Чего-то еще не хватает.

Да, именно под эту песню был осуществлен исторический правый поворот с Ленинского на Обручева под крики Морозова “Налево!” Да, именно под эту песню я валял дурака из полосы в полосу на Комсомольском недалеко от дома Ирины Викторовны в день отлета Александры. Но все дело в том, что это были уже Следствия, а не Причины - я уже знал, что эта песня у меня будет и про Кого она будет тоже знал. Поэтому-то я и ставил ее в присутствии Светы, чтобы посмотреть на реакцию, параллельно делая все, для того, чтобы эти моменты остались в памяти надолго. (Даже слишком). (Хотя она теперь этой песни тогда не помнит и кидается в меня пачками “Золотой Явы” из Суворовского бардачка).

На самом деле - я уже сам не очень помню, когда этот клип придумался. Мне кажется так - есть кадры со спортивным праздником в День Синагоги-99, где Света не очень удачно попадает мячом в кольцо, и есть съемки с бесконечных баскетболов разных команд, но Света есть там везде. И очень успешно, на сколько я могу судить. Вот. Отсюда и “если мне хочется - сбудется”. А может и нет. По крайней мере я помню момент, когда окончательно решился на этот клип -

Мы слушали эту песню в машине. До Морозова. С Юрой ехали вдвоем. В полной темноте, по улице без фонарей. Нам надоело 101,7, я вставил Земфиру и включил ее мотаться на начало. Но ошибся - она пошла мотаться наоборот, на начало стороны B:\ Мы едем, вечер, устали, молчим, в магнитофоне что-то скрипит, щелкает. И вдруг из Полной Темноты раздается совершенно неожиданное и оглушительное - “Але! А я - Девочка-Скандал!” Я понял - Все! Заметано! Так и будет - эта песня должна возникать именно из темноты, безо всяких дурацких заставок. Прямо из черного поля.

Честно говоря, мне было бы проще делать этот клип, не общаясь со Светой. Так же, как я делал в “Детях Синагоги”. Потому что когда не знаешь человека вообще, просто видишь со стороны, его гораздо легче монтировать. А так.. Это ведь не мое мнение - просто мысль вслух. Надеюсь, что именно так меня и поймут.

Лишь одно - “Внутри прячу радар, ловящий мысли” - это в точку! И еще - мне постоянно слышится в припеве - “Хочется - Збудется”. ("пара ловких бойких фраз")

 

<Китайские Колокольчики>. (Палей)

Клип придуман одним из первых. Уж не знаю почему - совершенно бессмысленный, но песенка просто понравилась, а кто бы еще так исполнил главную роль, как не Миша Палей? Суворова поэтому снимал еще в марте специально, зная для какой песни. Но чего я совершенно не знал в марте, это того, что Света найдет у Юры эти самые Китайские Колокольчики в день поездки в Шереметьево-1, то есть ровно через два дня после завершения мной этого клипа!! И не просто найдет, но и начнет спорить о том, что называются они не “Китайскими”, а как-то еще.

А на следующий день (в понедельник) у меня был урок Алгебры. Палей на перемене вел себя весьма странно - плевал семечками в Уютову. Я подошел и сказал - “Миша, что ты делаешь?! Немедленно извинись перед Леной! Мужчина себя так вести не может Чтобы она там тебе не сделала”. Он конечно не послушал, как обычно. А я только через час, уже уходя из школы, вдруг понял, что мои слова - это почти точная цитата из этого самого клипа, сделанного три дня назад!

 

Ярославна на Забрале. <Таруса> (Marie)

История клипа такова:

Эту песню мы знали и любили всю жизнь - Хорошкина играла “Тарусу” на моей памяти всегда, и Костя в свое время от нее просто тащился и страдал, если Аня выпадала из такта.

Фразу про “Ярославну, плачущую в Путивле на забрале” я загадывал Marie в шарадах именно в городе Ярославле, год назад, то есть как раз тогда, когда мы с ней и познакомились. Она тогда отказалась ее показывать, потом Зайцы приехали с очередным тортом и все плавно перешло в стандартную мафию. Так все и забылось. Но не совсем. Всплыло. Таким образом Песня и Название связаны друг с другом.

Но это все - История, главное в другом. Я же здесь не объясняю откуда что взялось (кому надо, знают и так больше меня), а пишу о собственных впечатлениях от работы. Цель данного текста - продемонстрировать, что Кино живет своей собственной жизнью, независимо от воли автора (как, впрочем, и сам этот текст). (Как и любое наше слово высказанное вслух уже нам не принадлежит).

Так вот - когда я рисовал заставку для этого клипа, то вдруг засомневался - а вдруг она “Яраславна”? (Не смешно! Пару раз так и было. Приходилось даже в орфографический словарь лазить. А то вокруг-то все грамотные. (Иногда даже слишком.)) Полез в “Слово”, нашел, зачитался про Всеволодовичей … и вдруг натыкаюсь - в книге, в самом конце “Литературный перевод Слова о Полку Игореве Николая Заболоцкого”! То есть автора “Тарусы”!!! Я уже не думаю ни о каком монтаже - ищу в тексте Заболоцкого Ярославну, и… Да!..Так вот оно откуда все!! Смотрите сами -

 

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

“Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу …..”

etc.

“Кабы мне такие перья, мне б такие крылья..”

 

 

ПолуФинал. <Прощание Славянки> (Выпускной)

Можно продолжать параллели с предыдущей темой - первый художественный текст Древней Руси, невеста, провожающая витязя на битву. Но это каждый может сделать сам, я лишь хочу сказать, что, конечно, немножко жалко - по-хорошему, надо было бы оставить эту музыку на Окончательный Выпуск из 11 класса. Но.. кто знает, что будет через два года? Может я не доживу, может камера совсем загнется, а скорее всего у меня просто уже не останется сил на подобную деятельность. Поэтому сейчас. Надо жить сегодняшним днем! Пусть ПолуФинал.

< Прощание Славянки с Синагогой. No Comments. >

 

Титры. <Дубровский>

По первоначальному плану в титрах должна была звучать “Маша и Медведь” с альбома < Y >. Но почему-то не вышло. И не только из-за связи с “Тарусой” и отрывками до нее, нет. Она.. как бы это сказать?.. более “финальная” что-ли. Успокаивающая. (Кстати, окончательное решение я принял опять-таки услышав ее по 101,7 в машине с Юрой. (Ехали мы, вроде, перевозить Аркадиевские вещи к Александре.) И я так громко радовался своему прозрению, что бедный Юронька, тогда еще только начинавший ездить, куда-то чуть не въехал. )

Кстати, знакомым с творчеством Б. Гребенщикова, могу сообщить еще одну деталь, замеченную совсем недавно, - на “Снежном Льве” как раз перед “Дубровским” есть песенка “Древнерусская Тоска” со строчкой - “У Ярославны дело плохо - ей некогда рыдать”. Но это так. В сторону. Хотя - свободы для фантазии по поводу связи последних трех песен - море. А если еще вспомнить, что и БГ “Тарусу” пел на своих концертах….

“Маша и Медведь” все-таки не годится для титров к фильму. Это слишком сильное произведение, большее чем просто песня.

Да и ведь в “Дубровском”, если вспомнить, была не только Маша, но и тот же Медведь, застреленный лирическим героем в самое сердце…

 

СП

28/11/00