Поздравление гимназии от трех поколений 


1. "Любимая школа". 
    Алеся Васильева
(выпуск 2003 года)

 Люблю момент в середине рабочего дня, когда я случайно поднимаю глаза на цифровые часы и вижу 15:43. 

ОЕ заложила глубокую любовь к литературе, подход к поэзии и основы письма – до сих пор питаюсь ними, пытаясь убедить международное научное сообщество своими аспирантскими статьями в анонимном процессе ревью. Квашенко был первым, кто вдохновил и покорил – не только меня, но и весь класс – сплетя биологию с самыми увлекательными историями о функционировании универсума – от молекулы до большого взрыва. Юлич, помимо физики, был тем мужским характером, который совершенно необходим. Воспитали его походы: дежурство, готовка («бортовое кипение»), братское деление воды во время засухи, необыкновенно доброжелательная, подбадривающая, неунывающая сильная натура. Помню ушедшую Наталью Викторовну Русанову, которая к моему восторгу на уроках английского читала с нами Гарри Поттера, и дорогую Надежду Алексеевну, благодаря которой я выучила немецкий, впитав её систематичность и упорство. 

Не могу сказать, что я сильно скучаю по школе – потому что она всегда со мной, в основе моей личности. Мне греет душу, что большинство из вас ещё там, во главе с директором, в тех же кабинетах, вдохновляют и наставляют новые поколения. А когда я выберусь в Москву и снова зайду в школу, меня узнает Сан Саныч и станет расспрашивать о Германии, Юлич заорёт «Алеська!», а когда я просуну голову в 32-й кабинет, ОЕ расплывется в сияющей, узнающей улыбке.

 

 

 
 2. "Юбилей гимназии". 
     Наталия Динес

В моей школе в 70-е мы носили коричневые форменные платья, много ходили строем, учили речи партийных боссов и разбирали на скорость автомат Калашникова. Историю преподавала финка, и при желании из ее молчания можно было кое-что понять. Или, по крайней мере, заподозрить.

Гимназия, в которую пошла моя дочка в начале 90х, была для меня свежим дыханием огромных перемен. Мальчики-подростки сняли наконец мышиного цвета форму, могли носить волосы до плеч и пиратские платочки, надвинутые на лоб. На уроках литературы обсуждали Толкиена и «Бесконечную историю» Михаэля Энде и ставили спектакли по книгам, которые я раньше с трудом раздобывала из-под полы – Булгаков, Набоков, Горин, Вильям наш Шекспир. Это был мой шанс – я села во второй раз за парту и с наслаждением погрузилась в перекличку Мандельштама с Гомером и причины падения Римской Империи. Все, чего мы были лишены, что недоучили, не прочли, что было вычеркнуто, изгнано из общественного дискурса, существовало в списках и в умах, вернулось и было щедро, с вдохновением и подъемом дано моей дочке и ее сверстникам – поколению Перестройки. Сами не осознавая своего исторического везения, они росли свободными, хорошо информированными, рефлектирующими. Они ценили друг друга и соревновались друг с другом по количеству прочитанных – и осмысленных – книг. Гимназия была центром творчества и свободного духа. Я ценила в ней cвободу выбора тем, свежее расставление акцентов, многообразие мнений – одним словом, ее не-советскость. Что двадцать лет назад было совсем не само собой разумеющимся.

Рискну оспорить тезис, что образование вне политики. Я желаю гимназии держать свою линию – учить детей независимому критическому мышлению. Чтобы во времена нарастающего оппортунизма и конформизма незаметно не вернулись коричневые форменные платья, хождение строем и сбор на скорость автоматов.

 



3. "Юбилей гимназии или объяснение в любви". 
    Светлана Францевна Покровская 

Школа – лучшая часть моей жизни, из 40 юбилейных лет на нее приходится половина – первые 10 лет, когда там училась Алеся, моя внучка, и 10 лет после – тогда Алеся уже жила в Германии, я в школу ходила одна и посылала родным отчеты о всех праздниках, спектаклях, марафонах, викторинах, словом обо всех школьных событиях. Все эти годы я вела записки, своеобразную летопись школьных событий – хотелось удержать ускользающий миг жизни, детали, подробности разговоров, облика детей и учителей, сохранить аромат встреч. 

Глядя из сегодняшнего дня на прошлое, вижу отдельные фрагменты, куски жизни. Погружалась... училась... восхищалась... В младших классах помню задания по клеточкам строгой Ирины Евгеньевны, экстаз детей в 5-ом классе на занятиях математикой с Натальей Юрьевной, первые творческие работы, баллады в стиле Жуковского, трудные экзамены по истории в 8-ом классе. Три дня учили один билет – причины падения западной римской империи, он и достался, помимо пятерки за ответ мы оказались в выигрыше и в другом отношении, так как кое-что поняли по жизни, в том числе что корни многих наших российских проблем лежат там, в этих пресловутых причинах.

На открытом уроке у Ольги Евгеньевны (ОЕ) мне заново открылся есенинский Пугачев, через Алесю нашла ключ к Мандельштаму. Приобщилась к тайнам Вселенной на лекциях Квашенко о Большом взрыве. По напряженным позам и затылкам Антона Семейко и других мальчишек-семиклассников чувствовала их потрясенность, полную ошарашенность всеми этими грандиозностями. 

Люблю награждения победителей интеллектуального марафона. Директор входит в зал под аплодисменты, «вкусно», с любовью, представляет лауреатов, обнимает их, гордясь, несколько театрально надевает им на шею медали – они всем к лицу – ставит детей в выгодную позицию, чтобы все могли хорошенько их рассмотреть, не забывая спросить – откуда это название «Марафон». «Сражайтесь и побеждайте!». Слова директора всегда сильно действуют на детей и взрослых, не только из-за артистизма ЮВ, но из-за того, что за ними стоит личность. Дети под фанфары выходят на сцену, получают награды, бегут, счастливые, с ними на место. Зал взрывается овациями. Во всем этом много непосредственности и любви. 

Незабываемы наши спектакли – Тартюф, Снегурочка, RUR Чапека, Тиль с Ермаковым, Зойкина квартира с покорившей нас Александрой Толстошевой, Вишневый сад с директором в роли Фирса. ЮВ конечно натуральный Фирс. Браво, Юрий Владимирович! У него сочетаются жизненный опыт, опыт завзятого театрала, поставленная речь и, наконец, возраст. Зал перестал дышать, когда из-за кулис появился ЮВ. Вызывали полное замирание зрителей дислокации ЮВ, когда ему приходилось подкладывать под ноги Раневской подушечку, чистить пиджак у Гаева.

Спектакль Завтра была война – саму драму, предательство учительницы, аресты, то есть суть пьесы, дети пропускали мимо себя, для них это абстракция. Они болеют за влюбленных, принимают их историю как свою собственную, сочувствуют актерам, которые вживаются во все перипетии любви. А взрослые зрители проплакали весь спектакль. В нашем школьном театре исполнители проживают, а не исполняют свои роли, в этом его чудо. Обожаю наш театр. 

Люблю перекличку перед началом выступлений – 5-ый А здесь? 6-ой класс? Лариса Давыдовна на месте, значит все будет как надо. Юбилейные вечера устраиваются с размахом. На тему Стародавняя Москва в коридоре выставка рисунков, старых гравюр, газет. И вдруг среди всего этого – Поздравляем Трушкина из 5-го В с днем рождения. Ты самый умный! Вокруг круговерть детей, в ментиках, фраках, бальных платьях, боярских шапках, красных косынках. 

На чеховском фестивале были представлены прекрасные сценки из жизни маленьких людей. Местный журналист отбивается от городовых – «Не касайтесь гласности!..». Ему в ответ – «А пока позвольте вам по морде!». Но вот, будто вихрь налетел, бравурная музыка, из зала на сцену влетают двое с огромными метлами, раструбом, ОЕ, в платке, узнаваемая только по темпераменту, и «дворник». Зал наэлектризован, в предвкушении водевиля. «Медведь». Смешно, динамично, фирменный стиль ОЕ. Зал хохотал как безумный, директор просто заливался. В финале все заключается горькими словами (совсем в другом регистре) – «Зачем я живу?» Вот такие спектакли. Сижу в зале, а вокруг меня тихо идет своя жизнь, дети о чем-то своем шепчутся, тихонечко смеются, не обращая внимания на происходящее на сцене. Отключаются на время. 

На 30-летний юбилей гимназии было какое-то пиршество, Театральные безумства – фейерверк из постановок прошлых лет. Из любимого ОЕ Кина 4, Женитьбы Бальзаминова, Губернска и других в блистательном исполнении наших звезд – Андрея Смирнова, Саши Богдановой, Соколовского. «Нет, ОЕ – это гений!». Не дают опомниться, действие несется дальше в бешеном темпе чередой пародий, шуток, типа – это было, когда компьютер был толстый, а Кузнецов – тонкий, сценок – Софья Филипповна в роли шерифа, Кацва-Наполеон с подушкой на голове как треуголка, врач-мозговед Квашенко с собачкой по кличке Дарвин, «Дарвин, рядом!». Шикарные Лиса Алиса и Кот Базилио (Михайловская и Кузнецов). «Как хорошо мы грелись около Буратино, да, но теперь его деревянность очень востребована на высшем уровне». Что-то смешное об учениках-паникерах, которые волновались, что до конца урока осталось всего 5 минут. Хотелось бы меньше муштры, мне милы сбои, но их нет. Учителя отрывались в рок-н-ролле на сцене, кому там не хватило места – в зале. Зал дышал, волновался, откликался. Временами ревел так, что казалось рухнет потолок. Спрашиваю у Софьи Филипповны, я сижу с ней рядом, как удалось все это сделать – «По правде говоря, две недели не учились». После таких представлений долго длится состояние душевного подъема. Прошло уже время, а эти яркие, живые картины так и стоят перед глазами. 

Незабываемы творческие зачеты. У Елены Дмитриевны, в ее классе с ширмами зачет по Шекспиру. «Спасибо, кто пришел с Шекспиром внутри и костюмами сверху, кто готов к подвигу, к которому мы приучаем в нашей гимназии. Играйте весело, распущенно». В пушкинском Выстреле мальчишка, играющий Сильвио, из образа так и не вышел, просидел все время с трубкой, пистолетом и мрачным видом. Разбор ЕД и – всем пятерки. Дух театра захватывает всех. Как-то вижу, в вестибюле Александр Юльевич, стоя перед Сперантовым, запинаясь, но громко, декламирует Вакхическую песню. 

На этих зачетах, участвуя в спектаклях дети много чему набирались, не только держаться на сцене, не тушеваться, красиво говорить и танцевать, но и внутреннему благородству. Уверена, что это так, глядя сейчас на наших выпускников. В Новой газете недавно был упомянут Леша Кащеев, наш бывший ученик, теперь врач-хирург, показавший себя как человек высоких моральных качеств на фоне журналистской непорядочности в описываемой ситуации. 

А гуманитарная практика – «звездное небо» в Спасском Лутовинове, Михайловское с полонезом на ромашковом поле и Еленой Всеволодовной в сарафане. Вечный гимназический поход. «Еду, еду я куда-нибудь, а Завельский мне подсказывает путь». 

Мне импонировало свойственное нашим гимназистам чувство избранности. Оно зависело не от конкурсов при поступлении, а от взятой здесь высокой планки человеческих отношений и требований к себе и другим. Высокий стандарт поведения у директора безусловно перенимался учениками. Магнетическим образом при нем все подтягиваются, стараются выглядеть и быть лучше. В моде были интеллектуалы. Помню диспут по книге Павича «Хазарский словарь» (постмодернизм, абсолютно недоступный для меня) с участием как раз таких интеллектуалов, Трынкина и Тяхта. Наши семиклассники смотрели на них с обожанием, сидели замерев, навострив уши. Прекрасные выставки устраивает Наташа Михайловская. Люблю ее. Меня в свое время поразила выставка «Нон конформизм в искусстве» с близкой мне тогда идеей «давления социума и сопротивления ему». 

В школе царила атмосфера любви и уважения. Сужу по классу Алеси, как тактично и бережно относились дети к другу. На одной встрече после окончания школы говорят о неудачных женитьбах и других непростых ситуациях в жизни ребят без тени осуждения или смакования, очень деликатно. Взрослым приходилось подтягиваться. В нашем классе дружеские отношения между родителями укрепились как ни странно после окончания школы – «Давайте будем дружить», предложила Наташа Симанова на выпускном вечере. И стали дружить. Периодически собирались на Производственные совещания, где за праздничным столом заслушивались отчеты родителей о делах наших взрослеющих детей – кто, где, с кем... Афанасьев в Оксфорде, занимается историей, Даня увлечен яхтами, у Кати родился ребенок. 

У нас в школе был свой мир, сильно отличающийся от того, внешнего, что вокруг – мир трудов, творчества, уважения и любви друг к другу, свободный от лжи и фальши. Некая параллельная реальность, где действуют – в идеале – законы справедливости, красоты, верности своим внутренним установкам. «Кто честен и чист», как поется в нашем гимне. В своих записках нахожу высказывание одной нашей выпускницы: «Мы ушли из школы в 1994г. С тех пор, когда пробегаю мимо и вижу эту лестницу, всегда тянет войти в эти звездные врата. И сразу оказываешься в другой, параллельной реальности, в другом мире. Сразу же втягиваешься в эту интенсивную насыщенную жизнь, не выдерживаешь напора и думаешь – а где здесь выход. Но потом опять вижу эти врата, за которыми, я знаю, удивительная жизнь. Не у каждого это есть». Я ощущала эту другую реальность еще и в том, что в спектаклях, капустниках, репликах, скетчах находила созвучные мне мысли относительно нашей общественной жизни, один Губернск чего стоил или Три Гоголя. 

Но все меняется, стареем мы, родители и прародители, взрослеют наши дети, им уже под тридцать, некоторые учителя уходят от нас навсегда, не стало Надежды Алексеевны, учительницы немецкого языка, близкого нам человека, верящей в Алесю, поддерживающей нас в трудные минуты жизни. Для меня «зацепок» в гимназии становится все меньше, уже не вижу знакомых по творческим зачетам ребячьих лиц, поэтому с радостью кинулась первого сентября к Тане Шустиловой, знаю ее по спектаклям, теперь она учитель в нашей школе. Чем-то неизменным и абсолютно своим все больше становится Сережа Павловский, теперь с Сашей Бассель рядом! Обнадеживает незыблемость порядка вещей, вечный круговорот – с нашего Полустанка учителя-стрелочники каждый год провожают детей во взрослую жизнь и принимают новые поколения (когда-то об этом был коротенький фильм). Чудо школы.

Питается этот перпетуум мобиле, на взгляд учителей, творческой энергией детей. «Каждый класс, каждое поколение много чего уносит, но вы себе не представляете, сколько вы нам даете. Благодарю вас за то, что я увидела Соловки, сколько узнала прекрасных стихов, сколько плакала вместе с вами. Вот главное, что остается в школе – это творческая энергия». Это из выступления ЕД. Я же, старый летописец, добавляю: важнейшее, на мой взгляд, что определяет уникальность нашей гимназии – потрясающие учителя, каждый - творческая личность, любовь к детям и – константа гимназии, самый Молодой Старый Учитель, наш директор, Юрий Владимирович, человек с живой душой, реально, а не абстрактно любящий детей. О своих чувствах скажу словами директора, сказанными им на одном из вечеров. «Вот окончился наш праздник. Я думаю только о том, чтобы этот огонь никогда не угасал ни в моем сердце, ни в вашем, чтобы он согревал наши души, объединял нас. Мне лет немало, и то, что меня поддерживает, это гимназия, наши учителя, ребята, каждый образ я храню в своем сердце. Благодарю устроителей вечера, спасибо нашей гимназии, хочу, чтобы она всегда была такой, какой мы ее любим». 

Я же от школы постепенно отплываю, приятно просто сидеть в зале среди детей, видеть сияющие глаза Ольги Игоревны, отклик на лице директора и учителей, когда встречаюсь с ними глазами, ощущать поддержку и чувство симпатии у Ларисы Давыдовны. Осознаю, что сама становлюсь неотъемлемой частью школы, неким персонажем (надеюсь, не странным). На недавнем празднике у любимых мною маленьких, 5-ти классников, снова слышу внутри себя голос Ольги Шейниной: «Светлана Францевна, как я рада, что вы сидите а зале, значит, у нас все будет в порядке!» Постараемся. 

 

 


 

 

"Незабытое"