Легенда о 1-ом марта, 
     Гимн XX параллели или 
          Слово о роли выпускников в жизни Школы.

"Покуда есть выпускники вокруг,             
 мы долго их не выпустим их рук"            
из песни А.В.Кузнецова на 35-летии   

 

На тридцатипятилетии школы Елена Дмитриевна Волжина прочитала составленный ею «Путевой дневник» мыслей Юрия Владимировича Завельского по дороге из дома до школы в разные годы ее существования. В этом дневнике собраны ключевые, опорные точки истории школы. В частности, там есть такая фраза - «2000 год. Где взять сто тысяч на ремонт унитазов, разбитых во время последней встречи выпускников?» Конечно, это гипербола, - ну не сто тысяч по тем деньгам, ну не унитазы, а один унитаз и вовсе не 2000 год. Попробую, однако, пояснить, почему это странное событие попало в число «опорных точек», почему это на самом деле Веха в истории школы. 

Случилось это историческое событие 1 марта 1996 года. Но прежде чем продолжать, надо пояснить, что такое 1 марта и что такое XX параллель, выпустившаяся в 1995 году и бывшая главным действующим лицом тех событий. 

1 марта в 43-ей школе назывался «День Выпускника». Совершенно официальный праздник, входивший в «План культмассовых мероприятий на год» Ларисы Давыдовны наряду с «Днем Учителя», «Днем Культуры» и Ярмаркой. Проходил он 1 марта в любой день недели в здании школы в вечернее время, после 19-00. Пока мы были учениками, нам было страшно интересно, что это такое, потому что учеников на него не пускали. Помню только, как будучи дежурным классом, мы однажды выносили мусорные баки из туалетов на помойку за школой (не знаю, есть ли у нынешних школьников такая обязанность). Баки были неподъемные от количества пустых бутылок. А было это утром 2 марта 1995 года, наш 11 класс. Таинственный день «1 марта» манил нас все больше и больше…

Заключалось это странное мероприятие в следующем – на один вечер третий этаж школы полностью передавался в пользование пожелавшим прийти выпускникам. Все кабинеты нараспашку, ни одного учителя (по крайней мере, в поле зрения, на этаже) – полная Анархия! Выпивали по кабинетам, сидя на партах, курить ходили не на Уголок, как обычно, а в туалет. Каждая параллель сидела в «своем» кабинете, и все ходили друг к другу в гости. И только XX параллель сидела сразу в двух кабинетах – мы в 31-ом, а другая часть – в 39-ом. 

О XX параллель! Ты была костью в горле 43-ей школы! Нелюбимой дочерью в этой большой и дружной семье! Ты незаметно проскользнула серой мышкой между феерической «Параллелью Сперантова» (XIX) и интеллигентной «Параллелью Соколовского» (XXI), не выиграв ни одной олимпиады, не поставив ни одного достойного спектакля, ни одного искрометного капустника, не оставив никакого другого яркого следа в памяти школы. Мы росли нонконформистами, самым теплым местом в общем доме для нас был Уголок. 

XX параллель – это не только те 67 человек, окончившие в 1995 году уже тогда Московскую Гимназию на Юго-Западе №1543. Когда мы через четыре года после выпуска делали фильм о параллели, то в финальных титрах решили указать ВСЕХ, в ней когда-либо учившихся. Считали долго. Насчитали 132 и бросили. Кто все эти люди? Я не знаю. Я до сих пор каждый год прихожу на вечер встречи и каждый раз вижу хотя бы одно новое лицо. «Кто это?» - «Он учился с нами.» - «Правда?…»

До 1991 года в школу не было специального набора учеников. Не было и четкого механизма их отсеивания - всех жителей района школа обязана была принимать. Я с ужасом вспоминаю двух моих одноклассников, сметающих шваброй учебники и тетради с наших парт на уроке литературы в 4-ом классе и молоденькую учительницу, в слезах выбегающую из 24-го кабинета, не имеющую ничего, что противопоставить им. Да, и в предыдущих параллелях было довольно много настоящей дворовой юго-западной шпаны – и в XIX «Параллели Кирюши Тихоненко», и в XVIII «Параллели Леши Одинцова», и в XVII «Параллели Леши Митина», но в XX-ой произошла какая-то точка кипения, явный перебор самых отталкивающих типов, такой прощальный привет из семидесятых для руководства школы. Нынешнему ученику Гимназии №1543 сложно представить, что можно было получить на перемене в глаз, у нас же все это еще было. Чтобы понимали, какой путь пройден, надо рассказывать о том, как было раньше.

С 1991 года, после набора в 8-ые классы, основная часть юго-западной шпаны из нашей параллели отсеялась. На их место пришли новые, интеллигентные люди, желающие учиться. Но, как я уже сказал, XX параллель – это не 67, XX параллель – это 132. И все, кто близко живет, кто побойчее да понахальнее, всегда были рядом, всегда были в курсе всех интересных дел, и такая халява, как полная Анархия «1 марта», где по стаканам течет водка, а по кабинетам красивые девушки не могла их не привлекать. 

Мы же, «выпускники гимназии», хоть и ощущали себя в душе нонконформистами, для которых сломать что-нибудь в родной школе было куда интереснее, чем выстроить (столько славы!), были, однако, уже незаметно для самих себя «заражены» и «испорчены» духом интеллигентности. Первого марта 1996 года (наше первое 1 марта!) мы тихо сидели в 31-ом, закусывали морской капустой, играли на гитаре и ходили вместе с моим другом Аркадием Замосковным в мужской туалет курить и репетировать новые песни. Репетиции затягивались, или мы говорили о чем-то важном, но мы торчали там минут сорок. За это время почти все участники вечера, выпускники всех возрастов, прошли мимо, фиксируя наше пребывание там. В какой-то момент потребовалось снова «закусить морской капустой», мы пошли в 31-ый. Из 39-го продолжали доноситься звуки дискотеки другой части нашей параллели. А когда через 10 минут мы вернулись в туалет, то обнаружили там тот самый легендарный разбитый унитаз. Крайний справа. По-моему, он был разбит бутылкой шампанского, валявшейся рядом. И, как ни крути, первое подозрение должно было пасть на нас с Аркадием, как на людей, которые последние видели его целым и первыми обнаружили его разбитым.

После этого события праздник «1 марта» был официально отменен. По этой причине, не по этой, по ряду причин или нет, но факт остается фактом – больше такого мероприятия, как «День Выпускника» в школе никогда не проводили.

Вот и все. Больше я на самом деле ничего не знаю. До сих пор не знаю имени человека, сделавшего этого. Но это имя не так существенно, как имя человека нас заложившего. Это имя мне узнать было бы гораздо важнее! Да-да, так вышло, что многие годы Директор считал нас с Аркадием главными действующими лицами этого события. И мне потребовалось вернуться в школу, проработать в ней шесть лет учителем математики, чтобы смыть с себя этот клеветнический позор, получить прощение за то, чего никогда не совершал!

 

А 1 марта 1997 года мы снова пришли в школу, до конца не веря, что нас не пустят. Помню, было холодно, и Стекляшка при входе была набита людьми до предела. Тут были люди старше, было уже несколько человек младше, но больше всего было нас – XX параллели. Мы успели вкусить от запретного плода Анархии, и нам хотелось еще. Мы не могли так просто разойтись. Но нас не пустили. Двери школы оказались закрыты для нас. 

Думаю, что именно это ощущение «изгнанных из Рая» и сплотило в конечном счете нас так, как ни одну другую параллель! С тех пор мы встречаемся каждый год, и всегда 1 марта. День в день. Не важно, вторник это или воскресенье. Каждый раз хочется перенести на какой-то более удобный день, на какую-нибудь «пятницу-вечер», но почти животный инстинкт «школьных традиций» не дает этого сделать. Мы бережно несем через жизнь традицию, полученную в годы ранней юности, и главная благодарность за это Яночке Шахназаровой – нашему символу, умнице, красавице и организатору. 

Только через десять лет после того, как мы стояли в Стекляшке перед закрытой дверью, нас пустили в школу, двери распахнулись. Мы провели Вечер Встречи XX параллели 1 марта 2007 года в здании школы. Более того, на этот вечер пришел сам Юрий Владимирович, и тогда были окончательно сняты все недоразумения забыты обоюдные старые обиды. 

Да, когда-то мы обижались на Директора за отмену «1 марта». Теперь, оглядываясь назад, понимаю, что это было с его стороны не просто трудным и правильным решением, но во многом судьбоносным и эпохальным. Ведь «Гимназия №1543» прощалась тогда с «43 Школой»…

 

Юрий Владимирович стал Директором школы в 1975 году, получив все права на создание педагогического коллектива. То есть брать тех, кто по его мнению хорош, и увольнять тех, кто не так хорош. Так, путем селекции он за 15 лет собрал Хорошую школу. Но этого было недостаточно, ведь школа состоит не из одних учителей… И только к 1991-1995 годам он получил право на создание самого школьного коллектива. То есть набирать тех, кто по его мнению хорош, и не брать тех, кто не так хорош. Пять лет борьбы за «очищение рядов» привели к созданию Отличной школы или «Гимназии». XX параллель стала последней, где еще был «простой», не специализированный класс, последней, которая еще не совсем вписывалась в новые гимназические рамки. А финальной точкой этой борьбы, точкой, когда прошлое было окончательно отброшено, и стало 1 марта 1996 года. Ну не могут ученики Гимназии утром 2 марта находить в качестве подарка от их старших товарищей переполненный пустыми бутылками мусорный бак! Отмена «Дня Выпускника» - это окончательное превращение «43-ей Школы» в «Гимназию №1543».

Таким образом, 35 летняя история делится на три периода. 15 лет – Школа, 5 лет – Превращение и еще 15 лет – Гимназия. Ярким итогом гимназического периода явилось выступление учеников на сцене в день 35-летия. Но на сцене были не только ученики… Выпускники на школьной сцене в День Гимназии 2010 года оказались не «вставным номером с чечеткой», нет, они стали органической частью общего действа. 

Пусть сегодня это еще не совсем явно и четко, пусть это не просто выпускники, а выпускники только последних пяти лет. Но мне хочется думать, я мечтал бы об этом, чтобы следующий 5-ти или 15-летний цикл был посвящен выстраиванию нормальных, внятных отношений выпускников и школы. Это требует обоюдных усилий – школа должна стать более открытой и приветливой, а выпускники изменить свое часто очень потребительское отношение к школе вообще и к школьным праздникам в частности. Формат больших праздников «25-летия» и «30-летия», когда школа устраивает, организует развлечение для выпускников, не правилен. Это выпускники должны устраивать и организовать свои встречи со школой! Советский идеализм ушел в прошлое, все стоит денег. Инфантильно ждать от школы, что она за свой счет организует для тебя праздник, да еще позвонит тебе домой и лично позовет, а, когда она этого не делает, обижаться: «Почему не устроили для нас большого 35-летия?!» Пора называть вещи своими именами! Понятно, что выпускники не в состоянии самостоятельно сотворить «действо» на сцене, как учителя, но они в состоянии совместными усилиями оплатить все расходы. В нашей стране, к сожалению, выпускники, как правило, гораздо богаче своих учителей. 

Гимназии №1543 в этом смысле есть с кого брать пример – сообщества выпускников Второй и 57-ой не только сами проводят школьные встречи, издают книги о школе, активно помогают в учебном процессе, в поиске новых кадров и т.д., но и материально помогают своим школам. Чем мы хуже?! У нас нет сплоченности, нет организации, каждая параллель держится только за себя и выстраивает свои личные отношения со школой, у параллелей почти полностью отсутствуют вертикальные связи. В нас много эгоизма и лени. Энергии хватает, чтобы работать на себя, на свою семью, на свою компанию, фирму, корпорацию, но наша Школа – тоже ведь «корпорация», тоже ведь «Семья» в переносном, сицилийском смысле этого слова, дающая идентификацию свой-чужой, на которую тоже можно немножко поработать. 

Я надеюсь, что новые поколения выпускников будут лучше нас, что они сумеют все это воплотить в жизнь. И эту надежду в меня вселяет то, что на школьной сцене в день 35-летия были не только Выпускники… На школьной сцене были Ученики, которые изображали Выпускников прежних лет – то есть в каком-то смысле, будущих себя. Я впервые такое вижу на нашей сцене. Им это интересно, они думают об этом, и очень скоро сами ими же и станут. 

Кстати, изображали ученики, изображавшие выпускников, не что иное, как полумифическую для них (а так и есть, ведь 1996 год – это примерный год их рождения) сцену разбивания унитазов в школьном туалете. Так замыкается круг истории!

 

Сергей Павловский, XX параллель.
                    5 декабря 2010 года.

 

 

POST SCRIPTUM

Схожие мысли выражал десять лет назад и автор эмблемы, на которой изображены три составляющих школу стихии. Бесконечный круговорот учителей и выпускников – два потока, перетекающих один в другой, и яркой вспышкой кометы (за каких-то 10 лет, а чаще только 4 года) per aspera ad astra проносятся ученики.

 

Когда мечта о триединстве воплотится, кто знает, может, и вспомнится позабытый день, и уже на новом уровне, совсем по-другому, но в школу вернется 1 марта…

 

 


 

 

 

 

 

 

ФОТОГРАФИИ И ССЫЛКИ

 

 

Школа во второй половине девяностых годов

 

 

  

Сергей Павловский, 25 мая 1995 года

 

 

 

Аркадий Замосковный, 25 июня 1997 года

 

 

 

XX параллель на встрече 1 марта 2007 года в 29-м кабинете гимназии

 

 

Сергей Павловский, Ю.В.Завельский и Яна Шахназарова, 01.03.07

 

 

фотографии XX параллели на крыльце школы

 

фотографии со встреч 1 марта разных лет

 

35-летие школы (фотографии и видео)

 

 


 

все тексты С.Павловского о 1543

раздел "Незабытое"

 главная страница