Воспоминания о школе 43 эпохи социализма

 

1.) Навсегда врезались в память два лозунга, висящие при входе в школу:

No. 1 ПАРТИЯ СКАЗАЛА НАДО, КОМСОМОЛ ОТВЕТИЛ ЕСТЬ!

No. 2 ГДЕ ПОРЯДОК – ТАМ УДАЧА    

(Лозунг No. 2 пережил социализм и прошел проверку временем.)

2.) ЮВ преподавал у нас географию и астрономию. 

Ему было тесно и скучно в пределах школьной программы. Поэтому, несмотря на то, что слушать его было интересно, получать у него пятерки было не просто. Его не устраивало простое знание предмета по учебнику, требовалось продемонстрировать широту кругозора. Я перешла в 7 класс 43 школы в 1977 году из очень плохой школы очень бандитского района г. Москвы, поэтому поначалу мне на уроках ЮВ приходилось тяжело. Как я не старалась учить учебник, отвечать так, как хотел ЮВ мне не удавалось. Потом как-то удалось привыкнуть к непростым требованиям ЮВ. Помню как в10 классе ЮВ задал нам выучить названия всех столиц в Латинской Америке. Я учила весь вечер. Утром ЮВ вызвал меня к доске и, вручив мне указку, попросил меня продемонстрировать ему каждую страну и указав на столицу громко сказать как данная столица называется. Я отбарабанила все столицы и намертво забыла столицу Парагвая Асуньсьен. ЮВ был безжалостен и снизил мне оценку на бал, поставив вместо пятерки четверку за несчастный Асуньсьен. Позже Юрий Владимирович говорил, что он всегда хотел преподавать не географию, а литературу.

 

3.) Когда Лариса Давыдовна заходила в класс 

со словами “У меня для Вас три маленьких объявления”, все вздрагивали и обречено на нее смотрели. Было понятно, что сейчас ЛД заставит делать что-то, что абсолютно делать не хочется.

 

4.) О португальских коммунистах. 

За коммунистов отвечала Маргарита Аминадовна. Она очень серьезно и ответственно к данному делу относилась и обижалась, когда не все активно поддерживали коммунистов и сочувствовали их нелегкой борьбе. Мне один раз поручили провести в младших классах лекцию о борьбе председателя компартии Алвара Куньяла с кровавым режимом диктатора Салазара (надеюсь, что я правильно назвала имена) и о том, как ему (Куньялу) было тяжело в застенках. Мне был вручен портрет героя-коммуниста и дан листочек с описанием его подвигов. С этим портретом и листочком мне надо было идти к пятиклассникам и вдохновить их моим рассказом. Это задание было для меня настоящей пыткой. Как я не старалась, мне, читая листочек, не удавалось проникнуться идеями Куньяла. К коммунисту Куньялу я внезапно испытала чувство сильного раздражения и антипатии. “Почему я должна ходить и пересказывать эту ахинею”, думала я. Но спорить не приходилось, пришлось с чувством сильной тоски идти к детям и демонстрируя портрет Куньяла рассказывать о его борьбе.

 

5.) Еще про португальских коммунистов. 

9 класс. Суббота. Май. Прекрасная солнечная погода. И снова португальские коммунисты. После шестого урока 9 и 10 классы должны собраться в актовом зале и два с лишним часа слушать очередных двух португальских коммунистов. Последнее о чем хочется думать в этот теплый майский день – это о коммунистах вообще и о португальских в частности. Но выхода нет. Сидим и слушаем. И вот наше терпение вознаграждается. Коммунисты всем раздают значки ярко зеленого и красного цвета с таинственной португальской коммунистической символикой. В эпоху обязательных комсомольских значков радостные зелено-красные значки с иностранной надписью смотрелись настоящей удачей, не побоюсь этого слова дефицитом. Мы радостно надели значки и начали выходить из зала. На выходе я обращаясь к своей подруге громко говорю, “Сегодня хоть какая-то польза от этих португальцев”. Сзади раздается реплика ЮВ, “Таня, как хорошо, что ты во всем находишь положительные моменты”. Я подумала, что если бы мою реплику услышала Маргарита Аминадовна, она бы точно обрушилась на меня с критикой о том, что я не прониклась идеями интернационализма и международного рабочего движения и ставлю личное выше общественного.

 

6.) Иван Грозный vs. Три Мушкетера. 

В девятом классе у нас преподавал литературу Самуил Григорьевич Мороз, который решил, что мы в течении двух вечеров подряд должны просмотреть фильм Эйзенштейна “Иван Грозный” в каком-то кинотеатре около метро Профсоюзная. Он объяснил нам, как данный фильм важен для каждого культурного и интеллигентного человека, и сказал, что он сам будет с нами сидеть на сеансе и отмечать кого нет, и что те, кто пропустят сеанс получат 2 по литературе. Проблема была в том, что в ровно то же самые дни и то же самое вечернее время Центрально Телевидение впервые показывало фильм “Три Мушкетера” с Михаилом Боярским. Мы попробовали объяснить Самуилу Григорьевичу про мушкетеров, но он сказал, что он не понимает как мы можем сравнивать гениальное творение Эйзенштейна с какими-то мюзиклом. Первую серию Ивана Грозного я с трудом высидела. Мысли все время улетали из мрачной эпохи тирана к усатой душке д'Артаньяну. На следующий день все в школе пели “Пора пора порадуемся”, а наш класс обреченно готовился к просмотру второй серии Ивана Грозного. По дороге к кинотеатр мы с моей подругой приняли решение, что мы готовы получить двойку по литературе, но смотреть Ивана Грозного вместо Трех Мушкетеров мы больше не будем. Как только в зале стемнело мы выбежали из кинотеатра и помчались домой прямо к началу Мушкетеров. Нашему примеру последовало две трети класса. Искушению Трех Мушкетеров не смогли устоять даже самые закоренелые карьеристы и отличники. Самуил Григоревич потом долго ворчал о том, какое растет бездуховное поколение.

 

 

7.) Виленский преподавал НВП (начальная военная подготовка в 9-10 классах)

Делал он это очень терпеливо и либерально. Как-то он меня вызвал к доске и попросил перечислить все детали автомата Калашникова.Я старательно все перечислила (отличница как-никак), но забыла упомянуть "магазин".

Виленский, сочувственно глядя на меня, спросил, 

"Ну еще одну деталь вспомни"

"Не помню" жалобно ответила я, "ставьте четверку."

"Ну куда твоя мама ходит?" с тоской спросил Виленский.

Я стала вспоминать. В голову почему-то лезла только парикмахерская.

"За продуктами", в конце-концов отчаяннно сказала я.

"Ну вот видидишь, ты знаешь. А куда она ходит за продуктами"

"Конечно же МАГАЗИН", осенило меня.

"Пятерка"- радостно обьявил Виленский.

 

Спасибо ему большое. До сих пор со смехом вспоминаю этот эпизод. Привет ему от меня передайте пожалуйста (совершенно не уверена, что он меня помнит, но все равно передайте.

 

 

 

Татьяна Довгалюк, VI, США 

 


 

 

Фотоматериалы VI параллели

 

"Незабытое"