Николай Владимирович Лисс

звукорежиссер
работает в гимназии с 2007 года
выпускник гимназии #20 параллели

 

  

ХРАНИТЕЛЬ ЗАЛА

В большом актовом зале, перед самой сценой, чуточку сбоку, за небольшим столом, в окружении всевозможных аппаратов и проводков, сидит Николай Владимирович Лисс. Когда бы Вы ни пришли, с утра до позднего вечера, он будет неизменно сидеть там. Ребята и учителя приходят и уходят, ссорятся и радуются общему успеху, репетируют и выступают... На первый взгляд, он почти не участвует в громких гимназических торжествах, но без него ни одно из них не состоялось бы. Именно Николай Владимирович зажигает тот яркий, немного слепящий свет, который озаряет первое выступление пятиклассников, а те с холодеющими руками и радостными лицами щурятся на этот новый огромный, перешёптывающийся зал. Он же 7 лет спустя включает выпускной вальс, звуки которого они запомнят на всю жизнь. Сегодня, в день своего рождения этот бессменный хранитель зала немного расскажет о себе.

 

Кем Вы мечтали стать в детстве?

В детстве я одновременно мечтал стать и дворником, и космонавтом. С космонавтом понятно – это было престижно и тогда, и теперь. А стать дворником – весьма сомнительно и малоперспективно. Но кто об этом думает в 4 года? Да и вообще, в наше время уважали любой труд, и труд дворников в том числе. Может, потому что дворник дядя Вася жил в твоём же доме и был твоим соседом... Это сейчас мы как-то пренебрежительно относимся к людям, которые убирают у нас во дворах и в подъездах...

Какие предметы Вам больше всего нравились в школе? Какие не нравились?

В началке нравилось рисование. В старшей школе, наверное, география. Больше всего не нравилась геометрия. Просто по рисованию я стабильно получал 5 или 4. Может, правда, хорошо рисовал, может, просто лучше всех в классе – сейчас уже сложно сказать. По моим личным ощущениям, рисовал неплохо. География, до определённого момента, была самым лёгким предметом для меня. Опять же, я хорошо рисовал контурные карты. В дальнейшем остыл и увлёкся составлением музыкальных сборников. Стал самостоятельно изучать и исследовать нюансы и особенности миксования песен путём записи с кассеты на кассету и с компакт-диска на кассету. В какой-то момент я понял, как всё устроено!.. Но это отдельная большая история.

Был ли у Вас любимый учитель, который, как Вам кажется, повлиял на Вас?

Любимого учителя не случилось, а повлиял больше всего, наверное, Виктор Михайлович Виленский. Он был у нас классным руководителем с 8 по 11 класс, а в 6-м классе организовал для нас секцию бадминтона.

Вы выпускник 1543. Как проходила Ваша школьная жизнь?

Больше всего запомнилось, как нас посвящали в пионеры. Отличников – досрочно. Это считалось большой честью и наградой за проявление лучших качеств. Из нашего класса первыми были выдвинуты 7 человек, в том числе и я. Однозначно ответить нельзя, нравилось ли мне ходить в школу. Всегда было по-разному: всё удаётся – нравится, не сделал домашку и есть вероятность получить двойку – не очень. Класс у нас был большим, больше 30 человек, и достаточно разношёрстным. Разногласия случались довольно часто, как у всех детей в этом возрасте. Вмешивалась третья сторона, более авторитетные одноклассники или одноклассницы останавливали конфликт. Я относился к «прилежной» части класса, а мой лучший друг был из «хулиганистой».

Помню, мы были в 10 классе и часто играли с девятиклассниками в футбол. Они периодически «пугали» меня неким Соколовским: «Соколовский то, Соколовский это. Соколовский - самый сильный парень в параллели и может запросто побить любого одиннадцатиклассника!» Мне стало интересно, как же выглядит этот Соколовский и так ли он «страшен» на самом деле. И вот, одним весенним днем мы стоим с его одноклассниками на крыльце гимназии, и они показывают мне Соколовского, сами при этом пускаются врассыпную кто куда. Я начинаю медленно двигаться в его сторону, морально готовясь к драке и прикидывая свои физические возможности. Навстречу идет ничего не подозревающий Соколовский. Ниже меня на полголовы, хлипкого телосложения, в очках, на лоб свисает вихор. Мы сближаемся. Я останавливаюсь и загораживаю ему дорогу. Соколовский смотрит на меня как обычно, слегка удивлённо. Меня трясет изнутри, и я, с трудом сдерживаясь, спрашиваю грозно, насколько возможно:
– Ты Соколовский?
– Я, а в чём дело? – начинает медленно снимать очки.
– Да тут говорят, что ты гроза школы, а ты не похож совсем?!? 

А про себя думаю: «Ща-ас каа-ак врежет, а с виду и не скажешь».
– А кто говорит? – сам съежился, очки в карман убрал.
– Да ребята из твоей параллели! Будто ты можешь побить любого одиннадцатиклассника и надо мной прикалываешься. Это так?
– А зачем мне это? Сам подумай, я впервые тебя вижу!
– Может и так – только как я могу проверить?
– Никак. Остается поверить мне на слово. Им же ты поверил?
– Логично.
– А ты кто сам?
– Я Лис.
– Значит, ты и есть Лис?
– Да.

Теперь уже я удивлённо смотрю на него.
– А я-то думаю, кто такой Лис и что я ему сделал, что он собирается меня бить?! – и он начинает медленно складываться пополам от смеха.

Я стою с выражением полного недоумения на лице и медленно осознаю, что происходит.
– Так значит нас с тобой обоих...
- Да - разыграли.
– Ну, приколисты! Ну, я им устрою!!! – оборачиваюсь, шарю глазами по кустам, пытаясь найти этих шутников.
– Так я пойду? – перестав смеяться, спрашивает Соколовский.
– Подожди, а тебя как зовут-то?
– Миша.
– Ты к метро?
- Да.
- Пошли вместе.
– А тебя как зовут? - спрашивает Соколовский.
– Лис.
– Хм... Почему?
– Говорят, глаза хитрые.
– Ну-ка... – Соколовский останавливается и пристально смотрит мне прямо в глаза.
– Да, что-то есть…

Так мы и подружились. Тогда же возникла и «Первая Театральная Тусовка» с ее авральными репетициями за три дня до спектакля, волжинской ширмой, «Хопром» на втором этаже «Польской моды» и канканом возле гимназии, в любую погоду, на деревянной сцене, построенной к какому-то празднику. 

(Теперешний «Перекрёсток» раньше был огромным магазином польской одежды и обуви, имел дополнительный вход на втором этаже, напротив «Пятёрочки», и назывался «Польская мода». Туда на переменах ребята бегали покурить. И кто-то фломастером на стене написал «Хопёр». Это стало неким тайным кодом, и когда кто-то спрашивал: «Пойдём в Хопёр?», понимали только посвящённые. А поскольку полное название было «Хопёр Инвест» и это была инвестиционная компания, то понять, о чём речь, на самом деле представлялось невозможно).

 

Февраль 1995 г. Ярмарка «Золотой век». Столовая. 
В верхнем ряду слева-направо: Коля Марков, Миша Соколовский, Марьяна Костенкова, Андрей Смирнов и Лёша Хинкис – часть той самой, первой ТТ. В нижнем ряду: Елена Дмитриевна Волжина и Коля Лисс.

 

Как изменилась гимназия по сравнению с тем временем, когда Вы здесь учились?

Ученики изменились – стало больше умных и талантливых детей. Учителя меняются – происходит постепенная смена поколений, это естественно. Наши выпускники стали чаще приходить в качестве учителей. Дух гимназии пока тоже остаётся неизменным.

Как и почему Вы стали звуко- и светорежиссёром в актовом зале?

Это довольно запутанная история, уходящая своими корнями во вторую половину 90-х годов. Мы устраивали не столько дискотеки, сколько чаепития под музыку. Кто какую музыку принёс, ту и включали. В младших параллелях это начинало больше походить на настоящую дискотеку, только в классе, а не в актовом зале. Попасть на такую классную дискотеку было относительно просто. Нужно было дружить с кем-то из того класса, на чью дискотеку ты хотел попасть, и получить одобрение твоей кандидатуры от их классного руководителя. Если твою кандидатуру одобряли, дальше проблем не было. И как-то так сложилось, что я начал помогать младшим классам, с которыми дружил, с подбором музыки для дискотек. Я этим увлекался, хорошо ориентировался в современной танцевальной музыке и сам записывал сборники на кассеты. До 1999 года музыку в актовом зале включали с кассетного магнитофона, а куда подключался микрофон, остаётся загадкой.

В 1999 году актовый зал отремонтировали, перестроили сцену и оснастили самой современной, на тот момент, аудио- и световой техникой. Определённого человека, который целенаправленно осуществлял бы звуко- и светооформление школьных мероприятий и спектаклей, на тот момент еще не было. Каждый раз приходилось кого-то искать, и это всегда были разные люди. В 2005 году, на праздновании 30-летия гимназии, первая театральная тусовка показывала эпизод из спектакля «Мастер и Маргарита», где Маргарита появляется на балу у Воланда. Соколовский отобрал у меня роль Марка Крысобоя, убив тем самым во мне плохого актёра, но оставив в качестве второго охранника. Шутили про меня так: «Маргарита встречает гостей Воланда на балу и должна каждому выразить немного восхищения. Подходит очередной гость, про которого ей не сообщили, и она не знает, что ему сказать, она задаёт вопрос: «А это кто?..» «Это Коля Лисс – он когда-то выпустился из гимназии, но так из неё и не ушёл». 

Лариса Давыдовна была в курсе, что я каждый год прихожу в какой-нибудь класс на новогоднюю дискотеку. В мае 2007 года она предложила мне осуществить музыкальное сопровождение выпускного вечера. Естественно, это всё, конечно же, происходило с дозволения Юрия Владимировича Завельского. Меня отвели в актовый зал, научили пользоваться аппаратурой. Дали музыку, план проведения выпускного, рассказали, что и когда включать. Я всё сделал, как сказали. Видимо, Юрию Владимировичу очень понравилось. И с сентября 2007 года было принято решение взять меня на работу на постоянной основе в качестве «ответственного за эксплуатацию и ремонт технических средств актового зала».

Что Вам нравится в этой профессии? А что не нравится?

Нравится, когда аппаратура работает без сбоев и всё идёт точно по плану. Не нравится, когда кто-то чужой трогает аппаратуру: начинает крутить ручки, жать на все кнопки подряд и двигать рычажки, не понимая в этом абсолютно ничего. Техника этого не любит. Техника любит одного хозяина.

Со стороны может показаться, что у Вас много свободного времени. Так ли это?

Вопрос очень интересный, я периодически задаю его сам себе. У меня другой рабочий график, другая специфика работы, чем у всех. Репетиции начинаются после окончания уроков. Гимназические праздники и другие мероприятия происходят не каждый день. Хотя у них есть своя цикличность и свой уровень нагрузки. Чем ближе праздник или мероприятие, тем выше становится уровень нагрузки и тем больше времени это занимает. Бывают дни относительного затишья, а бывают, когда я не могу выйти из актового зала вообще ни на одну минуту, только добежать до столовой и обратно. В то же время есть фронт работы, который остаётся в тени из-за того, что может осуществляться из дома. Например: поиск музыки, необходимой для спектакля или поиск ремонтной мастерской и определённых запчастей для поддержания рабочего состояния техники в актовом зале. Возможно, из-за этого у окружающих может возникать ощущение, что у меня много свободного времени. А может его и правда больше, чем у других... Всё относительно.

Чем Вы занимаетесь на досуге, чем увлекаетесь?

С каждым годом становится всё труднее находить время на увлечения, а ситуация с коронавирусом вообще изменила многие аспекты нашей жизни кардинально. Вообще, люблю фотографировать, ходить в кино, а летом катаюсь на велосипеде.

Какой из видов искусства Вам интереснее всего?

Музыка и кино. Раньше музыка выпускалась преимущественно на пластинках. У нас был отличный проигрыватель и огромная коллекция всевозможных мировых шедевров классической музыки: Бетховен, Бах, Моцарт, самые известные оперы Верди и многое другое. Были, конечно, и современные исполнители: Teach-In, ABBA, Beatles, Engelbert Humperdinck... Видимо, они наложили свой отпечаток. Но это не точно. В принципе, я меломан. Могу слушать разную музыку. Всё зависит от настроения. Больше всего предпочитаю рок, металл и разные его стили, техно-романтику и прогрессив-диско. Любимые исполнители: Modern Talking, Blue System, Roxette, Simple Minds и другие. Насчёт кино – сложно сказать. Просто люблю смотреть кино, смотрел много фильмов. Жанр - преимущественно фантастика. Предпочитаю по-настоящему качественное кино, проверенное временем.

Какой у Вас любимый фильм?

Их довольно много: «SimOne», «Назад в будущее», «Экзистенция», «Терминатор-2», «Особое мнение», «Час расплаты», «Пришелец», «Я – Робот». В общем, культовая фантастика. «Особое мнение», «Час расплаты» и «Пришелец» сняты по произведениям Филипа Дика, а «Я Робот» – по Айзеку Азимову. Это фантасты 60-сятники. Фильмы «Экзистенция» и «SimOne» заставляют задуматься: где же проходит грань между иллюзией и реальностью? Когда мы перестаём различать, где реальность становится иллюзией и наоборот? Или «мы всё еще в игре»?.. А если не зацикливаться на том, что космос – это холодное и пустое пространство, в котором обитают жуткие твари и «твой крик никто не услышит», то что может быть увлекательнее межзвёздных путешествий на космических кораблях в другие галактики в поисках древних цивилизаций и их магических артефактов?..

Назовите, пожалуйста, свою любимую книгу. Чем она Вам нравится?

Самые любимые книги – "Гибель богов" из трилогии "Летописи Хьёрварда" Ника Перумова и "Восход черного солнца" Селии Фридман. Нравятся они тем, как там описана магия: разные заклинания, их применение и действия. Очень яркое и красочное описание. Больше я нигде не встречал такой интересной и разнообразной магии.

Насколько нам известно, Вы пишете стихи. Публикуете ли Вы их? Как давно занимаетесь поэзией?

Стихи начал писать в 2000 году под псевдонимом Николай Радужный. Большинство из них можно найти на сайте Стихи.ру, например, вот здесь: https://stihi.ru/avtor/fiory  

В 2015 году я участвовал в создании сборника экспериментальной поэзии «Параноидальная точка всего». Последние несколько лет активно принимал участие во внутренних сборниках сайта: «Поэт года», «Русь моя», «Наследие» и «Антология русской поэзии». Участвовал во внутреннем конкурсе издательства, занял первое место и получил возможность издать собственный сборник стихов «Отражения из параллельных миров».

Можете прочитать какое-нибудь из Ваших стихотворений?

Например, вот одно из трёх стихотворений, с которыми я выиграл первое место. Оно написано 25-28 сентября 2018 года и называется «Не пишем, не звоним». 


Что от нас останется в пространстве?
Мы не пишем писем, не звоним друзьям.
Затерялись в лабиринтах постоянства.
Видно навсегда останемся мы там.

И пересекая будней череду
Мы стоим на краешке вселенной.
Если завтра молча я уйду
Кто продолжит путь незавершенный?

Всё, что было - память сохранит
И возможно, кто-то что-то вспомнит,
Но пока искра в душе горит
Не скрывай, всё что проникновенно.

Ты не слушай злые голоса
И не верь наветам и злословьям.
Если кто-то верит в чудеса
Значит, есть волшебник в современьи.

Пусть всё сложно и не разберёшь -
Где удача, ну а где сомненье.
Время не услышишь, воду не прочтёшь -
Лишь свой путь ищи в уединении.

Пересекая все известные миры
И обходя отдельные преграды,
Хотим оставить след до той поры
Когда закончится отпущенное время,

Но если всё закончится до срока,
То я не стану ничего менять,
И даже если будет одиноко -
Я постараюсь пустоте не уступать!

 

 

Что Вас вдохновляет, какие темы интересуют? 

Вдохновляют разные вещи: друзья и общение, ёмкие и ритмичные словосочетания и фразы, стихи других поэтов, очень сильные эмоции и переживания. Темы – мистика, космос, легенды и мифы, реже реальные события.

Пушкин сказал, что «цель поэзии — поэзия». А как бы Вы определили, в чём назначение поэзии и поэта?

Это будет слишком субъективно, так как основано на темах, чаще всего затрагиваемых в творчестве. Как цвет штор в комнате Обломова. Пусть смыслы ищут потомки.

В настоящее время Вы ставите с нашими ребятами спектакль «Провидение». Расскажите, пожалуйста, о чём он?

Лучше пусть приходят, смотрят, а уже потом сами решают, о чём же он :) Пока просто приглашаем всех желающих на наш спектакль "Провидение" по фильму "Интуиция", который состоится 24 декабря. Точное время появится чуть позже и будет указано на афише. Приходите!

Это Ваш первый опыт?

Если речь о постановке большого спектакля, то да. Раньше я только иногда помогал некоторым командам в подготовке творческих зачётов.

Как Вам пришла идея инсценировать «Провидение»? 

Всё то время, что я работаю в гимназии, я наблюдаю, как другие учителя ставят разные спектакли со своими классами; как часто оказывается мало пространства сцены и приходится «врубаться» в зрительный зал; какие приёмы и декорации для этого изобретаются и строятся; как всё это размещается и воздействует на зрителя. И как каждая из постановок, раз за разом привносит что-то новое, чего еще ни разу не было у нас на сцене. Ты это замечаешь и думаешь: «Вау, а такого у нас еще не было! Круто!» 

Почему выбор пал именно на этот сюжет?

«Провидение» часто сравнивают с нашей «Иронией судьбы». Мне показались интересными интерпретация, представленная в фильме. Происходящее логично, режиссёр внимательно относится к деталям. Ведь в итоге все они были использованы, каждая в своё время. Нет явных противоречий или нестыковок сюжета. И, наверное, самое главное: такое вполне может произойти в реальной жизни. В отличие от той же «Иронии», где у главных персонажей просто нет времени на осознание происходящего: они являются заложниками ситуации и вынуждены «влюбиться» друг в друга в угоду режиссёру, а иначе всё происходящее просто бессмысленно и невероятно. В «Провидении» же поиски друг друга являются осознанным выбором главных героев и нужны им, чтобы разобраться в себе и понять, какой выбор правильнее: тот, что был сделан ранее или тот, что только предстоит сделать?..

 

Поделитесь, пожалуйста, если это возможно, своими творческими планами.

Около 10 лет назад в Россию пришёл новый вид творчества – визуальная новелла. Это сочетание художественного текста, множества разнообразных иллюстраций, созданных специально для данного текста, и музыкальных композиций, подобранных или написанных специально, для него. Симбиоз книги, иллюстраций и музыки на экране компьютера, где мы – главный персонаж и можем частично влиять на сюжетное развитие и возможные концовки. Своеобразная интерактивная игра, в которой всё заранее прописано и просчитано. Жанр, для нас новый, возможно спорный, но активно развивающийся. Сейчас я ищу близких по духу людей и команду, к которой можно было бы примкнуть и оставить свой след в сфере визуальных новелл или модификаций по ним.

Какой совет или напутствие Вы бы дали ученикам 1543?

Воспользуюсь финальной фразой доктора Брауна из «Назад в будущее-3: «Ваше будущее нигде не записано, так что сделайте его достойным!»

 

 17 декабря 2022 года
Даша Борисова, 10г, 49 параллель

 


 

 

 


  


Страницы о других учителях

www.1543.ru