Выпускники гимназии 1543

 

 

ИВАН МИХАЙЛОВ /Выпуск 2002/

Борис Петрович любил красоту.

И математику он любил в первую очередь потому, что она красива. Нужно только уметь это увидеть. Именно этому умению он всю жизнь и учил других людей.

Но математика не только красива. Она ещё вечна, жива и бессмертна.

Так и Борис Петрович навсегда останется живым для своих учеников в наших с ним внутренних диалогах. Диалогах, спорах, доказательствах, решениях.

Покойтесь с миром, Учитель! 

 

 

ДМИТРИЙ КУЗЬМИН /Выпуск 2003/

Поступая в 43, математику я пришёл сдавать Борису Петровичу. Всё лето просидев над Прасоловым, по геометрии я изобразил что-то унылое, но относительно вменяемое. Хмыкнув, БП отправил меня в соседний кабинет решать алгебру. Посмотрев на решения, он поспрашивал меня о чем-то ещё пару минут, а потом констатировал: "мозги у тебя, старик, есть, но математики ты совсем не знаешь". 

В школу меня, удивительным образом, взяли. Поучиться у него самого не довелось, но, много лет спустя, начав учить математику сам, я довольно много вспоминал и его истории, и его задачки. Чудесный был человек.

Светлая память

 

Б.П.Гейдман и В.Д.Арнольд, учитель информатики 1543 и ученик Б.П. по 57 школе

 

 

НИКИТА СЕНДЕРОВИЧ /Выпуск 2011/

Когда я вспоминаю Бориса Петровича Гейдмана и его уроки, на ум приходят две его главные черты.

Первая черта - это особое искромётное чувство юмора БП. Приведу несколько примеров.

В 9 классе я сдавал итоговый экзамен по математике, на теории мне достался один из самых сложных билетов - доказательство теоремы Шаля (о классификации движений на плоскости). Я был уверен в себе, отвечать пошёл без длительной подготовки. Попал к БП (в тот год он вёл у нас алгебру). Нарисовав на доске все треугольники, я изложил лемму о трёх гвоздях, ещё несколько вспомогательных утверждений и начал доказывать саму теорему, но - о ужас - концы с концами не сходились! Я сделал несколько кругов по доказательству, пытаясь вспомнить и сообразить, что именно я упустил. БП всё это время молча слушал, не помогал и не мешал. Через долгих 5 минут замешательства, мне показалось, что всё-таки удаётся "собрать" честное доказательство, которое я с горем пополам рассказал. Затем БП задал пару несложных дополнительных вопросов и отпустил меня решать задачи практической части. Я, конечно же, был разочарован - важный экзамен, а я так опростоволосился! Да ещё и перед БП, у которого на уроках алгебры я привык считать себя сильным учеником! Сижу, решаю задачу и слышу, как другие преподаватели спрашивают у БП про меня - ну, мол, как ответил? БП на всю аудиторию отвечает: "Блестяще!". Выдерживает театральную паузу и, широко улыбаясь, добавляет: "Я половину понял..." 

Позже, уже в 11 классе, на одном из дополнительных занятий с БП по подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, моему соседу по парте Володе Козлову выпало идти к доске разбирать сложное уравнение из домашнего задания. Готового решения у Володи не было, к доске идти было явно не с чем, а я за несколько секунд умудрился подсказать ему основную идею. Пока он неохотно выходил к доске, БП прокомментировал: "Володе неловко - он идёт рассказывать решение Никиты".

Помню, как нас веселила реакция БП на неправильные решения задач в духе "ну, брат, ты загнул, ты прям как моя бывшая тёща..." (дальше шла сложная математическая аналогия), его присказки: начинаем урок "с места в карьер", задачу решаем "по-рабоче-крестьянски", "делай хорошо - плохо само получится" и многие другие.

Вторая черта БП, о которой мне нельзя забыть - высокий педагогический профессионализм, который я имел счастье ощутить на себе.

В 7-8 классе, до уроков алгебры БП, несмотря на значительные усилия, я балансировал между 4 и 5, случались и тройки. На уроках и контрольных у БП мне всегда всё было легко и понятно. Признаться, мне, девятикласснику, казалось, что ничего особенного тут нет - просто новый, более "халявный" учитель. Штука оказалась в том, что уроки с БП закончились, а навык остался. До конца школы, при поступлении и уже позже, в университете, у меня не было проблем с алгеброй (и с математикой, в целом) - твёрдая "пятёрка", независимо от предмета и учителя. Преподанные за год Борисом Петровичем принципы равносильных переходов, разбора случаев и многие другие приёмы незаметно вывели мою алгебраическую культуру на новый уровень.

 

 


 

Страница памяти Б.П.Гейдмана

www.1543.ru