Краткий курс истории 1543 для гимназистов

1975-2015

Текст выступления 7"А" на Дне Гимназии 2015 года.
Составитель - Марина Михайловна Букина.

 

 

 

 

Самое ценное в нашем выступлении – старые фотографии. На них – фрагменты эпохи, которая ушла безвозвратно, времени, когда нас еще не было на свете. Наши учителя, наши маститые мэтры на этих фотографиях совсем молодые, веселые, беззаботные, похожие на нас. Неужели это они, тогдашние, сделали нашу школу?

1975 год. В новом районе Москвы, Тропарево, строится большой жилой комплекс. Предусмотрены несколько школ, одну из которых возглавит Юрий Владимирович Завельский. Почему он?

Во-первых, у него 20-летний опыт учительской работы.
Во-вторых, он опытный руководитель, так как работал завучем и заместителем заведующего районным отделом образования Ленинского района Москвы и пользуется большим уважением коллег.

И в-третьих (но это он мало кому рассказывает), у него есть давняя мечта создать школу, где бы человек мог получить широкое образование, а не только специальное, как, например, в известных Второй математической или в 45-й английской школах. Юрий Владимирович уверен, что сил и опыта у него хватит. 

Школа еще не построена, а будущий директор уже набирает штат людей, которые будут воплощать в жизнь его идеи и мечты. Вот как о своем приеме на работу вспоминает Александр Юльевич Волохов, работающий в 43=й школе со дня ее открытия: «Пришел я в кабинет с авоськой, где были какие-то продукты и книжка, чтобы в дороге читать. Завельский заговорил со мной о том, почему я хочу пойти работать в школу. Потом увидел книжку, спросил, что я читаю, что еще читал, как мне это понравилось. В те годы он всех учителей именно так принимал на работу. Разговаривал о жизни, о книгах, о театре, чаю мог предложить и потом решал, берет он этого человека или нет».

Как заместитель заведующего РОНО Юрий Владимирович хорошо знаком со многими школами Ленинского района и с учителями, которые там работают. Он приглашает к себе Ларису Давыдовну Гуткину, учителя русского языка и литературы, лучшую пионервожатую Москвы, заместителя директора по воспитательной работе. Не сразу, но Лариса Давыдовна соглашается, однако с необычным условием: взять еще 12 учителей из своей 34-й школы на Плющихе, которые были недовольны новым руководством в своей школе. Когда об уходе из 34-й школы почти половины коллектива узнала заведующая РОНО, она позвонила Юрию Владимировичу: «Вы не знаете, кого вы берете! Это же бомба замедленного действия! Это такие характеры, что они не дадут Вам работать!» - «Я не боюсь», - ответил Завельский. И не ошибся – именно этот сплоченный коллектив из 12-ти учителей 34-ой школы стал основой, фундаментом для коллектива новой 43-й. Почти все они проработали в ней потом не один десяток лет. Роза Александровна Новосильцева, Ирина Николаевна Деева, Маргарита Аминадовна Гинзбург – из их числа.

Так 1 сентября 1975 года открылась новая московская школа. Поначалу было очень трудно. Метро Юго-Западная выходило тогда в чистое поле. Там было только автобусное кольцо и очереди на автобусы в Беляево, где еще не построили метро. А все пространство вокруг церкви занимала настоящая деревня Тропарёво с коровами, свиньями, курами. В 43-ей школе учились и ребята из этой деревни. Случалось, что им приходилось уходить с уроков, потому что некому больше было следить за хозяйством. Бывало, что выпивали и дрались.

Однако мечта о школе, где учеба – главное и интересное дело, постепенно реализовывалась. В начале 80-х в школу приходит много молодежи. Это и бывшие ученицы Ларисы Давыдовны - Галина Владимировна Пикалова и Елена Дмитриевна Волжина. А также Леонид Александрович Кацва и Ольга Евгеньевна Потапова. Трудно ли им было? Безусловно. Хотелось ли иногда бросить школу и найти более спокойную работу? Конечно. Но рядом были опытные, доброжелательные старшие коллеги, которые поддерживали и делились своим опытом.

Уже через 10 лет школа стала хорошо известна в своем районе: здесь не только серьезно учили, не давая поблажек лентяям, но интересно жили после уроков. Замечательные спектакли ставил школьный театр, работали музей боевой славы 5-й Ударной армии и музей Юрия Гагарина, материалы для которых ребята собирали во время летних походов, работали в летних трудовых лагерях.

Директор такой школы уже мог вполне заслуженно почивать на лаврах. Но Юрий Владимирович понимал, что без новых задач коллектив рискует скатиться в рутину. Поэтому в 1987 году он решает открыть математические классы и приглашает для работы Бориса Петровича Гейдмана, который набрал тогда первый в 43 школе маткласс. Борис Петрович привел своих учеников и единомышленников. Среди которых сегодня работают А.В.Хачатурян и В.Д.Арнольд. Кафедра математики 43 школы довольно быстро стала одной из сильнейших в Москве.

Конец 80-х и начало 90-х годов – время интересных экспериментов и начинаний в системе образования: разрешена была специализация с 8-го класса, работа по авторским программам и индивидуальным учебным планам. Изучался и частично использовался опыт работы зарубежных школ, решено было создать гимназии и лицеи, чтобы давать более глубокое образование тем, кто этого хочет. Вслед за матклассами в 43 школе открываются биологические и гуманитарные классы. В 1994-м году школа 43 превратилась в гимназию 1543. В 2001 году открыли еще и физико-химические классы.

Конечно, педсовет сильно изменился за эти годы: ушли учителя старшего поколения, создавшие школу, пришло много молодежи. Неизменным осталось главное правило: гимназия – коллектив единомышленников. Это люди с очень разными характерами и интересами, но их объединяет любовь к своему делу, любознательность, глубокое уважение к коллегам и ученикам. Все вместе они создают творческую атмосферу, без которой неинтересно жить. Наверное, поэтому многие выпускники приводят сюда своих детей, часто заходят в гости к бывшим учителям, возвращаются в гимназию учителями, чтобы продолжать традиции 1543. 

 

 

 

Раздел "НЕЗАБЫТОЕ" (история школы)

День Гимназии 2015 года для 5-8 классов

Главная страница сайта www.1543.ru