Пушкинская речь

Выступление Ю.В.Завельского в актовом зале 19 октября 1999 года

 

Сегодня мы отмечаем день Царскосельского, а может быть, лучше сказать, Пушкинского лицея. Когда-то течение многих лет выпускники этого, пожалуй, самого престижного учебного заведения России тех лет собирались в этот день, чтобы вспомнить годы своего ученичества, годы братства, которое родилось в его стенах, и которое лицеисты хранили всю свою жизнь. Конечно, поистине всероссийскую славу лицею составил один из них – Пушкин. Если бы не этот живой кудрявый мальчик, которого родители привезли в лицей в 1811 году, о Царскосельском лицее знал бы, может быть, только узкий круг специалистов, занимающихся историей образования в России. Через час в этом зале состоится актовая лекция по типу тех, что проводились в лицее. Тема лекции: «Лицей в судьбе Пушкина». А мы пока зададим себе другой вопрос: «Какова роль Пушкина в нашей судьбе, судьбе каждого из нас?» В самом деле, Пушкин проходит через всю нашу сознательную жизнь. Он наш вечный, надежный спутник. Вспомним – мы еще совсем маленькие, мы даже букв еще не знаем, но мама нам уже читает:

У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том... 

Потом мы подрастаем и с восторгом уже читаем сами:

Мороз и солнце, день чудесный,
Еще ты дремлешь, друг прелестный!... 

А потом для каждого из нас наступает пора светлой юности, и нас ошеломляет, вызывая душевный трепет, пушкинское:

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты... 

Наконец, мы становимся совсем взрослыми и невольно попадаем под обаяние других пушкинских строк:

Подъезжая под Ижоры, 
Я взглянул на небеса 
И воспомнил ваши взоры, 
Ваши синие глаза... 

И, конечно, мы сочувствуем поэту в его желании славы, чтобы вернуть любовь женщины. Помните?

Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно... 

И, наконец, это роскошное стихотворение, один из шедевров мировой любовной лирики:

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем... 

Так постепенно в нас закрадывается мысль о том, что мы Пушкина знаем, более того, мы его понимаем. Рождается тот великий обман, то грандиозное заблуждение, в плену которого находятся многие люди иногда в течение всей своей жизни. А на самом деле? А на самом деле, Пушкин – это великая тайна, та загадка, которую не дано до конца разгадать никому из нас. Но само прикосновение к этой тайне уже огромное интеллектуальное наслаждение. В чем же причина этой тайны? Кто-то сказал, что подлинно гениальное произведение отличается от просто талантливого тем, что всегда несет в себе иллюзию общепонятости. Да, не общепонятость, а ее иллюзию. Ну, как улыбка Джоконды, как «Реквием» Моцарта, как финал «Онегина». И создает эту иллюзию, как мне представляется, безукоризненность, удивительное совершенство художественной формы шедевра. Удивительная прозрачность, легкость пушкинской поэзии и прозы – вот источник нашего великого обмана. Пушкина надо вдумчиво читать, много раз перечитывать (кстати, замечу, что настоящий читатель – это не тот, кто много читает, а тот, кто перечитывает), чтобы проникнуть в бездну мыслей и чувств, заложенных в его произведениях. Сегодня мне хотелось бы сказать о том, что нам дорого не только творчество Пушкина. Сама жизнь поэта не может не вызывать нашего интереса и, если хотите, примера для подражания. Вообще, мне кажется, любой великий человек, уходя в иной мир, оставляет нам, живущим на земле, некие уроки своей жизни, которым мы следуем. Какие же уроки преподал нам Пушкин? В чем для нас их смысл? Сегодня уместно напомнить гоголевские слова о том, что если явится русский человек с такими качествами русского, как у Пушкина, то лишь лет через двести. Думаю, тайна этой знаменитой гоголевской фразы в одном: главная пушкинская черта для современников, несомненно, была одна – пушкинская свобода. Свободолюбие, свободомыслие, свобода жить по-своему. Рабская угнетенность во всем – вот чем был русский человек времен Гоголя. И саркастический и прозорливый Гоголь оттого и отводил лет двести, не меньше, пока обретет он подлинно свободный дух. Быть свободным человеком – вот один из главных уроков, который преподал нам Пушкин своей жизнью. А это значит – не лгать, не приспосабливаться, сохранять в любой ситуации то внутреннее достоинство, которое присуще по-настоящему свободному человеку. Сейчас я приведу пушкинские строки, знакомые многим. Он писал:

Две страсти дивно близки нам, 
В них обретает сердце пищу, 
Любовь к родному пепелищу, 
Любовь к отеческим гробам. 

О чем это? О любви к земле, на которой ты родился. О патриотизме в его глубинном лучшем значении этого слова. Наверное, в этом зале найдутся те, кто скажет: «О каком патриотизме можно сейчас говорить в стране, которая не может обеспечить своим гражданам необходимых условий жизни. Не случайно столько людей стремятся в другие страны, более благополучные, страны, где человек может полнее себя реализовать». Это верно. Но верно и другое. Я хотел бы сейчас процитировать другого замечательного человека – писателя, публициста, философа – Василия Васильевича Розанова или, как он себя называл, РозАнова, с ударением на втором слоге. Вот что писал Розанов в 1919 году. Я не случайно называю этот год. Думаю, что вы меня сейчас поймете. Розанов писал (цитирую дословно): «Счастливую и великую Родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить, именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно когда наша «мать» пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, – мы и не должны отходить от нее». Подумайте, почему Розанов мог написать эти строчки в 1919 году, кстати, в год своей смерти. И как важно, что в этом тексте дважды повторяется «именно»! Но ведь и Пушкин жил не в лучшее для России время. Что было хорошего для человека в николаевской России? Да и было ли когда-либо время в России, которое можно было бы назвать лучшим? И Пушкин отлично понимал, в какой стране он живет, говоря: «Черт надоумил меня родиться в России с умом и талантом!» И, наконец, еще один пушкинский урок – урок доброты. Ведь Пушкин неслучайно думал, что в нашей благодарной памяти он останется прежде всего этим качеством:

И долго буду тем любезен я народу, 
Что чувства добрые я лирой пробуждал, 
Что в мой жестокий век, восславил я свободу 
И милость к падшим призывал... 

Для нас, живущих в эпоху, когда критическая масса зла так возросла, а доброты и милосердия так не достает, этот пушкинский урок особенно важен. Так какова же роль Пушкина в нашей жизни? Что такое Пушкин в нашей судьбе? Я бы на этот вопрос ответил одним коротким словом: опора. Пушкин с нами в счастливые минуты жизни, он же опора в нашей, если хотите, превратной судьбе. Опора нравственная, духовная, душевная. Опора верная, надежная. Вот почему в этот торжественный день памяти пушкинской юности мы говорим себе: Какое это счастье, что у нас есть Пушкин! Сохраним же это счастье в себе на долгие годы!

Ю.В.ЗАВЕЛЬСКИЙ 
19 октября 1999 года

 

 


ССЫЛКИ НА ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ:

Лермонтовская речь Ю.В.Завельского (2014 год)

страница материалов о Ю.В.Завельском

раздел "Незабытое"

главная страница сайта