Горьковская речь

Лекция Ю.В. Завельского о Максиме Горьком к 150-летию писателя

 

28 марта 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Максима Горького. 

Хочу сразу оговориться, всё, что я сегодня скажу о Горьком – это моё представление о нём как о человеке и как о писателе. Это мой Горький! И мои оценки могут не совпадать с вашими и даже в чём-то противоречить им. 

С моей точки зрения, Горький – фигура фантастическая, грандиозная. Я могу говорить о нём только в превосходных степенях. Сама судьба Горького – уникальное явление. Ничего подобного не только в русской, но и в мировой культуре не было, нет и, разумеется, никогда не будет – потому что, чтобы это повторилось, нужно чтобы повторилась эпоха, родившая Горького. 

Как мог человек, поднявшийся из самых низов жизни, достичь таких высот культуры, какой не могли овладеть многие, не менее талантливые люди? Что послужило причиной появления в мире такого явления, как Горький? Мне кажется, в основе этого лежит много причин, но я бы хотел сейчас отметить только две – с моей точки зрения, определяющие. Первая – разумеется, гениальность, не только творческая, но и чисто человеческая. Сколько вообще было на свете талантливых людей! Но они при своём таланте и даже гениальности были разными в своём нравственном развитии и далеко не всегда отличались его высоким уровнем. О Горьком этого сказать нельзя. Все, что в нём было как в человеке, отразилось в его великом творчестве. Дружбой с Горьким гордились и Ромен Роллан, и Бернард Шоу, Джек Лондон и Теодор Драйзер, братья Манны и Голсуорси, и многие другие. Сколько людей искали дружбы с ним! Таков был Горький – с каким-то непередаваемым, присущим только ему писательским и человеческим обаянием. 

Второй важный факт, объясняющий явление Горького, – колоссальная воля, заложенная природой в этом человеке, сила духа, поистине неисчерпаемая внутренняя энергия, поразительная целеустремлённость.

У Д.М. Мережковского, известного литературного критика, поэта, писателя, есть книга «Несвятая Русь». Там он пишет: “Последняя веха – Толстой. За ним никого – …. Или Горький”. Значит, Горький, с точки зрения Мережковского, продолжение литературы XIX века, прямой наследник Толстого. А мнению Мережковского стоит доверять, он был блестящим литератором, человеком безупречного литературного вкуса. В ряд гениев, которыми богата русская литература, имя Горького легко вписывается. Вспомним – начало XIX века осветило три гения: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Конец XIX века ещё трое: Достоевский, Толстой, Чехов. Горький идет вплотную за ними. Наш седьмой гений. 

Всю жизнь Горького волновала одна мысль, она лежит в основе его творчества, – почему в этом прекрасном мире, полном неизъяснимой красоты и изящества, где всё продумано так, казалось бы, тщательно, так логично, так умно устроено, почему в этом прекраснейшем из миров человек живет так серо, скучно, неинтересно, как ему не следует жить. Почему люди на земле не могут придумать и организовать жизнь подобную природе? Не случайно темы «природа и человек», «природа и хаос», «как человеку преодолеть свои инстинкты и свою психику» – вот те вопросы, которые подбросил нам Максим Горький, которые волновали его.

Как у каждого человека, у Горького всё начинается с детства. Его повесть «Детство» безусловный шедевр. С такой любовью и с такой беспощадностью как Горький никто не писал о начале своей жизни. Что привлекает в этом мальчугане по имени Алёша Пешков? Нравственная стойкость. Тяга к прекрасному. Острая наблюдательность, которая потом скажется на его творчестве. Удивительная зоркость к той жизни, которой он живет. Оттуда всё начинается. Оттуда начинается горьковская борьба за лучшего человека, за человека с большой буквы, того человека, в которого он так свято и безгранично верил.

Два романа – «Фома Гордеев» и «Трое». О том, как человек пытается вырваться из привычного круга жизни, в котором ему тесно, скучно, и как у него это не получается. Отсюда бунтарство Горького. Он не может согласиться с теми правилами жизни, которые придумали люди и которые им же самим мешают.

Фома Гордеев – человек, который рано потерял отца, богатый купец, ему неинтересно жить в этом мире «лавочников». «Лавочники» – друзья отца, его сподвижники, его соратники. Среди них, конечно, Яков Маякин, хозяин жизни. Этот мир не даст Фоме порвать с ним, стать другим. В итоге чем кончается повесть? Его признают умалишённым.

Точно так же построен роман «Трое». Трое молодых людей хотят перестроить свою жизнь. Кому это удается? Никому. Двое кончают жизнь самоубийством. (Илья Лунев придумал очень страшный конец для себя). А третий, Лаптев – он наиболее светлая личность, он умён, тонок, талантлив. Но и он тоже не сможет из этой среды вырваться. Горький показывает людей, которые чувствуют себя чужими среди своих. 

Горький будет и дальше продолжать эту тему. Уже в 30-х годах он напишет две, с моей точки зрения, выдающиеся пьесы – «Егор Булычёв и другие» и «Васса Железнова». Булычёв – человек, который, в отличие от Фомы Гордеева, слишком поздно понял, что он всю жизнь прожил «не на своей улице». А победить эту жизнь, изменить что-то в ней, разорвать эти путы, он уже не может. Он приходит к этому пониманию уже перед самым концом, умирая от неизлечимой болезни. Но жизнь страны, в которой он прожил, стремительно меняется. С улицы до него доносятся отголоски революционных песен. Идёт манифестация. Жизнь изменилась сама, без него. 

А рядом другой образ – Васса Железнова. Человек, который прекрасно понимает, что её время уходит, но смириться с этим не может. Когда Рашель, её невестка, говорит ей, что её класс обречён, Васса отвечает: «Какой это класс? Это я класс!», и бьёт себя кулаком в грудь. Помню как в 1946-ом в Театре Ленинского комсомола (теперешний «Ленком») Вассу Железнова играла выдающаяся актриса Серафима Германовна Бирман. А музыкальной заставкой к пьесе была русская песня «Липа вековая». Вот Васса Железнова – та самая вековая липа, которую выкорчевать невозможна. Это образ, противоположный Булычёву. А написаны обе пьесы примерно в одно время. 

Внимание Горького привлекал ещё один тип людей – людей хороших, нравственно чистых, но, увы, без того внутреннего стержня, без которого реализовать всё лучшее, что в тебя природа заложила, невозможно. Такой у Горького Матвей Кожемякин из одноимённого романа, проживший жизнь впустую. С каким мастерством дан этот образ и образ дворника, татарина Шакира, – единственно близкого ему человека! Не случайно уже стариком Матвей умирает с его единственным именем на устах. И еще эта любовь, очень красивая в своём целомудрии, совсем еще юного Матвея и его молодой красавицы-мачехи Палагеи. Любовь запретная и потому такая притягательная для обоих.

Горький по своему складу ума и характеру, конечно, бунтарь. Бунтарём он родился, бунтарём ушёл из жизни. Но не только бунтарь, а еще и великий романтик. Вспомним что такое романтика? Это определенное умонастроение, проникнутое идеализацией окружающей жизни и людей, живущих в ней. Любой романтик, будучи неудовлетворённым жизнью, которой он живёт, старается ее приукрасить хотя бы в своем воображении. В творчестве Горького это наиболее ярко отразилось в знаменитых «Сказках об Италии». 

Горький приехал в Италию из Америки в 1906 году. Почему не вернулся в Россию? В России его тут же бы арестовали, ведь он поддерживал революцию 1905 года, которая к тому моменту уже потерпела поражение. В Италии Горький прожил 7 лет, до 1913 года. Его там уже тогда называли «сеньор Горький». А тот особняк, та вилла на Капри, в которой он прожил 7 лет, была предоставлена ему итальянским правительством. За аренду этой виллы платил не Горький, а муниципалитет – ему не разрешили платить. Вот такая слава была у Горького! 
27 сказок об Италии, каждая из которых – маленькая жемчужина. Нанизанные вместе они составляют такое великолепное ожерелье, которым можно залюбоваться. Горький не ставил перед собой задачу отразить в них повседневную жизнь итальянского народа. Он хотел показать лишь самую суть, квинтэссенцию итальянской души. И мне кажется, что это Алексею Максимовичу удалось. 

 

Интересен портрет Горького, написанный Валентином Серовым в 1904 году. К этому моменту уже написаны ранние романтические рассказы 90-х годов, «Фома Гордеев», «Трое», «Мещане» и знаменитая пьеса «На Дне» (которая уже шла в Художественном театре с 1902 года). Посмотрите внимательно на портрет Серова. Когда-то Горький в ранней юности написал поэму «Песнь старого дуба». Поэма не сохранилась, но одна строчка из неё дошла до нас: «Я пришёл в мир, чтобы не соглашаться». Для Горького это знаковая фраза. Она даёт возможность понять Горького не только как писателя, но как человека и мыслителя. Мне кажется, что Валентин Серов в портрете хотел передать эту горьковскую мысль. Посмотрите, как он сидит, посмотрите на этот поворот головы – во всем этом есть некоторый вызов, определенный протест. 

Что ещё важно для понимания Горького? Горький абсолютно свободный человек. Свободный в своих взглядах и своих поступках. Человек не только внешней, но и абсолютной внутренней свободы. Внешнюю свободу легко найти, так же легко и потерять. А вот внутреннюю свободу никто не может отнять у человека. 

Кто-то сказал, что повести «Детство» и «В людях» – это символическая формула России. И это действительно так, ибо они дают нам возможность разгадать многие тайны русской души и огромного русского мира, попытаться понять, почему человеку так неинтересно, скучно, так подчас тяжело в этом мире. В повести «В людях» есть такая фраза: «Человеку мешают жить на свете так, как он хочет, две силы: Бог и люди». Горький был человеком неверующим. Но при этом он смог прожить жизнь как истинно верующий, без страха, не испытывая ни малейшего ужаса перед неизбежным концом. Можно сказать, Горький – верующий без Бога и бесстрашный без веры в загробную жизнь. 

Говоря о Горьком, нельзя пройти мимо такой темы как «Горький и интеллигенция». Читая и перечитывая Горького, невольно ловишь себя на мысли, как часто и мучительно размышлял он о судьбах и месте русской интеллигенции в жизни страны. Он видел в интеллигенции не только «соль земли», мозг нации, но, пожалуй, в первую очередь, людей ответственных за судьбу страны. Так в «Климе Самгине» школьный учитель Томилин не случайно говорит об элите, как лучших людях страны, которым приходится отвечать за всё плохое, что в ней есть. Чисто горьковская мысль, вложенная в уста одного из литературных героев. С другой стороны, в пьесах «Варвары», «Дачники» Горький показывает, как интеллигент может переродиться в простого обывателя. 

Кстати, коль речь зашла о драматургии Горького. Горький – выдающийся, великий драматург, который стоит в одном ряду с Островским, Чеховым. Его пьесы не случайно идут во многих театрах нашей страны и за рубежом. Но странная вещь: когда смотришь эти пьесы, невольно задаёшь себе вопрос, о чём это? В них, казалось бы, ничего не происходит, а тем не менее смотришь их с напряжённым вниманием. Ответ у меня такой. Горький, как никто, умел показать драматургию обычной повседневной жизни, людей в их отношениях друг с другом и, глядя на его героев, зритель невольно сопоставляет это с собой, со своими мыслями и чувствами. В этом, как мне кажется, сила горьковских пьес.

И ещё. Горький был человеком необыкновенного общественного темперамента. На любое событие в стране и за рубежом Горький откликался тут же, его всё интересовало. У Осоргина, писателя первой волны русской эмиграции, есть такая фраза: «Толстой – наша гордость, Достоевский – наша несчастье, Горький – наша злободневность». Она, эта злободневность, не случайная. Злободневность Горького от этого темперамента.

Во многом именно этот горьковский темперамент дал возможность сделать столько, сколько сумел сделать Горький в послереволюционные годы. Вспомним: ЦЕКУБУ (Центральная комиссия по улучшению быта учёных), которая спасла многих от голода 20-х годов. Единственный в мире Литературный институт носит имя Горького. Книги серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей). Такая серия существовала до революции, ей занимался Петр Павленков, но потом это дело заглохло, и только в 1934 году по инициативе Горького эта серия была возобновлена. «Литературная газета», которая в 1830 году была основана Дельвигом при участии Пушкина, была возобновлена Горьким в 1929 году. А скольким начинающим молодым писателям помог Горький! Сколько людей приезжало к нему – сначала на Капри, а потом в советский период в Сорренто: и Леонид Леонов, и Константин Федин, и Михаил Пришвин, и др. Как они были благодарны ему! И как Горький следил за их творческим ростом. Прочитайте замечательную книгу Федина «Горький среди нас» и вы многое поймёте. Просто удивительно, как мог один человек обнять столько дел, жить столькими заботами. Недаром кто-то остроумно заметил: «Горький не человек, Горький – это учреждение».

Мне кажется, Горький, помимо огромного творческого таланта, обладал ещё и неким нравственным талантом. Есть такие люди, в которых при рождении природа вкладывает определённое нравственное чувство. Оно потом позволяет им совершать добрые благородные поступки и не совершать поступков дурных. И сейчас в этом зале среди ребят есть такие – нравственно одарённые дети. Они интуитивно чувствуют, что хорошо, а что плохо. И это помогает им совершать много добрых дел. Это люди тонкой душевной и духовной организации. Горький был ярчайшим примером такого человека. Он несомненно был нравственно одарённым человеком.

Думается, что пройдет много-много лет, и будет отмечаться очередной горьковский юбилей – 200, 300, 400 лет… И те места в этом зале, которые мы сейчас занимаем, займут совсем другие люди, пока еще не родившиеся… И мне верится, что они, вспоминая наше непростое время, о Горьком тоже вспомнят. И Алексей Максимович, как и сейчас, будет мысленно стоять перед ними, приложив ладонь козырьком к своему лбу, и внимательно приглядываться в их лица. Он будет смотреть вслед уходящим поколениям с таким же интересом, как и к нам. Вот почему он будет всегда с нами. Потому что он – Горький. Наш Горький!

Ю.В.ЗАВЕЛЬСКИЙ 
4 апреля 2018 года
/расшифровка текста А.В.Бассель/

 


 
Видеозапись Горьковской речи

 
+ "Сердце матери" (из "Сказок об Италии")
в исполнении Ю.В.Завельского

 


ССЫЛКИ НА ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ:

Лермонтовская речь Ю.В.Завельского (2014 год)

Пушкинская речь Ю.В.Завельского (1999 год)

страница материалов о Ю.В.Завельском

раздел "Незабытое"

главная страница сайта