ЗОЛОТАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ

/ Фильм о школе /

 

 

  

 

 

  

 

 

несколько слов от автора

В наши дни, когда впервые берутся за монтаж, то любое свое творение, любую самую первую пробу пера, как правило, тут же и хотят назвать громким словом "фильм". Я такого себе позволить не могу, как не может литератор позволить назвать свой очерк или рассказ повестью или романом. За долгие годы много намонтировал о школе разных клипов и роликов, но если спросить - "а сколько у меня фильмов о школе?", то отвечу, что такой фильм у меня есть только один - "Золотая параллель". Это не лучший, а просто единственный у меня полнометражный фильм о гимназии 1543.

И даже теперь, через десять лет, я не вижу, честно говоря, другого способа его сделать, чем так, как я его сделал тогда. Потому что "кино о школе" - это ведь не рассказ о ее создании, это не рассказ об учителях и даже не рассказ о директоре, а это должен быть рассказ о детях, которые в ней учатся. Нет, не просто учатся, а вырастают! Зритель должен увидеть не просто ярких, талантливых, красивых, умных ребят, а сам процесс, которым получаются эти яркие и талантливые, откуда они берутся, как с годами взрослеют, из чего и во что превращаются. И именно это (и только это!) по настоящему может показать работу школы. 

Герои фильма - 28-а параллель гимназии 1543, окончившая школу в 2003 году. От 1 сентября первого класса до выпускного вечера за два часа экранного времени. Фильм сложился и получился, я считаю, из-за того, что совпали одновременно несколько обстоятельств - 1) Яркие, талантливые, красивые, умные ученики этой параллели, 2) талант и творческая мощь Ольги Евгеньевны, выдавшая этой параллели, быть может, максимум своей энергии, 3) Любящие и заботливые родители, которые не ленились не только снимать, но и хранить все десять лет отснятое (общий хронометраж всех материалов к фильму - это более 30 часов), 4) ну и то, что я тогда только-только начинал работу в кино, мне было интересно браться за все одновременно, и была еще возможность посвятить этому фильму целый месяц жизни. Думаю, что никогда больше такое уже не повторится. Такого фильма больше не будет. И остается только позавидовать 28-ой параллели. (Я и сам им в этом завидую, честно говоря).

В истории школы есть много важных поворотных дат, важных вех в представлении школы о самой себе. Это 1975 год и первая волна великих учителей. Это 1979-1981, когда пришла вторая волна сделавших школу учителей, и подросли первые "свои дети". Это 1989-1991, когда пришла третья волна учителей новой формации, а школа взлетела в свой "Золотой век". Это середина 90-х, когда школа отчетливо превращалась в многопрофильную гимназию. А в 2003-2004 проходил, как мне представляется, тоже очень важный процесс - осознания старшеклассниками себя не "классами", но "параллелями". Возникшая тогда вместе с сайтом 1543-ру нумерация параллелей сама по себе не могла, конечно, запустить этот процесс, но помогла ему закрепится. Так, 27-ая параллель еще не знала (да и до сих пор не знает), что она 27-ая, 28-ая начала частично так себя называть, а вот уже в 29-ой на момент выпуска не было ни одного ученика, кто бы не знал, что он "из 29-ой". Ну а с тех пор пошло-поехало вплоть до сегодняшнего дня. Все это родилось именно тогда. 

И 28-ая заблистала тогда на всю школу своей многогранностью. Про них нельзя было сказать "Ну да, у них есть в классе этот-то и этот. Ну, конечно, все понятно - талант и гений". Нет. Они сумели сочетать яркие индивидуальности с некоторым общим представлением о себе, как именно вот от них, от таких. И в кино я тоже пытался проследить сразу две эти противоположные линии - яркие индивидуальности, которые легко запоминаются даже незнакомым с этими ребятами зрителем, и общую картину, общее впечатление, общий тон. 

Мне всегда было интересно смотреть на эту параллель. Они очень сильно отличались и от того, какими были мы (20-ая), и от наших учеников, очень близких мне по духу людей, моих друзей (27-ая). 28-ые же были какими-то более раскованными, что-ли, не стеснялись веселиться, не стеснялись делать какие-то наивные, может, вещи напоказ. Были в отличие от нас экстраверты и конформисты по отношению к школе. Я долго придумывал тогда название фильма (потому что у фильма, в отличие от "ролика", обязательно должно быть свое уникальное название), и когда вдруг родилось это словосочетание - "Золотая параллель", то долго потом не решался на него из-за какой-то его для меня двусмысленности. Но в то время мне нужен был эффект, я решился, но совершенно не мог предположить, что название это приживется и будет принято практически как самоидентификация. Это была одна из тех самых трогательно-наивных штук, на которую были способны эти ребята, но и этим они мне тоже очень милы. 

 

Кстати, этой параллели я был обязан одним из сильнейших эмоциональных переживаний в 43 школе. Весна 1995 года, юность, влюбленность, жара, портвейн, Красивый холм, скорое расставание с "Синагогой", и совершенно никакой рефлексии на этот счет! Последний звонок, какие-то шарики, какие-то умные речи учителей и какие-то вымученные речи моих сверстников, пытающихся изобразить "взрослость".  И вдруг распахиваются двери актового зала, вбегают какие-то малыши, и звучит "Семь сорок", "Хава Нагила", и настоящий задорный танец урожая во всю ширь пустого (в те годы) зала. Ирина Евгеньевна Мишарина устроила этот сюрприз для нас с третьеклассниками из 28-ой параллели. Это было настоящее потрясение! Невозможно этого понять теперь, но тогда - это было настоящее потрясение! Как это возможно?! Слово "Синагога" было нашим внутренним табуированным термином, перенятым у старших товарищей, но табуированным! - как клички учителей, то есть только между собой, где-то на Уголке, на Красивом холме, но не в стенах же школы, не на глазах же у всех учителей, у директора! Как такое может быть?! Мы как будто не верили своим глазам и ушам. Никогда ни до ни после ни один танец не производил на меня более сильного впечатления. И я благодарен в первую очередь, конечно, Ирине Евгеньевне за эту демонстрацию на самом деле (как ни пафосно это звучит) потрясающей внутренней свободы нашей школы. Именно внутренней! Я не хочу сказать, что ее раньше не было - конечно же нет. Но просто я ее раньше не замечал, не хотел замечать, не осознавал! Не понимал, что со школой можно быть открытым и искренним. За свой последний месяц в 43 я понял про нее, кажется, гораздо больше, чем за все предыдущие школьные годы. И я вдруг только тогда начал потихоньку осознавать - что же я теперь теряю, выпускаясь из нее. 

Это были мои личные переживания, но еврейские танцы на официальном школьным мероприятии тогда удивили, мне кажется, всех. И думаю, что тогда это было впервые в истории. Да, были рассказы Бабеля на ДК-1991 - там блистали и молодой Кузнецов (Беня Крик), и Ирина Марковна (кто помнит Ирину Марковну?) Но на учительских капустниках еврейских танцев не было. Были намеки ("Шугарев уехал на историческую родину"), но не танцы. Танцы пошли потом - в 1996, 97 и так далее до наших дней. (Последний раз "Семь сорок" учителя танцевали на 80-летии ЮВ в 2012 г.) Так что, думаю, Ирина Евгеньевна сняла тогда очень много табу этим своим жестом. Нам же это жутко понравилось, и после официальной части мы пошли к ней, взяли ее кассету с Сестрами Берри и включили эту музыку в наш капустник. (В фильме есть эти кадры). Потом это стало модой. В капустнике на последнем звонке 1997 года очень хорошо помню Андрея Смирнова и Лешу Бархатова в их Хава Нагиле. (Они уже умели танцевать, в отличие от нас)

Прошло десять лет. И в мае 2003-го года Ирина Евгеньевна повторила этот номер уже для выпускавшихся 28-х. Ровно то же, что ставили когда-то они, им теперь исполнили первоклассники, новые ученики И.Е. А Юрий Владимирович произнес тогда сакраментальное "А ведь они глядя на вас сейчас и не понимают, что через десять лет они сами будут такими же..."

И вот, прошло еще раз десять лет. И в 2013 году те дети, кто в 2003 танцевал Хаву Нагилу в актовом зале 1543, теперь уже сами выпускаются из школы как 38-ая параллель. Приходят новые дети, танцуют новые танцы, но главное, что не прерывается эта связь времен, не прекращается преемственность поколений. Мне это нравится. Только для одной этой цели и стоит делать кино. 

 

Сергей Павловский,.
                   Лето 2013 года.
 

 

 

 

 


 

Материалы 28-ой параллели

раздел "Незабытое"

 вернуться на главную страницу