Девочка, ты ведешь себя неправильно

посвящается Ларисе Давыдовне

 

Эту фразу я слышала от Ларисы Давыдовны несчетное число раз. Меня эта фраза приводила в бешенство. Ну чего ей от меня надо, думала я . Учусь на отлично, хожу на все факультативы, комсомольскую работу по возможности выполняю. Ну чего она ко мне привязалась?!

На уроке литературы (7 класс) Лариса Давыдовны вызывает меня к доске читать Василия Теркина. Я читаю, с моей точки зрения замечательно. ЛД кажется, что я недостаточно выразительна . “Четверка”. После меня читает то же стихотворение кто-то из девчонок. На мой взгляд ничем не лучше меня. Но она никогда не спорит с ЛД. Ей –“пятерка”

Поднимаю руку и задаю вопрос: “ Лариса Давыдовна, это не честно. Объясните, чем мое чтение хуже”. Ответ (врезался в память на всю жизнь) “Взрослым людям не говорят “не честно”. Надо говорить “это не справедливо” Девочка ты ведешь себя неправильно.”

 

Тот же 7 класс. Две недели в начале каникул все должны выполнять в школе общественные работы. Лариса Давыдовна распределяет работу в нашем классе. Пять девочек должны перекладывать бумаги, остальные собирать мусор вокруг школы. Я с еще одной девочкой – мыть окна. Я с места прошу ЛД объяснить - по какому критерию она распределяла работу. (Я в ярости, так как не переношу мыть окна. Никаких спреев в те годы не было и окна надо было мыть газетой и водой). Я спрашиваю у ЛД, почему они не вызовут мыть окна фирму “Заря”. ЛД смотрит на меня с тоской. “Девочка, не надо на меня так смотреть, ты ведешь себя неправильно”.

 

8 класс, май.

Папа достал билеты на какой-то дефицитный спектакль. Я счастлива, мы с папой идем в театр. На завтра куча домашней работы. Планирую время: делаю домашнюю работу, потом бегу на метро и встречаюсь с папой у театра. После уроков ко мне подходит ЛД. "Таня, ты должна помочь мне подготовить к завтрашнему дню газету." Я снова дико злюсь. Когда это все кончится! Я отлично учусь, занимаюсь в вечерней школе при МГУ, занимаюсь спортом, теперь в кои-то веки иду в театр. 

Отвечаю : “Я сейчас должна делать уроки”.

ЛД мой ответ не устраивает. “Тогда позанимайся сейчас, а к четырем приходи в школу”

О чем она говорит, я иду в ТЕАТР……..

“Лариса Давыдовна, я не буду сегодня ничего делать. Что на мне свет клином сошелся?!”

Девочка, ты ведешь себя неправильно, пригласи маму в школу.”

 

В школу приходит моя тихая и интеллигентная мама. Лариса Давыдовна смотрит на нее с изумлением. Она очевидно ожидала увидеть маму-скандалистку, а моя мама –настоящий одуванчик.

“Ваша дочь устраивает в классе митинги”

Моя мама почему-то совсем не сердится и не расстраивается и спокойно говорит: “да вы не обращайте внимание, она хорошая девочка”.

 

В итоге в 9-м классе я ухожу на повышение, из 8б меня переводят в высокоинтеллектуальный 9а, на который юрисдикция ЛД практически не распространяется.

Так непросто складывались мои отношения с ЛД.

До меня дошло только через много лет что имела в виду ЛД. Что свое недовольство можно выражать в разной форме. Что независимо от того, согласна я с чем-то или нет, недопустимо оскорблять или ставить в неловкое положение других людей. 

Как только до меня это дошло, я позвонила в школу и попросила к телефону Ларису Давыдовну. 

“Лариса Давыдовна, я поняла что Вы имели в виду”, сказала я.

"Именно так", -  ответила ЛД. Я так часто говорю и ребятам и учителям “Если Вам что-то не нравится, скажите спокойно, предложите свой вариант решения проблемы. Зачем же сразу оскорблять и возмущаться”.

 

Передайте ей мой большой привет и СПАСИБО.

 

 

Татьяна Довгалюк, VI, США 

 


 

 

Фотоматериалы VI параллели

 

"Незабытое"