11 класс


Литература

Л-1 (13 баллов)

Откуда взята следующая цитата? Дайте максимально подробный комментарий (исторический, философский, поэтический) к подчёркнутым словам.

"День был опять ясный и тёплый. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки, где в сарае была устроена обжигательная печь для алебастра и где толки его. Один из арестантов взял конвойного и пошёл с ним в крепость за каким-то инструментом; другой стал изготовлять дрова. Он вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая брёвна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли ещё века Авраама и стад его."

Л-2 (по 1 баллу за каждый пункт) О каких рыцарях идёт речь?

а) Рыцарь печального образа
б) Рыцарь копейки
в) Рыцарь, хозяин Олифанта и Дюрендаля
г) Рыцарь бедный
д) Фиолетовый рыцарь, сочинивший неудачный каламбур о свете и тьме

 

Л-3 (по 2 балла за каждый пункт)

В каких произведениях использовались как эпиграфы следующие строки:

  1. Неча на зеркало пенять, коли рожа крива. (Народная пословица)
  2. Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? (Державин)
  3. Мне отмщение, и аз воздам.
  4. Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. (1-ая Книга Царств)
  5. O rus! О Русь!

 

Л-4 (8 баллов)

Один русский писатель ХХ века как-то раз разыграл своих друзей, читая им отрывки из литературоведческой статьи об одном немецком писателе, произнося всякий раз вместо фамилии немецкого писателя свою. В результате слушатели ни на мгновение не сомневались, что речь в статье идёт именно о читающем эту статью. Вот этот отрывок:

“Существенный характер поэтики <…… ……> состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причём фантастические образы являются не как привидения из иного чуждого мира, а как другая сторона той же самой действительности, в которой действуют и страдают живые лица, выводимые поэтом.

В прозе < …… > все лица живут двойной жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире, вследствие чего они, лучше сказать, автор—через них—чувствует себя свободным, не привязанным исключительно ни к той, ни к другой области. Это двойная свобода и двойная игра поэтического сознания с реальным и фантастическим миром выражается в том своеобразном юморе, которым проникнута проза <…… ………>. ”

Кто же был этот русский писатель?
Кому на самом деле была посвящена статья? Почему удался розыгрыш?

 

Л-5 Поэтические загадки”:

а) О.Э. Мандельштам (4 балла)

Будет в каменной Трезене
Знаменитая беда,
Царской лестницы ступени
Покраснеют от стыда…
И для матери влюблённой
Солнце чёрное взойдёт…

Какая трагедия произойдёт
в Трезене? Кто писал об этой трагедии?

 

б) О.Э. Мандельштам (2 балла)

А грязных адвокатов жало
Работает в табачной мгле—
И вот, как старая мочала,
Банкрот болтается в петле.
На стороне врагов законы:
Ему ничем нельзя помочь,
И клетчатые панталоны,
Рыдая, обнимает дочь.

О каком английском романе речь?

 

в) (4 балла) Прочитайте отрывок из стихотворения А. Блока:

Но мы—все те же. Мы, поэты,
За вас, о вас тоскуем вновь
Храня священную любовь
Твердя старинные обеты…
И так же прост наш тихий храм, 
Мы на стенах читаем строки…

Так смейтесь и не верьте нам,
И не читайте наши строки
О том, что под землёй струи
Поют, о том, что бродят светы…
Но помни Тютчева заветы:
_________________________
_________________________

 

Допишите две строки Тютчева, которые цитирует Блок.
Из какого они стихотворения?
Почему именно они приходят на память лирическому герою?

 

г) (4 балла) Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бродского.

…Вдоль оврагов пустых, мимо чёрных кустов—не отыщется след,
даже если ты смел и вокруг твоих ног завивается свет.
Всё равно ты его никогда, ни за что не сумеешь догнать,
кто там скачет в холмах, я хочу это знать, я хочу это знать.
Кто там скачет, кто мчится под хладною мглой, говорю,
Одиноким лицом обернувшись к ______________________

Допишите пропущенные слова. Какова литературная история этого образа?

 

 

История

 

И-1 (25 баллов)

Приведите примеры из российской истории,
когда единовластие способствовало укреплению свободы.

 

И-2 (12,5 балла) В задачнике по истории России спрашивается:

“Была ли месть Ольги за смерть Игоря ее личным решением
или то была воля киевского веча или иного собрания?”

Автор задачника предлагает ответ:

“Расправиться с древлянами решили киевские старейшины и вече,
они не хотели иметь над собой князя-иноплеменника”.

Дайте свой ответ на вопрос и прокомментируйте ответ, предложенный в задачнике.

 

И-3 (12,5 балла)

Кто из русских царей и почему именно он удостоился следующей эпиграммы:

Реакции дикой суровый поборник,
Дивя проходящий народ,
В овчинном тулупе
безграмотный дворник
Бессменно сидит у ворот.

И снится ему, что при сей обороне,
Нелепый, но грозный на вид
Такой же, как он,
на наследственном троне
Безграмотный дворник сидит.

 

 

Назад на Марафон-2000