НЕ УБИВАТЬ "ДРАКОНА"!

/статья в школьной газете "Данко"/

 


«Нельзя не принимать в
расчет живого дракона, если
живешь с ним рядом»


    Дж.Р.Р.Толкиен

 


Наверное, ни один театр мира не имеет такого благодарного зрителя, как наш школьный (гимназический к театру как-то не клеится). На "Драконе" это чувствовалось в полной мере - зал замирал, смеялся, вздыхал, одним словом, сопереживал. В зале сидел умный и доброжелательный Зритель. Немудрено, ибо он смотрел умный и добрый в самом лучшем смысле этого слова спектакль. С удивительным тактом и каким-то природным, интуитивным вкусом режиссеры поставили, а актёры разыграли не дешёвую мелодраму (согласитесь, могло быть), не политический памфлет (вот уж от чего было особенно трудно удержаться - сам текст так и напрашивается), не нагромождение театральных эффектов (тоже не редкость), а органично-сложную, замешанную на
недоговоренности, оставляющую место для размышлений сказку. Такую, какой её, вероятно, и видел Шварц. 

  В ней всё. Чужак-Ланцелот, навязывающий свои, пусть абстрактно-прекрасные, но чуждые горожанам принципы, не сомневаясь в своём праве вторгаться, учить, вмешиваться и решать за других. Если уж осчастливливать, так всех сразу, одной Эльзы ему мало. И рядом с ним по-настоящему, неподдельно добрый, но слабый Шарлемань, которому то ли физической силы не хватает, то ли фанатической уверенности во всеобщей правильности своей философии.

Умный циник-Дракон, всему знающий цену, и потому ничего не ценящий, но при этом проявляющий один раз благородство; а значит есть оно где-то там внутри, пусть извращенное, пусть почти незаметное, но есть. 

И неглупый подлец-бургомистр, который благородство не проявит ни при каких условиях, даже выгоды ради, ибо не умеет, а посему даже до цинизма подняться не может; так, мразь и всё.

 Продукт системы Генрих - вроде, дрянь дрянью, а иногда мелькнет что-то человеческое. И продукт системы же Эльза - вроде, человек, а где-то глянешь - кукла куклой. И массовка - Кот, Осёл, Мальчик с одной стороны, горожане - с другой, а погас свет, и не разобрать где кто - все боятся. Всё это у Шварца есть, но надо же было найти, выделить, выстроить, оттенить - низкий поклон режиссерам. И показать - низкий поклон актерам.

Я не знаком с исходным режиссерским замыслом, но для меня философия этого спектакля в первую очередь выразилась фразой Шарлеманя: "Лучший способ избавиться от Дракона - это иметь своего собственного". Ибо внутренний круг пьесы - это взаимоотношения Дракона и Города, а Ланцелот - обстоятельство привходящее, он в основном высвечивает ситуацию, но новой-то, по сути, не создает. Ибо не конкретное зло (Дракон), ни абстрактное добро (Ланцелот) главного - Города - не изменяют. Они могут подчинить его себе благодаря силе напора, и он с большим или меньшим удовольствием подчинится, но не изменится, ибо они упруги, а он податлив. Изменить его можно лишь изнутри, то есть став его частью, полюбив конкретно его граждан по отдельности, а не человечество в целом. Дракону это не нужно, а Ланцелот на это неспособен (финал пьесы можно, конечно, рассматривать как первый шаг в этом направлении, но в спектакле это не прозвучало, и, я думаю, неслучайно).

Самим замыслом (то есть работой собственно над пьесой) режиссерский успех спектакля ни исчерпывается. Здесь и постановка в целом - с одной стороны аскетичная, почти без "архитектурных излишеств", с другой - завораживающая своим внутренним богатством, ощущением плотно сжатой пружины, напряжением, которое она сообщает залу. Здесь и отдельные сцены (и лучшая из них именно с точки зрения режиссерского решения - умирающий Дракон). И совершенно блестяще выстроенная сцена - и красиво, и буквально каждая мелочь помогает и режиссеру, и актеру. И очень неплохой подбор актеров; там были роли, сыгранные более удачно, менее удачно, но в целом мы почти везде видели не только отдельных исполнителей, но актерский ансамбль, а за этим в первую очередь стоят режиссеры. Это мой домысел, но по-видимому Ольга Евгеньевна и Екатерина Игоревна образовали удивительно гармоничный дуэт и прекрасно дополнили друг друга: в постановке неправдоподобно сочетаются крупные мазки и очень тонкая подчас проработка деталей - вряд ли это под силу одному человеку, тут необходим союз единомышленников.

Но режиссер бессилен, если у него нет Актеров. А они были. Самая замечательная с моей точки зрения актерская работа спектакля - Генрих. Сергей Гаранов - очень работоспособный актер, он может компенсировать непонимание или неприятие роли трудом, и будет очень ничего, но немножечко тяжеловато. А здесь он блистал - раскованность, фантастический набор полужестов, незаметных ухмылок, выражений глаз, удивительно точные интонации. Он играл легко и точно, и в результате создал сложнейший образ. Чего стоит хотя бы малюсенький кусочек диалога с Эльзой, где он вспоминает детство, и вырисовывается бескрайний второй план, выпуклый характер, рушится вроде бы сложившаяся схема и вырастает нечто куда более сложное - не типаж, а человек.

Владимир Сперантов, несомненно, один из самых одаренных актеров школы. И, к сожалению, как это часто бывает даже с большими мастерами, он, как мне кажется, становится подчас заложником своего амплуа. Он сыграл легко, очень технично, масса трюков (уверен, многие решения принадлежат ему, а не режиссерам). Одним словом, безусловно, получился запоминающийся образ, но вместе с тем очень внешний. Хотя, вполне возможно, роль Бургомистра и не предполагает особой внутренней глубины. По крайней мере Серёжа и Володя очень здорово смотрелись в паре, хотя бы на внешнем контрасте.

Прекрасен Дракон. Практически всем - контрастом, объёмностью, отсутствием надрыва, весомостью какой-то, если угодно. Конечно, Александр Юльевич и Леонид Александрович - актеры нерядовые и многоопытные (это им даже несколько мешало - зал не в состоянии воспринимать их роли в отрыве от них самих), да и Антон Поспелов на сцене не в первый раз, и Богом тоже не обойден, но главная, на мой взгляд, их заслуга - показав многогранность, они вместе с тем сыграли и целостность образа. Дракон, конечно, самая неоднозначная фигура спектакля, самая богатая и колоритная.

Полагаю, самая сложная задача стояла перед Ильей Чаплинским (Шарлемань). Легко ли ему, человеку молодому и энергичному, сыграть уставшего (в первую очередь морально) старика. А ведь сыграл. И сыграл достоверно. И если не всегда ровно, то уж во всяком случае глаз его стариковский плед не резал. Наверное, Шарлеманя можно было сыграть ярче, но надо ли? Я подозреваю в данном случае некое смирение актёром своих способностей ради режиссерского замысла - не вписался бы сюда слишком заметный Шарлемань, выпал бы, разрушил бы целостность восприятия постановки. 

Немного тяжеловесно смотрелась массовка. Ах, эта массовка, сколько спектаклей на ней погорело! Без нее ни в коем случае нельзя было, она - Город, то есть то, из-за чего всё происходит. Но в общем, ничего страшного - кое-где пересуетились, кое-где "зависали", но в целом борозды не испортили, а дали спектаклю вместе с тем очень много. Не будем забывать - играть в массовке подчас сложнее, чем в главной роли.

Запомнился Кот. Мы его еще увидим. А вот изумительный актер Степан Бочкарев в роли Осла явно играл не в полную силу. Видимо, выложился в "Живом портрете" - оно немудрено.

А вот центральный (по пьесе) дуэт выпал. То есть центральным он не был. То ли постановщики перемудрили, то ли (что вернее) актеры. Конечно, не всё было гладко. Сбила настрой явно затянутая сцена боя. Спектакль после нее начал чуть-чуть расползаться. Кое-где было не совсем гладко со словами (это уже, как сами понимаете, придирки). Пару-тройку раз мелькнула актерская спина. Но всё это ерунда и муть, о которой пишешь только ради извращенного чувства справедливости, и которая сути не меняет. 

Слава Богу, режиссеры не гнались за мелочным профессионализмом (предполагающим как раз отсутствие вышеупомянутой спины), и подарили нам вместе с исполнителями, осветителями, звукооператорами и декораторами прекрасный, тонкий и выразительный спектакль. Это действительно был праздник, оправдывающий тяжкий труд в окопных условиях, нервы, недосыпы, амбиции, то есть всё то, что называется «Спектакль».

 

 

Алексей Валерьевич Кузнецов

 

 

Воспоминания А.В.Кузнецова


 

вернуться