О САРКАЗМЕ И О ПОЛЁТЕ
/ День Гимназии 2023 года /

Если проследить генезис осеннего школьного праздника вглубь истории, то он берет начало с коллективных построений классов, которые проводила под сенью знамен молодая Лариса Давыдовна. Своеобразный смотр школы. Формат давно сменился, но суть этого дня осталась – это возможность увидеть не отдельные параллели и профили гимназии, а разом всех ее обитателей. Заглянуть не в списки и результаты, а в глаза. 

Поскольку не у всех есть возможность просидеть 14 часов в актовом зале или просмотреть 8 часов всех выступлений всех классов, то я сделал небольшой, на три минуты, сводный ролик по Дню Гимназии 2023. Тут по чуть-чуть от всех – от пятиклассников до учительского капустника. 

Очень радостно, что капустник у учителей получился. Последний раз это было так давно и к тому же так финально – «Вишневый сад», который сам по себе про прощание с эпохой, – что не было уверенности в том, что все это можно и нужно восстанавливать. Зрители волновались не меньше авторов. Но все получилось, и получилось здорово! Капустник, как школьный театр «Феникс» восстал из пепла и занял свое достойное место в кульминационной точке Дня Гимназии. 

Калейдоскоп образов отлично заменил сюжет. (Сюжет хорош в драме, а в капустнике или КВН сюжет часто мешает, делает авторов своими заложниками, вынуждая их ради сюжета ставить много пустых сцен). Литературные персонажи, перетекая от одного героя к другому, мелькали как на праздничной ярмарке – Иван Бездомный вспоминает Пилата, Пилат Императора, римский император превращается в императора из далекой галактики, его успокаивает уколом-поцелуем медсестра Маргарита, и, значит, перед нами вновь Иван Бездомный. Красиво. Бунино-чеховские Антоновские яблоки, Гамлет раздвоился и не заметил Офелии, чудаковатый профессор сражается с ветряными мельницами, учителя математики 1543 играют в сказку английского учителя математики, числительные в названиях книг от Салтыкова-Щедрина до Блока и Оруэлла и т. д.

Школьный КВН пропустил меньшее количество лет, чем учительский капустник, к тому же на сцене в команде выпускников снова те же ребята, что играли его последний раз 4 года назад. Поэтому здесь волнений и тревог было меньше. Все как всегда – что-то здорово, от чего-то коробит, что-то слишком длинно и по кругу. Наверное, пока в зале нет нормальной проекции, есть смысл делать поменьше упор на видео и побольше на живую игру. Из самого памятного – астрономические стихи Державина, шутка про люк, «Потому что ты просишь без уважения» из «Крестного отца», «Лебединое озеро – это пока что рано…», «Все идет по плану», «На часах 15:43. Что нам делать? – Молиться!». 

«Теперь твой час настал… Молись!» Как пели в 43 школе в начале 90х: «Это не панк-рок, это Александр Блок». 

А что же у младших? Тоже много интересного. Ближе всех к КВНу выступил класс 6Г с мюзиклом «Гимназист». Изящно! Живо! Остроумно! Шестиклассники реально спели свои партии, а это непростое дело. 

Очень стилистически понравился 7Б. Бруштейн "Дорога уходит в даль". Произведение это много раз ставили, но они очень здорово показали не только сюжет, но, что важнее и сложнее, саму атмосферу дореволюционного благородного пансиона. Эти интонации, манеры, жесты, книксены, оборочки, обиды и фиги в карманах. 

После этих кружев довольно сложно было переключиться на тошнотный мир «Трудно быть богом» Стругацких от 7Г. А как только переключился, как только начал привыкать к этой эстетике – какие замечательно-жуткие окровавленные перчатки у палачей! – так тут уже все и закончилось на полуслове. Хорошо, но мало! Вообще в последнее десятилетие в 1543 несколько раз ставили Стругацких, но юмористических. А «Трудно быть богом» было в последний раз когда-то в середине 90х. Там Бархатов играл Румату, Квашенко – барона Пампу. И было бы интересно, если бы года чрез три эти же подросшие ребята поставили эту повесть целиком – со всеми ее благородными донами. Актуальную историю о том, стоит ли продвинутым и гуманным империям вмешиваться и учить диких аборигенов, как им жить. 

Постановка 6Б по судьбе Януша Корчака. Можно ли после веселого мюзикла и лирической притчи сразу воспринять историю о Холокосте? Вопрос сложный. У меня нет ответа. Знаю, что когда несколько лет назад я сам делал документальный фильм об истории одного города, то никак не смог уместить Холокост и остальные события, в нем происходившие, в рамки одного фильма. Пришлось делать два. Хотя и остальные события в городке, который практически был стерт войной с лица земли, веселыми не назовешь, а все равно соединить не получалось. Холокост, сознательное убийство маленьких детей – такая тема, что не совмещается больше ни с чем, перевешивает качели с любым плечом силы. Поэтому для взрослого зрителя переключиться было очень трудно. Школьникам, наверное, это было легче. Но, когда ты уже переключился, хочется это длить. Добавить туда, например, «Кадиш» Галича – «А где-то по рельсам, по рельсам, по рельсам – колеса, колеса, колеса» Шестиклассники понимали, что они играли. Так что вполне можно спустя какое-то время сделать это тоже чуть шире. 

Пятые классы только начинают, для них это первая постановка на большой сцене, это всегда трудно. Ничего, вполне достойно справились. На празднике 5 классов меня только немного смутила наша гимназическая клятва. (Ссылка на текст). Она мне показалась великоватой и сложной. Когда слишком многое обещаешь, потом часто не выполняешь вообще ничего. Моисей вряд ли ограничился десятью потому, что не мог бы выдумать больше. «Клянусь не сквернословить» – это понятно, это четко и по делу. Но как можно поклясться «постигать науки не формально, а творчески»? Творчество – поиск, а клятва – императив. Может, заменить «клянусь» на «постараюсь»? Но, с другой стороны, «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – это же тоже клятва. В общем, есть над чем подумать. 

Театр «Феникс» в своей динамичной многоголосой манере поставил рассказ Фазиля Искандера «13-ый подвиг Геракла». Какой же замечательный язык! Тонкий, меткий, образный, лаконичный – ну просто образец, как надо писать о школе. 

Вот цитата из этого рассказа: «Главное оружие нашего учителя – это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. И когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного. Если над тобой смеется один человек, ты можешь еще как-нибудь с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс». 

Знакомо? То-то. Иногда кажется, что лучше бы розгами, как было до наступления эры гуманизма, чем подобным высмеиванием. «No dark sarcasm in the classroom», как пели в главном антишкольном хите всех времен и народов.

В постановке 6А об Астрид Линдгрен особенно зацепила финальная рефлексия. Сначала подробно рассказали, как сложно находили свою дорогу к читателю знаменитые книги шведской писательницы. Как потом вся Швеция, а за ней Европа и весь мир эти книги всей душой приняли. И как потом эти же гуманистические книги Астрид Линдгрен и ее широкая общественная деятельность привели к изменениям в шведском законодательстве. Сделали его гуманным, повернутым к интересам ребенка, появилась ювенальная юстиция. И после этого рассказа, в конце постановки сами школьники 6А со сцены задают зрителям (нам) вопрос – ну хорошо, вот вы развернули все законы в сторону детей, а дети от этого точно стали более счастливыми? Вы уверены в этом? Вы уверены, что ребенку точно будет лучше, если закон отнимет его у его отца, пьяницы и драчуна, и передаст на воспитание тихому интеллигентному чужому человеку? Проблематика очень схожа с той, что поднимает вышеупомянутая повесть Стругацких – а вы точно уверены, что умным, хорошим, добрым, гуманным нужно вмешиваться в дела чумазых, злых дураков? За них решать, как им нужно жить, что ценить, разрушать их государства, разбивать их семьи? Вы так уверены, что, заменяя собой богов, вы несете людям добро и свет? И к этому, оказывается, имеет самое прямое отношение творчество и общественная деятельность всеми с детства любимой писательницы Астрид Линдгрен. Очень поучительно! В наше время перемен опора из под ног уходит так стремительно, что скоро не будет уверенности и в авторах любимых детских сказок. 

Хотя была на сцене 1543 в тот день такая книга, уверенность в которой не может деться никуда, и актуальности она не потеряет никогда. Автор которой, человек по имени Ричард Бах, никогда не занимался никакой «общественной работой», никогда не пытался изменить законы человеческой стаи, но сознательно покинул ее ради самосовершенствования, полностью слившись со своим героем. Забыл страх одиночества и стал по-настоящему «свободен, словно птица в небесах», как пел 6В на сцене ДГ-2023. Спасибо, что напомнили. 

Кстати, когда в 1992 году в 43 школе впервые появился компьютерный класс, то первым электронным текстом на школьном сервере была именно «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». И Виталий Дмитриевич Арнольд настоятельно рекомендовал всем нам с это притчей ознакомиться. То ли бумажных изданий в библиотеке не было, то ли было интересно прочесть что-то именно с экрана монитора, но все читали Чайку именно в компьютерном классе после уроков. Не было еще ни Windows, ни Word’а, а были просто обычные белые квадратные буквы на синем фоне. Как белые чайки в синем море. 

Сергей Павловский
6 декабря 2023 года  

Ссылка на ролик по Дню Гимназии

Ссылка на сводную страницу Дня Гимназии 2023 года

 

 

 


 

ТЕКСТЫ СЕРГЕЯ ПАВЛОВСКОГО о 1543

САЙТ ГИМНАЗИИ 1543