ЗАКАЛКА СТАЛИ
/ текст о Дне Культуры 2018 /

 

ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА

Смелая и очень удачная постановка параллели десятых классов повести Бориса Васильева «Завтра была война» никого не оставила равнодушным, а также вновь и вновь заставила каждого задуматься об истории нашей страны.

Для меня самое поразительное здесь – это связь времен. Хоть нам всем это настолько привычно, что мы этого почти не замечаем, но вдумайтесь, что сегодня, в 2018 году на самом первом ряду сидит человек, который видел и общался с тем поколением ребят 1940го года, о которых написана эта книга. Юрий Владимирович Завельский и сам родом из той романтической эпохи очень больших надежд и очень больших потрясений. Это у него на глазах выпускники уходили добровольцами на фронт и не возвращались, и это он, будучи семиклассником, в тревоге бежал по лестнице в квартиру своего одноклассника, у которого арестовали отца, и он перестал ходить в школу – ровно так, как герои спектакля.

Историю семьи одноклассника нашего директора нам удалось восстановить – через школьный сайт 1543 нас нашли его родственники, и только спустя семь десятков лет Юрий Владимирович узнал, что было там – за наглухо закрытой дверью, куда он так и не смог попасть в 7 классе. В центре этой семейной истории два главных персонажа – отец и сын. Отец – герой Гражданской войны, из тех, кого на спектакле сыграли Леша Шишков и Настя Безрукова, из тех, про кого Соня Бесова читала знаменитое стихотворение Багрицкого «Нас водила молодость в сабельный поход! Нас бросала молодость на кронштадтский лед!». Он приходил в класс своего сына и рассказывал его одноклассникам о своей молодости, таким он и запомнился маленькому Юре Завельскому – в орденах, в военной форме, красивый, настоящий герой, защитник своей страны. А в 1938 году он был арестован и расстрелян. Вместе с другими героями. Как дальше сложилась жизнь его сына – вы можете прочесть сами. Мне кажется, что тем, кто 22 мая играл на сцене 1543, тем, кто сам выбрал для себя именно эту повесть Бориса Васильева, должна быть интересна и важна история своей страны. А история страны не только в книгах и фильмах – она и в историях наших семей. Так что – читайте

 http://1543.ru/SP/11_09_Yuzik/yuzik.htm

Юрий Владимирович сказал вам в финале много теплых слов. А еще – я видел, как он смотрел спектакль. Он сидел в полутора метрах от моей камеры, и я хорошо видел, как внимательно он смотрел и как внимательно слушал. И мне кажется, что все остальные наши слова, восторги, похвалы – все это уже куда как менее важно, чем его внимание, его волнение, его слова – слова современника той эпохи и самого уважаемого всеми нами человека.

 

24 мая 2018го

 

ЗАКАЛКА СТАЛИ

Главным автором Дня Культуры 2018 года стал Евгений Шварц. Его ирония и глубина, выраженные предельно естественно, идеальны для школьного театра. Другие наши «постоянные авторы» тоже были представлены весьма разнообразно – Шекспир, Гоголь, Чехов, Метерлинк, а Островского 7а и 10г показали так по-разному, что даже начинаешь сомневаться, один ли человек это написал. 

Кстати, вот мой самый любимый момент на игре для старшеклассников в этом году. Тема игры – «театр». Алексей Валерьевич проводит раунд за раундом – Ковент Гарден, Моэм, Федор Волков и все МХАТовцы в трех поколениях – как сложилась судьба племянника Качалова? А кто был второй женой первого антрепренера Немировича? То есть, самые обычные для школы Завельского вопросы. Дети думают, часы тикают – все как всегда. И вот очередной вопрос: «Какой московский театр носит имя «Дома Островского»? Перед ним еще памятник ему стоит». Диалог за одним из игровых столов: «Дом кого? Островского? А что Островский написал?» – «Ну как что! Ты разве не знаешь? «Как закалялась сталь»!» Мне кажется, будь это не ДК, а ДГ, это был бы высший бал в КВНе! 

Еще запомнились сменные красные Алисы в Зазеркалье 5В, чеховский «Медведь» 6Г, изящная легкость Гоголя у 5Г – гости Солохи и Вакулы просто летали по сцене, а 5му А спасибо за внятность «Сна в летнюю ночь» – я наконец-то смог понять, кто там за кем подглядывает, кто в кого влюблен, и кто кого дурачит. 

Мне, наверное, не хватает общей и театральной культуры, чтобы понять смысл пьес финального спектакля (жду, что об этом напишут люди более искушенные), но труппа Кукиной-Штейн, конечно, завораживает своей слаженностью, собранностью, сыгранностью, увлеченностью и ощущением полной уверенности, что они-то уж точно понимают, что они играют. Идеальная глина, из которой рука опытного режиссера может лепить все, что угодно. Еще мне в этот раз очень понравилось то олимпийское спокойствие, с которым труппа сидела в зрительном зале за час до собственной долгожданной премьеры, ни тени волнения – высший класс. 

Самое сильное впечатление театрального дня – это, конечно, «Дракон» 8Б. Ариша Кульпина, которая в «Школе его мечты» мучает четырех одноклассниц необходимостью приклеивать бороды, чтобы сыграть в творческом зачете Гленарвана и майора Мак-Наббса, подросла с 6го до 8го и вывела на большую сцену Дня Культуры весь свой класс во главе с «третьей головой», классным руководителем Екатериной Викторовной Елисеевой. Кстати, это традиционно самая харизматичная роль этой пьесы – в 1993 году в знаменитом «Драконе», где Ланцелота играл Гоша Потапов, сын Ольги Евгеньевны, третьей головой был Леонид Александрович Кацва.

«Дракон» получился серьезным размышлением об истинной природе власти, источником которой, как справедливо пишут в конституциях, является народ. Ведь драконы – они не на тронах, драконы в головах. По капле выдавливать раба можно только из самого себя, а каждый, кто пытается эту процедуру проделать со своим ближним, сам становится на путь насилия. Поэтому, разящий Дракона мечом из закаленной в слезах и горе стали, сам через какое-то время неизбежно становится новым Драконом. Замкнутый круг. Это замкнутый круг в мире, где есть только люди и драконы, но нет Бога. 

P.S. Иногда после школьного праздника в 1543 уже и сам себе кажешься, если не драконом, то каким-то старым змеем (змием?), со свернутыми в кольца воспоминаниями обо всех предыдущих праздниках и параллелях. Так, глядя на "Дайте же ручку поцеловать, Олимпиада Самсоновна!" 10го «Г», вспоминаешь Мишу Бейлина в «Своих людях» на ДК-2002, а снимая "Ах, какая же я несчастная принцесса!" 6го «В», вспоминаешь, как монтировал эту же реплику Маши Яновской в «Голом короле» на ДК-2000. 

 

 

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АНДРЕЯ КОПЕНКИНА

После большого школьного праздника всегда остается масса впечатлений, и вовсе необязательно, чтобы все они были связаны исключительно с тем, что происходило на сцене. Порой и рядом с ней можно наблюдать не менее интересные вещи. Так иногда случается, что ДК или ДГ в 1543 не просто попадает на чей-то день рождения, но это попадание неожиданно играет и остается в истории школы. Так в позапрошлом году команды КВН в ДР Л.А.Кацвы на ходу очень удачно вписывали поздравления в контекст своих шуток, а старожилы должны помнить «День рождения Коли Лисса» (в тот год еще стены Актового зала перекрасили в привычный теперь уже розовый цвет). 

Весенний праздник этого года пришелся на 21 апреля, день рождения Андрея Копенкина – теперь уже не только «первого барда нашей школы», но и, как мне кажется, одной из главных надежд на непрерывность смены поколений тех людей, которые несмотря на эпоху продолжают исполнять под гитару свои стихи, написанные на том русском языке, в котором все еще пока остаются и рифмы, и смыслы, и знаки препинания. А дело было так – один из классов (7Г) попросил Андрея помочь им с выступлением, Андрей, из уважения к их классному руководителю и своему учителю Ольге Алексеевне Бочковой согласился, побывал на двух репетициях, потом пришел на сам праздник, подключил гитару к школьному пульту, сыграл ритм требуемой песни, дети песню спели, Андрея поблагодарили, он гитару отключил и ушел. Все. Человек, ежемесячно собирающий клубы и залы на свои сольные концерты, принимающий непременное участие почти во всех сборных бардовских московских концертах, человек, поющий на одной сцене с Городницким, выступающий на специализированных радиостанициях и так далее, и так далее – и вот этот самый человек приходит в свою школу, чтобы подыграть (не спеть – просто подыграть!) неведомым ему до этого детям песенку длиной в 1,5 минутки, при этом сам даже не поднимается на сцену вместе с ними, а скромно стоит в темноте у пульта, и все это в свой день рождения! 

Я был ошарашен так, что сходу не возникло ни одной более адекватной ассоциации, кроме какого-то древнего анекдота про Брежнева – тот очень любил рулить сам, и как-то упросил водителя правительственного лимузина поменяться с ним местами. При выезде из Кремля один из охраняющих заглядывает внутрь и после проезда автомобиля изумленно шепчет напарнику: «не знаю, кто едет в этой машине, но за рулем у него Брежнев!» Так мог подумать и кто-то из зрителей ДК-2018: «Не знаю, кто сейчас пел на школьной сцене, но подыгрывал им сам Копенкин!» 

С Андреем мы знакомы с его 8-9 класса – он всегда был из тех, кто умеет общаться со старшими не только на уроках, в 1543 таких немало. Не помню, чтобы его творчество когда-либо замыкалось внутри – оно всегда рвалось наружу, к зрителям и слушателям. И когда я размещал в школьных СМИ объявления о его концертах, то почти каждый раз слышал от Виталия Дмитриевича Арнольда мудрую мысль, которую тогда не понимал: «Ну и зачем ты так пиаришь Копенкина? Ты думай не о том, чего ему хочется сегодня, а о том, каким он вырастет!» В 1543 ученику с чрезмерными амбициями вырасти сложно – всегда есть, кому остановить, поставить на место. Для этого действует метод кнута и пряника – прямой жесткий мужской разговор глаза в глаза (по крайней мере так было, пока был жив Арнольд) и ироническое отношение коллектива в целом. Школьный КВН в 1543 – это ведь не только мероприятие для поржать, да посоревноваться, кто что круче отчебучит, а это еще и самый надежный способ саморегуляции здорового коллектива, где получается саморегулировать и уважаемых учителей, и слегка забывающихся со-учеников. Способ легкий, беззлобный, почти нежный, но неумолимый. Андрей Копенкин становился героем школьных КВНов несчетное число раз и пока сам учился, и еще много лет потом. Более того, в качестве несущей сюжетной линии одного из лучших учительских капустников – «Тропаревских тайн» А.В.Кузнецова и М.А.Кукиной – была как раз история о том, как Андрей Копенкин пытается затащить всех знакомых учителей на свой очередной концерт, они разбегаются, а он от досады топает ногами и кричит: «Тогда я буду жаловаться Ларисе Давыдовне!» 

Вот так наша школа воспитывает своих лучших учеников. Как катком танка. Не знаю, хорошо это или плохо это, но бесследно точно не проходит. И вот сегодня мы видим результат этого десятилетнего воспитания – не только поведение Андрея в жизни, но и тексты его песен почти всегда проникнуты неизменным духом самоиронии, столь созвучным «принципу гуманных отношений» Ю.В.Завельского.

 

Из написанного выше может сложиться ощущение, что я восхищаюсь жестом Андрея Копенкина по отношению к 7Г или хвалю его лично за скромность, отзывчивость, желание помочь и принять участие. Нет, я рассматриваю это как пример одной важной мысли. Этот пример не в самом факте помощи – когда-то получается, когда-то не получается, в конце концов, подыграть несложный ритм на гитаре это не бог весть какая трудная задача, и среди школьников параллельных классов можно было найти кого-то умелого, а не дергать взрослого занятого человека. Нет, тут пример немного в другом. Он в том, что настоящему, уверенному в себе человеку в принципе должно быть не западло прийти и сделать чужую работу. Чужую или грязную или слишком легкую работу, работу, недостойную его квалификации, его статуса, его возраста, его положения в коллективе и так далее. И только такие люди, люди душевно широкие, чего-то и добиваются в жизни. А если ты забился в нишу только своих полномочий: «эээ, нет, ну этого я делать не буду – это пусть делает тот, кому это положено», то так в этой нише всю жизнь и просидишь. 

Вот другой пример о том же самом. День Культуры, школа, 8 часов утра. Режиссер входит в еще пустой актовый зал и видит, что тот, мягко говоря, нечист. Он душен, он натоптан, он запылен. Ни щетка, ни тряпка не прикасались к этому полу со времени последней репетиции, окончившейся полпервого ночи. Что должен сделать режиссер, поставивший к этому дню два больших спектакля с разными классами, понимая, что через двадцать минут уже расставят стулья, в зал войдут дети – будет поздно что-либо менять? Нет времени и смысла звонить, требовать, звать завхозов, искать уборщиц. Режиссер берет в руки швабру, как полковое знамя, и решительно движется к центру зала, следуя его примеру, еще пятеро берут кто швабры, кто тряпки, кто ведра и выходят за ним на это поле Аустерлица. И это тоже еще одно из сильных впечатлений от происходившего в тот день не на сцене, а рядом с ней.

Только так и делаются все дела в этой жизни. И это не потому, что кто-то лучше кого-то – нет. Просто есть люди, которым нужно чуть больше, чем остальным. Ты моешь пол не потому, что ты так любишь мыть пол, а потому, что тебе нужно, чтобы он был чист. В другой раз, возможно, ты решишь это как-то иначе, заранее, но вот сейчас есть только такой способ, и поэтому ты делаешь это сам. И если тебе захотелось вдруг прийти и подыграть незнакомым детям – ты берешь и делаешь это, хотя ты умеешь куда больше. И тебя это никак не унижает, напротив – возвышает. Большинство из них, конечно, забудет, но кто-то из этих детей, возможно, запомнит и когда-нибудь поступит также. 

 

Сергей Павловский
27 апреля 2018го

  

 

 

 

 

ДЕНЬ КУЛЬТУРЫ 2018

ТЕКСТЫ СЕРГЕЯ ПАВЛОВСКОГО о 1543

САЙТ ГИМНАЗИИ 1543