СКРИПАЧИ И СКРИПКИ

«Это уже ваш четвертый творческий зачет в школе, и очень здорово, что вы готовитесь к нему самостоятельно, что мне уже не нужно все время стоять у вас над душой» – с этих слов Елены Дмитриевны начался творческий зачет шестых классов по сюжетам «Библиотеки приключений». Конечно, детям такие книги нравятся, они и написаны для детей, в отличие от большей части того, что приходится изучать на уроках литературы, но у меня всегда было скептическое отношение к тому, зачем подобные произведения ставить в рамках творческого зачета, где у каждой бригады всего 10-15 минут. Когда литературная основа выступления это Гоголь, Шекспир, Мольер, Бомарше, Островский – понятно, там драматургия, там сюжет в каждой небольшой сцене, там яркий диалог и хороший язык, но как за 10 минут можно показать роман «Робинзон Крузо»? В виде монолога героя с козой? Но, оказывается, это можно сделать. И сделать классно. 

Вдохновленный увиденным, захотел поделиться с внешним миром привычным мне образом – смонтировать небольшой клип. Стал искать песню – легкую, беззаботную, про соленые брызги моря и отчаянных людей – что-то вроде «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер», «Бригантина поднимает паруса», «Я прошел довольно рано все четыре океана», «Четыре года рыскал в море наш корсар», «Когда воротимся мы в Портленд» и т. п. Но в итоге остановился совсем на другой песне, давно уже тревожащей воображение надрывом скрипки. Год назад, работая над «Школой его мечты» наткнулся на нее в архиве записей биокласса (там ее пели у костра в походе), и тогда еще возникла мысль, что песня гораздо больше про школу, чем кажется на первый взгляд. В контекст большого фильма встроить песню мне не удалось, но смонтировать отдельный клип ничто не мешает. Смонтировать, чтобы можно было посмотреть, послушать и подумать. 

В одном из своих интервью Юрий Владимирович сказал, что учителя – это одновременно «и скрипачи, и скрипки». Потому что главным инструментом хорошего учителя, виртуоза, маэстро, является не учебник, не компьютер, не микроскоп или штангенциркуль, а он сам – он сам тот инструмент, на котором играет перед классом. (Возможно, аллюзия восходит еще к Гамлету, который предлагал тем, кто желает поиграть им самим, сперва научиться играть на флейте). 

Эта взрослая песня на детскую тему, если приложить ее к школе, заставляет задуматься о разных вещах. Например, о том, сколько надежд возлагают учителя на будущее своих учеников, как радуются успехам, как огорчаются неудачам, и как трудно бывает кому-то, когда от него столько ждут, а он не оправдывает, но и запретить учителю это чувство нельзя, ведь оно искренне. А еще, песня заставляет задуматься о том – чего ты сам ждешь от своей жизни. Ведь порой бывает так, что был ты ребенком, играл в свои детские игры, мечтал свои детские мечты, и был счастлив, но при этом все казалось, что главное будет впереди, что пройдя тем путем, который рисуют тебе взрослые, выйдешь в итоге к чему-то неизмеримо большему, ... а потом оказывается, что самые счастливые моменты жизни были как раз в тех самых детских играх и грезах. И слезы вот уже почти готовы, но нервный ритм скрипки не позволяет остановиться и заплакать, а держит, ведет дальше и дальше, как верный и надежный учитель. 

И вот ведь что еще странно – удивлять и вдохновлять могут одновременно и твои учителя, которые не устали от тебя (а ты от них) за четверть века общей истории, и дети твоих одноклассников, которые уже вполне сами себе режиссеры. 

 

Сергей Павловский
15 ноября 2016 г.

 

#ССЫЛКА НА КЛИП#

#ССЫЛКА НА ПОЛНУЮ ЗАПИСЬ ТВОРЧЕСКОГО ЗАЧЕТА#

 



САЙТ ГИМНАЗИИ 1543