10 класс


Литература

Л-2 (8 баллов) О ком из писателей сказано:

“И днем, и ночью его герои живут усиленно, слишком живут. Они страдают гипертрофией души. Автор смотрит на них сквозь некое увеличительное психологическое стекло, и потому в его глазах все разрастается, принимает чудовищные размеры, и каждая душевная линия, как бы мала она ни была сама по себе, оказывает роковое влияние на общее построение жизненного целого. Знаменитый писатель-психолог злоупотребляет психикой. В своей гиперболизации духа он не считается с тем, что, в сущности, людям души отпущено в меру. Он одержим глубиною. Он знает только третье измерение”.

 

Л-3 (6 баллов)

Назовите автора и первую строку пародируемого стихотворения:

Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, колыханье
Веющих знамен,

Пик блестящих и султанов;
Сабли наголо,
И гусаров и уланов
Гордое чело.

 

Л-4 (6 баллов) Кто он?

Потомок дворянского рода, выросший среди крестьян, не получивший университетского образования из-за самодурства отца. Первое его прозаическое произведение, написанное им в соавторстве с будущей мемуаристкой, оказалось незаконченным, равно как и последняя знаменитая поэма. По примеру своего предшественника, деньги на издание журнала он добывал за зеленым сукном. Его рассеянность чуть было не привела к потере для потомков романа, озаглавленного одним из извечных русских вопросов.

 

Л-5 (18 баллов)

Узнайте литературных героев по деталям портрета, напишите их имена, автора и название цитируемых произведений:

а) ... мало было В ней истинно прекрасного. Глаза. Одни глаза. Да взгляд... Такого взгляда Уж никогда я не встречал.

б) “Окончательнее всего были в нем глаза, которым изумлялись современники; даже малейшие, чуть видные в них жилки были не упущены и приданы полотну. Но здесь, однако же, в сем, ныне бывшем перед ним, портрете было что-то странное”.

в) “Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”.

г) “Из полуопущенных ресниц они <глаза> сияли каким-то фосфорическим блеском... То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный...”

д) “В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали”.

е) “Глаза... большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты”.

 

 

История

 

И-1 (18 баллов)

Почему в “Декларации независимости” говорится о том, что люди “сотворены Создателем свободными и равными в правах”, а в “Декларации прав человека и гражданина” — что люди “рождаются и остаются свободными и равными в правах”?

 

И-2 (18 баллов)

В задачнике по истории России спрашивается:

Почему в 12 веке русские бояре предпочитали жить в городах (где их власть ограничивало вече), а не строить замки в деревнях, как бароны в Западной Европе?

Ответ автора гласит:

Бояре в 12 веке собирали оброк в деревнях по поручению городского веча, и если они теряли связь с городской политикой, то несли большой ущерб. Обособившегося боярина городское ополчение могло ограбить дочиста и изгнать (как бывало и в Италии того времени). Своих дружин бояре не имели — этого вече не допускало”.

В чем заключается ошибка в постановке вопроса?
Какие ошибки допущены в ответе?

 

И-3 (14 баллов)

Говоря о Павле I, историки то с иронией, то всерьез называют его рыцарем. Почему к царю, правившему в конце XVIII в., применяют этот средневековый термин?

 

О ком из деятелей Возрождения и Нового времени это сказано?

а) “Прежде всего это был великий “государственник”, человек, ставивший выше всего государство, все ему подчинивший, стремившийся устранить из жизни все, что противоречило интересам государства, воплощенного в абсолютизме центральной власти…”

“…даже в смерти оставался столь страшен для врагов, что никто, даже за границей, не отважился говорить о его кончине. Боялись, что зло и невероятная сила воли помогут ему вернуться с того света”.

б) “От меня хотят прямого ответа, и я дам такой, в котором не будет ни сучка, ни задоринки. Так как я убежден приведенными мной текстами Священного писания и совесть моя во власти слова Божия, то я не могу и не хочу отречься, ибо нехорошо поступать против совести. На этом стою и иначе не могу.”

“Гус был сожжен, но истина не погибла с ним, я не сомневаюсь, хотя бы в меня целилось столько дьяволов, сколько черепиц на кровлях”.

“…благочестивый человек, просветленный благодатью святого духа, последователь Христа и истинной христианской веры”.

“он… победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека”.

в) “Женское правление было редкостью во все времена; удачное правление еще большей редкостью; удачное и в то же время долгое правление - это уникальное явление”.

г)“В мышлении его в своем зародыше содержались элементы интеллектуальной и моральной революции”.

“Мы должны быть благодарны ему и другим подобным ему писателям, которые открыто, ничего не затушевывая, изображали то, как люди обычно делали, а не то, что они должны были делать”.

“Предпочитаю умереть с голода во Флоренции, чем от несварения желудка в Фонтенбло”.

д)”Его планы, религиозные по своей идее, химерические вследствие их непригодности к применению, становились кровавыми в ту минуту, когда их хотели осуществить на практике. Мечтателем овладевало бешенство; неистовство блага приводит к таким же последствиям, как и неистовство зла… Он хотел сделаться сподвижником социального возрождения; но общество сопротивлялось; он взялся за меч, вообразив, что человеку дозволено быть палачом Божиим… Никогда за истину не было пролито столько крови”.

 

Датируйте следующий текст и объясните, чем вы руководствовались, определяя время его создания.

“Я знаю, сколь часто утверждалось раньше и утверждается ныне, что всем в мире правят судьба и Бог, люди же с их разумением ничего не определяют и даже ничему не могут противостоять; отсюда делается вывод, что незачем утруждать себя заботами, а лучше примириться со своим жребием. Особенно многие уверовали в это за последние годы, когда на наших глазах происходят перемены столь внезапные, что всякое человеческое предвидение оказывается перед ними бессильно. Иной раз и я склоняюсь к общему мнению, задумываясь о происходящем.

И однако, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям. Я уподобил бы судьбу бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю: все бегут от нее прочь, все отступают перед ее напором, бессильные ее сдержать. Но хотя бы и так, - разве это мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег?

То же и судьба: она являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений. Взгляните на Италию, захлестнутую ею же вызванным бурным разливом событий, и вы увидите, что она подобна ровной местности, где нет ни плотин, ни заграждений. А ведь если бы она была защищена доблестью, как Германия, Испания и Франция, этот разлив мог бы не наступить или по крайней мере не причинить столь значительных разрушений”.

 

 

Назад на Марафон-2000