10 класс


Биология  

Б-1 (10 баллов)

а) Вещество А практически безвредно при введении в кровь и вредно при употреблении в пищу. Чем это можно объяснить?
б) Вещество В практически безвредно при употреблении в пищу и вредно при введении в кровь. А чем это можно объяснить?

Б-2 (10 баллов)

В романе А.Беляева "Человек-амфибия" описан юноша, которому пересадили жабры акулы, так что он мог жить под водой, сохраняя при этом остальные признаки, свойственные человеку. Перечислите как можно больше причин, по которым на самом деле создание "человека-амфибии" невозможно.

Б-3 (10 баллов)

Какими способами можно установить, за какое время у человека весь объем крови проходит через сердце? (Объем крови считается известным).

Б-4 (10 баллов)

а) Может ли участок ДНК не кодировать белок? Если да, то в каких случаях?
б) Может ли один и тот же участок ДНК кодировать два белка? Если да, то каким образом?

Б-5 (10 баллов)

Для добычи песка в сосновом бору в Московской области выкопали неглубокий (не достигающий уровня грунтовых вод) котлован.
а) Опишите, какие растения и в какой последовательности там вырастут.
б) В чем причины такой последовательной смены?

 

 

География

Г-6 (до 20 баллов)

На основе имеющихся данных определите:

  1. О каких трех европейских странах идет речь?
  2. Соотнесите предложенные сведения с названиями стран.
  3. Какие из перечисленных имен деятелей культуры принесли славу каждой из стран?
  4. В какой из этих стран есть населенные пункты Москва и Санкт-Петербург, с какими событиями связано появление этих названий?
  • Формы правления: две республики, конституционная монархия.
  • Глава правительства: президент, премьер-министр, федеральный канцлер.
  • Официальные языки: немецкий; немецкий, французский и фламандский; немецкий, итальянский, французский.
  • Официальная религия: католичество, католичество, католичество и протестантизм.
  • Реки: Маас, Дунай, Рейн.
  • Административное деление: земли, кантоны, провинции.
  • Деятели культуры: Рубенс, Лиотар, Моцарт, Цвейг, Метерлинк.

Химия

Х-7 (10 баллов)

С некоторых пор под влиянием нашей действительности газета "Известия" ввела новую рубрику - "Курсы для простаков".Одна из заметок - "Обручальные гайки" - поучительна с химической точки зрения. Автор пишет: "Кольца из бериллиевой бронзы - точные копии золотых. Они не отличаются от последних ни по цвету, ни по весу и, подвешенные на нитку, при ударе о стекло издают характерный искренно-мелодичный звук. Короче говоря, подделку не обнаружишь ни на глаз, ни на слух, ни на зуб." 
Предложите способы, с помощью которых можно отличить подделку. 
Напишите уравнения реакций.

Х-8 (10 баллов)

Молодая учительница химии обратилась с консультацией:
- Не пойму, в чем дело. Использовала прибор для опытов с электрическим током, чтобы показать разложение воды. Кислород выделяется, а водород - нет. Между тем, все делаю по инструкции. В ней указано, что при выполнении опыта можно использовать растворы нитрата калия, карбоната калия или едкого калия.
- Помните ли, какой из электролитов вы использовали в последний раз?
- Конечно, помню...
- Ну так именно его-то как раз брать нельзя!

Какой же электролит оказался "третьим лишним"?
Выявите ошибку в инструкции.
Дайте объяснение наблюдаемому явлению.

Х-9 (10 баллов) 

Найдите соответствие: 

веселящий газ; карборунд; карбамид; каломель; фосген; купоросное масло; нашатырь; серный колчедан.

CO
CO(NH2)2
SiC
NH4Cl

Cl2
COCl2
HgCl2

N2O
H2SO4
FeS

 

 

Назад на Марафон-2000