Подвиг .

Что же такое подвиг ? Для определения явлений , предметов , свойств – в языковой интерпретации ( ведь наше сознание до определенного поры является зеркалом , в котором в иной форме проносится все , что нас окружает ) существует два подхода . Один из них великолепно усвоен небезызвестным господином Ожеговым .Он представляет из себя многократное повторение слов родственных определяемому , безыскусную игру синонимичных вариаций , которая чем-то похожа на сияние бензинового пятна в приветливом весеннем солнце . Но такой способ может удовлетворить лишь ограниченных обывателей. Они , не зная одно из слов , цепочкой смыслов вытащат из тьмы неведения его вслед за уже известным им , встроив его в свой прежний неполный набор , как педантичный турист скупо ставит крестик напротив шедевра в репродукции , увидев тот в оригинале .

Когда меня утомили выспренние пошлости одноклассников , обсуждавших тончайшие границы между составляющими синонимичного ряда , я с видом оригинала давал им , по сути , гибельное предположение , хотя верное с точки зрения наук естественных : считать определение первичным , то есть этим я упразднял все их споры , потому что теперь они становились творцами языка , но об этом я предпочитал умалчивать , не желая расставаться с заманчивой маской скептика . Второй из вышеупомянутых методов использует возможность разложения некоего смысла на составляющие , не совмещаемые простым механическим сложений , а дающими этот самый смысл с помощью художественных сравнений , хитроумных параллелей с явлениями совсем другого порядка . Но при всем этом мы не будем получать этот объект розовеющим малышом на руках у сияющей матери , а будем мысленно ощущать его в пределе , где заданные нами направления пересекутся , ограничивая круг описываемых нами явлений до чего-то более или менее конкретного .

Во избежании недоразумений сразу оговорюсь , подвиг исключает всякую материальную заинтересованность того , кто намерен подвиг совершить . Кроме того не может идти речь ни о каком нематериальном поощрении , подвиг ни в коем случае не позерство , легковесная материя этого недостойного занятия прорвется под угрюмой тяжестью подвига . Более того , когда разум много раз повторяет это слово , когда пытаешься проникнуться его духом , прочувствовать его вкус , его благородную терпкую горечь , понимаешь факт , на первый взгляд , парадоксальный : подвиг не телеологичен . Скажем более точно :ощутимого веса подвигу отнюдь не придает результат , цель для подвига вещь факультативная , но традиции стараются отменить эту поблажку романтикам . А ведь и вправду , постараемся как можно точнее настроить свои внутренние датчики правдивости , достоверности , осмысленности . В удачном результате , спасенном товарном составе вагонов , груженных зерном , которые из-за растяпы машиниста могут не донести своего ценного груза до тысячей голодающих , мириады разинутых ртов – гнусные порождения довлеющей материи …

Признайтесь , есть нечто мерзкое в лоске , глянце успеха , нам противны все эти Теркины , тимуровцы , шаблоны , приложив которые к цветному картону , можно нарезать большое число бравых солдатиков . Необходимо свыкнуться с мыслью , что подвиг – явление единичное , это редкость . Тем более кажется смешным постоянное возвращение русых , кудрявых молодцов с очередного подвига-задания , с маниакальным нетерпением трудоголиков потирают они руки в ожидании нового приключения . В этом проскальзывает что-то бесчувственно-кукольное , неуместный соревновательный дух . Подвиг обязан рождать атмосферу трагедии , печали , надрывных , ностальгических мыслей , и, возможно , подвиг создает такое редкое окружение , обстановку , в которой пафос и торжественность обретают истинный смысл чего-то высокого . Хотелось бы акцентировать внимание на психологическом аспекте подвига . В душе человека он всегда сопряжен с самопожертвованием , осознанным обречением себя на муки , страданье благородства , эстетизм кипящей крови . Подвиг имеет очень много общего с искусством , где малейшая фальшь обретает на гибель целое здание или величественный монумент .

Наверное стоит привести пример подвига , этот пример не будет традиционным, обычным , но вспомним , разве все вы думали о том , что делал Мартын Эдельвейс , как о подвиге ? В этом отношении Набоков также не был традиционным , для него это было игрой , возможностью запутать читателя , поставить его в тупик . Для меня пример будет данью уважения , своеобразным пониманием поступка , который у других вызывал раздражение , злость , отторжение . В общем , был один человек , который обладал замечательным голосом , голос мог изменяться : становиться злым , радостным , печальным или задумчивым . Голос был как река , если перестать думать о насущных проблемах , о том , что нас окружает , можно погрузиться в него , и он понесет нас вдаль из неприглядных квартир , вплоть до того момента , когда щелчок серой кнопки не обрубит чарующую песню . Получилось так , что он попал в удачный коллектив , который вобрав и его талант стал чрезвычайно популярным , запестрел на изменчивых экранах бездушных ящиков . Наверное, магнетизм его таланта был чрезвычайно велик , иначе бы он не приобрел такой власти в коллективе , ведь следующие работы группы были полны его мягкого , задумчивого настроя . Это не оправдало интересов толпы , которое ждало от него исполнения в прежнем стиле : симпатичной диковатости , детского веселья . И он ушел , не потому что ему не нравилось то , что он делал раньше , не потому что он был плохого мнения о своих товарищах , просто он осознал существование глубокого внутреннего долга творца перед самим собой , долг совершенствования таланта , данного богом , более полного раскрытия , чего по-видимому в настоящих условиях совершить было никак нельзя . Ведь у каждого свой долг , свой путь , и на этот раз пути разошлись . Он очень сильно изменился , из пышноволосого красавца-принца превратился в тихого , медлительного немецкого господина с печальным взглядом . Судьба не стала предоставлять ему второго шанса , даже не второго , поговаривали , что он мог стать вокалистом в гораздо более именитой группе , но , как видно , у него были на все свои планы . Следующие его работы были крайне не популярны , он обанкротился , потерял доверие лейбла , перешел на другой . Каково же было мое удивление , когда я все-таки услышал эти два альбома , на едва найденной антологии . Это должно было стать классикой при жизни , этому должны были поклоняться подряд несколько поколений , а наш герой вместо того , чтобы почивать на лаврах , вынужден зарабатывать на жизнь в проектах , которые не стоят и половины , любого из сделанных им альбомов . Такой вот герой наш Эрни …


 

вернуться