Об Университете

 

В этом сочинении я постараюсь изложить свой взгляд на проблему студенчества, по крайней мере, думаю, у меня получится в общих чертах очертить это явление. От первого лица, так сказать. Как-то непривычно довольствоваться примерами, это уровень распространенных рыбацких историй. Хотелось бы найти нечто цельное и значимое, такое, чтобы прочитавший это, улыбнувшись, подумал: « Да, вот этот парень знает о чем говорит, попал в самую цель». Чтобы каждый в определенной мере почувствовал себя причастным к описываемому миру. Но так получается, что я оказался достаточно далек от колоритных реалий современного студенчества. Я ни разу не был в общежитии, никогда не участвовал в общих пьянках, редко бываю на университетских праздниках. Тут меня постигла неудача. Но и определить в чем состоит дух студенческой жизни, ее своеобразие, квинтэссенция я не в состоянии. Образ студента со времен средневековья претерпел множество метаморфоз. Тогда это было единое братство и чуть ли не отдельное сословие. Это было замечательной культурной средой, из которой вышли впоследствии знаменитые деятели искусства. Отдельный мир со своими собственными законами. В России звание студента было почетным и возлагало множество обязанностей на своего обладателя. Сегодня быть студент не значит ничего особенного. Получение высшего образования перестало быть чем-то престижным. Уверен, студентов было бы во много раз меньше, если бы отменили позорное ярмо военной обязанности. Сегодня получение образование служит как прикрытием от армии, так и для успешного устройства на работу, то есть из цели оно превращается в промежуточное звено, всего лишь в средство. Абсолютно ничего хорошего такая символьность никому не сулит, будут появляться подставные учебные заведение и будет процветать коррупция. Система с обратной связью пойдет не на пользу самим Вузам. Это отнюдь не попытка обвинять кого-то конкретного, но давайте проследуем дальше. Студент все больше и больше начинает походить на среднестатистического своего сверстника, что не слишком лестно студенту любого института, то тем более зазорно студенту МГУ. Это снобизм и элитарность, но вполне оправданные, если попытаться оценить, чем является наш Университет. По сути аналогов в России ему нет, он единственный и он первый. Возможно, по каждой из отраслей научного знания у него есть локальные конкуренты, но все это мелочи, это несерьезно. Университет возвышается над ними, как колосс, сочетая в себе гигантскую всеохватность и соответствующее качество обучения. В связи с этим неуютно чувствовать себя в кругу возрастающих амбиций второстепенных институтов, решивших воспользоваться начавшейся демократией в корыстных целях саморекламы и начав гордо именовать себя университетами. И никуда не деться от этой путаницы, мы теперь не одни! Все идет к тому, чтобы МГУ превратился в один из многих, а не оставался оплотом чистого знания. И вправду пафос становится неуместным, когда понимаешь, что соответствующее движение началось с обеих сторон: как грибы подрастают новенькие университеты, разве что не блестят, но и Университет идет навстречу общему невысокому стандарту. Мои обвинения смешны, но возможность проверить их наблюдением дана каждому. Кому нужно отличное здание новой библиотеки, если на учебные пособия, которые там должны будут выдавать сейчас нельзя смотреть без содрогания. Увы, но такое поведение кажется попыткой бросать пыль в глаза, бутафорией, потемкинскими деревнями. Все не к месту, все не к стати. Как говорил Александр Сергеевич: « И красивы вы не к стати и умны вы не впопад». Не лучше ли было пока обновить те же приборы в кабинетах практикума, и дешевле, и проблема насущнее, ближе. Но видимо масштаб не тот. Правительство перенимает маниакальную страсть Церетели к циклопичности. Похвально, та же страсть, видимо, овладело организаторами учебного процесса в Университете. Точное число факультетов, пожалуй, неизвестно самому ректору. Сидишь так, думаешь о высоком, а за это время факультет появился. Факультеты появляются, а вот место для них приходится искать рядом с другими, словно сирот расселять по семьям. Неполноценность и устарелость спортивного городка главного высшего учебного заведения страны не бросится в глаза только к слепому. По-моему, смешно говорить о том, что не могут играть, например, в волейбол, несколько групп разных ф-тов. Но настойчивости бюрократов не помеха даже законы естественных наук: с легкостью фокусников упихивают они несметное число в одно и то же время, в одном и том же месте. Впрочем, эти замечания, скорее пожелания, чем требования. Неурядицы носят количественный характер. Но если, по-хорошему, наша жизнь в МГУ замечательными удобствами не обставлена и обучение носит мирный, созидающий характер, то что же в таком случае составляет эмоциональный фонд нашего здесь существования? На чем зиждется ассоциативный образ Университета, что приходит нам сразу в голову при упоминании его имени? Ответ для каждого свой сводится к одному: на личных впечатлениях, связанных с проведенным здесь временем, самые яркие моменты вновь обретают реальность происходящего. Для меня, человека, родившегося и проживавшего в Москве, Университет связан с воспоминаниями детства. Прогулками по Воробьевым горам. И всегда поражала античная невозмутимость гранитно-мраморной облицовки зданий. Готическая воздушная завершенность Главного Здания с его симметрией, шпилем, идеальными пропорциями. В воскресенье здесь было тихо и празднично. Само здание прежде всего казалось достопримечательностью, памятником и уже потом местом обучения. 

Вспоминаются некоторые экзамены. Чрезвычайно поэтично проходил экзамен по истории в конце второго семестра. Летним вечером, с видом на заходящее солнце из окон пятого этажа. Экзамены трогательны и тем, что в такие моменты студенты своей тягой к знаниям начинают напоминать маленьких школьников. 


 

 


 

вернуться