Круговорот Пустоты

 

 

Любое сочинение начинается с оправдания в содеянном. Почему работа выглядит так, а не иначе? Зачем автор упомянул детали второстепенные, а на важнейшие вопросы ответить забыл? С подобного введения начну и я. Дело в том, что я несколько отвык за последнее время писать вне сюжетных рамок, на произвольную тему. Можно посоветовать написать план, но план художественного произведения (одно из которых я послал на параллельной конкурс в другой номинации) и план открытой темы разные понятия, в одном случае он – дитя фантазии, возникающее самопроизвольно, для того чтобы не упустить деталей, а в другом - сооружение, собранное из деталей конструктора – самоцель, основа будущего труда. К тому же осмысленность подобной темы вызывает сомнение, так как она чересчур расплывчата, и в моем случае студенческое бытие лишено особой духовности, которая могла бы сделать это предметом художественного рассмотрения, оно донельзя прозаично и скучно. Однако по своему характеру я несколько нелюдим, и потому жизнь моих собратьев-студентов для меня такая же тайна, как и местоположение Атлантиды или сказочного края Эльдорадо. Я не смогу подвести итог, сделать обобщение, важный вывод, вынести приговор поколению; передо мной на ладони жизнь лишь одного студента – автора этого эссе. Я расскажу, нарисую портрет моей жизни, упоминая преимущественно те детали, которые касаются обучения в Университете, пускай, даже косвенно. Но прежде, пользуясь случаем, хотел бы заострить внимание на одну неточность, часто мелькающее противопоставление "физики-лирики", упоминающееся в контексте и этого фестиваля. Это чистейшая профанация, она отдает дилетантством и любительщиной. Если человек вздумает употреблять такой оборот, то, наверняка, в оправдание собственной лени. Ведь человек, который не в состоянии выразить свои мысли в словесной форме, либо вовсе лишен этих мыслей, либо чересчур поверхностно знаком с родным языком. Что характеризует не с лучшей стороны специалиста как по гуманитарным наукам, так и по естественнонаучным дисциплинам.

Эту жизнь можно разбить на составляющие, упоминая только те из них, что важны для нас. Например, я не представляю себя без спорта, в частности, волейбола. Первые два курса я исправно посещал трехзальный корпус. Сейчас, на третьем курсе, стало сложнее. Факультативные тренировки проходят по четвергам и начинаются только в восемь вечера. Из-за этого домой я возвращаюсь около двенадцати. Кроме того по непонятной причине большая часть игроков приходит с ВМК, а на должность пасующего безраздельная гегемония этого факультета выражена еще более ярко. Я бы не сказал, что все сложности именно в этом, но с незнакомыми пасующими отсутствует взаимопонимание: они дают неудачный пас, ты не рискуешь, они начинают давать тебе реже – ты чувствуешь себя все более неуверенно и так далее, ты все полнее исключаешься из общей игры. Причем самое обидное – осознавать, что на самом-то деле ты играешь гораздо лучше и серьезнее, в чем я постоянно убеждаюсь, играя в субботу в родной гимназии. Чертовски обидно, когда тебя ни во что не ставят, кричат на тебя, а свои промахи считают верхом совершенства. Благодаря МГУ я познакомился с одним замечательным человеком. Летом, после окончания одиннадцатого класса, я ходил смотреть московский этап по пляжному волейболу в Серебряном Бору. Тогда я обратил внимание на профессиональную игру Леонида Калинина, который в том году занял третье место. Помимо этого он входил в состав молодежной сборной России по классическому волейболу, играл в клубе высшей лиге МГТУ 2 и дебютировал в суперлиге в составе основной команды МГТУ. На одном из первых занятий по волейболу в трехзальном я увидел кого-то очень на него похожего, только гораздо более высокого: под два метра. Я поздоровался, это, действительно, оказался Калинин: сказалась разница между положением в качестве зрителя и в качестве игрока на площадке. Кроме того игроки сильно утопали в песке босыми ногами. Кстати, летом 2005 года Калинин в паре с младшим из братьев Карпухиных занял первое место в финальном этапе чемпионата России, проходившем в Лужниках. Остается пожелать студенту химического факультета успешных выступлений на международной арене. Произошел со мной на первом курсе и другой случай. За некоторое время до описываемых событий я присутствовал на мачте Луч – Динамо-Москва и там дал фотографию с удачным ракурсом на подпись Тарасу Кхтею ( игроку МГТУ, Динамо, Факела, члену олимпийской сборной России), подарив ему такую же. И однажды утром я встретил его на станции метро Университет, поздоровался, напомнив случай с фотографией, после краткого разговора мы разошлись, но я еще долго находился под впечатлением от этой встречи.

Стоит также в контексте моего рассказа отметить абсурдность помещения лекций по психологии на четвертую пару в субботу. Об удобствах студентов в этом случае явно не думали. Но вот незадача: в нашей библиотеке был единственный (!) учебник по данному предмету, только для читального зала и сейчас находящийся на выставке. Данный факт вкупе с постоянным контрольными, которые с истинной проницательностью психологов размещались в начале и в конце пары, придавали моим мыслям грустный оттенок, когда я в очередной раз пропускал лекцию, чтобы поиграть в субботу. Все разрешилось продажей учебника, написанного лектором, за дикую цену в 170 рублей. Вот, что называется пирровой победой! Но своего я добился, ведь игра в субботу была для меня всем. Проникнувшись боевым духом французского Тура, одержавшим сенсационную победу в Лиге Чемпионов 2004-2005 над колоссом греческого Ираклиса, я сам возжаждал подвигов и как-то на втором курсе вместе с занятиями волейболом в Университете проиграл в общем счете в субботу около пяти часов. После чего на неделю слег от переутомления. А перенервничав вовремя пятой игры белгородского Локомотива в финале ЧР с московским Динамо, я в весьма странной форме сдавал зачет по конденсированному состоянию вещества: постоянно отходил в читальный зал, зажимая нос, из которого текла кровь, платком. 

Другая не менее важная часть моей жизни – литература. В ограниченных размерах сочинения едва ли стоит распространяться на тему моих пристрастий. На семинаре по ядерной физике, когда впервые было упомянуто о кварках, преподаватель, говоря о происхождении этого термина, спросил не читал ли кто-нибудь из нас "Улисса" Дж. Джойса. Я промолчал, как и все одногруппники, хотя, конечно, читал этот роман; во-первых, я не люблю красоваться и позиционировать себя в чьей-либо роли. Во-вторых, и примечательного в этом немного: "Улисс", за много десятков лет, прошедших со дня его написания усилием интеллигенции, прессы и еще бог знает чего стал произведением общедоступным и чересчур расхваленным. Между прочим, никто сейчас и не подумает в одном ряду с ним упоминать "Петербург" Белого, что исторически несправедливо с точки зрения происхождения постмодернизма. Потом, пожалуй, прошла та эпоха, когда я творил для себя кумиров из многочисленных экспериментаторов двадцатого века. И ныне вместо Кафки, Пруста, Борхеса, Касареса, Кортасара, Маркеса, Павича, Кундеры, Голдинга и Апдайка я предпочитаю перечитывать "Божественную комедию", открывать для себя еще непрочитанные шедевры Шекспира, По, Сервантеса, Гете. Из новой отправной точки я смогу отправиться в путешествие обновленным, более опытным читателем. Анекдотическим фактом покажется и способ, котором я достаю большинство из этих книг: делаю вид, будто беру в детской библиотеке их для своего брата из девятого класса, на его соответственно читательский билет. И эта библиотека отличается очень высоким уровнем обслуживания: за десять минут найдут по списку все, чего вам не пожелается.

Вечером, по вторникам, меня можно застать на биологическом факультете МГУ. С восьмого класса я начал заниматься в кружке Гидробиологии. С помощью практикума определял моллюсков по раковинам, глядя в бинокуляр, различал насекомых: стрекоз, поденок, жуков, клопов, веснянок, ручейников и других обитателей водоемов. Достаточно увлекательное занятие в сочетании с редкой красотой отдельных видов бентоса заставляли меня просиживать возле настольных ламп порой до девяти вечера. Сейчас я заострил свое внимание, в основном, на водолюбах и плавунцах и значусь соавтором одной статьи, изданной в сборнике кафедры. Помимо определения зафиксированных образцов мы организуем однодневные выезды в Подмосковье для сбора проб и походы на несколько недель с сачками, пинцетами и флаконами с формалином.

Также я достаточно давно интересуюсь рок-музыкой, в основном, классическим роком, прогрессивным роком и хард-роком 70-ых годов. Название исполнителей многим ничего информативного обо мне не сообщит; упомяну о той группе, которая сообщила мне импульс, в направлении которого я движусь и по сей день. Это несравненные Queen. Вообще, я слушаю, наверное, чересчур много музыки: в месяц в среднем по 40 новых альбомов. К этому меня располагает обилие свободного времени из-за чудной планировки нашей жизни. В частности, этим забавляю я себя по Четвергам, когда дожидаюсь волейбола, потому что добраться до дома и обратно и заняться там чем-нибудь конструктивным мне не позволит время. Поездка в один конец занимает полтора часа. Регулярно (разумеется, не по обязанности) посещаю концерты зарубежных музыкантов. В конце первого курса я плюнул на незачет по информатике и пошел на концерт Amorphis, после чего все образовалось как-то само: на итоговое занятие не пришел администратор сети и после нескольких часов напрасного ожидания зачет мне поставили просто так. Знаменательный концерт Whitesnake в ноябре 2004, проходил в ледовом дворце Лужников. В то время было достаточно тепло и внутрь мы прошли без курток, кроме того на мне были легкие кожаные ботинки с перфорацией. Еще в середине концерта я начал ощущать себя странно, почему-то мерзли ноги, как будто в зале холоднее, чем на улице. Объяснялось все халатностью организаторов, которые ограничились тем, что застелили хоккейный лед тонким ковриком. В результате я заболел на несколько недель воспалением легких. Кроме таких неприятных случаев бывают достаточно любопытные. В начале первого курса я переписывался на немецком с Ули Кушем из Германии: знаменитым барабанщиком, игравшем в таких всемирно известных составах, как Helloween, Gamma Ray, Masterplan. Забыл упомянуть такое свойство моей памяти, многие места на территории МГУ ассоциируются у меня в памяти со определенными мелодиями, так, например, КНО вызывает у меня в памяти предпоследний альбом Deep Purple "Bananas".

В свободное время люблю кататься на велосипеде. Пока он ни разу не ломался, амортизаторы и все остальное работает исправно. Ностальгия со школьных времен. Люблю ставить рекорды скорости, благо у меня спидометр расположен на руле. Часто катаюсь без рук по стадиону районной школы. Трюкачеству сопутствует состояние блаженной расслабленности, как полет или сон, погружение в волшебную мечту. Зимой предпочитаю лыжи, ими я занимался около 3 лет. На первом курсе приходилось доказывать свое мастерство на обязательной лыжной прогулке. К сожалению, достались мне чьи-то адские лыжи, по консистенции больше напоминающие рельсы, поэтому вместо конькового хода приходилось заниматься какой-то клоунадой. В гимназии любил поиграть в бадминтон и занимался регулярно, разумеется, хотел пристроиться к университетской секции, но чутку припозднился и, когда пожелал все-таки начать посещения секции, встретился с неприятием дикой старушки. Та, демонстрируя неземную проницательность, попросила продемонстрировать, как я держу ракетку, не глядя на предложенный вариант, отправила меня погостить к чертовой матери. Что и говорить весомый был довод!

Другой основополагающий стержень моей жизни, как бы поскромнее сказать, то что я пробую и сам писать рассказы, статьи. Не помню, когда во мне что-то сместилось и заставило взяться за сочинение. Случилось это под вдохновением творчества одного из лучших русских писателей В. Набокова. Я был заворожен их стройностью, четкостью, отсутствием в его прозе угловатостей. Самые сложные ощущения, мысли, чувства он мог переложить на бумагу. Пытаюсь аккумулировать и я впечатления бытия моей простой жизни студента. 

 

 


 

вернуться